Упражнения на взаимное понимание
перейти к оглавлению
Упражнение "Унисон"
Вариант 1
Участники разбиваются по парам. Каждая пара пытается достичь совпадения при одновременном произнесении слов с одинаковым началом и разным окончанием. Для этого могут быть использованы, например, следующие пары слов: паро-ход–паро-воз, само-кат–само-лет, верто-лет–верто-прах и т. д.
Вариант 2
Участники играют в парах. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев, не сговариваясь предварительно. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та, которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд. Остальные участники при этом играют роль экспертов, стремящихся определить, нет ли у выступающей пары каких-либо скрытых средств общения, помогающих достигать согласия.
Вариант 3
В игре используются монеты, по одной для каждого участника. Сначала, разбившись на пары, участники тренируются в том, чтобы одновременно, без предварительной договоренности, выкладывать свои монетки одной и той же стороной. Поскольку это не игра в "орла и решку", каждый играющий выкладывает монеты не вслепую, а выбирая свой вариант для очередной попытки.
Второй этап игры – это соревнование пар, где демонстрируется умение выкладывать монетки одной и той же стороной, не сговариваясь. Победителями считаются те, кто достигает максимального числа совпадений. Зрители же стремятся понять, за счет чего каждая пара добивается успеха.
Упражнение "Какая рука горячее"
Группа разбивается на пары. Один из партнеров в каждой паре внутренними усилиями, самовнушением пытается слегка поднять температуру одной из своих ладоней или охладить другую. Когда это, по его мнению, получилось, он дает знак напарнику, который, ощупывая ладони партнера, должен определить, какая из ладоней горячее. После этого партнеры меняются ролями.
Упражнение не только развивает тактильную восприимчивость, но позволяет тренировать навыки саморегуляции.
Упражнение "Разговор больших пальцев"
Группа распределяется по парам. Партнеры выставляют вперед навстречу друг другу свою правую руку. Большие пальцы начинают разговор друг с другом. Во время разговора они могут толкать и поглаживать, подковыривать и подпихивать, нежно обвивать и уродливо прогибаться друг перед другом. Возможности для импровизации здесь есть.
В первой части игры ведущий задает темы общения, например, такие:
– пальцы встретились, заинтересовались друг другом и начали знакомиться;
– пальцы познакомились и договариваются о том, где и как они проведут сегодняшний вечер;
– пальцы не договорились и поругались. Они бранятся;
– пальцы обиделись друг на друга;
– пальцы ищут возможности помириться;
– пальцы помирились.
Во второй части игры ведущий предлагает пальцам обменяться какой-либо информацией, завести разговор на какую-нибудь тему. Через фиксированное время, например, одну минуту, партнерам предлагается выяснить друг у друга, как они поняли взаимные сообщения.
Во время обсуждения игры участникам можно предложить поделиться впечатлениями о полученном опыте, а также своими соображениями о том, что способствует, а что препятствует взаимопониманию.
Игра "Сиамские близнецы"
Участники игры распределяются по парам. Задание заключается в том, чтобы сделать как можно больше шагов в положении, при котором два участника изображают сиамских близнецов. Для этого оба участника, выбравшие друг друга, встают рядом, плечо к плечу, расставив ноги на ширину плеч так, чтобы стопой одной ноги соприкасаться со стопой партнера. Эти две "внутренние" для пары ноги объявляются "сросшимися" на время игры. Затем участники, поддерживая друг друга и следя за тем, чтобы их "внутренняя общая нога" не распалась, должны прошагать как можно больше.
Игра приобретает более острый характер, если каждый участник попытается походить таким образом со всеми членами группы по очереди.
В этом случае появляется возможность сравнить, с кем из партнеров удалось легче и быстрее достичь взаимопонимания. Процедура такого выяснения вносит обострение в межличностные отношения участников. Поэтому ведущий, сообразуясь с ростом открытости, развитием взаимного доверия, обнаруживаемыми в группе, может провести процедуру обмена впечатлениями либо в анонимной, либо в явной форме.
