Взаимосвязь психологической готовности к саморазвитию и рефлексивности в период поздней юности

В нынешней психологии предоставляется прочная взаимосвязь рефлексии и развитие саморазвития юношей и девушек, процесса становления в выборной им профессии. Низкая степень в позднем юношеском возрасте рефлексии, как правило, не разрешает им удачно развиваться и работать над собой в выбранной профессии. Рефлексивные связи дают возможность для личности воспринимать новый благотворный опыт и его творческое переосмысление. Улучшение и развитие в позднем юношеском возрасте невозможно без творчества. А в творчестве, в собственный черед, учитывает активная позиция юношей и девушек, развитые их рефлексивных умений.

Как средство и следствие саморазвития личности, рефлексия уже давно стала темой изучения разных областей психологии. Общая психология трактует ее в рамках теории деятельности, помечая регулятивную функцию.

Психология личности анализирует роль рефлексии в становлении субъективности человека. В социальной психологии рефлексия применяется для осознания другого в процессе решения учебных задач.

Широта и вариативность направлений исследования рефлексии является основой для множества ее классификаций по различным признакам. Так, по направленности на объект выделяются следящие виды рефлексии:

· интеллектуальная - знание об объекте и способах взаимодействия с ним;

· личностная - собственное «Я» как индивидуальность;

· личностно - коммуникативную – представление субъекта о том, как он воспринимается другими;

· социально - перспективная – представления о внутреннем мире другого;

· кооперативная (объединяет личностно-коммуникативную и социально-перцептивную) – представление о ситуации взаимодействия;

· экзистенциальная - ценностные основы собственных отношений с предметно социальным миром;

· социально - личностная - представления о социализации.

(Демиденко М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2000.)

Самосознание производит, существенное воздействие на формирование познавательных и профессиональных интересов личности. Важным компонентом самосознания выступает самоуважение. Формируется целостная идентичность, происходит становления «Я - концепции» как ядра личности.

Каждый рефлексивный вывод, когда он представляется истинно рефлексивным, построенным на самоанализе деятельности и собственном мнении, побуждает индивида к дальнейшему изменению ситуации, её улучшению и коррекции с учетом анализа ошибок и достижений. Другими словами, рефлексия каждого важного действия неизбежно ведет к изменению в направлении совершенствования, к саморазвитию личностному либо перспективному росту.

В противовес этому, любая ситуация саморазвития будет несделанной и незавершенной, если она не контролируется с помощью рефлексивного

анализа полученного результата. Только после рефлексивного самоанализа достигнув результатов можно говорить об осмысленном, сознательном саморазвитии и самосовершенствовании.

Таким образом, рефлексия и саморазвитие находятся в неразрывной взаимосвязи и являются условием осуществления друг друга. Такая устойчивая взаимосвязь дает нам возможность рассматривать саморазвитие как механизм развития рефлексии в будущем. По объему личностного развития, важной составной частью является его, выступая интегрирующим фактором, определяет своеобразие личностного развития, в том числе его содержательный аспект.

Саморазвитие осуществляется в границах жизненного процесса развития индивидуальной личности в процессе образования его активности, определяемой способностью осуществлять выбор на основе познания себя.

В процессе саморазвития в позднем юношеском возрасте личность проявляет себя как человек собственной жизни и культуры, нравственных отношений, профессионального, выбора, результатом жизненного саморазвития представляется образ жизни индивида, результатом духовного самоопределения – образ мыслей, нравственного – моральные принципы, гражданского – гражданская позиция личности, профессионального – выбор профессии, культурного – культурная идентификация..

На нынешнем этапе в психологической науке идет широкий поиск источников, использование которых позволило бы увеличить эффективность процесса воспитания и обучения. Основой саморазвития можно считать ценностное отношение учителя к основным компонентам педагогической ситуации: личности учителя, деятельности обучения, личности ученика. [Кряхтунов М. И. Структура процесса профессионального саморазвития социального педагога // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 382 с.].

Поздняя юность – пора самоанализа и самокритики. Часто наблюдаются негативное, скептическое и язвительное отношение к старшим, отрицательное отношение к их мнению, а также порядкам на месте работы или обучения, наблюдается резкость суждений и максимализм в действиях.

С усилением уровня личностной рефлексии усиливается интерес к своей индивидуальности, увеличивается осмысленность собственной мотивационно - потребностей, эмоционально - волевой и когнитивной сфер, что в свою очередь определяет становление самопринятия, аутосимпатии, самоуважения, положительного интегрального самоотношения.

Данные особенности определяют появление стремления к взаимодействию с другими людьми, доверие к окружающим, демонстрацию истинного отношения к происходящему. При этом усиливается потребность личности в самостоятельности и независимости от окружающих, а также к самовыражению и поиску границ потенциала.

Главной характеристикой девушек и юноше в поздней юности является реализация профессионального самоопределения как обязательной частью личностного саморазвития. Из всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, наиболее детально разработаны в психологии вопросы профессионального самоопределения. Однако их рассмотрение не входит в нашу задачу. Остановимся лишь на некоторых характеристиках этого вида самоопределения, связанных со спецификой возраста.

Этап профессионального образование можно также назвать исследовательским, так как идет активное экспериментирование моделями профессиональной занятости, и через них реализуются исследование разных границ своего Я, погружение в самопознания.

(Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.с.45-47)

Эта содействовало установлению принципа взаимосвязи и взаимовлияния сознания и деятельности, объединяется к тому, что «деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения».

(2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1973. – 416 с.)

Под механизмом рассматривается обычно то, что гарантирует функционирование какой - либо системы. Мы уже указали, что самопознание является одним из механизмов функционирования самосознания. Вместе с тем и самопознание имеет свои собственные механизмы, которые обуславливают его деятельность и способствуют началу и завершению шагов познавания себя. К таким механизмам относятся унификация и рефлексия. Идентификация дает возможность осуществить отождествления с кем-либо или чем-либо, а рефлексия, напротив, отстраниться от предмета анализа, «посмотреть» на всю систему механизма как бы со стороны.

(Маралов В. Г.Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.)

Поздний юношеский возраст это начало самостоятельной трудовой деятельности, несомненно, при благоприятных условиях процесса развития завершаются процессы личностного формирования, оказываются сформированными все психологические механизмы рефлексии и саморазвития.

Последующее самопознание и саморазвитие индивидуализируются, приобретают облик и особенности, типичные только данному человеку, определяя его стиль самопознания и стиль саморазвития. Кроме того, значительно меняется область самопознания и саморазвития, на первое место выдвигается познание и совершенствование себя в профессиональной деятельности. При благоприятных условиях, если есть профессия и она как область самореализации, соответствует жизненным притязаниям личности, где воплощаются цели и смысла жизни, если обнаруживаются достижения и успех. Процесс саморазвития в формах самосовершенствования и самоактуализации проходит активно, эффективно, порождает высокий уровень самоуважения, чувство идентичности с собой и с деятельностью, удовлетворенность собой и своей жизнью. При неблагоприятных условиях — проблемы в выборе профессии, отсутствие работы по душе, разочарование в осуществляемой деятельности — саморазвитие и самопознание могут как блокироваться, так и стимулироваться.

Многое обуславливается от уже образованных особенностей личности, ее характера, силы воли, готовности найти и реализовать себя в жизни. В силу этого могут начаться исключительно индивидуальные кризисы профессионального становления, специфические ограничения, воспринимаемые как испытания, которые даются человеку его судьбой. Подготовленность к испытаниям и умение преодолевать возникающие барьеры - степень зрелости личности и ее способности к самореализации и к самораскрытию.

Наши рекомендации