КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (ПСИХИЧЕСКИЙ ОБРАЗ) – совокуп-
ность представлений у оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности и эргатической системы в целом, о целях и способах реализации своей деятельности.
КОРРЕКЦИЯ– преодоление или ослабление недостатков психического или физического развития, нарушений той или иной психической функ- ции. В спецшколах коррекционные мероприятия входят в содержание коррекционно-воспитательной работы. К. проводится для преодоления отсроченных реакций на травматический стресс, недостатков коммуника- тивной деятельности, психосексуальных расстройств и др.
КОРРЕЛЯЦИИ– связанные изменения двух переменных; связь между статистическими вариациями по различным признакам.
КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТ– математический показатель силы связи между двумя сопоставляемыми статистическими признаками (при К=1 связь однозначна, при К= -1 связь обратно пропорциональна, при К = 0 связи нет).
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ– комплекс методов статистического исследования взаимосвязи между переменными, связанными корреляци- онными отношениями, установление математическим способом связей между разными количественными величинами, полученными в исследо- вании. Две случайные величины называются корреляционно связанными, если содержание одной из них изменяется в зависимости от содержания другой. Плотность связей между полученными величинами характеризу- ется коэффициентом корреляции. Среди других широко используемых в психологии разновидностей К. а. – расчет ранговых, частных, частич- ных, множественных и других коэффициентов корреляции.
КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– отрасль психологической науки, изу- чающая закономерности психической деятельности человека в условиях космических полетов. К. п. является интегративной наукой. Она тесно связана с авиационной, инженерной, педагогической, медицинской, со- циальной и другими отраслями психологической науки. К. п. изучает вли- яние невесомости, физических, интеллектуальных и эмоциональных пере- грузок на поведение и психическое здоровье космонавтов.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА(IQ – ай-кью) – тип оценки, кото- рая используется для характеристики в процентах отношения ум- ственного возраста, определяемого тестами, к реально-хроноло-
гическому: .
К. и. не может безоговорочно служить показателем развития интеллекту- альных способностей обследуемого, тем более приниматься за неизмен- ную величину его интеллектуального потенциала. Все же по ай-кью с не-
которой вероятностью можно определить, какой будет успеваемость того или иного ученика. Чтобы выучиться на врача или юриста, необходимо обладать достаточно высоким показателем интеллектуального развития. Но после окончания учебы величина коэффициента уже не имеет значе- ния. Зато особую роль начинают играть опыт и здравый смысл.
Между людьми существуют большие интеллектуальные различия. Про- фессор Гарвардского университета Говард Гарднер убежден в существова- нии, по крайней мере, семи категорий интеллекта: лингвистического, ма- тематического, пространственного, музыкального, физического, а также умения владеть собой и сосуществовать. Эти таланты на ай-кью не фик- сируют. Более того, выясняется, что отменный ай-кью нередко вреден для дела, особенно в стрессовых ситуациях. Изучая поведение кадетов на- циональной гвардии, психолог Фред Фидлер из Вашингтонского универ- ситета обнаружил: когда требовались быстрые действия, с лучшей сторо- ны показали себя обладатели нормальных ай-кью. Они легче действовали по интуиции, здравому смыслу и опыту. Чем умнее, судя по величине ай- кью, был кадет, тем медленнее и хуже он действовал.
В конечном счете здравый смысл, интуиция, склонность к творчеству, способность уживаться с другими людьми, черты характера, социальная среда оказывают значительно большее влияние на жизнь человека, чем его ай-кью.
Первые тесты интеллекта восходят к Ф. Гальтону (1822–1911), предло- жившему ряд процедур для измерения «операций ума». Прообразом со- временных тестов интеллекта является шкала умственного развития Бине-Симона, разработанная в 1905 г. для выявления умственно непол- ноценных детей при отборе в школу. Широко применяется в практике ра- боты психолога шкала измерения интеллекта Д. Векслера (1939, 1955). Вариант 1955 г. содержит 11 субтестов, направленных на диагностику об- щей осведомленности, общей понятливости, оперативной памяти, внима- ния и других сторон интеллекта. Другие широко используемые тесты ин- теллекта–это«ПрогрессивныематрицыРавена»(1936)и«Тест-структура интеллекта Амтхауэра» (1953, 1973).
