ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ – устой-
чивое сочетание различных структурных компонентов психики личности военнослужащих, предопределяющее их индивидуальность, индивиду- альный стиль деятельности и воплощающееся в их личностных каче- ствах.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ– своеобразие человека как индивида и лич- ности. И. проявляется во внешнем облике, телосложении, выразитель- ных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, воле- вых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта.
Б. Г. Ананьев подчеркивал, что «индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют определенные свой- ства человека как индивида».
В исследованиях выделяют три класса свойств человека: конституцио- нальные, связанные со свойствами организма, индивидные – с опытом жизнедеятельности и личностные, обусловленные внутренней «работой» личности по анализу и проектированию поведения. Это рефлексивно- ситуационные черты личности.
Каждый человек обладает и общими с другими людьми, и индивидуальны- ми качествами и свойствами. Причем индивидуальные качества являются в то же время в какой-то мере и общими, так как само общее существует лишь через отдельное, в отдельном. Общие качества и свойства людей обусловлены общностью условий, в которых они живут и действуют, а так- же единством их биологической природы, врожденных предрасположений к личностному развитию.
На развитие И. человека заметно влияет его жизненный путь, обстоя- тельства жизни, биография. Вместе с тем каждый человек – это не изо- лированная, замкнутая в себя И., независимая от общества, воспитания и обучения. Индивидуальное сознание и личные качества человека фор- мируются и изменяются в процессе активной деятельности в конкретных исторических условиях. Исследования в антропологии, генетике, физио- логии свидетельствуют о том, что познание биологической организации человека (ее уровней, структуры, особенностей физиологических процес- сов, функций и состояний, закономерностей функционирования и т. д.) яв- ляется важнейшим звеном в раскрытии механизмов развития И. человека (см. Генетика человека).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– система устойчи-
вых, индивидуально-своеобразных способов и приемов решения разноо- бразных задач. В процессе обучения надо помочь человеку выработать та- кой стиль деятельности, который в наибольшей степени соответство- вал бы его индивидуальным особенностям и избранной профессии. Выра- женный И. с. д. позволяет людям с разными способностями, темперамен- тами, характерами добиваться примерно равной эффективности при осу- ществлении одной и той же деятельности. Соответствие И. с. д. требова- ниям учебной и трудовой деятельности может быть повышено целена- правленной профессионально-психологической подготовкой, профори- ентационной работой и профотбором.
ИНДИКАТОР– внешне хорошо различимый признак измеряемого явле- ния.
ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ– равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия характерен в основном для людей и групп, не завися- щих друг от друга, либо плохо знающих своих партнеров. Они могут уча- ствовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными
к успехам партнеров. Для такого типа взаимодействия характерны: эмо- циональная глухота, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия – включение в совместную творческую деятельность, когда создаются усло- вия для группового переживания, заметного вклада каждого в общий ре- зультат, для возникновения отношений зависимости. И. тип взаимодей- ствия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успе- хов, достижений взаимодействующих сторон.
ИНДУКЦИЯ(от лат. наведение) – движение мысли от единичного зна- ния к общему. И. – это и метод познания, связанный с обобщением ре- зультатов наблюдения и экспериментов.
Под И. понимается и вид умозаключения, в котором из нескольких отдель- ных суждений получается одно общее. Наука не удовлетворяется получе- нием индуктивных обобщений, а пытается объяснить пути их выведения из более общих законов, формируемых в рамках той или иной теории. Важно обучать командиров на основе отдельных фактов создавать карти- ну боевой обстановки.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– отрасль психологии, изучающая взаи- модействие человека и техники. И. п. начала формироваться в 40-х гг. XX в. Ее развитие прошло ряд этапов – от накопления и анализа данных о человеке в целях оптимизации отдельных технических средств контроля и управления до системного подхода к проектированию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов. В бывшем СССР интенсивное развитие И. п. началось в 50-е гг., когда при Ленинградском государствен- ном университете была создана первая научно-исследовательская лабо- ратория И. п., а в 1963 г. издана первая монография по И. п. Б. Ф. Ломова
«Человек и техника». И. п. выясняет, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей психики человека, а также, какие требования предъявляют технические устройства к психологическим свойствам человека.
