Способы оказания психологической помощи военно-

СЛУЖАЩИМ В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ– специфический образ дей- ствий лиц, оказывающих помощь, определяющий выбор конкретных средств поддержания и восстановления психического здоровья людей, их боевой активности, преодоления дезорганизационных явлений в воин- ских подразделениях.

В морально-психологическом обеспечении деятельности войск могут при- меняться следующие С. о. п. п.: индивидуальное и групповое консультиро- вание, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика. При этом используются различные средства: а) медикаментозные; б) психофизио- логические (сон, отдых, горячее питание и питье, тепло, баня, гипноз и др.); в) аутогенные (приемы психической саморегуляции, самомассаж и др.); г) коммуникативные (взаимная поддержка, сопереживание и др.); д) организационные (перестановка военнослужащих в подразделении, смена руководства, вывод из психотравмирующей обстановки); е) стиму- лирующее воздействие (приказ, призыв, личный пример, доведение моти- вирующей информации); ж) активизирующая деятельность; з) психотера- певтические и др.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– отрасль психологической науки, изучающая сходство и различие между психикой животных и человека. С. п. возникла в начале XIX в. и связана с именами Ж. Б. Ламарка, Ч. Дар- вина на Западе; В. А. Вагнера, Н. Н. Ладыгиной-Котс, В. Г. Вацуро, Н. Ю. Войтонис, Ж.-А. Фабр – в России. Объективное существование схожести некоторых сторон поведения животных и человека в онтогенезе и филогенезе, а также их качественные отличия являются реальной осно- вой для становления и развития С. п. как отдельной науки. В сферу С. п. входит изучение наследственных и инстинктивных форм психической дея- тельности, а также форм, сложившихся вследствие научения, усвоения, сознательного опыта, деятельности людей. Используя различные методы, С. п. анализирует поведение, например, человекоподобных обезьян, спо- собы их жизни и на этой основе формирует определенные закономерности развития их психики. Важное значение для С. п. имеет изучение психики людей через призму развития их материальной и духовной культуры. С. п. изучает особенности восприятия животными звуковых, световых, химиче- ских и других раздражителей, а также их психомоторные реакции, поведе- ние в индивидуальных и групповых формах, способах общения и т. д. Уро- вень развития этих способностей и свойств сравнивают с аналогичными способностями и свойствами человеческой психики в детском и зрелом

возрастах. Это позволяет не только избежать антропоморфизма, но и пра- вильно решать проблему о соотношении и роли биологического и соци- ального факторов в развитии человека.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ(от англ. standard – типовой, нормальный) – а) унификация, регламентация, приведение к единым нормативам про- цедуры и оценок теста; б) совокупность экспериментальных, методиче- ских и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фик- сированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода об- работки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации); в) сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы те- стовых баллов.

СТАРЕНИЕ– инволюционные изменения организма и психики. В старом возрасте (75-90 лет) наблюдается прогрессирующее ослабление здоро- вья, упадок физических сил, появляется рассеянность и забывчивость, обостряются другие негативные черты характера. У некоторых стариков нарастает авторитарность, у других в случае болезни, физической беспо- мощности – сентиментальность. Если человеком положительно оценива- ется предшествующая жизнь, то переживается чувство удовлетворенно- сти, исполненного долга, желания поделиться своим опытом. Если же ранее не удалось самореализоваться, достичь намеченных целей, появля- ется чувство бесполезности прожитой жизни, отчаяние.

У людей творческих профессий и в старом возрасте нередко сохраняются высокий умственный потенциал и продуктивность труда.

СТАРОСТЬ– период жизни человека после зрелости – наивысшего его развития (см. Возраст). Признаки старения: ослабление здоровья, физи- ческих сил, памяти, внимания, понижение работоспособности. Пожилой возраст – 60–75 лет, старческий возраст – 75–90 лет. Однако времен- ные границы, отделяющие С. от зрелого возраста, подвижны и индивиду- альны. Нередко в С. может наблюдаться творческая активность и продук- тивность у ученых, представителей искусства.

Условием продолжительности жизни, удовлетворяющей личность, явля- ется выделение ею в окружающей действительности тех областей, в кото- рых она сохраняет свою автономность, способность контролировать про- исходящие события и делать собственный выбор.