Тесты интеллекта в ряде случаев называют еще тестами общих способ- ностей, хотя вопрос о том, что в них диагностируется – способности или уровень сформированных обобщенных деяний – является одним из актуальных в тестологии.
КРЕАТИВНОСТЬ– способность к умственным преобразованиям и твор- честву. К. включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие ха- рактеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.
Понимание К. характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает до-
минанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имею- щихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию. В психологии выделены два основных направления изучения К. Во-первых, по резуль- татам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, К. рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.
Основными факторами К. признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии. Рядом зарубежных исследовате- лей К. связывается с личностными чертами.
КРИЗИС– состояние длительного личностного дисбаланса, которое яв- ляется результатом сильного по степени воздействия или неожиданного события.
Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что человек не способен справиться с ситуацией. У него наблюдаются неуверенность в себе, притупленность чувств, потеря стабильности в эмо- циональных реакциях и т. п.
Различаются кризисы возрастные, профессиональные, социализацион- ные. Профессиональные кризисы могут происходить на фоне возраст- ных кризисов, имеющих объективный характер, и социализационных кризисов, связанных с переходом человека из одной социальной среды в другую и освоением новых социальных ролей. Взаимообусловленность этих кризисов и их проявлений создает достаточно сложную для челове- ка проблему, когда для поиска ее решения зачастую не хватает соб- ственных сил и опыта. Поэтому в целях восстановления нарушенного баланса требуется профессиональное вмешательство психолога. При неблагоприятном развитии событий профессиональные кризисы могут приводить к различного рода профессиональным заболеваниям и деформациям.
КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ– периоды, связан-
ные с обострением противоречий, вызванных логикой возрастного или профессионального развития, условиями профессиональной среды или отдельными критическими событиями в жизни человека. К.п.р.сопровождаются резким изменением вектора и темпа профессио- нального развития личности, могут иметь нормативный (закономерный) или ненормативный (вероятностный) характер, а также негативные или позитивные последствия для человека.
КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ– образ жизнедея-
тельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в крими- нальные группы. О принадлежности военнослужащего к К. с. можно су-
дить по таким внешним проявлениям, как сленг, ритуальные формы поведения, татуировки и т. д.
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ– материал, предъявляемый испытуе- мым в целях психодиагностики их умственного развития и уровня профес- сиональной подготовленности. В последнее время в психодиагностике сложилось новое направление – критериально-ориентированное тести- рование (КОРТ).
Определение задания в качестве критериального обусловлено двумя фак- торами. Первый из них заключается в том, что представленный в задании материал позволяет дать репрезентативную и обобщенную совокупность знаний и умений, относящихся к внутренней завершенной области учеб- ной или профессиональной деятельности.
Второй фактор – возможность пусть не исчерпывающего, но весьма близ- кого к содержанию учебного задания психологического декодирования. Получившая развитие в США и других странах практика разработки КОРТ, традиционно ориентируясь на концепцию критерия как определенного круга знаний, навыков, специфических операций, по сути дела оставила без внимания определение К. з. с точки зрения его психологического со- держания. Область, исследуемая КОРТ, была заведомо ограничена рамка- ми диагностики достижений в учебной и профессиональной деятельности. Исследовательская работа, проведенная в этом направлении, позволяет определить индивидуальные особенности умственного развития учащихся и установить пути совершенствования обучающих и коррекционных воз- действий. Развитие исследований по психологическому анализу К. з. мог- ло бы привести к построению научно обоснованной картины умственного развития в филогенезе и онтогенезе.
