Психологическое консультирование и его основные задачи
Одним из основных видов в системе психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии является психологическое консультирование.
Консультация (от лат. consultatio) означает совет специалиста по какомулибо вопросу.
Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи детям и подросткам чрезвычайно разнообразны. Они различаются по характеру решаемых задач специалистов, работающих с детьми и подростками: педагогов, дефектологов, социальных работников, врачей и др. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи.
Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую и предопределяет используемые методы работы.
Важным звеном психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии является психологическое консультирование, которое представляет собой систему, состоящую из следующих основных блоков:
1) Гностический блок.
2) Конструктивный блок.
3) Организационный блок.
4) Оценочный блок.
Выделенные нами блоки тесно взаимосвязаны и отражают динамику консультативного процесса.
Задачи гностического блока многогранны и зависят от проблем консультируемых.
Знакомство с родителями и ребенком в рамках психологического консультирования начинается с первой встречи. Оно достаточно коротко, т. е. укладывается в традиционные 4590 минут. Во время этой встречи психолог выслушивает жалобы родителя, а также составляет впечатление о нем и ребенке на основе их поведения и характере общения с психологом. Эти два источника информации являются основными диагностическими данными в рамках первичной психодиагностики.
На первых этапах консультирования психолог должен сориентироваться в мотивах обращения родителей. Традиционно выделяются три основные мотивационные ориентации у родителей:
1. Деловая ориентация, которая существует в двух формах: а) адекватная деловая ориентация, когда родитель искренне заинтересован в решении своей проблемы и полностью доверяет психологу; б) неадекватная деловая ориентация. Эта ориентация отличается от предыдущей тем, что родитель преувеличивает возможности консультанта.
2. Потребительская ориентация, когда родители все свои проблемы перекладывают на консультантапсихолога и ориентированы на быстрое их решение.
3. Игровая ориентация, когда родители обратились к консультанту не с целью решения своих проблем, а с целью установить определенные отношения с консультантом, проверить его компетентность. Такая ориентация встречается у родителей, которые проявляют большой интерес к психологии, считают себя «специалистами» в этой области. Нередко с такой ориентацией родителей сталкиваются молодые специалисты или наоборот, высоко профессиональные консультанты. Например материально обеспеченные родители считают обязательным проконсультироваться у крупного светилы, чтобы потом иметь возможность рассказать об этом друзьям и знакомым.
Нередко родители обращаются к психологу с готовой моделью желаемого результата и настаивают на ее осуществлении. Например, с просьбой оценки интеллекта ребенка. «Обследуйте его и докажите, что он может обучаться по массовой программе». В таких случаях психолог всегда сталкивается с принципиально важной задачей: точно и адекватно оценить истинное содержание и значение подобных жалоб и просьб. Каждый из таких случаев требует кропотливого анализа, позволяющего психологу понять неосознаваемые родителями мотивы обращения к психологу.
Важное значение в эффективности консультативного процесса играет психологический анализ жалоб родителей.
Опыт нашей многолетней работы показывает, что при обращении к консультантупсихологу наблюдаются следующие варианты жалоб:
§ на отставание в психическом развитии ребенка;
§ на особенности поведения ребенка;
§ на плохую успеваемость в школе;
§ на эмоциональное развитие ребенка (страхи, тревожность);
§ на индивидуальные психические особенности (замкнутый, лживый, сверхобщительный и др.).
Среди перечисленных жалоб нередко встречаются необоснованные, которые можно разделить на две категории: частично необоснованные и абсолютно необоснованные.
Частично необоснованные жалобы, как правило, обусловлены психологической безграмотностью родителей. Например, родители жалуются на плохую успеваемость ребенка в связи с предвзятым отношением учителя к нему. У ребенка действительно наблюдается школьная неуспеваемость, но она обусловлена не «плохим отношением педагогов», а задержкой в психическом развитии.
В случае абсолютно необоснованных жалоб нередко возниЯ кает вопрос о психологических особенностях самих родителей, ив их жалобы на ребенка могут быть своеобразной проекцией свод их личностных проблем. Например, родитель жалуется, что ребенок агрессивный, но это не подтверждается в процессе конд сультирования и сама жалоба является отражением неадекватного родительского отношения к ребенку.
По направленности можно выделить два вида жалоб:
§ направленные на конкретный субъект, например жалобы н ребенка, на свекровь, на учителей и т. п.;
§ содержательные жалобы: на нарушение развития, на поведение ребенка, на особенности его межличностных контактов и др.
На первых этапах консультирования психолог может столкнуться со скрытым, содержанием жалоб. Это нередко обусловлено неподготовленностью родителя к беседе с психологом, волнением. Очень важным является правильно поставленный вопрос психолога с целью перевода скрытого содержания жалоб в явное. Правильно поставленный психологом вопрос способствует формированию положительного отношения родителей к специалисту.
Эффективность информации, получаемой при первой встрече, в значительной степени зависит не только от правильно поставленных вопросов, но и от умения психолога анализировать спонтанные высказывания в ходе общения психолога с родителями и родителей с ребенком.