СТАТУС(от лат. положение, состояние) – понятие, используемое в со- циальной психологии для обозначения положения личности и ее роли в группе, коллективе. Авторитетное положение позволяет личности ока- зывать наибольшее влияние на других членов группы, коллектива. С. лич- ности зависит не только от ее индивидуальных особенностей, знаний,

опыта, но и от тех взаимоотношений, которые складываются в группе, коллективе. С. отражает степень соответствия личностных свойств и по- ведения групповым нормам и перспективным требованиям общества. С. существенно влияет на психическое состояние и поведение человека. Вы- сокий С. повышает активность и положительно сказывается на мотива- ции поведения, непризнание реальных заслуг личности может породить конфликты во взаимоотношениях. Управление процессом становления С. личности в коллективе – одна из сложных и ответственных функций учителя, преподавателя и руководителя коллектива.

СТЕРЕОТИП(от греч. твердый отпечаток). В физиологии динамиче- ский С. – форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга, выражающаяся в фиксированном порядке осуществляемых условно-рефлекторных действий, что имеет важное значение для приспо- собления организма к условиям окружающей среды.

С. в социальной психологии – неточное, общее знание о чертах личности, установках, взглядах, культуре поведения людей. Такой С. возникает на основе ограниченного, одностороннего личного опыта общения. С. так- же может быть устойчивым и определять направленное поведение по от- ношению других людей. Он включает в себя единство знания и отношения, доминирует чаще всего отношение, которое может быть предвзятым, не- истинным. Этнические С. формируются на основе ограниченной инфор- мации об отдельных представителях какой-либо национальной группы.

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– взаимосвязанная система индивидуальных устойчивых приемов и способов взаимодействия с объектом.

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ– выражает его управленческие способности и профессиональную компетентность, ведущие мотивы и ценностные ориентации, свойства интеллекта и характера, общую куль- туру, нравственность и психологический такт. Будучи подсистемой стиля руководства, формой передачи руководящих воздействий, С. о. р. вопло- щает его властные полномочия по отношению к подчиненным. Успеш- ность руководства, взаимоотношения в коллективе, авторитет руководи- теля находятся в прямой зависимости от эффективности его стиля общения.

К уровням С. о. р. относятся личностный и ситуативный. Личностный уро- вень обусловлен устойчивыми коммуникативными чертами характера; си- туативные детерминанты приводят к возможности выбора способов об- щения, нетипичных для руководителя, однако личностный уровень является ведущим.

Различаются форма стиля общения и его структура. Под формой понима- ется совокупность характеристик поведения в ситуации. Структура сти-

ля – это устойчивая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, задающих качественную определенность и индивидуально- типологическое своеобразие стиля.

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ– устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллек- тив). Первое экспериментальное психологическое исследование стилей управления было проведено в 1938 г. немецким психологом К. Левином, который с приходом к власти в Германии нацистов эмигрировал в США. В этом же исследовании была введена повсеместно теперь распростра- ненная классификация стилей управления (авторитарный, демократиче- ский и попустительский). Свои исследования К. Левин провел, изучая особенности управления взрослыми группой школьников.

В своем эксперименте К. Левин создал из десятилетних школьников не- сколько групп («кружков»). Ребята в этих группах занимались одинако- вой работой – изготовлением игрушек. В целях необходимой чистоты эксперимента группы создавались идентичными по возрастному крите- рию, по физическим и интеллектуальным данным участников, по структу- ре межличностных отношений и т. д. Все группы работали в одних и тех же условиях, по общей программе, выполняя одно и то же задание. Един- ственным важным отличием (варьируемая переменная) было то, что пре- подаватели существенно отличались друг от друга по стилям управления (авторитарный, демократический, попустительский).