И. п. широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника, теория автоматического управления, художественное конструирование и др.
Важным вопросом согласования характеристик человека и техники явля- ется приспособление человека к технике. Оно включает в себя профес- сиональную ориентацию, профотбор и профессиональную подготовку.
ИНИЦИАТИВНОСТЬ– способность и склонность продуцировать, кор- ректировать цели и действовать в направлении их достижения.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ– способность субъектов воинской деятельности создавать, внедрять, распространять и использовать новше- ства в своей деятельности.
ИНСАЙТ(от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интел- лектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения. Понятие И. введено гештальтпсихо- логами. В. Келер описал появление И. у экспериментальных обезьян. К. Бюлер определял И. как включение мыслительной активности и проти- вопоставлял его поведению, основанному на пробах и ошибках.
Понятие И. широко используется в психоанализе и основывающихся на нем системах психотерапии в смысле интенсивного осознания больным своей болезни, схватывания конфликтной ситуации и быстрого эмоцио- нального высвобождения. Делаются попытки отличить эмоциональный И. от интеллектуального, определить их эффективность.
ИНСТИНКТ(от лат. побуждение) – совокупность врожденных сложных, целесообразных реакций (актов поведения) животных и человека. И. обу- словлен наследственностью, принадлежностью к определенному виду жи- вых существ, биологической потребностью в адаптации к среде. Некоторые натуралисты, например Ж. А. Фабр, полагали, что врожденность и целе- сообразность И. свидетельствуют о мудрости «творца». И. П. Павлов рас- сматривал механизм И. как безусловно-рефлекторный; понятия «инстинкт» и «безусловный рефлекс» он считал рядоположенными. Такие ученые, как 3. Фрейд, В. Макдугалл пытались объяснить социальное поведение людей действиям И. (полового, агрессивного, самосохранения и других). У животных И. функционирует, как правило, в единстве с навыками и ин- теллектом. Инстинктивные формы поведения человека подвластны регули- рованию со стороны сознания, испытывают влияние усвоенной культуры, интеллигентности, характера, мировоззрения, жизненного опыта и др.
ИНТЕЛЛЕКТ(от лат. понимание, познание) – в широком смысле – ум- ственные способности человека, совокупность всех познавательных про- цессов; в более узком смысле – ум, мышление. В структуре И. человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Понятия И., «интеллектуальные особенности личности» близки более часто употребляемым понятиям «способности», «общие и специальные способности». К общим способностям относятся прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственны- ми способностями или интеллектом.
Имеется большое количество разнообразных определений. В наиболее общих чертах можно представить три их вида: 1) И. как способность к об-
учению; 2) И. как способность к абстрактному мышлению и 3) И. как спо- собность к адаптации и решению задач.
Определение И. как совокупности общих способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. В последнее время активно подчеркива- ется роль интеллектуальных особенностей личности в общей успешности деятельности. Способности рассматриваются как регуляторы деятельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой син- тезируются умственные способности и мотивационная структура личности. Психологическая диагностика И. определяется необходимостью измерения индивидуальных количественных и качественных особенностей личности, а также различий между людьми, связанных с эффективностью выполнения тех или иных задач. С помощью интеллектуальных тестов (Векслера, Равена и др.) можно измерить уровень сформированности некоторых интеллекту- альных качеств. Векслер, создавший в 1939 году первую шкалу И. для взрос- лых, считал, что «интеллект – это глобальная способность разумно дей- ствовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т. е. успешно меряться силами с окружающим миром. Создатель первого интеллектуального теста Бине однажды пошутил, ска- зав: «Интеллект?.. Да это же просто то, что оценивает мой тест!». В этой шутке оказалось слишком много правды. Тест Бине был разработан с це- лью определить шансы ребенка на успешное обучение в школе и валид- ность его была оценена путем установления корреляции, с одной стороны, и школьными оценками и отзывами учителей – с другой. Валидность те- ста была ограничена этими рамками.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА– качества личности, предопреде- ляющие особенности функционирования интеллекта, то есть способно- стей личности по переработке разнокачественной информации и осознан- ной оценке ее.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА– разновидность высших чувств че- ловека. Они проявляются в процессе познавательной деятельности, осо- бенно при решении новых и трудных задач. К И. ч. относятся: чувство но- вого, любознательность, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, решения задач, так и их результат. Самое общее И. ч. – любовь к истине. И. ч. имеют немаловажное значение в процессе усвоения знаний, во всей учебной работе школьников и студентов. Обыч- но они стимулируют мышление, заставляют глубже проникать в сущность предметов и явлений.