При любом варианте обмена впечатлениями следует не забыть предложить высказаться каждому участнику. Суть обсуждения сводится к рассказам о способах, которые использовал тот или иной участник для достижения цели. Если группа пошла на то, чтобы открыто выделить участника, с которым легче всего было найти взаимопонимание, то полезно дать возможность быть услышанным сначала самому "неудобному", затем самому "удобному" для большинства партнеру, а уж после – всем желающим.
Нередко удобным партнером становится тот, кто сразу начинает командовать, брать на себя роль ведущего в паре, или, наоборот, тот участник, кто опять же, без долгих препирательств, берет на себя роль ведомого, требуя, чтобы "сиамской ходьбой" командовал партнер. Но самым удобным для всех партнером в этой игре,, как правило, оказывается тот участник, кто не просто быстро объявляет о своей желаемой роли в паре –- ведущего или ведомого, – а готов легко выполнить любую из них в зависимости от желания партнера.
Таким образом, это упражнение, казалось бы, непонятное по смыслу, может при уместном его использовании дать полезный опыт быстрого достижения взаимопонимания и высветить некоторые личные барьеры общения у членов группы.
Упражнение "Рукопожатие вслепую"
Один из участников стоит, закрыв глаза и слегка протянув вперед руку для рукопожатия. Все остальные члены группы по одному подходят к нему и молча здороваются с ним за руку. От тех, кто подходит для рукопожатия, требуется по возможности сдержанно пожимать протянутую руку, стараясь не делать свое рукопожатие каким-то особенным.
А тот участник, который стоит и принимает рукопожатия вслепую, должен, сообразуясь со своими внутренними ощущениями, впечатлениями, даже прихотями и капризами чисто эмоционального характера, провести распределение всего потока здоровающихся анонимов на три группы. Эти три группы можно, в зависимости от контекста тренинга, называть по-разному. Например, начальники–подчиненные– коллеги. Или: родитель – взрослый – ребенок.
Игра носит прежде всего диагностический характер. Если участник, который вел распределение здоровающихся с ним, сумел-таки отдаться на волю своих ощущений, эмоциональных впечатлений и в значительной мере уйти от рационального анализа ситуации (например, от невольного подсчитывания количества людей, накапливающихся в той или иной подгруппе), то, открыв глаза, он обнаружит, как он воспринимает себя в группе. При этом можно опираться на следующие соображения. Если самой многочисленной оказалась группа "начальников – родителей", то участник ощущает себя в группе ребенком, маленьким человеком, подчиненным. Если самая большая группа "подчиненных – детей", то наоборот. Третий вариант свидетельствует о позиции равенства, которую реально занял игрок по отношению к другим участникам. Если у кого-либо из участников все три группы оказались равными по численности, это означает, что для такого участника данная игровая процедура не стала диагностической либо он не склонен к застреванию на какой-то из трех перечисленных позиций.
При обсуждении итогов игры ведущему не рекомендуется подталкивать участников к глобальным жизненным обобщениям относительно их привычной позиции в жизни. Полезно не проявлять энтузиазма на эту тему, а, наоборот, сомневаться в их достоверности. Ведь действительно, чем глобальнее, чем шире обобщение, тем оно не только менее достоверно, но и менее информативно, менее полезно. Хлеб для практикующего психолога – это не обобщение, а подробности. Поэтому полезнее обсудить сильные, защищенные и слабые, уязвимые стороны каждой из трех позиций. Конечно, здесь напрашиваются параллели из трансакционного анализа. Использовать их или нет – дело вкуса ведущего.
У этого игрового упражнения есть некоторое продолжение. Оно возможно, если в роли принимающих рукопожатие с закрытыми глазами побывало большинство участников группы. Тогда почти каждый из участвующих в игре сможет обнаружить, куда чаще всего он попадал – в группу "начальников–родителей", "взрослых–коллег" или "подчиненных–детей". Эта информация может стать пищей для личных размышлений и темой обсуждения.
