Национально-психологические особенности лично-
СТИ– своеобразие ценностных ориентаций, взглядов, интересов, устано- вок, отношений к другим людям. Н.-п. о. л. – это чувство национального достоинства, привязанность к традициям и обычаям своего народа, наци- ональное самосознание, понимание своей национальной принадлежно- сти, своеобразие восприятия и мышления; представления и мнения о свойствах и качествах других наций и народностей, об их культуре, обра- зе жизни, физическом облике и т. д.; темперамент как национально- своеобразная форма выражения эмоций, чувств и настроений; специфич- ность речевого общения. Н.-п. о. л. проявляются в традициях и обычаях, реализуемых в поведении и деятельности (способы и приемы внешнего выражения эмоций, мыслей, знаний, приветствий, прощаний и т. п.).
Н.-п. о. л. не исчерпывают все ее содержание и структуру. Более того, только часть из них может быть названа чертами личности или свойства- ми. Остальные являются лишь формой проявления широко распростра- ненных черт и свойств, присущих людям разных наций и народностей.
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ– понимание и чув-
ство принадлежности к этнической общности, результат освоения культу- ры, традиций, обычаев своего народа. Н. с. л. взаимодействует с ее нрав- ственным, религиозным, эстетическим, профессиональным и другим самосознанием. Н. с. л. – это образ самого себя как представителя нации, народности. Оно включает: 1. Осознание себя как индивида на основе представлений и знаний о своих природно-биологических свойствах, внешнем облике (Я – национально-физическое). 2. Осознание себя как носителя национальной психологии на основе познания влияния на психические процессы, чувства, проявление воли, ума, речи, принад- лежности к определенной нации, народу (Я – национально- психологическое). 3. Осознание себя как носителя национальных свойств личности на основе познания зависимости своей жизненной позиции, от- ношения к действительности, к другим людям, труду, национальной при- надлежности (Я – национально-социальное).
Благодаря национальным особенностям личность в состоянии сохранить преемственность традиций и обычаев своего народа, продолжить путь его социального и культурного развития. Немало людей выбирают тра- диции в качестве основного признака своей национальной принадлеж- ности.
Верность национальным обычаям и традициям – это отношение к исто- рии своей нации, чувство уважения к опыту прошлых поколений, опреде- ленные знания, навыки, умения, привычки, позволяющие соблюдать тра- диции, привносить в них что-то новое. В верности национальным традициям проявляется почти вся личность и в то же время эта верность представляет собой национальную особенность. Верность обычаям и тра- дициям может быть как социально полезной, например, гостеприимство, уважение к старшим, к родителям, так и вредной, например, кровная месть, унижение женщины.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР– исторически сложившаяся совокуп- ность устойчивых психических качеств нации, определяющая ее привыч- ные манеры поведения и типичный образ действий в целом; психологиче- ские особенности, отличающие один народ от другого.
Н. х. представляет собой структурированное единство наиболее устойчи- вых особенностей поведения и психологии, присущих большинству пред- ставителей данной нации. Он выражается в специфических чертах инди- видуального и группового поведения, в настроениях, способах освоения мира, в соблюдении традиционных норм существования, взаимоотноше- ний и общения.
В Н. х. воплощается единство исторических, социокультурных и биологи- ческих факторов, влияющих на жизнь и преемственность поколений на- ции (см. Личность и генетика человека).
НЕГАТИВИЗМ(от лат. отрицание) – необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей. Он свидетельствует о слабости воли, неумении владеть собой. Близкое к понятию Н. – упрямство. Упрямый человек стоит на своем только потому, что он так считает, даже понимая свою неправоту, продолжает отстаивать свою точку зрения, не учитывая мнений окружающих. Н. как ситуативная реакция или как личностная черта обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я. Психологической основой Н. является установка субъекта на не- согласие, отрицание определенных требований, форм общения и т. д. Существует две формы Н.: пассивный, который выражается в отказе вы- полнить предъявляемые требования, и активный, при котором произво- дятся действия, противоположные требованиям.
НЕВРАСТЕНИЯ– форма невроза, для которой типичны быстрая исто- щаемость психических процессов при незначительной нагрузке, изменчи- вость настроения, легкость возникновения взрывов аффекта, реакции раздражительности.
НЕВРОЗЫ(термин предложен шотландским психиатром В. Кулленом в 1776 году) – группа наиболее распространенных психогенных нервно- психических расстройств, в основе которых лежит непродуктивно и не- рационально разрешаемый конфликт между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемый возникновением тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, нару- шением общего самочувствия и различных соматовегетативных функ- ций, эмоциональной неустойчивостью, повышенной психической исто- щаемостью при достаточно сохранной оценке окружающего и осознания факта своего болезненного состояния. Основными формами Н. явля- ются невротический, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.
НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ– форма невроза, при которой у больных возникают непроизвольные навязчивые мысли, страхи, действия, воспри- нимаемые ими как чуждые, но от которых они не могут избавиться.
НЕВРОЗ ИСТЕРИЧЕСКИЙ– форма невроза, проявляющаяся преиму- щественно у лиц, имеющих особую предрасположенность в виде истери- ческого характера. Проявляется в виде истерических припадков, сомато- вегетативных нарушений.
НЕВРОЗ ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ– форма невроза, характеризующаяся рядом сенестопатических проявлений и озабоченностью по поводу своего здоровья.
НЕВРОТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ– форма невроза с преимущественно подавленным настроением, тревогой, нарушениями сна, вегетативными нарушениями диатонического характера.
НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ– отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь человек определенно- го возраста.