Военно-профессионального опыта формирование

(в процессе воинской службы) – процесс выработки смысловых компо- нентов профессионального сознания военного специалиста, обеспечиваю- щих создание инновационных хронотопов деятельности и их последующее наполнение лучшими образцами деятельности, заимствованными у более квалифицированных специалистов из непосредственного окружения.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ– система рас-

пространения знаний о «мире военных профессий» с целью военно- профессиональной ориентации граждан.

ВОЗРАСТ– конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономер- ных физиологических и психологических изменений, не связанных с инди- видуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.

Каждому человеку присущи определенные возрастные особенности. Они выражаются в уровне жизненного и профессионального опыта, в своео-

бразии взглядов на окружающий мир, в складе ума и характера, в преоб- ладающих психических состояниях и т. д. Человек, например, в зрелом возрасте имеет уже вполне сложившийся характер, богатый жизненный опыт. Полученный ценою, возможно, многих ошибок и неудач в прошлом жизненный опыт помогает более мудро общаться, строить взаимоотно- шения с другими людьми, решать практические задачи.

За понятием В. стоят сложные стороны биологического, психологическо- го и социального развития. С В. у человека происходят сложные психофи- зиологические сдвиги и изменения, сказывающиеся на его свойствах и ка- чествах, внешнем облике и поведении.

Жизнь человека может быть представлена как прохождение семи возрас- тов: 1) младенчества; 2) детства и отрочества; 3) юности; 4) молодости;

5) зрелости; 6) пожилого; 7) старческого.

Если учесть количество лет, то можно выделить следующие возрастные периоды: младенческий (до года), детский (до 3 лет), дошкольный (до 6 лет), младший школьный (до 11 лет), подростковый (до 15 лет), юно- шеский (до 21 года), зрелый (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (75–90 лет). Психологические характеристики В. определяются конкрет- ными условиями жизни человека, обучением, воспитанием, особенностя- ми деятельности и общения. Одни и те же условия жизни влияют на людей разного В. по-разному. Возрастные ступени отличаются относительно- стью, условной усредненностью, что не исключает индивидуального свое- образия психического облика человека. Границы В. подвижны, изменчи- вы. В то же время в течение всей жизни человека сохраняются, почти не изменяясь, некоторые черты его личности.

Известный представитель неофрейдизма Э. Эриксон (см. Неофрейдизм) развитие личности рассматривал с точки зрения усиления «Я» и продви- жения к идентичности (его теория часто называется «ЭГО-психология» или, что то же самое, психология «Я»). На пути интеграции «Я» личность проходит, по его представлениям, 8 стадий развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти. Каждая стадия представлена как кризис, ставящий человека перед условным выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления, наиболее принципиальным для становления иден- тичности является подростковый возраст. Сами стадии, по Эриксону, за- даны генетически, но позитивные или негативные разрешения кризиса определяются особенностями взаимодействия с социумом.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ– отрасль психологии, изучающая зако- номерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом, психологические особенности людей различного возраста.

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ– специфический волевой процесс мобилизации личности на достижение труднодостижимой цели.

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ– сознательно контролируемые действия, на- правленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели. В. д. могут совершаться человеком по собственной инициативе и по заданию других, например, обучаемые в школе и вузе со- вершают многие В. д. по необходимости (заданию). Важно при этом до- биваться, чтобы учебные и другие задания осознавались и воспринима- лись ими как свои собственные. Если же задания воспринимаются без внутреннего одобрения, вопреки личным желаниям, то потребуется больше энергии и усилий, чтобы их выполнить.

Различают простые и сложные В. д. Простые состоят из двух компонен- тов: постановки цели и исполнения. К числу важнейших компонентов сложных В. д. следует отнести: возникновение предварительной поста- новки цели, которая ставится самим человеком или другими людьми; про- думывание способов и приемов достижения цели, планирование действий, преодоление отрицательных мотивов; принятие решения; выполнение принятого решения; оценку сделанного, формирование установки на со- вершение волевых действий в будущем.

В процессе жизни и деятельности человеку постоянно приходится совер- шать В. д., которые при надлежащей мотивации могут стать устойчивыми чертами поведения и волевыми качествами, отражающими своеобразие личности человека, его опыт, профессию, индивидуальные особенности.