Диагностический эффект игры очевиден. Коррекционный эффект игры в том, что она создает предпосылки для "раскачивания", "размягчения" привычно предпочитаемых позиций, занимаемых человеком в общении. Появляется возможность для рефлексии, самоанализа, поиска и освоения индивидуальных путей расширения личного ролевого репертуара.
Игра "Радость узнавания"
Эту игру уместно предлагать, когда участники тренинга перезнакомились, составили некоторые впечатления друг о друге и все узнают уже каждого по именам.
Игра заключается в том, что все играющие завязывают себе глаза (или просто закрывают их, договорившись не нарушать условия) и передвигаются на ощупь. Столкнувшиеся участники игры ощупывают друг друга, исследуя пальцами попавшегося партнера, и вслух высказывают свои взаимные догадки о том, кто бы это мог быть. Затем одновременно открывают глаза и проверяют свои предположения.
Как правило, игра проходит довольно весело. Она может быть полезна для настроя группы на какую-либо другую, основную игру.
Обсуждение итогов игры можно и не проводить, ограничившись обменом впечатлений.
Нередко в качестве чего-то похожего на общий вывод самими участниками игры резюмируется соображение о том, что такой телесный, тактильный, контакт, изолированный от остальных каналов восприятия, помог некоторым из них дополнить представления о других играющих, обнаружить уже родившиеся установки, ожидания, штампы восприятия по отношению к некоторым членам группы.
Можно поинтересоваться, кому из участников сколько человек удалось правильно угадать, затем выявить чемпиона и предложить ему поделиться своим секретом проницательности.
Препятствиями к участию в игре оказывается нежелание некоторых членов группы подставлять свое лицо и отдельные части тела под руки играющих. Причины здесь могут быть и гигиенического, и психологического характера. Если, по ощущениям ведущего, группа испытывает дефицит в легких, положительных игровых настроениях и состояниях, то для того, чтобы не топтаться, не застревать на предварительных обсуждениях типа, что и как можно сделать, а что не делать во время игры, что дает игра, зачем это нужно и т. д., можно предложить участвовать в игре только желающим. Кроме того, можно ограничить взаимные ощупывания некоторыми запретами. Действительно, не так уж и трудно увернуться, отвести руку, неожиданно схватившую тебя, например, за нос. Такое обращение создает дополнительные возможности для взаимных догадок о человеке. Наконец, можно вообще ограничиться ощупыванием только рук. Если же ведущий чувствует, что групповые занятия постепенно превращаются в игровые развлечения и межличностные отношения в группе не развиваются, вытесняясь ритуальными, что уменьшает возможности для анализа ситуаций, то будет полезно остановиться на обсуждении дальнейшей игры. Здесь участники получают возможность в ходе обсуждения предстоящей игры вступить в свободные, реальные, а не регламентированные игровой процедурой отношения. Часто это обсуждение обнажает доселе скрытые межличностные конфликты, назревшие в группе, способствует прояснению отношений между участниками.
Игра "Общий язык"
Группа разбивается на тройки. Каждые три игрока должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у каждого ограничены. Среди троих договаривающихся один сидит с завязанными глазами и неподвижен. Другой онемел и также неподвижен. Третий также лишается права разговаривать, вдобавок у него завязаны глаза.
Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения тройка должна договориться до чего-то за минимальное время. Допустимо сочинить скрытые задания каждому участнику и дать предварительно ознакомиться с ними. Возможно проведение игры всеми тройками одновременно, а можно предлагать выступать тройкам по очереди. Обсуждение можно строить вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.
Кроме того, здесь очевидны параллели, сравнения с настоящими жизненными ситуациями, в которых по каким-либо причинам люди не в состоянии договориться и где возникает впечатление, что говорят они как слепой с немым.