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ(от англ. взаимодействие) – одна из теорий за- падной социальной психологии. И. считает, что развитие общества обу-
словлено непосредственными коммуникациями («обмен символами») и межличностными отношениями. Важную особенность коммуникации И. усматривает в способности человека представлять, как воспринимает его партнер по общению или группа, и соответственно определять собствен- ные действия. Развитие личности согласно И. происходит в процессе вза- имодействия с другими людьми. И. недооценивает многие психические явления, возникающие во время взаимодействия и влияющие на его ха- рактер и последствия.
ИНТЕРЕС(познавательный) – проявление положительного, эмоцио- нально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его. И. обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. И. бывает разнообразным по содержанию. Он различается также по устойчивости, широте, влиянию на деятельность. Устойчивый И. человека к будущей профессии вызывает у него актив- ность, творчество, стремление полнее познать и лучше ею овладеть.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ– психологический механизм перехода внешнего (усваиваемого) содержания во внутренний план действий.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ– в психологическом консультировании: трактовка психологом-консультантом информации о характере психологических проблем клиента в целях улучшения его понимания природы и причин собственных затруднений.
ИНТРОВЕРСИЯ(от лат. в середине и видоизменять) – свойство чело- века, выражающееся в направленности на явления собственного вну- треннего мира. Интроверт обычно замкнут, необщителен, склонен к са- моанализу, с трудом адаптируется к новым условиям. И. обусловлена особенностями темперамента и характера, спецификой профессии, уров- нем духовного развития.
ИНТРОВЕРТ– тип личности, активность которого по сравнению с други- ми людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней дея- тельностью. Военнослужащие с таким типом личности углублены в мир собственных переживаний, оценивают события и принимают решения, ориентируясь на собственный жизненный опыт.
ИНТРУЗИЯ– симптомокомплекс посттравматического стрессового рас- стройства – самопроизвольное возникновение в сознании военнослужа- щего воспоминаний, образов, а также сновидений, связанных с психо- травмирующими обстоятельствами боевой обстановки.
ИНТУИЦИЯ(позднелат. – пристально смотрю) – способ постижения истины без непосредственного логического обоснования, доказательства; своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышле- ния переносятся более или менее бессознательно, а предельно ясно осо- знаётся лишь итог мысли – истина. И. бывает достаточной для постиже- ния истины, в т. ч. и в военном деле. Но чтобы убедить в истине других людей, необходимо, как правило, доказательство.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ– естественные или искусственные препятствия на пути потока информации.
ИНФРАЗВУКОВОЕ ОРУЖИЕ– разрабатываемый новый вид оружия, основанный на использовании направленного излучения мощных инфра- звуковых колебаний.
Такие колебания, как показывают исследования, могут воздейство- вать на психику и пищеварительные органы человека, приводить к общему недомоганию, вызывать у людей ослабление зрения, пани- ческое состояние, потерю контроля над собой и непреодолимое стрем- ление укрыться от источников излучения. Специалисты относят дан- ный вид оружия к информационно-психологическому или к так называемому «несмертоносному» оружию (оружию несмертельного действия).
ИПОХОНДРИЯ(от греч. подреберье) – болезненное состояние челове- ка, характеризующееся гнетущим настроением, беспокойством, преуве- личенным страхом за свое здоровье. Сопровождается нередко бредовы- ми идеями. Причина И. – нарушение работы нервной системы, крайний дискомфорт личности в ее социальном окружении. Своевременная пси- хологическая оценка болезненного состояния личности может не только дать надежный прогноз эффективности применения лечения, но и пред- упредить неблагоприятные последствия, возникновение, например, ис- терических расстройств. Явление И. может стать источником стойких расстройств больного даже при условии успешного лечения основного заболевания.