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА– устойчивые психологические структуры, в со- став которых входят мотивы, навыки, привычки, знания, опыт, умение человека управлять своим поведением в сложных ситуациях. В В. к. от- ражаются активность личности, способности к саморегуляции, к созна- тельному мобилизующему усилию и управлению своим поведением. Каждое В. к. имеет некоторые особенности. Целеустремленность состоит в том, что человек устойчиво руководствуется в своей жизни и повседнев- ной деятельности определенной целью (ближайшей и более отдаленной). В самообладании и выдержке проявляется воля человека как власть над собой, как сохранение самоконтроля в напряженных ситуациях. Смелость – В. к., помогающее человеку активно действовать в сложных и рискованных ситуациях. Смелость нужна при обсуждении принципи- альных вопросов (на собраниях, во время первого публичного и учебного выступления и т. д.). Инициативность – готовность и умение человека проявить творчество и самостоятельность при выполнении той или иной задачи. Решительность – способность своевременно принимать обосно- ванные и продуманные решения и без промедления переходить к их вы- полнению. Эти и другие В. к. взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Высокие В. к. предопределяют эмоционально-волевую устойчивость че- ловека: неподверженность его отрицательным влияниям (внешним и вну- тренним), сохранение им эффективности деятельности в трудных ситуа-

циях. Развитие и закалка В. к. происходят в процессе формирования личности под влиянием всей системы жизни и деятельности человека. Особую роль в формировании В. к. человека играет активизация и закре- пление положительных мотивов деятельности и оптимальных способов преодоления трудностей.

ВОЛЯ– психический процесс активации и управления собственным по- ведением в направлении достижения поставленных целей и преодоления возникающих препятствий как внешнего, так и внутриличностного харак- тера (например, столкновение конкурирующих мотивов).

Волевой процесс тесно связан с другими психическими процессами – вниманием, мышлением, воображением, памятью, эмоциями, чувствами и свойствами личности – направленностью, темпераментом, способно- стями, характером.

Человек преодолевает трудности и препятствия не только благодаря В., но и под влиянием своих потребностей, чувств, опыта, знаний, привычек. Специфика волевого психического процесса состоит в сознательном уси- лии субъекта, направленном на активизацию всех его возможностей для достижения цели. В. может быть сильной и слабой, что обусловлива- ется мотивами поведения, опытом человека, его привычками и убежде- ниями. Сила В. проявляется при выполнении сложных задач. Человеку с сильной В. присущи настойчивость в достижении цели, ответственность в делах, самостоятельность. Слабость В. проявляется в противоречивом поведении человека, излишней зависимости от обстоятельств, расхожде- нии слов с делами.

Неподверженность волевых процессов отрицательному влиянию условий и содержания деятельности (волевая устойчивость) предотвращает рас- терянность, шаблонность действий, способствует творческому использо- ванию опыта и знаний в сложных ситуациях.

В. является важной психологической предпосылкой успешной деятельно- сти военнослужащих. Выполнение ими учебных и боевых задач требует умения определять цель, принимать решения, преодолевать трудности, мобилизовать силы, управлять собой, т. е. проявлять В.

ВООБРАЖЕНИЕ– психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, зна- ний, опыта. Стимулом к В. являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необхо- димость предвидеть будущее в труде и жизни.

Практическое значение имеет выделение видов В. Оно может быть не- произвольным, если новые образы возникают сами собой, без намерения субъекта, и произвольным, если оно направляется и регулируется челове- ком, когда осуществляется поиск, отбор нужного материала.

В. характеризуется также степенью новизны создаваемых образов. По этому показателю выделяют воссоздающее и творческое В. Воссозда- ющее В. протекает на основе восприятия чертежа, схемы, карты, описа- ния. В результате работы этого вида В. создаются образы предметов, име- ющихся в действительности. В процессе творческого В. создаются образы, отличающиеся новизной и оригинальностью, зачастую это образы объек- тов, не существующих в данное время. В процессе творческого воображе- ния участвуют знания человека, его переживания, опыт, внимание, воле- вые и интеллектуальные усилия, неосознанные установки, интуиция.