В качестве дополнительной информации психолог может рассказать участникам о ведущих репрезентативных системах, описанных в работах Вирджинии Сатир, идеи которой использовали разработчики нейролингвистического программирования.
Упражнение "Слепой и поводырь"
Группа распределяется попарно. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, а другой – ведущего. Ведомый завязывает себе глаза. После этого ведущие коллективными усилиями быстро меняют местонахождение мебели (стульев, столиков и т. п. ), находящейся в комнате. Например, все стулья сваливаются кучей в центр. После этого ведущие возвращаются к своим ведомым. Задача ведущих состоит в том, чтобы познакомить своих ведомых с особенностями видоизмененного пространства комнаты. Причем объявляется запрет на любые звуки, и прежде всего на речевое общение. Ведущие должны провести своих подчиненных по самому сложному маршруту в комнате. Участники могут не только перелезать через нагромождения из стульев, но и передвигаться по столам, подоконникам, протискиваться за отодвинутыми шкафами и проч. Игра ведется либо на время, либо на выполнение задачи – преодоление конкретного набора препятствий. Затем участники меняются ролями, и все повторяется вновь.
У игры два условных уровня эффектов. Первый уровень связан с отработкой навыков достижения взаимопонимания между партнерами. Здесь при обсуждении полезно обращать внимание на личный опыт каждого, как успешного так и неудачного контакта с партнером.
Второй слой эффектов связан с личностными переживаниями зависимости и ответственности. Обсуждение этих переживаний может оказаться наиболее ценным для группы, чем предыдущее. Кто-то из участников с трудом пережил ситуацию практически полной зависимости от ведущего. С чем это связано с точки зрения самого игрока? С личными особенностями конкретного ведущего или с отличительными чертами собственной персоны? Для кого-то наоборот, более тяжелой оказалась позиция ведущего, отвечающего за другого человека, в том числе и за то, например, чтобы подчиненный не набил себе синяков и шишек, не подвернул ногу. Содержание подобного обсуждения нередко оказывается неожиданным для участников. У группы часто возникает намерение повторить игру, составив другие пары.
Игра создает возможности для личных открытий самодиагностического характера, а также для наработки приемов установления взаимного контакта в паре.
Игра "Не дыши в затылок" (оригинальная разработка)
Один игрок выходит в центр комнаты. Двое-трое располагаются перед ним на расстоянии около двух метров. Это "живое зеркало". Они могут сидеть на стульях, стоять, лежать на полу по своему желанию. Остальная группа уходит за спину игрока, находящегося в центре.
Игра состоит в том, что центральный игрок стремится угадать, кто в данный момент приблизился к нему сзади. В этом ему помогает "живое зеркало", те двое-трое участников, что находятся перед ним. Они пантомимически и мимически стараются изобразить члена группы, подошедшего к центральному игроку сзади. Объяснять что-либо друг другу словами не допускается. В случае ошибки центральный игрок меняет кого-либо в "живом зеркале". На его место встает тот, кто был у центрального игрока за спиной, а освободившийся участник "живого зеркала" переходит в основную часть группы.
Обсуждение игры можно вести, например, вокруг вопроса о том, что кому бросилось в глаза, какие особенности действий, поведения друг друга привлекли внимание. Что удивило, что оказалось неожиданным.
Часто удивление (как приятное, так и неприятное) у участника, стоящего за спиной центрального игрока, вызывают средства, используемые "живым зеркалом" для изображения. Не менее часто удивляют участников ошибки центрального игрока в догадках о том, кто "дышит ему в затылок".
Игра направлена на интенсификацию, наращивание объемности, создание новых каналов обратных связей между участниками. Создаются возможности для временного уплотнения, развития взаимоотношений в группе. У отдельных участников могут возникнуть эффекты, связанные с изменением привычного отношения к самим себе.
Вполне очевидным представляется первый слой обсуждений итогов игры в группе, сосредоточивающий участников на том, за счет чего оказывается успешным или неуспешным тот или иной центральный игрок.
