ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА – система

взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых психологом для изучения психологических особенностей военнослужащих и граждан- ского персонала, воинских коллективов, психологических факторов воин-

ской деятельности и их совершенствования в целях повышения эффек- тивности воинской деятельности и сохранения психического здоровья во- еннослужащих и членов их семей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ– элемент самосознания, отражающий качественно определенную и устойчивую профессионально- ментальную позицию специалиста. П. и. является компонентом идентич- ности личностной и социальной.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ– индивидуальная ха- рактеристика степени соответствия человека требованиям профессии; определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий специа- листу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной стороны деятельности нормативным требованиям.

Основным показателем компетентности выступает характер результатов труда. Различаются следующие виды компетентности: специальная ком- петентность как владение средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их дальнейшему совершенствованию; со- циальная компетентность как готовность и способность к сотрудничеству с другими лицами, вовлеченными в трудовой процесс на основе общепри- нятых норм профессионального общения; личностная и индивидуальная компетентность как способность к самореализации и развитию своей про- фессиональной индивидуальности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ– форма руководства про- фессиональным самоопределением личности путем оказания ей научно обоснованной психолого-педагогической помощи в самооценке способ- ностей и выборе профессии. Стихийная П. к. осуществляется родителя- ми, знакомыми. Научная П. к. дается психологом, прошедшим специ- альную подготовку, владеющим методами индивидуальной психологиче- ской диагностики. П. к. работающих преследует цель помочь найти себя, адаптироваться к профессии, коллективу и обрести свой почерк, свой индивидуальный стиль в работе. П. к. включает ряд методов и среди них особенно важный – профессиональная беседа. В ней различают ряд аспектов – психодиагностический, педагогический, информационно- ознакомительный и некоторые другие.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ– возможность и способ- ность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. П. м. предполагает владение системой обобщенных профессио- нальных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных отраслях производства и сравнительно




легко переходить от одной деятельности к другой. П. м. предполагает так- же высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии. В условиях быстрых из- менений техники и технологии производства П. м. выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ– внутренне согласован- ная устойчивая система осознанных побуждений, целей и установок по овладению профессией и совершенствованию в ней; системообразую- щий фактор и интегральная характеристика мотивации профессиональ- ной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ(от франц. установка) – ока- зание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответ- ствии с ее способностями и с учетом рынка профессий, а также с задачами формирования конкретных профессиональных качеств.

П. о. преследует в основном две цели: во-первых, помочь оптимальному выбору профессии; во-вторых, оказать помощь каждому молодому чело- веку в выборе такой работы, которая давала бы ему наибольшее творче- ское, моральное и материальное удовлетворение. Возникновение про- фессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору про- фессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих профориентационных служб основывалась на известной «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и уже на основании этого выдавали рекомендацию о пригодности или не- пригодности человека к данной профессии. В России первое бюро по ока- занию профессиональной помощи в выборе профессии возникло в 1927 г. при Ленинградской бирже труда.

Центральное место в работе по П. о. отводится школе. Можно выделить три этапа П. о.: подготовительный, основной и завершающий. Подготови- тельный этап включает в себя профессиональное просвещение учащихся, проводимое в течение всего периода обучения школьников, при этом ме- няются только его формы. На этом этапе также проводится изучение лич- ности школьников, их задатков, склонностей. На основном этапе П. о. формируются устремления учащихся, их склонности и способности к кон- кретным видам профессионального обучения и деятельности. На этом этапе, начиная с VI–VIII кл., развертывается работа по профессиональ- ной консультации. Завершающий этап связан с уточнением профессио- нальных устремлений выпускников школ, с определением степени соот- ветствия их личностных качеств требованиям избранной профессии.

Актуальной является профессиональная переориентация – научно обо- снованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, а также профориентация, профессиональная консультация и начальный профотбор лиц, потерявших работу в силу тех или иных при- чин, желающих выбрать другую профессию и специальность.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ– наличие природных задат- ков и способностей, необходимых для успешного формирования требуе- мого профессией динамического сочетания свойств личности, обеспечи- вающих высокий уровень эффективности обучения и труда. Профпригодность (непригодность) имеет сложные психологическую, био- логическую и физиологическую структуры. В психологическом компонен- те структуры П. п. ведущую роль играют профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям про- фессии.

Процесс формирования П. п. рассматривается как система, компонентами которой выступают данные психологического анализа деятельности спе- циалиста. В систему входят четыре функционально связанные между собой подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка и профадапта- ция. Понимание П. п. как соответствия между человеком и профессией ставит в центр внимания личность во всем многообразии свойств и качеств, изучение и развитие ее как субъекта познания, общения и труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗВАНИЕ– влечение к какой-либо про- фессии, опирающееся на знание о ее предназначении.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА– исследование

и оценка свойств человека как индивидуальности в целях профотбора, профориентации, профессиональной подготовки для решения практиче- ских вопросов по оптимизации профессиональной деятельности. П. п. предполагает применение методик оценки особенностей нервной систе- мы, психомоторики, интеллекта, темперамента, характера, мотивацион- ной сферы личности. П. п. позволяет прогнозировать сохранность време- ни и затрат на профессиональное обучение, повысить его эффективность, снизить текучесть кадров, производственный травматизм, профессио- нальную заболеваемость.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА– совокупность предметных условий труда (структура организации, предмет, средства, орудия труда, эргономи- ческие, технологические, информационные и другие особенности выпол- нения профессиональных задач) и социальных условий (межличностные отношения, климат в коллективе, удовлетворенность работой и т. п.).

Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека фак- торов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или экс- тремальной). Профессиональная среда воинской деятельности отличается спецификой предмета, средств, орудий труда, эргономических условий, межличностных отношений и др.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ– интегральное психиче- ское качество, содержательные аспекты формирования и проявления ко- торого определяются типологией и спецификой профессионально обу- словленных задач, профессионального взаимодействия и условиями про- фессиональной среды; субъектность, реализуемая и развиваемая по- средством внутренне детерминированной активности в пространстве про- фессиональной деятельности в интересах решения профессиональных за- дач и профессионального саморазвития (И. В. Сыромятников).

В структурно-динамическом отношении выделяются потенциально- статический и действенно-реализационный компоненты П. с. Потен- циально-статический компонент находит выражение в профессиональ- ных субъектных позициях, субъектном опыте, отношениях и субъект- ных качествах личности, являющихся важными стилеобразующими и ценностно-ориентирующими предпосылками субъектной активно- сти. Действенно-реализационный аспект представлен собственно субъектной активностью, которая включает: самоопределение в ситуа- ции нормативной неопределенности, самодетерминацию и самоактуа- лизацию, самоорганизацию и регулирование собственной профессио- нальной активности и профессиональных действий других субъектов военно-профессионального взаимодействия. Идеальная представлен- ность функционирования ПС в сознании военнослужащего выступает как его профессиональная «Я-концепция».

Наши рекомендации