Результаты показали, что наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено меньше всего работы и качество ее было хуже. Наиболее эффективным оказался демократический стиль. В практике и теории управленческой деятельности стили различают по признаку пре- обладания личных или групповых способов влияния на людей, входящих в организацию, подразделение, учреждение. Это – авторитарное управ- ление: руководитель сам определяет групповые стили, сам принимает ре- шения, на подчиненных воздействует, главным образом, приказом, рас- поряжениями, не подлежащими обсуждению; демократичное управление: руководитель активизирует группу на общую разработку решений и кол- лективную их реализацию, организует систематический обмен информа- цией, мнениями, на подчиненных влияет убеждением, советами, доказа- тельствами; либеральное (пассивное) управление: низкий уровень требований к подчиненным, главные способы влияния на них – просьба, информация. Демократический стиль управления, справедливое отноше- ние к подчиненным способствуют формированию у них доброжелатель- ности, готовности к сопереживанию и взаимоподдержке. Авторитарный стиль, грубость, пренебрежение достоинством людей порождают безраз- личие, безнравственность, жестокость. А. Петровский и М. Ярошевский

отмечают, что Вторая мировая война активизировала исследования про- цессов группового развития. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв и разрушение внутригрупповых связей, эффективность деятельности в за- висимости от типа или стиля руководства – все это явилось предметом экспериментального изучения.

СТИМУЛ(от лат. – острая палка, которой подгоняют быка) – внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, в относительно корот- кий срок активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и опреде- ленную деятельность.

СТРАДАНИЕ– отрицательное эмоциональное состояние (сильная боль, скорбь, печаль, недовольство собой, обида, разочарование и т. д.). При- чинами С. могут быть длительное неудовлетворение субъективно значи- мых потребностей, одиночество, неудача, унижение, ошибка, обман, смерть родственников, разлука с любимым человеком, несправедливое осуждение со стороны других людей и т. д. С. может быть вызвано воспо- минанием или предвидением условий, при которых оно возникало прежде или должно возникнуть.

С., хотя и является крайне неприятным эмоциональным состоянием, но побуждает человека предпринимать определенные действия, сделать то, что необходимо для его уменьшения (например, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной). Уместное и тактичное сопереживание и сочувствие других людей может уменьшить остроту С. В религиозных учениях обосновывается своего рода культ С., доказывается его непреодолимость, необходимость, благодарность, спа- сительность. Причины С. усматриваются не в объективных условиях жиз- ни людей, а в самом человеке – в его желаниях (буддизм) или греховно- сти (иудаизм, христианство, ислам). С. – средство избавления от греха, нравственного совершенствования и спасения, т. е. благо.

СТРАСТЬ– сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, доминирую- щее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточе- нию на предмете страсти всех его устремлений и сил.

СТРАХ– эмоциональная реакция на угрозу биологическому или соци- альному существованию человека, направленная на источник действи- тельной или воображаемой опасности.

Функционально С. служит предупреждением человеку о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побужда- ет искать пути ее избегания. Оттенки С.: опасение, тревога, боязнь, ис- пуг, ужас, паника.

Близка к С. (по своим проявлениям и механизму) индивидуальная паника. Она отличается от С. большей неадекватностью реальному размеру опас- ности. Основная черта панического поведения – стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, сни- жающие уровень самоконтроля и заставляющие физически уходить от опасности. Ради собственного спасения паникер может обречь на ги- бель других, отобрать у них средства, помогающие им бороться с надви- гающейся опасностью.

Возможны и другие проявления индивидуальной паники: человек чувству- ет себя совершенно беспомощным, теряет способность рассуждать, ори- ентироваться, правильно соотносить цель и средства ее достижения, трез- во оценивать события и взаимодействовать с другими. Человек, поддавшийся панике, склонен к безрассудному подражанию, особенно при самосохранении (см. Паника).

В морально-психологическом обеспечении применяются следующие пути предупреждения и преодоления С.: выработка навыков активной деятель- ности в опасной ситуации, подкрепление смелых, решительных действий; формирование «антистрахового» общественного мнения в подразделении; обучение приемам психической саморегуляции; применение медикамен- тозных средств; личный пример командира в бою, переключение внимания.

СТРЕМЛЕНИЯ– побуждения военнослужащего, мобилизующие его силы и энергию для достижения поставленных целей.

СТРЕСС– неспецифический паттерн реакций организма на нагрузку. Ре- акции, имеющие целью повышение сопротивляемости организма, назы- ваются общим адаптационным синдромом.

С. вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необ- ходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д. Теория С. была создана Г. Селье (1907-1982), канадским биологом и врачом.