Игра приемлема на той стадии работы группы, когда у всех участников уже сложились первые устойчивые представления друг о друге.
Игра родилась практически спонтанно на одном из тренингов, проводимых автором с молодыми учителями. Один из участников, исполнявший роль центрального игрока, постоянно начинал сообщать свои догадки со слов: "Не дыши мне в затылок...", а дальше следовало имя того, кто, по мнению центрального игрока, стоит у него за спиной. Остальные участники восприняли эти слова как ритуальное дополнение к игре и следовали возникшему примеру.
Игра "Пойми фразу"
Группа разделяется на две команды. Каждая команда загадывает фразу, а затем поочередно ведет игру. Для этого из чужой команды выбирается один из участников. Ему на ушко сообщается фраза, загаданная противоположной командой. Этот участник должен теперь показать сообщенную фразу пантомимически, чтобы его команда сумела правильно разгадать изображенную фразу.
При этом допускаются уточняющие вопросы, которые необходимо задавать так, чтобы на них можно было отвечать "да", "нет" или "не знаю". Игрок, изображающий фразу, не должен ничего говорить словами. Даже ответы на уточняющие вопросы он дает утвердительными либо отрицающими кивками и покачиваниями головы. Кроме того, он может по своему усмотрению показать несколько пантомимических вариантов понимания загаданной фразы.
Выигравшей считается та команда, которая сумеет разгадать либо большее количество слов, если договорились о фиксированном количестве вопросов, либо разгадывает слова с меньшим числом дополнительных вопросов, либо разгадывает слова за меньшее время.
Для начала вместо фраз можно использовать отдельные слова. А в качестве загадываемых фраз неплохо использовать пословицы, поговорки, строчки из известных песен, крылатые изречения.
Игра представляет собой неплохую тренировку навыков образного, выразительного сообщения, но в большей степени это тренинг умения задавать вопросы, расспрашивать, выстраивать логические цепочки, локализовывать круг поисков и догадок.
Такое упражнение часто включается в тренинг для работников следственных органов, для руководителей, для спортсменов (с целью повышения оперативного взаимопонимания в команде).
Игра "Интонация"
На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции, первыми пришедших на ум. Каждый участник делает это самостоятельно, не советуясь с соседом. Затем листки бумаги собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха или обычное предложение, составленное группой специально для игры, взять за основу дальнейших действий. А после этого участники игры по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Произнеся фразу, игрок ждет, пока выскажут свои догадки все остальные, потом уже сообщает, какое чувство он вкладывал в интонацию. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, а также помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством.
Упражнение "Три ответа"
Это упражнение несколько напоминает предыдущее, с той лишь разницей, что вместо фиксированной фразы участникам задаются фиксированные формы ответов.
Суть упражнения в следующем. Каждый участник придумывает ситуацию, в которой ему приходится как-то отвечать своему воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а затем демонстрирует три варианта своих ответов. Один из вариантов должен иллюстрировать уверенное поведение, другой – агрессивное, напористое, наступательное и еще один вариант ответа – неуверенное поведение участника в воображаемой ситуации. Все три варианта ответов демонстрируются без предварительных объявлений о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа. Каждый из зрителей должен поделиться своими догадками о том, каким, по его личному мнению, был предъявленный вариант ответа: агрессивным, уверенным или неуверенным. Участник-исполнитель собирает все впечатления от группы и демонстрирует иной вариант ответа. Три варианта ответа даются участникам в любой последовательности, чтобы у группы была свобода предположений.
