КАДАНКОВА Н.Н. Ануфриева И.М
КАДАНКОВА Н.Н. Ануфриева И.М
Методические рекомендации для студентов
1.Задания для подготовки к семинарам и лабораторным работам
Практическое занятие № 1.
ТЕМА: Методы психологического исследования
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
I. Общая характеристика психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии (заполнить табл. 1-2).
II. Общая характеристика психологического исследования:
a) методологические принципы психологического исследования (понятие, характеристика)
b) основные этапы исследования, методы психологического исследования (Б.Г. Ананьев). (Заполнить табл.3)
III. Эмпирические методы психологического исследования (заполнить табл.4)
a) наблюдение как метод психологического исследования; основные требования к организации наблюдения;
b) эксперимент, виды эксперимента;
c) метод тестов;
d) опрос, основная характеристика различных видов опроса;
e) моделирование.
ЗАДАНИЯ: 1. Установить взаимосвязь психологии с другими науками
Таблица 1
Психология | Другие науки | Основные точки соприкосновения | Идея, заимствованная для развития психологического знания |
Например | биология | Человек -биологический вид | идея эволюционного учения Ч.Дарвина |
Таблица 2
Охарактеризуйте основные отрасли психологии
Название отрасли | Краткая характеристика предмета изучения |
1. Составить схему этапов психологического исследования (Табл.3)
Название этапа исследования | характеристика этапа | Методы исследования | Характеристика метода |
2. Заполнить таблицу 4 для всех эмпирических методов:
Название метода ( дать понятие) | Основная характеристика метода (свойства, виды) | Достоинства метода | Недостатки метода |
3. Дать определение следующим понятиям: психологическое исследование, методология исследования, метод, гипотеза, наблюдение, эксперимент, тест, опрос, анкетирование, интервьюирования, моделирование, проективный метод, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографический метод, генетический метод, лонгитюд, сравнительный, комплексный метод, метод срезов, валидность, репрезентативная выборка.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.-с.24-39.
2. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с.11-23. или Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С.12 -36.
3. Общая психология: В 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. – М., Академия, 2005, с. 59-85.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 110-117;125-126.
2. Краткий психологический словарь /Под ред А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, М., 1985. – С.18, 23, 31,61, 80, 122,160, 169, 177, 186, 322, 354, 403, 404.
3. Общий практикум по психологии. Метод наблюдения / Под ред. М.Б. Михалевской – М., 1985.
Практическое занятие № 3
ТЕМА: Индивидуально-типологические особенности личности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Понятие темперамента:
· типы темперамента;
· темперамент и тип высшей нервной деятельности (свойства темперамента);
· темперамент и стиль деятельности.
2. Понятие характера:
· биологические предпосылки и прижизненное формирование характера
· понятие акцентуации характера
· основные типологии акцентуаций характера ( А.Е. Личко; К. Леонгард)
· психопатии
· характер и личность; темперамент и характер.
3.Понятие о способностях.
· механизмы формирования и развития способностей;
· способности, задатки и индивидуальные различия людей .
· талант
ЗАДАНИЯ:
1.Познакомится с литературой.
2.Заполнить таблицу:
Основные понятия | Понятие | Основные виды (классификация) | Методы исследования |
Темперамент | |||
Характер | |||
Способности |
3.Заполнить таблицу «Акцентуации характера»
Тип акцентуации | Основные характеристики | Сложности развития и поведения |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М, 1988, с.234-281.
2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 535-551, 553-562, 567 -581. или
- Немов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.354-387, 408-436, 450-497
4. Психология // Под ред. Петровского 2001, М. С.401-460.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997, с.397-406.
6. Леонгард К Акцентуированные личности /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с. 360-367.
7. Мерлин В.С. «Отличительные признаки характера». /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с.172-179.
8. Небылицын В. Д. Темперамент . /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,с. 352-360.
9. Павлов И.П. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности животных и человек. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000, С. 160-163.
10. Теплов Б.М. Способности и одаренность. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,262-273.
2. Задания для самостоятельного изучения
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М, 1988, с.37-47,64-65, 129-139.или Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов –на-Дону, 2000, С.46-59, 68-71, 83-88. ИЛИ (лучше) Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М, 1995, с50-56-66, 72- 75; 106-127, 189, 193,195, 210, 214-215, 252-258, 272,277- 289,326-, 332, 338.
2. Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. ред В.В. Петухова, М, 2001 Вундт В. Сознание и внимание (52-68); Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста (116 -120) Уотсон Дж. Бихевиоризм (120 -128); Фрейд 3. Сознание и бессознательное (164 -169).ИЛИХрестоматия по истории психологии, 1980 с.17, 34-44 (Уотсон), 83,98-99,102-110,117-120 (Вертгаймер, Келер), 146-148, 184-188 (Фрейд).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Джемс У. Психология.- М, 1988, с. 56-72.
4. Фрейд З. Я и Оно /Психология бессознательного. М., 1990, с.425-440.
5. Фрейд З.Психопатология обыденной жизни / Психология бессознательного. М., 1990, с.202-310.
6. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. //Хрестоматия по общей психологии. Психологии мышления /Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, с.235-255.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988, с.162-189.
2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, с.23-65.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 19-52.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1981, с.18-24, 49-60, 219-249-261,261-263,277-284.
5. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных \\ Хрестоматия по психологии под ред. А.В. Петровского., М., 1987, с.62-68.
6. Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания человека. // Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. Ред. В.В. Петухова, М, 2001, с.377-384.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М, 106-146, 156-164,167-169.
ЗАДАНИЯ:
1. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 ( 1).
2. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 ( 1).
3.. Придумать примеры деятельности человека и проанализировать их по уровням.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1988, с. 95-108 (2,4),109-128) (1,3).
2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 ( 1)
Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 ( 1).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 25-70.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 18-23.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под.ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 –с.47-56.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.2., с. 246-262.
5. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екат. -2003. - с.20-30.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология СПБ. -2001. – с.273-277; 279- 293.
7. Лурия А.Р. Мозг и психика//Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с. 83-92.
8. Краткий психологический словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. -1985.
9. Хрестоматия по нейропсихологии – М. -1999. – с. 63-69, 73-82.
ТЕМА: Психология личности
ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения
1. Основные подходы к изучению понятия «личность» в зарубежной психологии:
· Диспозициональная теория личности Г. Олпорта. Структурная теория черт личности Р. Кеттела
· Психоаналитическая теория личности З.Фрейда;
· Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
· Феноменологический подход А. Маслоу, К. Роджерса.
2. Понятие личности в отечественной психологии:
Понятие «Личность» в концепции С.Л. Рубинштейна: направленность, установки, потребности, интересы, идеалы. Понимание личности в исследованиях А.Н. Леонтьева.
3. Методы изучения личности.
ЗАДАНИЯ:
1.изучить литературу
2.выписать определения понятий: личность, индивид, индивидуальность, человек, структура личности, направленность личности, установки, потребности, интересы, идеалы.
3. Сделать выписки из литературы по каждой психологической школе.
Заполнить таблицу
Автор, название теории | Понятие личности в рамках данного подхода | Источник активности Sb (объяснительный принцип) | Угол зрения на личность: структура личности (описать структуру, если она есть), или динамику (стадии развития). | Возрастной диапазон развития личности | |
Структура | Динамика развития личности | ||||
Психодинамическая теория З.Фрейда | |||||
Эпигенетическая теория Э.Эриксона | |||||
Диспозициональное направление Г Олпорта | |||||
Гуманистическая теория А. Маслоу К. Роджерса | |||||
С.Л. Рубинштейн | |||||
А.Н. Леонтьев |
4. Привести примеры по каждой теории
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.470 – 503.
2. Немов Р.С. Психология. Т1. – М., 1995 – с. 284 – 302.
3. Немов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.34-38.,38-44,134-220, 306-335.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М, 1989, т.2, с.103-122.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды – М.: Межд. пед. академия, 1995 – с.56 – 68, 69 - 121
6. Годфруа Ж.Что такое психология? Т2 – М., 1996 – с 29 –46
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1975 – с. 159 – 234
8. Маслоу А Самоактуализация Психология личности. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея – М., 1982 – с.108-117Психологический словарь/ ред. Карпенко, Петровского – М.: Политиздат, 1985 – 431 с.