Под воздействием стрессорных стимулов на психику человека, разверты- вание событий идет, по Г. Селье, в следующей последовательности: после воздействия стрессора от коры головного мозга импульс поступает в гипо- таламус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, и в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, увеличи- вающее отдачу адреналина в кровь. Адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы и т. д. Когда на психику человека выпадает сильная нагрузка, она проходит три стадии. Вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает, обретает «второе дыхание» и в конце концов все же теряет силы и вынужден прекратить работу. Ресурсы организма, помогающие человеку первое время, Г. Селье назвал «адаптационной энергией».

В состоянии С. нарушаются прежде всего сложные действия и интеллек- туальные процессы, тогда как простые обладают относительно большей устойчивостью. Отрицательное влияние С., например, в деятельности учащихся, выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в ско- ванности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений и т. д. Положительные эффекты С. выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении опе- ративной памяти и т. д.

Устойчивость к С., сохранение эффективности деятельности в напряжен- ной ситуации определяются прежде всего высоким уровнем профессио- нального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, готовностью к активным действиям, а также умением быстро улучшить свое самочувствие с помощью приемов аутогенной тренировки.

СТРЕСС БОЕВОЙ– многоуровневый процесс адаптационной активно- сти человеческого организма в условиях боевой обстановки, сопровожда- емый напряжением механизмов реактивной саморегуляции и закрепле- нием специфических приспособительных психофизиологических изменений. Выделяют срочную адаптацию военнослужащих к боевой об- становке как комплекс реакций, направленных на приспособление к не- привычным стимулам боевых условий и долговременную адаптацию, со- провождающуюся такими кардинальными изменениями психики и личности, которые позволяют военнослужащему выживать в экстре- мальной обстановке.

СТРЕССОР– фактор, вызывающий состояние стресса. Различают С. физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и др.); психоло- гические (угроза, опасность, обида, информационная перегрузка). В боевой обстановке наиболее сильными психологическими С. явля- ются: опасность, неизвестность, новизна обстановки, дефицит инфор- мации, потери сослуживцев, необходимость убивать других людей и т. д.

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ– целостное, системное свойство личности, выражающее стабильность функционирования психики в стрессовых си- туациях.

С. определяется порогом ранимости и характером нервно-психической реактивности личности. Под порогом ранимости понимается минималь- ная степень изменения в системе человек – среда, необходимая для воз- никновения признаков стресса. Высокий порог обеспечивается активно- стью жизненных позиций и пластичностью жизненного стереотипа. Ак- тивная жизненная позиция отражает стремление к овладению ситуацией

путем деятельности, направленной на целесообразное изменение и эф- фективную трансформацию взаимодействия со средой. Поведение отли- чается отсутствием выраженной тревоги по поводу возможных неудач, стремлением к соревновательной деятельности и высокой активностью в поиске наиболее продуктивных стратегий адаптации. С. особенно ценна в тех условиях, где изменения среды носят проблемный характер и адап- тивный результат часто не удается получить с помощью ранее использо- ванных форм поведения.

СТРУКТУРА– совокупность устойчивых отношений и связей между эле- ментами системы, определяющих ее строение и качественное своеобра- зие. Пока эти связи и отношения сохраняются, система не претерпевает сущностных преобразований; именно они обусловливают упорядоченный, закономерный характер ее функционирования и развития. Преобразова- ние или разрушение С. ведет к качественным преобразованиям или гибе- ли системы.

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– целостное

единство психических явлений и их всесторонних связей, которые побуж- дают, программируют, регулируют и реализуют деятельность.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ– организация отношений консультанта с кли- ентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценка их ре- зультатов, а также предоставление информации о процессе консультиро- вания.

СТЫД– эмоциональное осуждение своего поведения, неудовлетворен- ность собой, сожаление о совершенном поступке. Возникает у человека вследствие противоречия реальных действий усвоенным им этическим нормам и правилам поведения, а также отрицательной оценки его дей- ствий авторитетными для него людьми. С. предупреждает совершение аморальных поступков, нарушение норм человеческого общежития. Раз- личные люди имеют свои пороги С., обусловленные ценностными ориен- тациями, направленностью каждой личности и чувствительностью к мне- ниям, оценкам окружающих. С. способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлексирующей эмо- цией.

