Часть первая. дискуссия в тренинге общения

§ 1. Как начинать тренинг

§ 2. Как проводить дискуссию

§ 3. Как можно использовать дискуссию

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТРЕНИНГ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ

§ 1. Поведение ведущего при выполнении упражнений с группой

§ 2. Если группа отказывается от упражнения

§ 3. Упражнения, связанные с наблюдением и вниманием

§ 4. Упражнения, связанные с умением сосредоточиться

§ 5. Упражнения на взаимное понимание

§ 6. Игры, проясняющие взаимные представления друг о друге (на взаимовосприятие)

§ 7. Упражнения-шутки

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ТРЕНИНГ УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

§ 1. Сюжетно-ролевые игры

§ 2. Упражнения по выработке навыков

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. САМОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТРЕНИНГА

ЛИТЕРАТУРА

ПРЕДИСЛОВИЕ

перейти к оглавлению

Странно, но не многие знают, что из­вестный басенный сюжет про лисицу и виноград И. А. Крылова остался незавершенным. В русском вариан­те лисица убеждает себя и окружающих в том, что виноград зелен, поэтому нет нужды тянуться за ним. Успокоившись, освободив себя от вожделения, лиси­ца уходит. До винограда никому больше нет никако­го дела. Всё. Однако у Эзопа, кажется, или у Лафонтена есть продолжение... И виноград обиделся на ли­сицу и действительно позеленел от обиды...

– Нет, изверг несчастный, ты не уходи, ты до­слушай, за что я тебя ненавижу, – кричит жена сво­ему мужу. Она, кажется, так люто ненавидит его, что просто жить без него не может. Ведь если уйдет он, то кому она будет это кричать. Если она уже вы­брала себе его, а другой никакой для этого, как и для всей остальной жизни, ей не нужен...

– Оставьте свои эмоции дома. На работе они ни к чему, – говорит начальник. Как, спрашивается, их оставить, и почему не делает этого он сам? Да и во­обще, зачем у человека образовались эмоции? Чтобы было что подавлять и прятать?

Запутанными, как оказывается, бывают не толь­ко басни. Любая ситуация, в которую попадает груп­па на тренинге, просится быть, если не распутан­ной, то хотя бы понятой участниками.

Целью этой книги стало не только обобщение бо­лее чем пятнадцатилетнего опыта психологической практики автора. Моделировать ситуации, чем-то на­поминающие жизнь, успешно позволяют множество игр и упражнений, сборники которых постоянно из­даются. Кроме десятка новых оригинальных автор­ских разработок, остальные игры и упражнения, представленные здесь, уже известны психологам-практикам. Однако варианты анализа ситуаций, воз­никающих в группе во время и после упражнения или игры, заслуживают, на наш взгляд, отдельного обсуждения. Такого рода обсуждениям уделяется, по нашим наблюдениям, чрезвычайно мало внимания в соответствующей литературе. Данная книга имеет це­лью заполнить этот пробел.

Мы предлагаем читателю, занимающемуся психо­логической практикой, конечно же свои, авторские варианты ведения тренинга и отдельных его фраг­ментов. Если наши варианты моделирования и анали­за ситуаций не только окажутся полезными, но да­дут импульс к появлению иных приемов и способов ведения тренинга, мы будем считать цель, ради ко­торой написана эта книга, достигнутой.

Автор глубоко признателен профессору Л. А. Пет­ровской за глубокий анализ рукописи, тонкие, порой неожиданные идеи, преобразовавшие первоначаль­ный вид книги.

Творческое сотрудничество с Н. С. Пряжниковым позволило автору создать несколько оригинальных игр и упражнений, а также обнаружить новые воз­можности в психологической работе с группой.

Хочется особо поблагодарить интересного и не­обычно работающего психолога Н. Н. Ершову, став­шую инициатором создания этой книги; психолога Н. А. Игнатову за проведение практической проверки нескольких приемов тренинга, а также за поддержку и помощь в работе.

ВСТУПЛЕНИЕ

перейти к оглавлению

Нынешняя практическая психология все более обогащается всевозможными тренингами, де­ловыми играми, различными видами групповой рабо­ты с клиентами. Существуют тренинги для застенчи­вых женщин, помогающие последним овладевать тай­нами женского обаяния (Е. Собчик); популярны тренинги делового общения для руководителей, спо­собствующие эффективности каждодневного руковод­ства и управления людьми (Ю. Жуков, Л. Петровская); распространение получают тренинги для детей и под­ростков, направленные на коррекцию неврозов и дру­гих трудностей, проявляющихся в общении (А. Спиваковская). Означенная иллюстрация далеко не пол­на. Однако иллюстрация эта, как, впрочем, и сам факт успеха деятельности еще Дейла Карнеги, а еще рань­ше и мало с чем сравнимый успех "Писем к сыну" графа Честерфилда свидетельствует о потребности людей быть, чувствовать себя компетентными в об­щении. И вряд ли сомнительна догадка о том, что эта потребность не зависит ни от эпохи, ни от обще­ственной формации, ни от степени удовлетворения иных потребностей, ни даже, вероятно, от индиви­дуально-психологических особенностей человека.