9. Фрейд З. Психология бессознательного, М., 1989, с.425-439.
10. Хьелл Л, Зиглер Д Теории личности С-П, 1997, с.с.20-35,112-127, с. 199-206, с.235, с. 273-280, с307-311. (ко 2 вопросу)
Общая психология
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007. – С.373 -391,392 -414, 456 -468.илиНемов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.517-551,560-613
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.,2001, с.233-251.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995, с. 193-202, 162-168.
5. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : В 2 томах.- Т.2, _., 1989, с. 182-211.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.511-534.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 101-123,189-195, 201-206,. Или избранные психологические труды. - М., 1983. - Т2. – С. 153-165, 204-209, 211-215 (к вопросу 3)
3. Немов Г.С. Психология. - М., 1992. - Т.1. - С. 389-431 или Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2001. – С. 369-391.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Годфруа Ж. Что такое психология. - 1992, Т.1. – С. 239-257.
2. Буллит У, Фрейд З. Представление о мотивах личности в психоанализе //Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. – С. 171-182.
3. Зейгарник Б. В. Понятие квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина. // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.182-195.
4. История зарубежной психологии. Тексты - М., 1986. - С .75-95, 142-170.
5. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С. 57-80.
6. Маслоу А. Теория человеческой мотивации / / Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.238-258.
7. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. - С..211-224
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2. Общая психология // Под ред. Петровского, М.,1986, С. 215-229 или Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов на Дону 2001, С.226-230.;
3. Реан А.А. Психология личности –СПб, Питер,2013.- С.35-49.55-68
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс Р. «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс) С.30-47,61-64, 97-113.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997 Психологическая защита с.289-340
3. Прихожан А. Психологический справочник неудачника. М., 1994 с.99-118.
4. Столин В.В. Самосознание личности – М., 1984
Задания к контрольной работе
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Задание к контрольной работе
Тема:
Познавательная сфера человека
Задания:
I. «Познавательная сфера человека».
Провести сравнительный анализ всех познавательных процессов по следующей схеме:
Процесс (его определение) | Функции данного процесса (роль в жизнедеятельности человека) | Виды процесса (с определением и примерами) | Свойства, качества (определения и примеры) | Методы исследования (привести конкретные психодиагностические методики, которые позволяют изучать свойства и виды процессы) |
2 Выбрать два из познавательных процессов и проанализировать особенности развития данного познавательного процесса у себя. Для этого в практикумах и сборниках тестов (не глянцевых журналах!!!!!) по психологии подобрать по 5-7 методик на 1 процесс (на разные виды, свойства; в описание указать название методики, ее цель, инструкцию и провести данные методики на себе, приложить протоколы с выполнением тестов (А НЕ САМИ МЕТОДИКИ) проанализировать полученные результаты и описать их, и попытаться объяснить почему результаты по методикам у вас такие, сделать выводы)
Литература
1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии СП-б, 2001.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПБ: Питер, 2007. – 583 с.
3. Немов Р.С. Психология [Текст]: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник. – 2001, 2002, 2003, 2005, 2007 – 688 с.
4. Психология. Словарь / под. ред. А.В.Петровского и др. – М.: Политиздат. - 1985.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов –на Дону, 2001.
Б. дополнительная литература:
6. Гамезо М. В. Атлас по психологии [Текст]: информационно- методическое пособие к курсу "Психология человека" /М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 1999, 2003. - 276 с.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М., 2001 г.
8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, 2001. – С. 149 -202.
9. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 1982.
10. Психология личности. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 1982.
11. Психология. Словарь / Под общей ред. Карпенко, А.В. Петровского – М.: Политиздат, 1985.
12. Хрестоматия по психологии / Под. ред. А.В. Петровского, М., 1987.
13. Хрестоматия по вниманию /Под. ред А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я.Романова. – М., 1976.
14. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под. ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова – М., 1981
15. Психология памяти. Хрестоматия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова– М., 1998.
16. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимов, и др.– М., 1999г.
КАДАНКОВА Н.Н. Ануфриева И.М
Методические рекомендации для студентов
1.Задания для подготовки к семинарам и лабораторным работам
Практическое занятие № 1.