СУБЛИМАЦИЯ(от лат. возносить) – один из механизмов психологиче- ской защиты (по З. Фрейду), снимающий конфликтное напряжение путем трансформации инстинктивных форм энергии в более приемлемые для ин- дивида и общества. Частным случаем С. согласно психоанализу является переключение энергии либидо на процесс творчества, а также на вызы-

вающие разрядку напряжения шутки, проявления остроумия и другие действия. С позиции сублимации З. Фрейд рассматривает развитие рели- гиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных инсти- тутов, возникновение науки. Некоторые ученые (К. Юнг) возражали З. Фрейду, считая, что С. невозможна (как невозможно было алхимикам превратить неблагородные металлы в благородные).

СУБЪЕКТ(лат. subjectum – подлежащее, лежащий внизу, в основа- нии) – человек как носитель активного начала, направленного на позна- ние и преобразование объекта. Основными видами субъектной активно- сти человека являются предметно-практическая деятельность, познание и общение. Гуманистическая трактовка человека как субъекта противо- стоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего лишь на внешние воздействия (стимулы). В роли субъекта могут выступать со- циальные общности (государства, нации, общественные и политические объединения), группы (например, воинский коллектив), а также отдель- ные индивиды. Субъектная активность человека может быть направлена на других людей, на себя (самопознание, саморегуляция, самосовершен- ствование), на объекты и явления окружающего мира. Субъект тесно связан с объектом. Специфика объекта, а также ситуации, в которой на- ходится и проявляет себя субъект, в значительной степени детерминиру- ют выбор им способов и средств деятельности, целостную и вариативную интеграцию имеющихся у него психических возможностей и ресурсов, от- носимых к различным психическим подструктурам. В процессе взаимо- действия субъекта с объектом происходит преобразование и того, и дру- гого. В отношении субъекта в данном случае говорят о преобразовании его психики. Субъект-субъектное взаимодействие, в отличие от субъект- объектного, характеризует активную (и /или заинтересованную) позицию обеих сторон и /или учет потенциальных возможностей влияния (пози- тивного или негативного) одной стороны на другую (например, военнос- лужащий – воинский коллектив, человек – общество, человечество – природа).

СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ– понятие, которое, благодаря введенному Б. Ф. Ломовым принципу субъект-объектных отношений, позволило преодолеть представление о личности как единственном инициаторе общения, обладающем лишь необходимым для общения набором ком- муникативных качеств разного уровня; принцип субъект-субъектных отношений раскрыл взаимность, встречный характер отношений обще- ния, показал необходимость исследования закономерностей его струк- туры, включающей субъектов с их разными намерениями, притязания- ми, целями и разных типов отношениями, которые они способны установить.

С. Л. Рубинштейн ввел ряд этико-психологических характеристик С. о., одна из них – недопустимость использования другого человека в качестве функции, средства достижения своих целей. Также поставил проблему со- хранения позитивного отношения к другому человеку при встречном не- гативном отношении, раскрыл роль не воздействия и формирования, а именно влияния на другого человека человечным, любовным отношени- ем, которое укрепляет другого, усиливает его сущность.

Понятие С. о. позволило выйти за пределы сведения общения к диалогу, преодолеть некоторую безличность понимания диалога и его сущности, якобы осуществляемой знаковыми, т. е. абстрактно-безличными сред- ствами, а также дополнить диалогическое общение целым рядом других типов ситуаций и способов общения – такими как кооперация, консен- сус, конфликт, конфронтация, оппозиция и т. д., которые, в свою оче- редь, позволяют конкретно раскрыть совпадение – различие позиций и характеристик субъектов общения, способов и средств нахождения ими согласия.

Понятие С. о. двузначно: в вышеизложенном случае оно предполагает субъект-субъектные отношения, тогда как возможен вариант субъекта, который представляет собой «общность», т. е. коллективного субъекта.

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ– интегральное функционально-психо- логическое образование, предшествующее деятельности, но определяю- щее ее принципиальные ценностные и содержательно-технологические характеристики. Она является результатом актуализации и одновременно формой репрезентации целостной профессиональной Я-концепции при- менительно к конкретной ситуации.

