Классификация явлений мышления
В многообразных явлениях мышления различаются:
мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
формы мышления: суждение, умозаключение, понятие;
виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.
По содержанию различаетсяпрактическая, научнаяихудожественная мыслительная деятельность.
По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется наалгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, иэвристическую – творческое решение нестандартных задач.
По степени абстрагированности выделяетсяэмпирическоеитеоретическое мышление.
Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействияанализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности);
При характеристике индивидуального мышления учитываютсякачества ума – систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и другие, а такжетип мышления индивида, его интеллектуальные особенности.
Мыслительные операции
Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение – обобщение, абстракция – классификация – конкретизация. Мыслительные операции – это мыслительные действия.
Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение – элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.
Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.
Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явленийвыделяются существенные общие признаки.
Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.
Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений –- на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции.
Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) –операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.
В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.
Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении,систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.
На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.
Конкретизация (от лат. concretio – сращение) –познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация – высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному – теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.
Формы мышления
Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления –суждение, умозаключениеипонятие.
Суждение – определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение – такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения:частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.
В суждении выражаются не только знания о предмете, но исубъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа "возможно, обвиняемый Иванов не совершал преступления").
Истинность системы суждений – предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.
В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как егорассудочная деятельность.
Оперирование тем общим, что заключено в единичном, осуществляется в умозаключении. Мышление развивается в процессе постоянных переходов от общего к единичному и от единичного – к общему, т. е. на основе взаимосвязииндукции и дедукции.
Рис. 74. Взаимосвязь единичного и общего в системе умозаключений.
Определите начальный и конечный пункты маршрута владельца этого чемодана. Проанализируйте вид умозаключений, использованный Вами.
Дедукция – отражение общей связанности явлений. Профессор медицины Эдинбургского университета Белл поразил однажды Конан-Дойля (будущего создателя образа, знаменитого сыщика) своей тонкой наблюдательностью. Когда в клинику вошел очередной больной, Белл спросил его:
– Вы служили в армии?
– Так точно! – ответил пациент.
– В горно-стрелковом полку?
– Так точно, господин доктор.
– Недавно ушли в отставку?
– Так точно! – ответил больной.
– Стояли на Барбадосе?
– Так точно! – изумился отставной сержант. Удивленным студентам Белл объяснил: этот человек, будучи учтивым, при входе в кабинет все же не снял шляпу – сказалась армейская привычка, что же касается Барбадоса – об этом свидетельствует его заболевание, распространенное только среди жителей этой местности (рис. 74).
Индуктивное умозаключение– это вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса.
Поспешное обобщение без достаточных оснований – часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. (Так, современное понятие "строение атомного ядра" дало возможность практического использования атомной энергии.)
Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.
Виды мышления
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное – таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука – геометрия.
Генетически самый ранний вид мышления –практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).
На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникаетнаглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.
Высшая ступень мышления – отвлеченное,абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. (Нет ничего практичнее, чем правильная теория.)
Мышление отдельных людей также подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. (Так, бытовые дела требуют наглядно-действенного и образного мышления, а доклад на научную тему – теоретического мышления.)