КУЛЬТУРА(от лат. возделывание, обрабатывание) – в широком смыс- ле слова – это все то, что произведено, сделано человеком, на что он на- ложил отпечаток своей деятельности. К. – мерило развития и достижений человека. Американский культуролог Дж. Спредли считает, что К. – это приобретенная совокупность знаний, используемых людьми для интер- претации их жизненного опыта и выбора линии поведения. Выделяют ма- териальную и духовную культуры.
К. разных народов отличаются технологией деятельности и ее ценностно- смысловыми значениями, обычаями, традициями, производительными и духовными результатами социальной практики, спецификой языка, ми- ровоззрения.
К. каждого народа аккумулирует опыт его жизни, способствует обще- нию и установлению взаимопонимания между людьми, подсказывает пути и средства решения многих проблем, в том числе и межнацио- нальных.
Есть основания отметить типы К.: культура первобытного, рабовладель- ческого, феодального и капиталистического обществ.
Психологию интересует влияние К. на развитие психики человека, фор- мирование личности в различных условиях. Культурный человек отлича- ется чертами интеллигентности (см. Интеллигентность), стремится на- править достижения человечества на утверждение творческой свободы и достоинства человека как высшей ценности. Понятие К. используется для характеристики достижений и особенностей той или иной научной об- ласти (педагогическая К., психологическая К., этическая К., К. мышле- ния, К. земледелия и т. д.), а также для обозначения определенного уровня индивидуального владения знаниями, принципами, нормами, рекоменда- циями, относящимися к определенной области.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ– знание принятых в обществе норм общения и их соблюдение в повседневной жизни.
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ– высший уровень и качество мышления че- ловека, определяемые сознательным развитием личностью своих спосо- бов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. К. м. предполагает его организацию, оптимизацию и совершенствование. Она представляет собой способность оптимального использования ин- теллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение ак- туальных проблем и задач. К. м. предполагает соединение субъектом спо- собностей понимания, интерпретации, объяснения, доказательства (аргу- ментации), рефлексии и диалога. Для выработки К. м. человеку необходи- ма постоянная интеллектуальная работа, деятельность по преодолению стихийного, ситуативного, стереотипного способа мышления. Особым способом осуществления мыслительного процесса как культурного явля- ется рефлексия, совмещающая организацию, критику и последователь- ное конструирование содержания мыслительной деятельности. К. м. – во- енная составная часть профессионализма офицера.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ– концепция психического развития человека. Л. С. Выготский писал, что психическая функция по- является на сцену дважды: сперва социальной, затем психологической. Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структу- ру и функции.
Такое превращение Л. С. Выготский назвал общим генетическим звеном психического (культурного) развития человека. Его К.-и. т. утверждает примат в психическом развитии человека социального начала над нача- лом натурально-биологическим. На этой основе он ввел понятие «зоны ближайшего развития» (см. Зона ближайшего развития). Оно обознача-
ет такие действия индивида, которые он может первоначально успешно выполнить лишь во взаимосвязи с другим человеком, в общении с ним и с его помощью, но затем уже вполне самостоятельно и произвольно. Присвоение человеком культуры в процессе коллективной деятельности и общения происходит в таких исторически сложившихся формах, как об- учение и воспитание– это всеобщая форма психического развития чело- века.
По Выготскому, детерминация онтогенетического развития человека име- ет следующую структуру: коллективная деятельность и общение – куль- тура (знание) – присвоение культуры (обучение и воспитание) – индиви- дуальная деятельность – психическое развитие индивида. Эта абстрактная структура в процессе исторического развития наполняется конкретным содержанием, придающем историческое своеобразие развитию психики индивидов, живущих в разные эпохи и в разных культурах.
К.-и. т. подвергалась критике за неоправданное противопоставление «на- туральных» и «культурных» психических функций, за переоценку роли интериоризации в развитии личности, недоучет актуализации, воспроиз- ведения содержания внутреннего мира личности. Традиционно приводит- ся положение о переходе внутреннего во внешнее, о невозможности деле- ния мира на психический и материальный. Сначала надо привести в порядок свой внутренний мир, а потом «с чистой душой» можно прини- маться за упорядочение внешнего мира.
