Формы и методы оказания психологической помощи беременным в предродовой подготовке

Отягощенный акушерский анамнез (наличие у первородящей абортов, выкидышей, возрастные первородящие), неблагоприятное социальное положение все эти составляющие являются показанием для оказания психологической помощи в виде урегулирования психоэмоционального состояния беременных с подобными проблемами. Психологическое взаимодействие младшей медицинской сестры с беременными должно быть направлено на создание уверенности в своих внутренних резервах, что направленные ребенку мысли о благополучии его здоровья, о любви к нему помогут им справится со всеми трудностями. Несомненно, создание и подкрепление чувства материнства имеют положительное значение для нормализации психологического настроя женщины. Младшая медицинская сестра может оказать помощь медицинскому персоналу роддома в обучении женщин навыкам саморегуляции, аутогенной тренировки, в проведении работы с урегулированием внутрисемейных отношений; уменьшение или устранения страхов и тревог по поводу беременности, родов.

Исходя из этого, в программе подготовки младших медицинских целесообразно выделить вопросы обучения женщин управлению своим телом, обеспечения наиболее полной информации о беременности, родовом процессе, особенностям психики новорожденных детей, ухода за ними.

Информирование о ходе беременности, родов, послеродовом периоде, уходе за ребенком вносит в представления беременной женщины ясность, конкретность. Знания разрушают мифы, окружающие саму беременность и роды, вселяет чувство уверенности и ощущение защищенности женщинам.

Используемые формы работы:

· Беседы. Индивидуальные консультации.

· Библиотерапия, видеотерапия

Беседа.

Предметом беседы младшей медицинской сестры и пациентки обычно бывает психологическая реальность последнего (мысли, переживания, особенности семейной жизни, профессиональной жизни, система ценностей, убеждений). Профессиональная наблюдательность младшей медицинской сестры состоит в искусстве замечать в процессе беседы с пациентом то, чего не видят другие. Важно уметь интерпретировать информацию полученную от собеседника, уметь видеть психологическую сторону ситуации и оценивать их с точки зрения потребности пациента в психологической помощи. При проведении беседы необходимо придерживаться принципа уважения к личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента таким, какой он есть, гарантировать конфиденциальность получаемой информации. Пациент, решивший говорить о сокровенном, хочет чтобы его выслушали. И только после установления психологического контакта можно начать задавать вопросы. Младшая медицинская сестра может задавать прямые и косвенные вопросы о ходе событий, об участниках и их действиях, что думает и чувствует пациент, какие действия он собирается предпринять. При этом важно уловить эмоциональное состояние пациента в процессе беседы полезно выявить стрессовыедля пациента слова.

В случае актуальных проблемных ситуаций младшая медицинская сестра помогает установить причинно-следственные связи, причины поведения. Предполагается как групповые, так и индивидуальные формы работы. Используются ситуации как межличностного общения со взрослыми членами семьи, так и взаимоотношений с ребенком.

Библиотерапия, видеотерапия.

Младшая медицинская сестра может рекомендовать литературу, периодические издания, где освещены актуальные вопросы и сходные беременным проблемы, просмотр видеофильмов, где описываются те темы, которые чаще всего вызывают тревогу. В обоих методах используется принцип эмоционального сопереживания, который позволяет беременным женщинам опосредованно делать выводы по собственным ситуациям, получить ответы на волнующие вопросы.

Психологический контакт означает встречу одной личности с другой. Такая встреча волнует, в чем-то она неожиданна, содержит какую-то тайну. Если младшая медицинская сестра занимает строго ролевую позицию, не проявляя себя как личность, то установление психологического контакта будет затруднено, встреча не состоится и рассчитывать можно только на формально ролевое общение. Раскроются ли партнеры друг другу – зависит от того, насколько между ними успешно создается атмосфера доверия и безопасности. наличие психологического контакта между собеседниками – одно из важнейших условий эффективного сотрудничества.

Чтобы психологический контакт состоялся необходимо применять ряд психологических технологий:

1. Понимающее общение - ориентировано на установление и развитие контакта, положительных взаимоотношений и на выявление точки зрения собеседника. В первую очередь, внимание обращается на внутреннюю «систему отчета» собеседника, а не на собственную: его критерии оценок, ценности, мотивы поведения, проблемы, образы, картину мира. Это необходимо для получения информации о том, как пациент сам себе представляет свою ситуацию, какие переживания испытывает в связи с этим, как прогнозирует свое будущее. Понимающее общение возможно только тогда, когда младшая медицинская сестра проявляет уважение к личности пациента и может не оценочно реагировать на его высказывания и эмоциональные состояния. Главное в психологическом контакте – увидеть другого таким, какой он есть, начать общаться с ним реальным, не пытаясь его «переделывать». Важно, чтобы младший медицинский работник был в хорошей физической и психологической форме, постоянно рос как личность. Иначе свои психологические проблемы она будет переносить на общение с пациентом.