ИСКРЕННОСТЬ– правдивость, открытость, эмоциональная непосред- ственность, черта личности, противоположная лицемерию. И. присуща тем людям, у которых социальная роль соответствует призванию, меж- личностные контакты дружескому уподоблению, жизненный путь – ми- ровоззренческим представлениям и установкам. И. человек отличается цельностью жизнедеятельности, он верит в то, что делает, убежден в пра- вильности принципов, соответственно которым он живет. И. не избавля- ет человека от ошибок.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ– научное направление, разрабаты- вающее методы, позволяющие электронно-вычислительной машине вы- полнять интеллектуальные задачи, решаемые человеком. Понятием И. и. обозначают функциональные возможности машины решать человече- ские задачи. И. и. направлен на повышение эффективности различных форм умственного труда человека. Хотя психологические понятия фик- сируют более сложные стороны реальности, такие, от которых абстраги- руется «автоматный» подход (осмысленность памяти, решений, целепо- лагания и т. д.), все же использование ЭВМ в экспериментальной психо- логии не только расширяет возможности анализа психических процес- сов, но и выступает как своеобразная модель для изучения научного творчества вообще. Использование ЭВМ для хранения информации – новый этап в развитии того, что психологи называют «искусственной памятью человечества». Компьютеры позволяют сосредоточиться на вы- полнении отдельных творческих задач. Положение о своеобразии чело- веческого мышления по сравнению с процессами переработки информа- ции компьютером является методологическим принципом теории проек- тирования автоматизированных систем. Компьютер должен быть доста- точно совершенным, приспособленным к человеческой деятельности, а человек – к условиям работы с компьютером. Психология вместе с ки- бернетикой составляют теоретический фундамент автоматизации ум- ственного труда.
ИСЛАМ(мусульманство) – одна из трех мировых религий. Возник в Ара- вии в начале VII в. Вероучение И. изложено пророком Мухаммедом в Ко- ране и основывается на 7 догматах: вере в одного бога – Аллаха, в анге- лов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Все сущее в мире сделано Алла- хом и все, что произойдет во Вселенной, предопределено им. Культ И. опирается на произнесение формулы: «Нет божества, кроме Аллаха», и «Мухаммед – посланник божий», на паломничество, пост, благотвори- тельность и др. На Коране основывается шариат (предписанный путь) – свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ри- туалов, призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Примером таких норм являются: ежедневная молитва, почитание стар- ших и родителей, запрещение азартных игр и потребления вина, суровое осуждение лживости и воровства. При распределении наследства сыну полагалась доля, равная доле двух дочерей. Зафиксированные в Коране нормы наблюдаются и в книгах иудейской и христианской религий.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ– система логически последо- вательных теоретических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой целью получения достоверных данных
(психологической информации) об изучаемых психологических явлениях и характеристиках людей.
ИСПУГ– непосредственная реакция самозащиты на силу, неожидан- ность и внезапность раздражителя, форма страха. Возникает на основе инстинкта самосохранения при прямом столкновении с опасностью или резком неблагоприятном изменении среды. Эмоция И. прямо не свя- зана с ожиданием опасности или с подготовкой к каким-либо действиям, она захватывает человека врасплох и может сразу же нарушить течение психических процессов и деятельности в целом. Поэтому непосредствен- ное управление поведением человека, поддавшегося И., весьма затрудне- но. Однако активизация чувства долга, пример целесообразных и реши- тельных действий, отвлечение и переключение внимания помогают человеку овладеть собой. Устойчивость к И. повышается благодаря пред- варительной натренированности в быстром и правильном восприятии и оценке внезапных и неожиданных воздействий.
ИСТЕРИЯ– нервно-психическое заболевание, проявляющееся в уси- ленной возбудимости и эмоциональности, аффективных состояниях, са- мовнушаемости. Для И. характерно несоответствие между глубиной пере- живаний и яркостью их внешних выражений: громкие крики, плач, мнимые обмороки, выразительные жесты по поводу незначительных, в действи- тельности мало волнующих истерика событий. Внешне И. нередко про- является в нападках, которые могут приобретать довольно острые формы. Преодоление И. достигается путем специального лечения, психотерапии, а также воспитания чувства ответственности и долга, умения сдерживать свои эмоции.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ– область психологической науки, изучаю- щая хронологию развития психологических знаний. Психология мно- гие столетия развивалась в составе философии. Одной из первых пси- хологических работ является трактат Аристотеля (384–322 гг. до н. э.)