Итак, для первичного психологического заключения необходимо: определение содержания и структуры жалобы, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры и анализ подтекста жалобы.
Неотъемлемой составляющей гностического блока в процессе консультирования является психологическая диагностика детей с проблемами в развитии. Диагностика начинается уже при изложении основных жалоб и причин обращения к психологу.
Одним из решающих факторов, сопутствующих эффективности консультирования на данном этапе, является установление консультативного контакта. Формирование такого контакта начинается с первой встречи психолога с ребенком и его родителями. Основой формирования эффективного контакта являются сформулированные Роджером (Rogers, 1951) принципы клиентцентрированной терапии. И ребенок, если позволяет его возраст, и родители должны почувствовать, что они выслушаны и поняты. В процессе консультативного контакта необходимо установить обоюдное доверие между психологами и клиентами, и, как справедливо отмечает Роджерс, психологу необходимы такие личностные качества, как искренность, эмпатия и безусловное уважение к людям.
В исследованиях George и Cristiani выделены шесть основных параметров консультативного контакта: эмоциональность, интенсивность, динамичность, конфиденциальность, направленность на поддержку, добросовестность. Характер консультативного контакта в значительной степени зависит также от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiani, 1990).
Итак, основная функция первой встречи психолога с ребенком и его родителями — это установление консультативного контакта и диагностическая ориентировка (первичная психодиагностика)
Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения родителя, обратившегося на консультацию. Перед психологом стоит задача правильного анализа не только вербальной информации (жалоб), но и невербальные выразительные средства: поза, мимика, жесты, темп речи и др.
Разнообразная информация, извлеченная из первой беседы с родителями, требует соответствующего обобщения. В целях практического удобства обобщение можно проводить в виде выделения ведущих психологических синдромов, включающих специфические характеристики сюжета жалоб, особенности их подтекста, а также ряда дополнительных неспецифических поведенческих проявлений. Следует помнить, что психологические синдромы представляют собой первоначальные гипотезы, которые проверяются и уточняются в дальнейшей работе с ребенком и родителями.
Психологическая диагностика детей с отклонениями проводится в следующих направлениях.
1. Проанализировать степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями.
2. Если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу.
3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели (личностная характеристика родителей, родительского отношения и взаимоотношений с ребенком, отношений в семье в целом, отношений ребенка вне семьи), а также определить направление консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребенком.
Необоснованность жалоб родителей может определяться следующими факторами: психологическая неграмотность родителей, искажение родительских отношений, психопатология родителей.
В случаях необоснованных жалоб психологическое консультирование должно быть направлено на родителей.
Например, мать трехлетней Кати К. обратилась к психологу с жалобами на странное поведение девочки: «В процессе игры держит куклу между ног, производит странные телодвижения, во время засыпания держит руки под одеялом, постоянно просится в комнату, где спят родители, и проч.». Проведенное психологическое исследование не выявило у девочки никаких отклонений в психическом развитии. Игровая деятельность соответствует возрастной норме, в процессе игры с куклой и другими игрушками действий, описанных матерью, у девочки не наблюдалось. Отмечается высокая познавательная активность, длительная сосредоточенность на задании.
Матери была оказана психологическая помощь, суть которой заключалась в осознании жалоб на девочку и требований к ней, в повышении общей эмоциональной чувствительности к ребенку, в расширении арсенала родительских средств общения. Кроме того, психолог обратила внимание матери на специфику ее взаимоотношений с мужем (муж страдает запоями, отмечается супружеская дисгармония). Было рекомендовано родителям обратиться к специалистусексологу (с целью гармонизации их интимных отношений).
Основной задачей конструктивного блока психологического консультирования является проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов консультирования с учетом интеллектуального и психического потенциала ребенка или подростка с нарушением в развитии.
В зависимости от результатов первичной диагностики в процессе консультирования может быть поставлен вопрос о специальной диагностике, если некоторые проблемы остаются неразрешимыми.
Следует подчеркнуть нецелесообразность применения единых стандартных тестов, особенно на начальных этапах консультирования. Это может привести психолога к избытку информации. Сбор избыточной информации затрудняет консультативный контакт. Кроме того, психодиагностическое исследование — это трудоемкий длительный процесс и может вызвать негативное отношение у ребенка к психологу.
Подбор методических средств в психодиагностике детей с проблемами в развитии зависит от структуры, степени тяжести и специфики дефекта у ребенка. Можно использовать психометрические, нейропсихологические, патопсихологические методы исследования, направленные на изучение гностических процессов, эмоциональноволевой сферы, работоспособности, двигательных и речевых функций. Процесс психологической диагностики детей с нарушениями в развитии рекомендовано разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также — особенностей мотивационнопотребностной сферы и индивидуальноличностных характеристик.
Клиникопсихологическое обследование детей с проблемами в развитии является чрезвычайно сложным. Это может быть обусловлено двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с проблемами в развитии должно быть направлено на качественный анализ полученных данных.