При объяснении условий выполнения этого упражнения ведущему лучше не демонстрировать ответы на примерах, чтобы исключить вероятность подражания. Лучше предложить участникам мысленно и чувственно представить вариант агрессивного ответа, затем вариант неуверенного ответа, а уверенное поведение поискать между двух крайностей. Здесь же допустимо высказать соображение о том, что наиболее желаемым для нас, попадающих в неожиданную и неприятную ситуацию, в большинстве случаев является умение дать уверенный ответ. Агрессивное поведение помогает сохранить видимость собственного достоинства, но в ущерб и за счет чувства собственного достоинства партнера по общению. Неуверенное поведение, наоборот, сохраняет иллюзию бережного отношения к чувству собственного достоинства противоположной стороны за счет личного самоунижения. И только уверенное поведение с наибольшим успехом позволяет не затронуть достоинства собеседника и сохранить собственное самоуважение.
Эффектами этого упражнения являются прежде всего открытия само диагностического характера, совершаемые многими членами группы. Во-первых, часто уверенный ответ воспринимается группой как еще один вариант агрессии либо неуверенного, заискивающего поведения. Обнаруживается, что попасть в "золотую середину" довольно сложно. Во-вторых, проявляются еще две группы участников, отличающихся тем, что у одной группы вся шкала ответов сползает в область агрессии, а у другой группы все три ответа имеют явный оттенок неуверенного поведения. Эти открытия могут настолько сильно удивить и взволновать иных участников, что вызывают довольно серьезные дебаты. В-третьих, бывают отказы от демонстрации одного из вариантов ответов. Как правило, эти отказы объясняются двумя причинами. Одна причина связана с устойчивым представлением участника о самом себе. "Я никогда ни на кого не кричу. Агрессия мне совершенно чужда. Я не вижу необходимости ее здесь из себя выдавливать",– говорит такой член группы. В этом случае не следует настаивать. Стоит лишь внимательно отнестись к желающим прокомментировать этот отказ. Если их нет, то отказ надо спокойно принять и двигаться дальше. Позже, по окончании упражнения, можно во время обсуждения затронуть проблему вынужденной необходимости уметь быть агрессивным в жизни. Мнение участников группы, несомненно, важнее, ценнее, "терапевтичнее" мнения ведущего, однако это не означает, что ведущий не должен иметь своей позиции, своего отношения к обсуждаемым проблемам. Наша практика показывает, что уход ведущего от высказывания своего мнения искажает атмосферу группового процесса. В таких случаях возникает опасность ложной многозначительности, ощущения неискренности. Конечно, уход ведущего от обсуждения выводит его из позиции образцового участника, создает ему ореол молчащего загадочного сфинкса. Если это нужно для каких-то дальнейших действий, такая манипуляция может быть оправдана. Но в большинстве случаев ведущий не должен уходить от участия в обсуждении, с той лишь оговоркой, что его обязанность – прежде всего помочь быть услышанными большинству участников.
Другая причина отказов демонстрировать полный набор из трех ответов состоит в том, что участник просто не состоянии нащупать, найти, почувствовать верный тон уверенного варианта. Это является уже самостоятельным самодиагностическим эффектом, поэтому требовать, уговаривать, предлагать попробовать здесь тем более не стоит.
Одним из частых итогов обсуждений этого упражнения является соображение о том, что в упражнении довольно ярко выступили причины конфликтных ситуаций, связанных с неправильным пониманием собеседниками друг друга. Один убежден, что он крайне вежлив, щепетилен, а другой слышит только агрессию. То, что для одного является неуверенным поведением, для другого может оказаться невыносимой грубостью. Это соображение после проведения упражнения "Три ответа" уже не кажется фантазией психолога. Отсюда, кроме самодиагностического, возникает и коррекционный ответ, связанный с собственно тренировкой различных вариантов общения, таких, чтобы каждый участник имел уверенность в том, что его поняли так, как он желает.
Существует и иногда проявляется в этом упражнении еще одна группа участников, отличающаяся тем, что их интонационная шкала настолько сжата, что группа подчас не в состоянии отличить, где демонстрировался агрессивный, где уверенный, а где неуверенный ответ. Все три варианта похожи друг на друга. При обсуждении трудностей этой группы нередко всплывает информация о том, что такие люди вызывают недоверие к себе, производят впечатление замкнутых, скрытных, неискренних, хотя на самом деле это не обязательно так. Поэтому тренинговая цель у этой группы сводится к расширению интонационной шкалы общения.