В. формируется в процессе творческой деятельности благодаря активно- сти памяти, мышления, воли. При этих условиях у человека возникают благоприятные внутренние предпосылки для совершенствования В. В. особенно важно для профессиональной деятельности офицеров – командного профиля.

ВОСПИТАНИЕ– в широком смысле слова – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных установок, понятий, прин- ципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду. Организация В. связана с построением такой общественной практики, которая направляет разви- тие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общечеловеческих ценностей, инициативности и самостоятельности. Спо- собствует решению задач В. выявление психологией законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтоге- неза с учетом объективных и субъективных факторов.

Проблематика В. не ограничивается психологией образования, формиро- вания личности, а включает в себя вопросы средств массовой информа- ции, подготовки и переподготовки педагогических кадров в области вос- питательной работы и др.

ВОСПРИЯТИЕ– психический познавательный процесс, результатом ко- торого являются субъективные образы непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в совокупности их свойств и при- знаков.

В. по сравнению с ощущением – более сложный процесс. Будучи форма- ми непосредственного познания объектов реального мира и состояний ор- ганизма, В. и ощущение различаются тем, что в процессе В. формируются образы предметов, явлений в целом, а в ощущениях – образы отдельных их признаков и свойств.

Свойства В.: целостность (объект познается как единое целое), осмыс- ленность (включенность в В. знаний и опыта), избирательность (выделе-

ние объекта из ряда других), константность (относительное постоянство образов), апперцепция (зависимость восприятия от психического состоя- ния, опыта и качеств человека).

В. различаются по скорости, полноте, осмысленности, точности, ясности, четкости, содержательности. Развитие В. обусловливается совершенство- ванием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувства- ми и волей.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ– процесс памяти, заключающийся в актуализа- ции прошлого опыта, усвоенных ранее знаний, пережитых чувств. Самая простая его форма – узнавание, которое имеет место при повторном вос- приятии объекта. В. может быть непроизвольным (наблюдается в ситуа- циях, когда нет специально познавательной задачи) и произвольным (про- исходит в целях запоминания).

ВРАБАТЫВАНИЕ– процесс адаптации личности к определенному виду деятельности, в процессе которого постепенно повышаются ее дееспособ- ность и работоспособность.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА– интервал времени от момента посту- пления сигнала до ответной реакции человека; часть этого времени со- ставляет латентный период. Различают простые реакции (стандартный сигнал), реакции выбора (принятие решения при наличии альтернатив) и реакции на движущийся объект. В. р. ч. изменяется в зависимости от вида реакции. В среднем оно составляет десятые доли секунды, однако может значительно изменяться в зависимости от воспринимаемого сигна- ла, целевого восприятия и психического состояния человека (см. Воспри- ятие). Скорость различных видов реакций поддается тренировке. В. р. ч. учитывается при проектировании и разработке самых различных техниче- ских устройств. В. р. ч. является критерием пригодности к таким профес- сиям, как оператор, диспетчер, шофер и др.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА(от лат. signum – знак и systema – целое, соединение) – система способов регуляции психической активно- сти живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринима- ются головным мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной системы. Понятие введено И. П. Павловым.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ– сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, пре-

стижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность до- биться успеха, оптимально самовыразиться. В В. п. проявляются интере- сы и отношение человека к самому себе, его самосознание, самооценка, ответственность. Мотивы В. п. обусловлены социальными условиями, представлениями об особенностях профессиональной деятельности, ин- формацией о ней, состоянием здоровья. Повлиять на В. п. могут ситуаци- онные, а нередко даже случайные причины, природа которых различна. Это и увлечение внешней стороной профессии, и неверное представление о содержании будущего труда. Правильно выбранная профессия позволя- ет человеку реализовать свои физические, умственные и духовные силы, повысить продуктивность своей будущей деятельности.