СУБЪЕКТНОСТЬ– интегральное психическое качество, выражающее осознание человеком своей способности произвольно и самостоятельно осуществлять значимые преобразования в объекте деятельности, других людях и самом себе, тенденцию человека к инициации активности (мо- тивационный компонент) через распознавание оснований для ее про- явления в ситуациях, характеризующихся недостаточной нормативной определенностью (рефлексивный компонент), способность к оптималь- ному согласованию внутреннего и внешнего психического ресурса и само- регулирование собственных состояний и действий в процессе решения жизненных и профессиональных задач (операциональный компонент). В широком понимании она трактуется как интегральная способность че- ловека, обеспечивающая инициирование и реализацию различных видов активности (деятельности, познания, общения) в незаданной полностью системе координат, обеспечивая за счет интеграции и вариативного со- гласования внутренних и внешних условий наиболее оптимальный способ решения стоящих перед ним задач.

В более узком понимании субъектность выражает специфическую модаль- ность сознания человека в его приоритетной обращенности к собственному психическому ресурсу как фактору активно-преобразовательных воздей- ствий. Отражая качественные характеристики самосознания, С. связывает- ся с осознанием и признанием человеком своей состоятельности произволь- но и самостоятельно осуществлять социально- и личностно значимые преобразования в объекте деятельности, других людях и самом себе.

СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ– опыт, приобретенный человеком посредством самодетерминируемых поступков и действий, характеризуемых со сторо- ны человека ответственным и сознательным отношением и относительной свободой в выборе способов их реализации.

СУБЪЕКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ– совокупность личностных качеств (са- мостоятельность, активность, ответственность, рефлексивность, целост- ность, самоценность, креативность), элементов опыта, системы отноше- ний человека к себе и окружающей действительности, определяющих возможность и качество реализации субъектной активности.

СУВЕРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ– ее психологическая независимость и самостоятельность. С. л. предполагает глубокое познание действитель- ности, освоение социальной среды. Предпосылкой осознания личностью своей суверенности является кристаллизация «Я», зрелость эмо- ционально-психологического отношения к миру, развитие самосознания.

СУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– группа методов, в основе которых в качестве ведущего лечебного фактора выступает внушение или само- внушение. Внушение может реализовываться в состоянии бодрствования или гипнотического погружения.

СУИЦИД(от англ. самоубийство) – следствие болезненного и мучи- тельного духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизни. Особенно тяжелыми и опасными по своим последствиям бывают кризисы у эмоциональных, легкоранимых личностей. Возникающий под влиянием значимого события (сообщение о неизлечимой болезни, из- мене любимого человека, потере состояния и т. п.) сильный аффект осла- бляет самоконтроль, нарушает психическое равновесие, приковывает внимание к испытанию, навязывает «аварийный» способ выхода из край- не узкого осознания происшедшего.

У стрессоустойчивых личностей духовный кризис, как правило, не насту- пает внезапно. Негативные эмоции, порождаемые неудачами, тяжелыми событиями в личной и общественной жизни, постепенно суммируются,

накладываются одна на другую. Возникает безнадежность, отчаяние, пси- хическое состояние безысходности, бессмысленности последующей жиз- ни, что и толкает к самоубийству как разрешению всех мучений и проти- воречий. Какие бы ни были причины и мотивы самоубийства, его психологические предпосылки вызревают заранее даже у подростков. К таким предпосылкам следует отнести проблемы в миропонимании, огра- ниченность в общечеловеческом отношении внутреннего мира, малоду- шие, индивидуализм, слабую готовность к преодолению неизбежных труд- ностей жизни, к самоуправлению в экстремальных ситуациях.

Для предотвращения попытки самоубийства кому-то из окружающих важно заметить состояние духовного и психологического кризиса у чело- века, попавшего в беду, установить с ним контакт, вступить в доброжела- тельное общение, изменить отношение к психотравмирующему фактору. Среди мужчин самоубийство встречается чаще, чем среди женщин. Отношение к С. было неоднозначным. На Востоке оно допускалось: в Китае как месть врагу, а в Японии как уход от врага (харакири). Западная Европа, Америка, христианская и иудейская религии относятся к С. отрицательно. До 1951 г. в Америке, в Англии до 1961 г. С. считался преступлением.

СУИЦИД ИСТИННЫЙ– осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни.