Иногда участники испытывают трудности в придумывании жизненных ситуаций, по поводу которых они должны демонстрировать три варианта ответов. В этом случае хорошей подмогой ведущему будут заранее подготовленные карточки с кратко изложенными на них ситуациями для упражнения. Участники получают карточки и могут либо взять одну из них за основу, либо, отталкиваясь от имеющихся вариантов, придумать свой.
Вот примеры некоторых карточек с ситуациями:
1. В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему...
2. Начальник необоснованно срезал вам премию уже во второй раз. Вы идете к начальнику. Входите в его кабинет и говорите...
3. Собака вашего соседа изгадила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему...
4. К вам в офис вваливается недовольный и придирчивый клиент. Он начинает разговор с необоснованных претензий. Вы говорите ему...
5. Группа молодых веселых людей сзади вас в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
6. Ваш супруг (ваша супруга) настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет спортивная передача (многосерийный бразильский телефильм), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите...
7. Учительница вызвала вас в школу по поводу плохого поведения вашего ребенка. Вы считаете, что она придирается к нему. Вы говорите учительнице...
8. Влюбленный в вас поклонник (обожающая вас поклонница), совершенно не интересующий вас человек, вызывающий ваше сочувствие и ваше раздражение одновременно, подсел к вам за столик в кафе во время обеденного перерыва. Вы говорите...
9. Ваш приятель (приятельница) не отдал(а) вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите...
10. В поликлинике какой-то тип прорывается на прием к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите...
11. Ваш ребенок наотрез отказывается делать уроки. Вы говорите ему...
12. Ваш подчиненный сообщает вам, что он не справился с поручением, и дает вам понять, что это не его вина, а скорее ваша. Вы говорите...
Как видно из примеров, они составлены так, что в каждом из них наиболее трудно представимыми оказываются разные варианты ответа.
Это упражнение иногда используется в начальном тренинге трансакций (по Э. Берну).
§ 6. Игры, проясняющие взаимные представления друг о друге (на взаимовосприятие)
перейти к оглавлению
Игра "Если птичка, то какая?"
Когда один из играющих выходит за дверь, группа набирает из состава присутствующих того, кого необходимо будет угадать. Угадывать предстоит игроку, который выходил за дверь. Вернувшись в комнату, он начинает задавать группе вопросы, предлагая сравнивать загаданного участника с различными видами, классами, типами животных и растений, рыб и птиц, кухонной утвари и времен года, частью суток и странами света.
В зависимости от того, какие ассоциации вызывает у группы загаданный игрок, у спрашивающего постепенно начинает складываться целостный образ этого человека. Каждая новая ассоциация уточняет и конкретизирует этот образ. Когда разгадывающий чувствует, что догадался, о ком идет речь, он делает попытку назвать имя загаданного человека. Обычно разгадывающему дается три попытки при численности группы более 15 человек. Если группа меньше, то разумнее ограничиться одной попыткой.
В эту игру можно играть либо на "победителя", либо на "интерес". В нашей практике имеются случаи, когда группа застревала на этой игре и играла в нее несколько занятий подряд по собственному желанию. Если же играть на "победителя", то выигравшим считается тот, кто угадывает человека при минимальном количестве вопросов-ассоциаций. Вопросы строятся примерно так:
• Если это цветок, то какой?
• Если это зверь, то какой?
• Если это насекомое, то какое?
• Если это вид одежды, то какой? И т. д.
На каждый вопрос разгадывающий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. При этом у каждого из участников могут возникать совершенно непохожие ассоциации на один и тот же вопрос. Это вполне естественно, и дискуссию группы с целью прийти к общему мнению здесь открывать не стоит.
