ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ – спо-
собность человека к самостоятельному освоению высоких норм и стан- дартов выбранной профессии, саморазвитию, творческому вкладу в раз- витие профессии, оказанию позитивно-мобилизующего воздействия на других субъектов деятельности, противостоянию деструктивным фак- торам профессиональной среды, самоопределению в сложных ситуациях профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ– требования, предъяв- ляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализа- ции им в своей деятельности специфических нравственных норм поведе- ния как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми (клиентами). П. э. н. сформулированы в ряде принци- пов: соблюдения тайны, ненанесения ущерба, научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов, п. ком- плексной диагностики и психологической помощи, безоценочного отно-
шения к клиенту и уважения его личности, эффективности предлагаемых рекомендаций, профессиональной компетентности и рефлексии профес- сиональных ограничений.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ– осознанное отношение к вы- бору, освоению и совершенствованию в определенном виде профессио- нальной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ– стремление достичь опреде- ленного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ– мысленные представления че- ловека о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и пр., вы- зывающие у него позитивные или негативные эмоции.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ– индивидуально-психо- логические свойства личности человека, отличающие его от других и от- вечающие требованиям данной профессиональной деятельности, являю- щиеся условием ее успешного выполнения, сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться в ходе про- фессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности. П. с. формируются на основе задатков, общих и специальных способностей и включают их элементы в свою структуру в преобразованном виде. Су- щественным является различие между понятиями «способность» и «под- готовленность».
Подготовленность – это комплекс приобретенных знаний, навыков, уме- ний, качеств, позволяющих успешно выполнять некоторую деятельность. П. с. являются предпосылкой формирования подготовленности, достиже- ния того или иного уровня профессионального мастерства, сам факт на- личия которого свидетельствует о высоких способностях.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР– система мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в норма- тивно заданных условиях, требующих от человека повышенной ответ- ственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.
Необходимость проведения профессионального отбора, как правило, воз- никает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности тре- буют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.
В ходе профотбора кандидатов на военную службу осуществляется выбор из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим каче- ствам определенной военной специальности и предупреждение поступле- ния человека на контрактную службу, к которой он не способен по возра- сту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам.
По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педа- гогический и психологический виды отбора.
В основе П. о. лежат нормативные условия профессии: а) социальные (цели, задачи, функции); б) операциональные (точность исполнения, вре- менные и другие характеристики); в) организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия деятельно- сти). С помощью комплекса аппаратурных, бланковых и опросных тестов, имитационного эксперимента осуществляется диагностика человека на его соответствие конкретной профессиональной деятельности. Основными задачами профессионального психологического отбора в ВС РФ являются: оценка психологических качеств и свойств личности, необ- ходимых для успешного обучения в военном вузе и осуществления кон- кретного вида воинской деятельности: выявление лиц с нервно- психической неустойчивостью: вынесение итогового заключения о про- фессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступле- ния в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а так- же рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР– организаци-
онная система мер диагностики и прогнозирования пригодности людей к овладению специальностью и последующей эффективной профессиональ- ной деятельности. Отбору предшествует профессиональная ориентация и предварительное заключение о профпригодности. Каждая профессия – это вид трудовой деятельности, для осуществления которой человек должен иметь специальные знания, навыки, умения, способности, черты характера, и поэтому профориентация и весь последующий комплекс действий по про- фессиональному отбору основывается на выявлении конкретных требова- ний той или иной профессии к личности. Каждый человек характеризуется индивидуальной структурой качеств и свойств, степень соответствия которой требованиям данной специальности и определяет его профессиональную пригодность. Знание психологической структуры и особенностей конкретной профессиональной деятельности позволяет создать адекватный комплекс методик, направленный на выявление не изолированно взятой психической функции или свойства, а всего единства способностей, качеств и свойств, не- обходимых для успешного обучения и овладения специальностью. Объективная необходимость П. п. о. вытекает из того, что между людьми имеются устойчивые и существенные различия в физиологических, био-
логических, психологических и других свойствах и качествах. П. п. о. в вуз позволяет не только выявить кандидатов, которые по своим личностным качествам и свойствам отвечают требованиям специфики данного вуза, но и создает необходимые предпосылки для индивидуализации обучения и воспитания. Информация о первоначальном уровне профессионально важных свойств личности каждого студента, принятого в вуз, получаемая в результате отбора, является важной предпосылкой для совершенство- вания учебно-воспитательного процесса.
П. п. о. осуществляется комплексом аппаратурных, бланковых и опро- сных методов, а также с помощью имитационного эксперимента, воспро- изводящего фрагменты, ситуации, этапы реальной профессиональной деятельности, при строгой регистрации визуально наблюдаемых и объек- тивно фиксируемых показателей функционального состояния человека, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности его работы.
Практически любая система П. п. о. нуждается в периодической коррек- тировке в связи с возможным дрейфом валидности используемых диагно- стических методов (см. Валидность теста).