Задания, данные ребенку, должны быть не только адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельности, доступной ребенку.
Основной целью организационного блока психологического консультирования детей и подростков с нарушениями в развитии является последовательная реализация планов решаемых проблем.
Это достигается с помощью решения следующих конкретных задач:
§ активизация каждого участника консультативного процесса;
§ обучение участников консультирования (дети—родители) умению объективизировать и правильно осознавать имеющиеся психологические проблемы и принимать альтернативные решения в достижении поставленной цели;
§ установление оптимально доверительных взаимоотношений у всех участников консультативного процесса (родитель—психолог—ребенок).
Важным для реализации этих задач является положительный настрой родителей и детей как на процесс консультирования, так и психолога. Особые трудности наблюдаются при работе с детьми и родителями, которые негативно и даже враждебно настроены на процесс консультирования. Причины враждебного отношения детей к психологу могут быть разными. Чаще всего некоторые родители имеют неадекватные представления о задачах психологического консультирования. При направлении ребенка на консультацию к психологу врачом или учителем переживают, что их ребенок «не такой, как все», «странный», «неудачник» или даже «психически неполноценный». Нередко родители путают психолога с психиатром, и негативный опыт общения с психиатром отрицательно сказывается на консультативном контакте с психологом.
Например, мать Тани С., девочки, страдающей умственной отсталостью, категорически отказывалась проконсультироваться у психолога, утверждая, что ей не хочется лишний раз услышать, что ее дочь неполноценная. Девочка была проконсультирована врачомпсихиатром, который в резкой форме заявил матери, что ребенок умственно отсталый и никогда не станет таким, как все «нормальные» дети.
Такие установки возникают чаще всего у родителей, имеющих детей с тяжелыми формами нарушений в психическом развитии. Перед психологом стоит важная задача понять причины такого отношения и смягчить эмоциональный дискомфорт у родителей в связи с тяжелой болезнью ребенка. Этого можно достигнуть путем проведения следующих мероприятий:
а) организация знакомства родителей детей с тяжелыми психическими и физическими проблемами друг с другом с целью взаимной поддержки;
б) активное вовлечение родителей в психодиагностический процесс. Опыт нашей работы показывает, что родитель, включаясь в психодиагностический процесс, способен более адекватно оценить потенциальные возможности ребенка.
Нередко сам психолог может спровоцировать враждебность у ребенка длительным, бессистемным тестированием, авторитарным стилем беседы и др. Психолог должен помнить, что враждебность ребенка носит защитный характер и за враждебностью и подозрительностью скрывается тревожность. В таких случаях необходимо помочь ребенку разобраться в его подлинных чувствах и тем самым трансформировать враждебность. С этой целью используются разнообразные игровые методы, доступные ребенку, которые способствуют адекватному отражению чувств и переживаний.
Гораздо чаще в процессе консультирования встречается скрытая враждебность к психологу со стороны родителей. Большинство таких родителей не готовы к идентификации своих проблем, и психолог должен помочь родителям вербализовать свои переживания, открыто выразить их, так как любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, затрудняют процесс консультирования.
Анализ психического развития ребенка в сопоставлении с жалобами родителей позволяет психологу подготовить основания для выводов, рекомендаций, формулирования психокоррекционных программ. Психолог использует различные способы и формы консультативной работы в зависимости от проблем клиентов и поставленных задач.
Если психолог сталкивается с психологической неграмотностью родителей, то, перед тем как предоставить родителям соответствующую информацию о ребенке, он должен их подготовить к ее восприятию. Психолог высказывает свое мнение о ребенке, отвечает на вопросы родителей и информирует их о разных аспектах обсуждаемых проблем.
В процессе консультирования детей с проблемами в развитии мы нередко сталкиваемся с искаженным родительским отношением к ребенку, что проявляется в неадекватных стилях семейного воспитания. Перед психологом стоит задача изменения родительского отношения к ребенку. Как правило, единичных консультаций в таких ситуациях далеко недостаточно и ребенок вместе с родителями включается в психокоррекционную работу.
Бывают случаи, когда родители не понимают цели психологического консультирования и обращаются к психологу с просьбой выписать лекарство, лечить ребенка и т. д. Таким родителям рекомендовано обратиться к другим специалистам.
Целью оценогного блока является обобщение достигнутых результатов в процессе консультирования и обсуждение совместно с родителями дальнейших планов работы.
Психологическое консультирование — это первая ступень в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии.
Представленная модель отражает динамику консультативного процесса, однако реальный процесс консультирования значительно обширнее и не всегда подчиняется данному алгоритму. Выделенные нами блоки условны, так как в практической работе их взаимосвязь значительно сложнее, чем в изложенной схеме.
В процессе консультирования важным является объект консультирования (ребенок с нарушениями в развитии и его семья), а также профессиональная компетенция психологаконсультанта и его личностные качества. От формы и степени тяжести психического или физического дефекта ребенка зависит специфика консультативного процесса и его результативность.