ВЫБОРКА– случайным образом формируемое из генеральной или вы- борочной совокупности множество заданий или испытуемых.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ– проявление психических состояний, особенно эмоциональных, во внешнем поведении: в мимике (В. д. лица), в пантомимике (В. д. всего тела), в жестах (В. д. рук), в тембре, ритме и интонации речи. В. д. являются внешним выражением переживаний, стремлений, оценок, просьб, отношений к событиям и явлениям жизни. Осанка, походка, жесты, мимика, манера говорить, интонация, тембр го- лоса в известной мере свидетельствуют о душевном складе человека, его настроении. Например, радость сопровождается обычно улыбкой и бле- ском глаз, повышением тона речи. Человек, охваченный горем, сутулится, темп его речи замедляется, а тон понижается. В состоянии возбуждения человек говорит громко, движения его порывисты и т. д. В работах по не- вербальному поведению отмечается, что непринужденная осанка может свидетельствовать о готовности слушать собеседника. Неподвижность, напряженность в осанке могут означать закрытость, стремление избежать контактов. Полностью поднятая голова может выражать уверенность в себе, внутреннюю свободу, готовность к действию. Набок склоненная голова – открытость собеседнику, стремление идти навстречу. Взгляд сверху может означать высокомерие. Полностью обращенное лицо к со- беседнику со взглядом на него может означать внутреннее принятие дру- гого. Широко расставленные руки с опорой на края трибуны – демон- страция выступающим своего превосходства, что неуместно в общении с аудиторией. В. д. находят широкое использование в театре, кино, живо- писи, скульптуре.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляются за счет невербальных средств и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Боль- шинство жестов являются приобретенными, и их значение обусловлено культурой среды. В процессе развития человека В. д. существенно меня-

ются. В младенческом возрасте они непроизвольны. Позднее ребенок перенимает внешние формы поведения и выражения чувств у взрослых. Подросток в известной мере уже управляет своими В. д. В юношеском возрасте этот самоконтроль увеличивается, наблюдаются попытки маски- ровать реальные чувства. Сильное влияние на В. д. оказывает социальная и культурная среда. Например, национальная принадлежность, освоение обычаев, традиций, национального своеобразия внешнего выражения эмоций, чувств в значительной мере предопределяют индивидуальные В. д. Наблюдательный и эрудированный человек по В. д. может опреде- лить национальность воспринимаемой личности.

Командиру важно уметь владеть своими В. д. и оказывать с их помощью воспитательное влияние на подчиненных.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ– прижизненно формирующи- еся под воздействием внешних средств, прежде всего речи, сложные психические процессы. Понятие введено Л. С. Выготским. Первона- чально (в раннем детстве) В. п. ф. существуют как форма взаимодей- ствия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний про- цесс. Превращение внешних средств осуществления психического процесса во внутренний носит название интериоризации. Сначала – это развернутая внешне предметная деятельность, затем появляются ум- ственные действия. В. п. ф. свойственны: опосредованность, произволь- ность, осознанность, пластичность. В основе теории В. п. ф. лежит по- ложение марксизма об общественно-историческом происхождении психики человека.

Теория В. п. ф. уязвима в том отношении, что в ней отделены генетический и социальный факторы развития психики, которые в единстве обусловли- вают возможность спонтанного, изнутри детерминированного формиро- вания воображения, внимания, произвольного запоминания и других пси- хических процессов.

Г

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ(от лат. hallucinatio – бред, видение) – искаженное восприятие действительности, возникающее без наличия реального объ- екта отражения, непосредственных внешних стимулов, но имеющее для переживающего Г. смысл реального значения.

В боевой обстановке могут возникать зрительные, слуховые, обонятель- ные, осязательные и др. галлюцинации (образы несуществующего про- тивника, объектов боевой обстановки, недостающих условий жизнедея- тельности, например, воды и др). Условиями, способствующими возникновению Г., являются утомление, голод, недосыпание, болевые

ощущения, употребление психотропных препаратов, психическое зара- жение и др.

ГЕМАТОФОБИЯ(от греч. haimatos – кровь и phobos – страх) – болез- ненный страх вида крови. Наличие Г. делает участие военнослужащего в боевых действиях крайне затруднительным.

ГЕНЕЗИС– происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшее к определенному состоянию, качеству этого явления. Различают фило- и онтогенез психики. Профессиональное развитие личности, процесс формирования ее акме является конкретным проявлением Г.