2. Отношение к партнеру.

В процессе возникновения контакта отношение к партнеру оценивается как «нравиться - не нравиться». Оценка зависит: от партнера, от установок и взглядов самого человека, мотивов и эталонов. Реакция приятия или неприятия проявляется в мимике, жестах, позе, взгляде: если человек вам нравиться, то ему легко общаться с вами, если – нет – ему придется преодолеть ваше отрицательное отношение. Чтобы добиться взаимного доверия, поддерживайте у себя установку на общение, доверяйте своему собеседнику. Если хотите добиться более высокого уровня доверия, старайтесь говорить на языке собеседника, умейте слушать, обратите внимание на ваше взаимное расположение в пространстве, дайте собеседнику подкрепление (имя, улыбка, комплимент).

3. Искусство слушать собеседника.

Внимательное слушание способствует установление психологического контакт, снижает у партнера напряжение, поощряет сотрудничество. Если кто-то тебя внимательно слушает, значит, что тебя ценят, ты достоин внимания. Такие отношения вызывают положительные эмоции. Младшая медицинская сестра слушает внимательно, глядя на собеседника, ее поза свидетельствует об открытости, интересе, поощряет к разговору. Умение слушать требует дисциплины и затрат энергии. У слушающего могут возникнуть психологические барьеры, мешающие правильному, четкому восприятию информации:

-Отключение внимания

-Предвзятое слушанье

-Влияние слов и фраз говорящего, которые обладают негативным зарядом

-Затрагиваются темы, которые эмоционально затрагивают слушающего, возвращают его к собственным проблемам

-Каждый человек придает словам собственный смысл – медсестра должна четко своими словами подвести итог услышанного и получить от пациента подтверждение или уточнение;

-Физиологические барьеры: на процесс слушанья влияет свойство слухового внимания, время, суток, усталость

-Внешние отвлекающие моменты: собеседник говорит громко, плохая акустика, шум, некомфортная температура, телефонные звонки, ограниченность времени, загрузка по работе.

4. Пространственная организация общения.

Самое важное при разговоре, чтобы собеседники чувствовали себя комфортно. Если предпринимается попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону (0,5 м) без разрешения, как нельзя терпеть и этого по отношению к себе, без видимых на то оснований. В личную зону (0,5-1,2 м) мы допускаем тех, с кем охотно общаемся. Младшая медицинская сестра и пациентка должны общаться в личной зоне. Сближаться нужно постепенно и согласованно. При выборе пространственной позиции необходимо учитывать, чтобы ваши глаза были на одном уровне с партнером.

5. Эмпатия.

Быть в состоянии эмпатии - значит, на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой реальный мир. Если такая способность теряется, и у младшей медицинской сестры возникает состояние, схожее эмоциональному состоянию пациентки, то она теряет способность профессионально работать и ей самой потребуется психологическая помощь. Это может привести к различным видам психологических и неврологических заболеваний, вызванных эмоциональным напряжением.

6. Самовыражение.

Психологический контакт предполагает равноправие психологических позиций партнеров. Если уважение, то взаимное, если доверие, то тоже взаимное. И взаимное право выражать свои чувства. Чтобы психологический контакт состоялся, медсестра должна научиться свободно выражать свое «Я» (в определенных границах). Это будет повышать уровень доверия пациентов к ней. Обычно открытому самовыражению мешают страхи: «Ко мне станут относиться хуже», «Меня раскритикую». Эти страхи вынуждают медсестру оставаться узницей закрытого чисто ролевого общения. Чтобы контакт был искренним, открытым с младшей медицинской сестрой, он должен видеть искренность и с ее стороны. Младшая медицинская сестра, установив с пациентом психологический контакт, оказывает ему помощь. Предварительно она определяет его внутреннюю картину болезни. Основными методами психологической диагностики являются наблюдение и беседа.

Наблюдательность – профессионально значимая черта специалиста, которую полезно тренировать. Наблюдая за пациентом, младшая медицинская сестра соотносит его действия и эмоции с известными ей нормами: возраст, пол, профессия, которые у нее сформировались на основании личного опыта. Сбор информации начинается с восприятия другого человека и наблюдая за ним в ходе обследования или оказания помощи.

Наши рекомендации