ТЕМА: Строение индивидуальной деятельности человека
ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения
I.Проблема деятельности в отечественной психологии Теория деятельности А.Н. Леонтьева:
1.Сравнительный анализ деятельности человека и активности животных.
II. Структура деятельности (психофизиологический уровень, уровень операций, уровень действий, уровень деятельностей).
1..Мотивоционно-потребностная сфера (характеристика мотивов и потребностей)
2.Операционно-техническая сфера (характеристика действий и операций).
III. Внутренняя деятельность.
ЗАДАНИЯ:
1. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 ( 1).
2. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 ( 1).
3.. Придумать примеры деятельности человека и проанализировать их по уровням.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1988, с. 95-108 (2,4),109-128) (1,3).
2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 ( 1)
Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 ( 1).
ТЕМА: Мозг и психические процессы
ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения
I. Проблема соотношения психической деятельности и материальной основы (мозга).
Принципы функциональной организации человеческого мозга. Теория функциональных систем П.Анохина.
II. Строение головного мозга (Основные отделы мозга и их психические функции)
Ш. Проблема локализации высших психических функций. Теория трех блоков мозга А.Р. Лурия:
· блок тонуса или энергетический блок;
· блок приема, переработки и хранения информации;
· блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
IV. Принцип латерализации (асимметрии) в работе больших полушарий.
ЗАДАНИЯ:
I. Законспектировать:
- Е.П. Ильин. Дифференциальная психофизиология СПБ. -2001. – с.273-277; 279- 293.
- 3.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под.ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 –с.47-56.
3. М.М. Безруких. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екат. -2003. - с.20-30.
4. Хрестоматия по нейропсихологии – М. -1999. – с. 63-69, 73-82.
(ксероксы статей в метод. Каб.)
Проанализировав предложенную литературу и заполни таблицы:
1.Строение головного мозга
Отдел г.м. | строение | положение | функции |
2. Проблема соотношения психических процессов и мозга.
(исторический аспект)
период | суть понимания проблемы (носитель психического) | методы исследования | представители |
3. Теория трех блоков (А.Р. Лурия)
Отдел (блок) | строение | функция | нарушения |
4. Межполушарная асимметрия
Название полушария | Реализуемые психические функции | нарушения |
Правое полушарие | ||
Левое полушарие |
II. Дать определение понятиям:
Межполушарная асимметрия, ЦНС, периферическая н.с., рефлекс, функциональная локализация ВПФ, симпатическая н.с., парасимпатическая н.с., ассоциативные сенсорные, моторные зоны, синапсы, рефлекторная дуга, латерализация, лимбическая система, ретикуляторная формация, теория трех блоков.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 25-70.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 18-23.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под.ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 –с.47-56.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.2., с. 246-262.
5. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екат. -2003. - с.20-30.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология СПБ. -2001. – с.273-277; 279- 293.
7. Лурия А.Р. Мозг и психика//Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с. 83-92.
8. Краткий психологический словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. -1985.
9. Хрестоматия по нейропсихологии – М. -1999. – с. 63-69, 73-82.
ТЕМА: Психология личности
ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения
1. Основные подходы к изучению понятия «личность» в зарубежной психологии:
· Диспозициональная теория личности Г. Олпорта. Структурная теория черт личности Р. Кеттела
· Психоаналитическая теория личности З.Фрейда;
· Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
· Феноменологический подход А. Маслоу, К. Роджерса.
2. Понятие личности в отечественной психологии:
Понятие «Личность» в концепции С.Л. Рубинштейна: направленность, установки, потребности, интересы, идеалы. Понимание личности в исследованиях А.Н. Леонтьева.
3. Методы изучения личности.
ЗАДАНИЯ:
1.изучить литературу
2.выписать определения понятий: личность, индивид, индивидуальность, человек, структура личности, направленность личности, установки, потребности, интересы, идеалы.
3. Сделать выписки из литературы по каждой психологической школе.
Заполнить таблицу
Автор, название теории | Понятие личности в рамках данного подхода | Источник активности Sb (объяснительный принцип) | Угол зрения на личность: структура личности (описать структуру, если она есть), или динамику (стадии развития). | Возрастной диапазон развития личности | |
Структура | Динамика развития личности | ||||
Психодинамическая теория З.Фрейда | |||||
Эпигенетическая теория Э.Эриксона | |||||
Диспозициональное направление Г Олпорта | |||||
Гуманистическая теория А. Маслоу К. Роджерса | |||||
С.Л. Рубинштейн | |||||
А.Н. Леонтьев |
4. Привести примеры по каждой теории
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.470 – 503.
2. Немов Р.С. Психология. Т1. – М., 1995 – с. 284 – 302.
3. Немов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.34-38.,38-44,134-220, 306-335.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М, 1989, т.2, с.103-122.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды – М.: Межд. пед. академия, 1995 – с.56 – 68, 69 - 121
6. Годфруа Ж.Что такое психология? Т2 – М., 1996 – с 29 –46
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1975 – с. 159 – 234
8. Маслоу А Самоактуализация Психология личности. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея – М., 1982 – с.108-117Психологический словарь/ ред. Карпенко, Петровского – М.: Политиздат, 1985 – 431 с.
9. Фрейд З. Психология бессознательного, М., 1989, с.425-439.
10. Хьелл Л, Зиглер Д Теории личности С-П, 1997, с.с.20-35,112-127, с. 199-206, с.235, с. 273-280, с307-311. (ко 2 вопросу)
Общая психология