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА– раздел генетики, изучающий явления его на- следственности и изменчивости. Материальной основой наследственно- сти у человека, как и у других организмов, являются гены, расположен- ные в хромосомах и передающиеся в поколениях с помощью половых кле- ток. Каждый из генов включает ген отца и ген матери. В паре они могут быть одинаковы и неодинаковы. Вероятность их одинаковости крайне мала из-за большого их числа (105–106). Индивидуальный набор генов, как правило, формируется сочетанием родительских генов, происходящих из разных частей генофонда – общей совокупности генов популяции. Ин- дивидуальное разнообразие набора генов огромно и образует биологиче- ский фундамент уникальности и неповторимости человеческой личности. Г. ч. связана с геопсихологией (от греч. – Земля и психология), которая исследует влияние погоды, времен года, почвы, ландшафта на состояние психики человека.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ(от греч. происхождение) – отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических про- цессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.

Методы Г. п. направляются на выявление стадий и этапов в развитии пси- хики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике.

До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно сфера интересов ученых перемещается на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением

смерти, что составляет примерно 3/

жизненного пути человека.

Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап

в развитии Г. п., является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980).

В первый период своего творчества он открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, на- званная Ж. Пиаже эгоцентризмом. Пиаже создал концепцию стадиаль- ного развития интеллекта и ряд других.

В России ведущим специалистом в области Г. п. считается И. В. Равич- Щербо. Она долгое время руководила лабораторией психогенетики пси- хологического института РАО. Основной метод Г. п. – исследование од- нояйцевых близнецов, которые имеют одинаковый набор генов, но развиваются в разной среде. В настоящее время память и внимание недостаточно исследованы, а что касается интеллекта, то ученые счита- ют, что примерно на 50–60% он определяется наследственностью и на 40–50% – средой.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– область психологии, изучающая связи и отношения, существующие между личностью, окружающей при- родной средой и обществом. Задачами Г. п. являются исследование взаи- модействия человека и природы (ритм жизнедеятельности, факторы стресса и т. д.); разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности всей системы природопользования; выявление роли пси- хических качеств людей в этнических процессах, в развитии и размещении производительных сил, в урбанизации, расселении и миграции; изучение влияния стихийных бедствий на психологию человека и др.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ– (гештальт – структура, целое, система) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве цен- трального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основным положением новой школы стало утверж- дение о том, что исходными первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образую- щих гештальт компонентов.

Это направление связано в первую очередь с именами германских иссле- дователей Макса Вертгеймера (1880–1943), Курта Коффки (1886– 1941) и Вольфганга Келера (1887–1967). Гештальт означает структури- рованное целое, подчеркивает важность полноты контекста и коммуни- кации. Это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия. Г. обосновывала тенден- цию этих процессов к принятию отчетливо завершенной формы. Г. вы- ступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы (см. Ассоциация). Г. считала, что целое определяет свойства

и функции его частей. Это положение было применено к изучению вос- приятия («фигура и фон»). Аналогично при изучении мышления Г. под- черкивала приоритет целого познавательных структур, благодаря кото- рым умственные процессы приобретают продуктивный характер. Г. из- менила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ при- зван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психиче- скими образами – гештальтами.

ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ– одно из динамично развивающихся направле- ний психотерапии. Центральными понятиями этого направления являют- ся «целостность» и «интегрированность». Жизненная ситуация человека представляет собой целостность, и то, что можно отнести к его недостат- кам, может играть важную приспособительную роль. Необходимо стре- миться расширять сознание, спектр точек зрения, сосредоточиться на на- стоящем, а не уходить в прошлое или будущее, уяснить относительность противоположностей, самому искать пути усиления себя. В процессе Г. обращается внимание человека на испытываемые им чувства, на содер- жание сознания, предлагаются новые способы поведения. В Г. использу- ются методы йоги, дзен-буддизма и других восточных систем.

ГИПЕРТИМИЯ– чрезмерное эмоциональное возбуждение. В боевой об- становке у разных военнослужащих наблюдается в периоды подготовки, ведения боевых действий и после их окончания.

