Противодействие информационно-психологическому
ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРОТИВНИКА– комплекс мероприятий, направлен- ных на прогнозирование, профилактику и срыв психологических опера- ций противника, а также на ликвидацию последствий негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих. Является одним из основных компонентов организации морально- психологического обеспечения боевых действий войск и сил флота.
ПРОФЕССИОГРАММА– документ, в котором описываются особенно- сти специальности, профессии (психологические, производственно- технические, медико-гигиенические и др.). Помимо особенностей про- фессии, П. включает квалификационный профиль, в котором все качества, необходимые работнику, находят количественное выражение. Определение особенностей будущей практической деятельности и ее тре- бований к специалисту проводится с помощью профессиографии (см. Профессиография), на основании которой составляется П. Психологиче- ски ориентированная П. включает психограмму – описание требований профессии к психическим процессам, состояниям и свойствам личности работника, а также предоставляемых профессией возможностей самоу- тверждения и его роста как личности. На основе П., дающей перечень и описание общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков, лич- ностных качеств, необходимых для успешного выполнения определенной профессиональной деятельности, определяется профессиональная при- годность и проводится профотбор.
ПРОФЕССИОГРАММА ВОЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ– документ,
оформленный результат профессиографирования, в котором представле- на всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различ- ных объективных характеристик военной специальности, а также состав и содержание требований, предъявляемых к профессионально важным качествам военных специалистов.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ– раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий. П. описывает профессии и соответ- ственно их требования к личности. Результатом П. является составление профессиограммы. Выявляя психологические особенности деятельности, требования к личным качествам специалистов, распределение их рабоче- го времени, инженерно-психологическое своеобразие рабочего объекта, требования к психическим процессам, условиям рабочих мест, психологи- ческие причины возникновения ошибок в ходе работы, характер напря- женных ситуаций, особенности профессионально важных психологиче- ских качеств и свойств личности специалиста, П. способствует проведению профессиональной ориентации и отбора, формированию психологической готовности к обучению и труду, выработке рекомендаций по распределе- нию выпускников учебных заведений.
Основным методом проведения П. является метод экспертной оценки в ходе наблюдений за работой специалистов. Кроме того, могут приме- няться беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, различная аппаратура объективного контроля, изучение документов, ре- гламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.
ПРОФЕССИОНАЛ– субъект, имеющий высокие показатели профессио- нальной деятельности, профессиональный и социальный статус, динами- чески развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на профессиональное саморазвитие и высокие профессиональные достижения.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ– процесс развития профессионально важ- ных качеств личности в ходе освоения и осуществления профессиональ- ной деятельности.
Психологическое сопровождение профессионализации военнослужащих предполагает: а) оценку профессионально-психологического потенциала кандидатов на военную службу; б) профессионально-психологический мониторинг динамики психологической готовности к продолжению служ- бы; в) развитие у военнослужащих навыков рефлексивной оценки и про- гноза возможностей самореализации в военно-профессиональной сфере; г) своевременную профилактику профессиональных кризисов и деформа- ций личности военнослужащего; д) создание организационно- деятельностных возможностей для реализации задач профессионального роста военнослужащих; е) обеспечение адекватной определенному перио- ду профессионализации в рамках военной организации системы мотива- торов для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ– совокупность субъектно-личностных харак- теристик человека, формирующихся в процессе профессионального обу- чения и деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность и надежность в разнообразных условиях, а также профессиональное са- моразвитие специалиста. Профессионализм рассматривается как психо- логическая составляющая того, что должно быть сформировано и разви- то в ходе профессионализации.
П. дает возможность достигать значительных качественных и количе- ственных результатов труда при меньших затратах физических и умствен- ных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. П. специалиста проявляется в систематическом повы- шении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры.
Предпосылкой достижения П. является достаточно высокое развитие про- фессионально важных качеств личности, ее специальных способностей.