СУИЦИД АФФЕКТИВНЫЙ– суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– различные формы активности воен- нослужащего, направляемые представлениями о лишении себя жизни и служащие средством разрешения острого личностного кризиса в усло- виях конфликтной ситуации.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОНСТРАТИВНО-ШАНТАЖНОЕ –

сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни в целях изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВНЕШНЕЕ– внешняя форма суици- дального поведения, проявляющаяся в форме суицидальных высказыва- ний или же практических суицидальных действий различных типов.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ– внутренняя форма проявления суицидального поведения, включающая в себя пассивные

суицидальные мысли, замыслы и намерения, а также соответствующий эмоциональный фон – суицидальные переживания.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ ПАССИВНЫЕ– представления, фантазии на тему своей смерти без активной проработки планов действий, связан- ных с исполнением самоубийства.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ЗАМЫСЛЫ– активная форма проявления суици- дальности, т. е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает па- раллельно степени разработки плана ее реализации.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ– непосредственное побуждение к су- ицидальным действиям и принятие решения о самоубийстве.

СУПЕРВИЗИЯ– один из методов подготовки и повышения квалифика- ции в области психотерапии и психологического консультирования; фор- ма консультирования психолога в ходе его работы с клиентом более опыт- ным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психологу (супервизируемому) систематически видеть, сознавать, понимать и ана- лизировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.

СХЕМА ПРОФЕССИОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА– главные черты,

обобщенная психологическая характеристика профессии в зависимости от условий и задач труда. Ее составление всегда должно предшествовать разработке учебных планов и программ. Анализ будущей деятельности выпускников вузов является необходимой предпосылкой правильного ре- шения вопроса о задачах воспитания и обучения. Результатом такого ана- лиза должна быть профессиограмма той или иной профессии, определе- ние соответствующих требований к специалисту, к его знаниям, умениям, навыкам, моральным и волевым качествам, мышлению, воображению и т. д.

Адекватность личности специалиста этим требованиям получает выраже- ние в форме определенных свойств и черт, находящихся в динамическом соотношении с соответствующими социальными и производственными потребностями. Необходимость такого подхода к конкретизации содержа- ния цели формирования личности специалиста с высшим образованием связана с возрастающей ролью научного предвидения во всех сферах об- щественного развития, особенно в области трудовой деятельности. Такого предвидения психология может добиться только в том случае, если будет правильно решать вопрос о профессиограмме определенного специали- ста (см. Профессиограмма). Примером схемы профессиограммы выпуск- ника вуза как будущего специалиста может быть:

1. Общая характеристика специализации (социальное и практическое значение, ее место в общественно-трудовой деятельности, связь с други- ми специализациями, варианты возможных должностей внутри специа- лизации, типичные места работы).

2. Основные черты будущей работы (характерные черты внешних усло- вий и средств деятельности, рабочая зона, основные операции и приемы работы, новые формы работы по данной специальности, эргономические и гигиенические условия, основные трудности и неудобства, влияние ра- боты на психику и основные требования к психосенсорной сфере и психо- моторике, интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности дея- тельности; характерные черты групп).

3. Черты направленности специалиста (отношение, интерес и любовь к профессии, система целей, установок и мотивов, способствующих вы- полнению служебных обязанностей, структура и содержание духовных, интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей, направ- ление развития интересов, склонностей, идеалов).

4. Общеобразовательная подготовка и общее умственное развитие (сово- купность знаний, навыков, умений, привычек, необходимых для работы, внимательность, наблюдательность, особенности памяти, воображения и мышления, интеллектуальные способности и др.).

5. Специальные качества и способности (черты характера, необходимые в работе способности к деятельности по специальности, специализиро- ванно развитые качества познавательных психических процессов, бы- строта переработки информации и т. д.).

Углубленный психологический анализ отдельных специальностей даст возможность наметить структуру и особенности необходимых качеств, определить их содержание.

Составление профессиограмм не решает полностью вопрос о конкретиза- ции целей формирования личности студента, но это дает известный ориен- тир в вопросах: с какой целью, какой учебно-воспитательный материал и в каком количестве надо отобрать и положить в основу подготовки сту- дентов определенного вуза.

Наши рекомендации