Понимая компетентность в общении как развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в об­ласти межличностного общения1, Л. А. Петровская предлагает обозначить практику психологического воз­действия, основанную на активных методах групповой работы, единым термином – социально-психологичес­кий тренинг2. Хотя, на наш взгляд, и нет оснований для дискуссии на тему о том, что здесь является более широким, а что более узким понятием, все же пред­ложим свое обозначение совокупности приемов, форм и способов психологической практики, обнимаемых понятием "социально-психологический тренинг", – ак­тивные методы практической психологии.

Такое обозначение представляется полезным хотя бы потому, что, на наш взгляд, в стихийном созна­нии слово "тренинг" все более связывается с пусть и достаточно широкой, но вместе с тем, как это ни парадоксально, уже весьма конкретной совокупнос­тью процедур и условий их проведения. А не счи­таться со стихийно складывающимися представлени­ями практикующий психолог не может. К тому же Л. А. Петровская признаёт, что термин "социально-психологический тренинг" является не безусловно адекватным3. Она пишет, что "социально-психологи­ческий тренинг включает в себя ныне широкий спектр методических форм: видеотренинг, ролевое обучение, групповой анализ оценок и самооценок, невербальные "методики".

Ю. Н. Емельянов предлагает различать понятия "обучение социальной психологии" и "социально-пси­хологическое обучение". "Если первое подразумевает сообщение сведений о данной науке в целом, т. е. ис­ходит из общетеоретических положений, предостав­ляя обучаемому свободу практического приложения усвоенных данных, то второе предполагает учет осо­бенностей деятельности специалиста..: в рамках конкретной профессии"4. По мнению Емельянова, соци­ально-психологический тренинг– это только "наи­менование (выделено мной. – Г. М.) набора тех или иных активных групповых методов, которое не со­держит указания на целевое применение и теорети­ко-методическую ориентацию"5. Емельянов предлагает обозначение "активные групповые методы", считая психологическую работу с коммуникативной стороной деятельности своих клиентов выходящей за рамки по­нятия "социально-психологический тренинг". В этой связи обозначение, предложенное нами, если и не снимает существующие в этом вопросе противоречия, то хотя бы не плодит новые.

В настоящее время в распоряжении психологов-практиков уже оказалось весьма обширное количество разнообразной литературы, отражающей так или ина­че практические, теоретические, прикладные аспек­ты групповой психологической работы. Здесь – отече­ственные работы (Е. М. Дубровская, 1991; Ю. Н. Еме­льянов, 1985; Ю. М. Жуков, 1990; Я. Л. Коломинский, 1984; Л. А. Петровская, 1989; А. С. Спиваковская, 1988; Э. Г. Эйдемиллер, 1990, причем приведенный перечень фрагментарен и, очевидно, не полон), впрямую помо­гающие начать вести психологическую практику. Здесь и зарубежные разработки, как переведенные на рус­ский язык, так и ожидающие этого (Э. Берн, 1988; Т. Гордон, 1979; С. Кратохвилл, 1985; К. Роджерс, 1973; К. Рудестам, 1990; В. Сатир, 1977). Несомненное воз­действие на представления практических психологов о том, как следует организовывать, проводить заня­тия в стиле активных методов практической психоло­гии, что здесь воспринимать как "хорошее", "правильное", а что как "не вполне", оказали произведения, написанные не в строго научном стиле, для добросо­вестного изучения которых, однако, требуется серь­езная психологическая подготовка и немалые творчес­кие усилия (Аникеева Н. П., 1987; Аттватер И., 1985; Гиппенрейтер Ю. Б., 1995; Гиппиус С. В., 1967; Добрович А. Б., 1982, 1987; Ершов П. М., 1972; Карнеги Д., 1989; Мелибруда Е., 1986; Кнебель М. О., 1977; Мицич П., 1984; Мудрик А. В., 1986; Станиславский К. С, 1948; Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1988).

Кроме того, несмотря на то, что проблема "вза­имности" между научной, академической психоло­гией и психологической практикой существует и да­лека от разрешения, любой практикующий психо­лог, если он претендует на то, чтобы воспринимать себя как профессионала, не может не быть компе­тентным в современных научных представлениях о личности, формах личностного развития в общении. Такие научные представления разрабатываются в психологических исследованиях А. Г. Асмолова, 1980, 1996; А. А. Бодалева, 1985; Б. С. Братуся, 1988; А.Я.Варги, 1987; Ф. Е. Василюка, 1984; Л. Я. Гозмана, 1987; А. Ф. Копьева, 1990; Л.А.Петровской, 1988; Е.Т.Соколовой, 1989; А. С. Спиваковской, 1988; В. В. Столина, 1989; В. А. Смехова, 1981; Е. В. Субботского, 1981; А. У. Хараша, 1981 и др.

И все же, несмотря ни на что, любой практикую­щий психолог вынужден "шить костюм своей практи­ческой работы" на себя сам. При этом, несомненно, что в той или иной форме, в том или ином виде "ко­стюм" этот будет нести на себе отпечаток и добытых наукой новых психологических представлений, и су­ществующих направлений в практической работе. Но поскольку неповторимую индивидуальность каждого, кто берется за психологическую практику, не учи­тывать невозможно (как невозможно и измерить), то представляется важным признать, что, перефрази­руя И. С. Кона, ни один практикующий психолог не может охватить всех существующих подходов, мето­дов, приемов, техник и школ. Но каждый практику­ющий психолог связывает свою работу с неким ан­самблем теоретических оснований и технологических средств. Критерием же слаженности такого ансамбля является индивидуальная практика.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Наши рекомендации