ГИПНОЗ– временное измененное состояние сознания, характеризую- щееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании вну- шения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гип- нотизера или целенаправленного самовнушения. Принято выделять три стадии гипноза: легкий гипноз (сонливость) – человек находится в легком дремотном состоянии, но может противостоять словесным внушениям. По субъективному отчету гипнотизируемый спящим себя не считает; сред- ний гипноз (гипотоксия) – выраженная сонливость, мышечная слабость, пассивная подчиняемость внушению. Ориентировка сохраняется. Отме- чается частичная постгипнотическая амнезия; глубокий гипноз (сомнам- булизм) – характеризуется нарушением ориентировки и полной постгип- нотической амнезией. Гипнотизируемый поддерживает раппорт только с гипнотизером. Возможно внушение галлюцинаторных переживаний.

В основе Г. лежит сужение объема сознания, ослабление активности од- них его функций при сохранении полного функционирования других. В состоянии Г. повышается внушаемость, возникают реакции, несвой- ственные при обычном состоянии сознания: загипнотизированный

без возражений выполняет задания гипнотизера, воспроизводит забытые впечатления, меняет мотивацию поведения, настроение и т. д.

В глубоком Г. человек не чувствует боли от уколов и ожогов. После вы- хода из глубокого Г. человек не помнит всего, что происходило с ним. Г. применяется в психотерапии для лечения хронического алкоголизма, наркомании, курения, а также для обезболивания в хирургии, акушерстве, стоматологии. Применение техники гипноза позволяет экспериментально изучать поведение на различных уровнях функционирования субъекта.

ГИПОДИНАМИЯ– двигательное голодание своеобразное заболевание, вызываемое регулярной и длительной недогрузкой мышц. В боевой об- становке может развиваться у представителей некоторых боевых специ- альностей (снайперов, штабных работников и др.), а также в ходе затяж- ных позиционных боевых действий («окопных войн»).

ГИПОТЕЗА– предположительный ответ на вопрос, обоснованный в рам- ках исходной теории.

Предположение о причинах и сути тех или иных явлений – это вероятное знание. Только после проверки Г. можно умозаключить о ее верности или ошибочности. Основными этапами психологического познания явля- ются: постановка проблемы, выбор объекта исследования, разработка Г., использование разнообразных приемов сбора практического и экспери- ментального материала, логическая и практическая проверка допущения. Г. бывают общими и частными, которые могут чередоваться между собой. Процесс логического или интуитивного выдвижения и оперирования ими зависит от опыта и знаний человека, связанных с задачей, от его устано- вок, гибкости или инертности мышления. Подтвержденная гипотеза при дальнейшем росте знаний может корректироваться и уточняться, со- храняя свое значение. Умение выдвигать и проверять Г. – важная предпо- сылка решения разнообразных теоретических и практических задач.

ГИПОТЕЗА КОНСУЛЬТАТИВНАЯ– предположение относительно ха- рактера и причин затруднений, которые зависят от особенностей поведе- ния клиента.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ– ряд направлений в психологической на- уке, которые отводят определяющую роль в индивидуальном и социаль- ном поведении человека, скрытым за «поверхностью» сознания прирож- денным (инстинктивным), бессознательным, изначально заложенным в нем побуждениям, установкам, стремлениям, тенденциям. Наиболее из- вестное направление Г. п. – психоанализ (см. Психоанализ), а также ин- дивидуальная психология, аналитическая психология и др. (см. Аналити- ческая психология). Г. п. оказала влияние на концепции психотерапии.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ– передний отдел центральной нервной системы по- звоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа. Г. м. – материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регуля- тор всех жизненных функций организма.

ГОМЕОСТАЗИС(от греч. подобный и стояние) – сохранение и поддер- жание постоянства внутренней среды организма (температуры тела, кро- вяного давления и др.). У человека сформировались биологические, фи- зиологические и психологические механизмы противодействия внешним и внутренним факторам, нарушающим это равновесие. Если условием нормального функционирования организма является стабильность его внутренней среды, то в равной мере условием его развития является от- клонение от нее. Постоянство и отклонение Г. находятся в единстве, кото- рое обеспечивает существование и развитие любой живой системы, в том числе и организма человека. Например, представители гештальтпсихоло- гии отмечают, что в случае нарушения баланса между компонентами пси- хической системы она стремится к его восстановлению.