«О душе». В этом трактате дается определение понятию души, анали- зируются такие психические процессы, как мышление, память, эмо- ции. Аристотель – отец логики как систематизированной науки о мыш- лении и ее законах. В XVI веке впервые используется термин
«Психология».
Отделение психологии от философии и превращение ее в самостоятель- ную науку датируется 1879 годом, когда немецкий ученый В. Вундт орга- низовал при Лейпцигском университете экспериментальную психологи- ческую лабораторию.
За время своего развития как самостоятельной науки психология диффе- ренцировалась и насчитывает в настоящее время более ста отраслей
Изучение истории психологии, процесса изменения ее категорий, прин- ципов, методологии имеет не только научно-теоретическое значение, но и общеобразовательно-практическое.
ИУДАИЗМ– одна из религий, распространенная среди евреев. В древ- нем И. бог племени Иуды (отсюда – И.) именовался Яхве, но позже это имя верующим было запрещено произносить. Надо было говорить «го- сподь мой». Постепенно Яхве превратился в «общечеловеческого бога», творца неба и земли. В И. рано складываются представления о «богоиз- бранности» народа Израиля, о будущем приходе «божественного спаси- теля» – мессии. Во II в. до н. э. складывается Библия – свод иудейских священных книг. Затем был составлен Талмуд, в котором нашли отраже- ние новые религиозные идеи: вера в загробный мир, посмертное воздая- ние, воскрешение мертвых, а также представления о добрых и злых боже- ствах. Талмуд связывает поведение верующего с 13 предписаниями и целиком подчиняет его раввинско-религиозному влиянию. В начале XIX в. возникает реформированный И., в котором объявляется его этиче- ская универсальность, сокращены многие обрядовые предписания. В 30-е гг. XX в. на Западе оформилось новое направление в И. – рекон- струкционизм, провозгласивший И. «еврейской цивилизацией», которая определяет якобы национальную принадлежность личности. Заповеди И. охватывают одновременно регламентации этическую, юридическую и ри- туальную. Пятикнижие Моисеево, или Тора (первые пять книг Ветхого завета), содержит десять заповедей («не укради», «не прелюбодействуй»,
«не произноси ложного свидетельства», «не желай чужого» и др.), кото- рые были приняты христианством.
ЙОГА– древнеиндийская религиозно-философская система взглядов на совершенствование человека, связанная с психофизической трени- ровкой. Само слово Й. означает соединение, но в более широком толко- вании – то, что соответствует и то, что последовательно и неуклонно применяется. Суть мировоззрения Й. заключается в субъективном сли- янии индивидуальной души человека с всеобщим абсолютным духом. Методы тренировок Й. позволяют вскрывать резервы физических и пси- хических возможностей человека. Й. – это вариант системы здорового образа жизни, включающий высокие моральные принципы, альтруи- стические отношения. Й. – это не религия в строгом смысле этого сло- ва, йоги надеются только на себя, и если открывают Бога, то в себе. Основные цели, которые ставит Й.: совершенное владение телом и функциями организма, достижение духовных вершин, гармонии с окру- жающим миром.
По представлениям йогов, растение, животное, микроорганизм соверша- ют свой цикл от рождения до смерти благодаря жизненной энергии, за-
ключенной в воздухе, в пище, в воде. Эта энергия как животворящая сила Й. называется «праной».
Й. считает необходимым уметь накапливать и расходовать прану, мыслен- ным усилием направляя ее в те или иные области тела. Разработано упражнение: создать мысленный образ праны, благотворного ее действия и, сопровождая этот образ полным ритмичным дыханием, направлять ток к нужному месту.
Вместо праны можно думать о живительном кровотоке, который надо на- править к любому месту в своем организме: к пальцу, стопе, пояснице и т. д. Это помогает нормализовать и усиливать некоторые процессы, по- правлять деформации и «вливать силу».