Для "запуска" игры при самых первых попытках разгадать задуманного игрока ведущий может занимать довольно активную позицию. Он может помогать разгадывающему придумывать вопросы-ассоциации. Но становиться разгадывающим самому ведущему, вероятно, не следует, во всяком случае в начале игры. Здесь важны впечатления участников группы друг о друге, их взаимные восприятия, а не мнение ведущего по их поводу. Кроме того, ведущий должен следить за "техникой безопасности" во время игры, предусматривать и отводить возможные обидные ассоциации.
Безусловно, главным действующим лицом в такой игре является отнюдь не тот, кто задает вопросы и собирает целостный образ из разрозненных ассоциаций, а тот, кого загадали. Те, на кого разгадывающий указывает ошибочно, кого отгадывают по ошибке, также получают свою порцию переживаний, поскольку неожиданно для себя узнают, что названные ассоциации, по мнению одного из членов группы, в данном случае разгадывающего, могут быть отнесены и к нему тоже.
После того как разгадывание состоялось или не состоялось и разгадывающий сдался, ведущий обязательно должен поинтересоваться у того, к кому относились все высказанные ассоциации, как ему слушалось, как сиделось, каково ему было все это слушать? Что было неожиданным, что ожидаемым, что обрадовало, что огорчило? Дать возможность высказаться человеку, которому пришлось выслушать про себя столько подчас неожиданной информации, да еще в непривычной форме, является не просто необходимостью. Это центральный момент игры. Все предыдущее было лишь подготовкой. В процессе высказывания накопившихся впечатлений, мыслей, благодарностей, неудовлетворенностей, удивлений и разочарований участник, находившийся в центре внимания группы, оказывается близок к тому, чтобы изменить свое самоотношение, образ себя, свою систему самооценок.
Можно сказать, что наиболее сильный эффект этой игры сводится к воздействию на образ себя у загадываемых игроков.
Что же касается того игрока, кто стремится разгадать загаданную персону, то здесь проявляются способности участника наблюдать и быть внимательным. Рано или поздно ведущий обнаруживает, что некоторые разгадывающие не столько заняты собиранием и сопоставлением предлагаемых ассоциаций, из мозаики которых складывается чей-то образ, сколько наблюдением за поведением группы. Ведь по тому, куда невольно стреляют глазами участники группы, кто возбужденнее и взволнованнее других чувствует себя, кто воздерживается от высказываний и реплик, нетрудно в общем-то догадаться, о ком идет речь. В нашей практике наиболее ответственным поведением ведущего часто оказывалось следующее. Дав возможность наблюдающему воспользоваться своими впечатлениями и добиться успеха, ведущий предлагал ему поделиться с группой секретом своей проницательности. После этого секрет переставал быть секретом. Ведущий же предлагал группе ввести маскировку. Не быть столь откровенными и непосредственными в невербальном поведении. А загаданному человеку тоже не помалкивать, а подслушав чужие ассоциации, время от времени предлагать свои.
Таким образом, игра "Если птичка, то какая?", "иногда называемая игрой в ассоциации, может кроме эффектов, связанных с прояснением межличностных восприятий и корректирующих воздействий на образ себя, иметь эффекты, корректирующие невербальное поведение и оттачивающие наблюдательность.
Игра "Подарки"
Вариант 1
Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого игроки запасаются маленькими листочками бумаги в количестве, на единицу меньшем числа участников. Затем ведущий объявляет, что начат сбор подарков для игрока Р. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно игроку Р. Каждый пишет свой подарок на одном из листков своего набора. Подарки не подписываются. Ведущий собирает подарки и складывает отдельной пачкой, не передавая адресату до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех желающих. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок.
Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. При этом неплохо поинтересоваться, есть ли у кого-нибудь несколько совпавших по содержанию записок, т. е. одинаковых подарков. Есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом, или, наоборот, приятно удивившие. Сколько кому подарено вещей, имеющих практическое бытовое значение, а сколько подарков романтического характера.
Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами. Ведущий лишь подхватывает, повторяет, резю