ГОРДОСТЬ– моральное чувство, в котором выражается внутреннее до- стоинство и самостоятельность личности. Г. является результатом осозна- ния человеком значения своих достижений, успехов, заслуг, их высокой оценки другими людьми и собственной самооценки.

Чувство Г. как следствие осознания своего соответствия социальным и личным ценностным ориентациям выступает одним из результатов са- мосовершенствования личности.

На первых этапах психического развития Г. проявляется в форме эмоцио- нальной реакции ребенка на похвалу взрослых. Дальнейшее развитие Г. происходит под влиянием оценок первичных коллективов (учебных, тру- довых, спортивных и др.). Становление самосознания способствует тому, что переживания, которые сопровождают чувство Г., все более начинают основываться на самооценке и убеждениях самой личности.

Как следствие переоценки заслуг человека в коллективе и недостаточного уровня развития его собственного самосознания могут возникать отрица- тельные формы проявления Г. (чванливость, хвастливость, нетребова- тельность к себе).

ГОТОВНОСТЬ– активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для Г. к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и реши- мость совершить эти действия. Г. к определенному виду деятельности (игра, учение, труд) предполагает определенные мотивы и способности. Психологи- ческими предпосылками возникновения Г. к выполнению конкретной учеб- ной или трудовой задачи являются ее понимание, осознание ответственности,

желание добиться успеха, определение последовательности и способов рабо- ты. Затрудняют появление Г. пассивное отношение к задаче, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использо- вать свой опыт. Недостаточность Г. приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией. В структуру Г. военно- служащего входят следующие компоненты: мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней); ориентационный (представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требовани- ях к личности); операционный (владение способами и приемами профессио- нальной деятельности, необходимыми знаниями, умениями, навыками); во- левой (самоконтроль, умение управлять собой во время выполнения трудовых обязанностей); оценочный (самооценка своей профессиональной подготов- ленности и соответствия ее оптимальным профессиональным образцам). Высокий уровень развития этих компонентов – показатель профессио- нальной Г. специалиста к труду.

ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ– динамическое и целостное со- стояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность сил на активные и целесообразные действия.

ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ К БОЮ– нацеленность и актив- ность (настроенность и мобилизованность) психики и личности военно- служащих на преодоление предстоящих трудностей боевой деятельности, обеспечивающие результативность и качество ее выполнения, адекват- ные ее значимости и сложности.

В состоянии Г. п. б. выделяют следующие элементы: а) мотивационные (стремление преодолеть трудности и выполнить боевую задачу, проявить смелость, самоутвердиться в коллективе и т. д.); б) познавательные (пред- ставление о трудностях предстоящего, боя, оценка своих возможностей в их преодолении); в) эмоциональные (переживаемые чувства уверенно- сти или неуверенности в своей готовности к преодолению трудностей и выполнению задачи); г) волевые (решимость выполнить задачу, несмо- тря на имеющиеся препятствия). Г. п. формируется в процессе боевой и психологической подготовки, психического заражения, подражания, внушения в ходе взаимодействия с сослуживцами.

ГРАФОЛОГИЯ(от греч. пишу, учение) – учение о почерке, исследова- ние его с точки зрения отражения в нем свойств и психических состояний пишущего. Так, например, некоторые графологи считают, что высокие буквы свидетельствуют об аристократизме, слитые – мечтательности, крупный почерк – откровенности, сжатый почерк – скупости, раздель- ные буквы – рассудительности. Подпись в виде штопора – о наблюда-

тельности, хитрости, в виде черт – живости натуры. Но такое соответствие почерка и черт характера не всегда подтверждается в жизни. Более реаль- на зависимость почерка от эмоционального состояния, возраста, пола. Так, среди отличительных черт, по которым психологи и криминалисты определяют по почерку принадлежность автора к женскому полу, приво- дятся: аккуратный, единообразный, точный, красивый, симметричный и др., а к мужскому – неправильный, неравномерный, размашистый, не- красивый, индивидуа<

Наши рекомендации