Большое место в Й. занимают физические упражнения. Двигательные процессы – естественное проявление и требование организма. Без движения, как и без дыхания, нет жизни. Й. имеет 50-вековую историю. Еще древние мудрецы знали о запредельных возможностях человека, его воли, сознания и мышления. Система Й. является уни- версальным методом самосовершенствования. Это синтез разноо- бразных средств и форм воздействия – от использования цвета и зву- ка, принятия определенных поз и контроля дыхания до проникновения в подсознание.
Вершиной Й. является метод самопрограммирования, позволяющий наи- более эффективно использовать резервные возможности человеческой психики. Этот метод предполагает также умение погружаться в гипноти- ческое состояние, вызывать образное, яркое представление собственного Я, наделенного желаемыми качествами. Й. предполагает дисциплиниро- вание интеллекта, ума, эмоций и воли, достижение уравновешенного со- стояния души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах.
В книге йога Рамачарака «Раджа – йога» изложено учение йогов в пси- хическом мире человека, развитии его Я. Й. дает возможность поддержи- вать жизнеспособность организма в условиях экстремальных режимов функционирования психики и содержит ценный эмпирический материал для экспериментальной психосоциологии и медицины.
К
КАРЬЕРА– должностное продвижение, достижение социального статуса в определенной профессиональной деятельности. Это процесс самореа- лизации личности, своих возможностей в профессиональной деятельно- сти, сущностной характеристикой которого является продвижение, рас- сматриваемое в широком смысле в виде общей последовательности этапов развития человека в основных сферах жизни: семейной, трудовой;
а в узком – связывается с динамикой социального положения, статуса и активности личности.
Профессиональная К. военнослужащего обусловлена многообразием непсихологических и психологических факторов, часть из которых носит выраженный личностный характер, таких как: целеустремленность, са- моэффективность, интернальность, мотивация к карьере, эмоциональ- ная устойчивость.
КАТАРСИС(от греч. очищение) – введенный Аристотелем («Поэтика») термин учения о трагедии: душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Слово К. употребляется в религиозном, этиче- ском и психологическом значении: чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому пережива- нию, облегчение после психического напряжения. К. – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искус- ства, музыки, соблюдения ритуалов. К. «отреагирование», бурное прояв- ление аффектов, происходящее в результате осознания пациентом своей проблемы и приносящее значительное психологическое облегчение.
КАТЕГОРИЗАЦИЯ– психический процесс отнесения того или иного объ- екта, явления к определенному классу.
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПСИХОЛОГИИ– система понятий, от- ражающих предмет психологической науки, ее знания о психике. Категории, законы, закономерности и принципы психологии являются определенными инвариантами познания, в них зафиксировано устойчиво повторяющееся, необходимое и типичное, присущее психической реальности. Овладение этими инвариантами дает психологу ключ к анализу окружающей действи- тельности в плане вычленения ее психологической специфики.
К. а. п. является содержательной логической формой познания психиче- ских явлений, формой, которая оптимально спрессовывает знания о сущ- ности и закономерностях психической жизни. Каждая отрасль психологии пользуется общепсихологическим категориальным аппаратом и выраба- тывает свой, отражающий особенности изучаемых условий деятельности и поведения (психология спорта, военная, специальная, инженерная пси- хология и т. д.).
КАТЕГОРИЯ– предельно широкое понятие, в котором отражены наибо- лее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения пред- метов, явлений действительности и познания.
КАТЕГОРИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ– группы военнослужащих, разли- чающихся по своему служебному положению, например, офицерский со-
став, прапорщики, мичманы и сверхсрочнослужащие, военнослужащие срочной службы (старшины, сержанты, рядовые, матросы), военнослужащие-контрактники, военнослужащие по призыву и др.
КАУЗОМЕТРИЯ(от лат. причина и греч. измеряю) – метод исследова- ния субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предложенный Е. И. Головахой и А. А. Кроником (1982). К. от- носится к числу биографических методов; направлена на описание не толь- ко прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. Проводится в форме интервью, состоящего из шести основных процедур:
1) биографическая разминка; 2) формирование списка значимых собы- тий; 3) их датировка; 4) причинный анализ межсобытийных отношений;
5) целевой анализ; 6) обозначение сфер принадлежности событий. Ис- пользуются также дополнительные процедуры: оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, значи- мость «для себя» и «для других людей», локализация личного временного центра.