Л
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ– представляет собой одну из раз- новидностей моделирования той или иной деятельности человека – ис- пытуемого. Смысл Л. э. заключается в том, чтобы обеспечить воспроиз- водимость изучаемого явления (деятельности) при более полном и точ- ном контроле (и управлении) исследуемых факторов, условий среды и за- висимых переменных. Перед испытуемым ставится задача выполнить определенные действия, которые по психологической структуре соответ- ствуют действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволя- ет в лабораторных условиях изучать какую-либо реальную деятельность и поведение, например, военнослужащих), с большой точностью реги- страции, получить данные для проверки выдвинутой гипотезы. Однако в силу искусственности лабораторных условий, полученные результаты могут отличаться от имеющих место в реальных условиях деятельности человека.
ЛИБИДО– одно из основных понятий психоанализа. Обозначает неко- торый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе
потребностей и поступков человека. Понятие Л. введено в научный обо- рот 3. Фрейдом.
ЛИДЕР(от англ. ведущий) – член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. В группе могут быть как официальные, так и неофициальные Л. Неофициальный Л. оказывает заметное влияние на товарищей, бла- годаря своим определенным личным качествам, в большинстве случаев положительное (но бывает и отрицательное). Как правило, все Л. пре- восходят других членов группы по крайней мере в одном из качеств, зна- чимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные каче- ства зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной дея- тельности. Если руководство – это процесс внешней социальной орга- низации и управления общением и деятельностью членов группы, то ли- дерство – процесс ее внутренней социально-психологической самоорга- низации и самоуправления. В психологии приняты различные классифи- кации Л.: по содержанию деятельности (Л. – организатор, Л. – про- граммист, Л. – исполнитель); по сфере проявления активности (Л. уни- версальный, Л. ситуативный); по направленности деятельности (эмоци- ональный Л., деловой Л.) и т. д. Л. бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом). Существует понятие «харизматического Л.», т. е. облада- ющего высшей степенью развития личности и способности воздейство- вать на людей. Положение авторитетного Л. заметно влияет на психоло- гию всей группы. В социальной психологии проблема лидерства занима- ет одно из важных мест.
ЛИДЕРСТВО– социально-психологическое явление доминирования, ве- дущего положения отдельных членов группы или микрогрупп по отноше- нию к другим в замкнутом объединении людей; процесс, посредством кото- рого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.
ЛИДЕРСТВО ДЕЛОВОЕ– способность участников группы брать на себя ответственность и руководить группой при реализации целей совместной деятельности.
ЛИДЕРСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ– способность участника группы притягивать к себе других людей, быть предпочитаемым в общении.
ЛИЧНОСТНАЯ ДИАГНОСТИКА– диагностика, направленная на полу- чение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, моти- вах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую на- правленность и стиль деятельности человека.
ЛИЧНОСТНАЯ ТРУДНОСТЬ– обусловленная особенностями предше- ствующего развития фиксированность человека на непреодолимой огра- ниченности жизненной самореализации, сопровождающаяся неудо- влетворенностью и стремлением ее разрешить. В условиях воинской деятельности должностным лицам (прежде всего, психологам) прихо- дится иметь дело со следующими типами личностных трудностей воен- нослужащих и членов их семей: трудности адаптации; трудности; психо- сексуальные трудности; трудности эмоционального реагирования; трудности, обусловленные семейными факторами; трудности личност- ного выбора, личностной и профессиональной самореализации и пр.
ЛИЧНОСТИ ЧЕРТА– устойчивая предрасположенность к определенно- му поведению, сложившаяся либо в силу наличия определенных потреб- ностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склон- ностей (установок, привычек).
ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ– осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ– интегрированное смысловое образование, отражающее действительное субъективное отношение личности к объек- там и явлениям окружающего мира. Л. с. представляет собой индивиду- альное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, объ- ектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачи- вается его деятельность.