Результаты интервью изображаются в виде каузограммы – графика со- бытий и межсобытийных связей, дающего наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и пси- хологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни опраши- ваемого, о структуре взаимосвязей событий друг с другом.
К. позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жиз- ненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности за- мыслов человека, об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим и будущим. Применима для исследования индивидуального и жизненного пути, для анализа и коррекции жизнен- ных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных пер- спектив в профориентационных, семейных, психогигиенических кон- сультациях. На основе К. разработана компьютерная программа Биограф, позволяющая провести диагностику обследуемого с помощью ЭВМ.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ– требования к уровню про- фессиональной подготовки выпускника военного вуза, зафиксированные в специальном нормативном документе.
КВАЛИФИКАЦИЯ– совокупность общих и специфических систе- матически применяемых и потенциально имеющихся знаний, умений и способностей, необходимых для исполнения профессиональной дея- тельности; нормативно закрепленная зависимость прав и обязанно- стей должностного лица от знаний, умений и навыков, которыми оно обладает.
КИНЕСИКА(от греч. движение) – раздел невербальной коммуникации, изучающей коммуникативные функции движений тела. Основателем К. считается американский антрополог Рэй Ли Бердвистелл. По аналогии с фонемами и морфемами, в К. выделяются такие единицы, как кинемы и кинеморфы.
КЛИЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ– человек, получа-
ющий психологическую помощь от психолога-консультанта.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ(греч. кlinike – врачевание, kline – по- стель, ложе) – область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на лич- ность, психологические аспекты целебных воздействий.
«КЛЮЧИ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ– индикаторы действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалоба- ми клиента.
КОГНИТИВНАЯ КАРТА– образ знакомого пространственного окруже- ния. Эти образы создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта с миром. Различают карту-путь – последовательное представле- ние маршрутов или связей между объектами и карту-обозрение – одно- временное (симультантное) представление пространственного располо- жения объектов и связей между ними.
Идея К. к. принадлежит необихевиористу Эдварду Толмену (1886–1959). В отличие от бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Согласно его экспери- ментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную К. к. того пути, которому нужно следовать для решения задачи. Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление от- сутствует. И тем не менее оно способно изменить поведение.
Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, регулирующие адаптацию организма к среде.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ(от лат. знание, познание) – направ- ление в психологической науке, изучающее зависимость поведения субъ- екта от познавательных процессов. У истоков К. п. стоял Д. Миллер, ко- торый вместе со своим коллегой Д. Бруннером создал при Гарвардском университете (США) центр по изучению процессов мышления и назвал его «Центром когнитивных исследований». Признавая заслуги Миллера, его в 1969 г. избирают президентом Американской психологической ассо-
циации. В 1967 г. появилась книга Найссера «Когнитивная психология». С 1970 г. издается журнал «Когнитивная психология».
Главное внимание К. п. было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решения. Толчком к ее развитию также яви- лась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и техно- логии программирования.
Главное в К. п. – выделение некоторых общих компонентов, структур, процессов, характерных для познания в целом. В этом плане К. п. – это современная психология познавательных процессов. Первоначаль- но (конец 50-х – начало 60-х гг. XX столетия) главной задачей К. п. являлось исследование переработки информации от момента ее попа- дания на рецепторные поверхности до получения ответа. Были введены понятия о кратковременной и долговременной памяти. Далее К. п. до- казывала решающую роль знания в поведении человека, изучала соот- ношение вербальных и образных компонентов в процессах запомина- ния и мышления, связь познавательных процессов и эмоций, индивидуальные различия. К. п. расширила проблематику исследова- ний и диапазон применяемых методических средств (моделирование, экспериментирование и др.), решила ряд общепсихологических вопро- сов трансформации сенсорной информации, ее сохранения, извлечения и использования.
С момента возникновения К. п. ее основным методом был информацион- ный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекающие, в основ- ном, в миллисекундном диапазоне времени. С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационног<