Материалы контроля остаточных знаний
Итоговый контроль включает все содержание все разделы учебной дисциплины. Итоговый контроль проходит в форме тестового опроса. В каждом варианте по 25 тестовых заданий с 3 вариантами ответов, правильный только один вариант. Оценка «отлично» ставится, если студент ответил правильно на 23-25 тестовых заданий. Оценка «хорошо» ставится, если студент правильно ответил на 19-22 тестовое задание. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент правильно ответил на 15-18 тестовых заданий. Если студент ответил правильно менее чем на 15 тестовых заданий, то ставится оценка «неудовлетворительно».
Сигнальный вариант итоговых тестовых заданий
1. В качестве предмета социальной психологии рассматривают:
а) закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений на макро-, микро- и мезоуровнях;
б) закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личности, обусловленные включенностью ее в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей;
в) закономерности и механизмы развития социальных групп и межличностных отношений в них, групповые процессы, групповое влияние на личность.
2. Впервые термин «социальная психология» в психологическую науку ввели:
а) В. Мак-Дугалл и Э. Росс;
б) Г. Лебон и Т. Тард;
в) М. Лацарус и Х. Штейнталь.
3. Социализация, как одна из функций малой социальной группы выражается в том, что:
а) малая группа обеспечивает возможность реализовать профессиональную деятельность
б) малая группа обеспечивает удовлетворение социальных потребностей индивида;
в) в малой группе происходит социально-психологическое развитие индивида.
Темы рефератов.
- Взаимосвязь между поведением и социальными установками.
- Влияние людей друг на друга: теория и практика.
- Влияние семьи на формирование личности ребенка.
- Когнитивный диссонанс Л.Фестингера.
- Конфликты и пути их разрешения.
- Конфликты между учителем и учениками и способы их разрешения.
- Проблема агрессии в социальной психологии.
- Проблема аттракции в социальной психологии. Факторы, влияющие на аттракцию.
- Проблема конформности в социальной психологии.
- Проблема межличностных отношений в различных сферах деятельности человека.
- Психоаналитическая концепция массового сознания.
- Семейные конфликты в транзактном анализе Э.Берна.
- Социально-психологические особенности формирования Я-концепции.
- Стихийные группы и массовые движения.
- Формирование установок, ценностей, убеждений, мировоззрения.
- История социально-психологических учений.
- Общественные и межличностные отношения.
- Невербальное общение и его виды.
- Диалог как форма общения.
- Социально-психологические механизмы подражания.
- Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.
- Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации.
- Теории лидерства в отечественной и зарубежной социальной психологии.
- Психология межгрупповых отношений.
- Проблема соотношения биологического и социального в личности.
- Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
- Основные социально-психологические теории личности.
- Основные теории социализации и развития личности.
- Семья как социальная общность.
- Историческая эволюция семьи.
- Теории конфликтов в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Примерные темы эссе
- Каковы, по Вашему мнению, ведущие факторы возникновения межличностной симпатии?
- Рассмотрите достоинства и недостатки одного из методов социальной психологии (эксперимент, тестирование, социометрия, др.).
- Какие нормы межличностного общения, по Вашему мнению, подвержены влиянию культуры в наибольшей степени?
- Правомерно ли употребление термина «социальный инстинкт»?
- Каково, по Вашему мнению, соотношение личностных и ситуативных факторов в возникновении конфликта?
- Рассмотрите условия эффективности / неэффективности трех классических стилей лидерства.
- Какими особенностями, по Вашему мнению, характеризуется общение в «замкнутой группе» (экспедиция, экипаж космического корабля, и т.п.)?
- Какие особенностями, по Вашему мнению, характеризуется виртуальное сообщество (структура, коммуникации)?
- Каковы возможные направления использования закономерностей групповой динамики в маркетинговых исследованиях?
- Какие социально-психологические закономерности использует прямой маркетинг?
- Какиесоциально-психологические закономерности используют в своей деятельности современные «маги» (гадалки, предсказатели)?
- В чем особенности социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками, например, социологией?
- Рассмотрите существующие подходы к проблеме эффективности совместной деятельности, обсудите их достоинства и недостатки.
- Рассмотрите существующие подходы к проблеме супружеской совместимости и выскажите свое мнение.
- Правомерно ли употребление термина «социализация взрослых»? Если нет, каковы возрастные границы социализации?
- Рассмотрите факторы эффективной вербальной коммуникации.
- Каковы факторы эффективной коммуникации в организации? Рассмотрите существующие подходы к проблеме и сформулируйте свое мнение.
- Рассмотрите возможные направления влияния культурных измерений на процесс коммуникации в международном бизнесе.
Требования к эссе по курсу «Социальная психология»
1.Эссе должно быть напечатано на компьютере.
2.Объем: не менее 10 страниц (шрифт 4).
3.Санкции за выявленный плагиат: аннулирование оценки.
4.Санкции за предоставление эссе после установленного срока: снижение оценки за работу на 2 балла.
5.В работе присутствуют правильные ссылки на источники (включая Интернет-ресурсы): цитаты заключены в кавычки, источник цитаты указывается непосредственно в тексте (в квадратных скобках)* либо в форме концевой сноски.
Требования к содержанию:
- эссе содержит обоснованный тезис, четко сформулированный в начале работы;
- для анализа тезиса привлекаются основные и дополнительные литературные источники, перечисленные в конце работы;
- эссе содержит критические идеи и комментарии автора;
- эссе имеет четкую структуру.
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса по дисциплине включает:
· комплекс основных учебников, учебно-методических пособий и информационных ресурсов для учебной деятельности обучающихся;
· комплекс методических рекомендаций и информационных ресурсов по организации образовательного процесса и преподавательской деятельности для профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации конкретной дисциплины.
3.1.а) Перечень основной литературы:
Свенцицкий, Анатолий Леонидович. Социальная психология [Текст] : учеб. : допущено М-вом образования и науки РФ : для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Психология" и специальностям "Психология" и "Клиническая психология" / А. Л. Свенцицкий. - М. : Проспект, 2009. (1); 2003(6);2004(7)
Белинская, Елена Павловна. Социальная психология личности [Текст] : для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : ИЦ " Академия", 2009. (50)
Еникеев, Марат Исхакович. Общая и социальная психология [Текст] : учеб. для вузов : рек. М-вом общ. и проф. образования / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА, 2009 (1)
Бэрон Р. А. Социальная психология. Ключевые идеи [Текст] : пер. с англ. / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2009. (6)
Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации : рек. УМС УМО : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология"/ Н. Н. Богомолова. -М.: Аспект Пресс, 2010.-191 c. (10)
Небыкова С. В. Психология массового сознания : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301 - Психология/ С. В. Небыкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". -Абакан: Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2011.-52 c. (150)
Грановская Р. М. Психология веры/ Р. М. Грановская. -2-е изд. -СПб. и др.: ПИТЕР, 2010.-480 c. (3)
Волынская Л. Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла : учебное пособие : рек. Ред.-изд. Советом РАО : учеб. пособие/ Л. Б. Волынская; Рос. акад. образования, НОУ ВПО "Московский психолого-социальный институт" -Б.м.: ФЛИНТА : НОУ ВПО "МПСИ", 2012.-168 c.. (2)
Лебедева, Л.В. Социальная психология. [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 230 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20289 — Загл. с экрана.(дата обращения 03.09.2016)
Бубчикова, Н.В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.В. Бубчикова, И.В. Чикова. — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 213 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=72627 — Загл. с экрана.(дата обращения 03.09.2016)
Овсянникова, Е.А. Социальная психология: учеб. пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова. — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 163 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70386 — Загл. с экрана.(дата обращения 03.09.2016.
Рекомендации по использованию информационных технологий
Для изучения дисциплины рекомендуется использовать:
в) программное обеспечение
Пакеты прикладных программ по статистике: ”STRAZ”, “STATISTICA” “EXELL”, “STATGRAPHICS Plus for Windows”
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Рекомендуемые электронные ресурсы
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru
Университетская информационная система "РОССИЯ" URL: http://uisrussia.msu.ru/
ЭБС издательства «Лань» URL: http://e.lanbook.com/ ООО "Издательство Лань"
JSTOR - Arts&Sciences I URL: http://www.jstor.org/
Taylor & Francis Group URL: http://www.tandfonline.com/
«Система ГАРАНТ» URL: http://www.garant.ru \\eml\garant
ООО «Гарант-Эталон» Одна из ведущих справочных правовых систем,
содержащая информацию по законодательству. Включает средства поиска, анализа и обработки правовой информации, справочные материалы.
«КонсультантПлюс: Версия Проф» URL: http://consultant19.ru \\eml\Consultant
Наряду с традиционными формами преподавания, современные информационные технологии позволяют создавать и обеспечивать эффективные способы представления учебного материала студенту.
Отбор информации должен производиться с учетом рекомендаций преподавателя и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Основное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся.
Мультимедийные средства позволяют значительно обогатить учебный процесс за счет привлечения различных материалов. Однако существует опасность чрезмерного увлечения готовыми материалами в ущерб творческой деятельности студентов на занятиях. На экране компьютера или с помощью проекционной установки может быть представлен учебный материал в виде иллюстраций, отрывков видеофильмов, аудиозаписей.
При создании прикладного продукта, сначала необходимо подготовить с максимальным качеством информационные блоки (текстовую, аудио- и видеоинформацию). На этом этапе определяются требования к шрифтам, текстовым форматам, проводится выверение данных и редактирование. Одновременно должны быть произведены видеосъемки или подобраны материалы в архивах видеозаписей, выбраны форматы для сжатия видеоинформации, определены скорости передачи данных с мультимедиа-носителя и решены многие другие технические вопросы, связанные с реализацией поставленных целей.
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
- оборудованные классы, аудитории с мультимедиа; 404 – кабинет психологических дисциплин, 405 – псих.-пед.практикум;
- различные технические средства обучения (оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран); аудитория с мультимедиа – 102, 106 (компьютерный класс);
- учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений).
5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
5.1. Методические рекомендации для бакалавров по изучению дисциплины
В целях оптимизации образовательного процесса в рамках изучения дисциплины студентам предлагается следующие рекомендации:
1. Внимательно изучить программу дисциплины;
2. Оценить степень полезности освоения данной дисциплины для своего профессионального роста;
3. Изучить материалы для аудиторной работы по дисциплине и составить индивидуальный план выполнения различных видов работы по каждой теме;
4. Изучить материалы для самостоятельной работы и сопоставить предложенные задания с имеющимися у вас ресурсами
5. Составить словарь понятий;
6. Выбрать из проблемного поля интересующую вас тему для углубленного изучения;
7. В конце каждой темы курса оценить результаты своей деятельности.
Самостоятельная работа выполняется в произвольном режиме без непосредственного участия преподавателя.
Выполняя контрольную работу, следует учитывать следующие моменты:
1. Оформление контрольной работы включает в себя: титульный лист, план, развернутое содержание поставленных вопросов, список используемой литературы.
2. Алгоритм выполнения работы:
- составление списка литературы по исследуемой проблеме;
- определение содержательных границ материала;
- анализ основных понятий и подходов, их тезисное конспектирование.
3. Следует учитывать, что в контрольной работе не следует использовать прием «переписывания» содержания источника, текст контрольной работы должен содержать результаты аналитической деятельности, представленные в форме сравнения, умозаключений и выводов.
4. Контрольная работа должна включать также презентацию ее содержания на учебном занятии.
При подготовке к государственной итоговой аттестации по разделу «Социальная психология» следует помнить, что логическое запоминание более качественное и долговременное, чем механическое. Поэтому, на начальном этапе подготовке к экзамену следует составить тезаурус. Тезаурус представляет собой понятийный словарь, отражающий основные понятия дисциплины
После составления тезауруса, необходимо разработать тезисы рассматриваемых вопросов. Тезисы представляют собой положения, кратко излагающие основные позиции социальной психологии.
Составив тезаурус и тезисы, следует продумать логические связи между рассматриваемыми явлениями и представить их в форме схемы. Схема должна отражать структуру явления, факторы и механизмы, влияющие на его развитие, основные динамические изменения.
При изучении дисциплины «Социальная психология» рекомендуется руководствоваться рабочей программой дисциплины. Кроме того, при освоении дисциплины рекомендуется пользоваться перечнем основной, дополнительной литературы, приведенной в рабочей программе (раздел 3.1).
При подготовке к практическим занятиям и зачету широко использовать электронные ресурсы и Интернет.
Научная библиотека ХГУ - Раскрывает книжный фонд научной библиотеки. Содержит более 110000 библиографических описаний книг, брошюр и других изданий. Пополняется ежедневно. В БД отражены все новые книжные поступления библиотеки, начиная с 2003 года.
Систематическая картотека статей - содержит аналитические описания статей из периодических изданий, выписываемых библиотекой университета. БД пополняется ежедневно.
Электронные издания - полностью отображает фонд электронных изданий на CD и DVD научной библиотеки университета. Издания доступны в электронном читальном зале (главный корпус, аудитория 120 д). Также фонд содержит материалы на VHS-носителях.
Авторефераты и диссертации - полностью раскрывает фонд диссертаций и авторефератов диссертаций, хранящихся в научной библиотеке университета. Издания доступны в научном читальном зале (главный корпус, аудитория 120а).
Рабочие учебные программы - коллекция поддерживает образовательные программы, реализуемые в университете и содержит рабочие и учебные программы, разработанные преподавателями вуза. Доступ к полнотекстовым документам коллекции осуществляется из локальной сети университета.
Еженедельный международный журнал Nature http://www.nature.com/nature/index.html; журнал Science http://www.sciencemag.org; электронная коллекция журналов Taylor & Francis Group http://www.informaworld.com/.
На занятиях рекомендуется использовать компьютерную программу Ехsel 2003, компьютерную программу FieldExpert 1.3 Pro. // http://fieldexpert.moy.su/index/0-4
В перечне литературы приведены электронные адреса, где размещены журналы, книги и статьи по изучаемой тематике.
Для нахождения информации, размещенной в Интернете, чаще всего представленной в формате HTML помимо общепринятых «поисковиков» Rambler, Yandex, GOOGLE можно рекомендовать специальные информационно-поисковые системы:
GOOGLE Scholar – поисковая система по научной литературе,
ГЛОБОС – для прикладных научных исследований,
Science Tehnology – научная поисковая система,
Оценка конечных результатов изучения дисциплины возможна в форме зачета по вопросам к зачету (http://www.edu.khsu.ru)
Одной из форм самостоятельной подготовки является подготовка реферата.
Примерный план написания реферата:
Введение.
Во введении реферата обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему она заинтересовала автора.
I глава. Вступительная часть.
Эта короткая глава должна содержать несколько вступительных предложений, непосредственно вводящих в тему реферата.
II глава. Основная научная часть реферата.
Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Эту главу целесообразно разбить на подпункты (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).
III глава. Заключение. Выводы.
В этой главе автор подводит итог работы, делает краткий её анализ и формулирует выводы.
Оформление реферата.
Титульный лист.
На титульном листе пишется тема реферата, фамилия, имя, отчество бакалавра, название учебного заведения.
Оглавление реферата.
В начале реферата должно быть дано оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.
Текст реферата.
Текст пишется по плану на одной стороне листа. Сокращения слов в тексте реферата не используются. В конце работы прилагается список использованной литературы.
Список литературы.
Библиографические ссылки следует располагать в столбик в следующем порядке:
· Энциклопедии, справочники;
· Книги по теме реферата (по алфавиту авторов);
· Газетно-журнальные статьи (по алфавиту авторов статей, с указанием названий газет и журналов, года издания и номера).
· Текст следует писать на одной стороне листа, который должен иметь поля: 3 см – с левой стороны, 1 см – с правой стороны (это придаёт удобство для сшивания листов).
· Объём реферата может быть не более 10 листов.
· Все листы должны быть пронумерованы.
5.2. Методические указания преподавателю по организации обучения по дисциплине
Задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учащихся, а их активную избирательную деятельность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Система средств ориентирована на развитие всех компонентов учения: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, энергетического, оценочного. Составными элементами системы средств обучения студентов выступают: учебное содержание занятия, материализированное в той или иной форме; методы и приемы обучения; формы организации учения студентов. При формировании мотива предстоящей учебно-познавательной деятельности при изучении данной дисциплины могут быть использованы: методические приемы (логические задания); таблицы, учебные тексты; информационные технологии; самостоятельная работа.
Форма обучения представляет собой организационные особенности обучения, характер ориентации деятельности. В основе формы обучения лежит ведущий метод, предполагает не только организацию фронтальной, индивидуальной, групповой способ работы со студентами, но и разные виды учебных занятий: учебное занятие (лекционное, семинарское), домашнее задание, педагогическая практика, исследовательская работа студентов (курсовые и дипломные работы), консультации. В рамках преподавания курса можно использовать несколько типов лекции как учебного занятия: лекция традиционная, лекция проблемная, лекция визуализация, бинарная лекция, лекция с запланированными ошибками. По своей роли в обучении лекции разделяют на вводные, установочные, обзорные, обобщающие, факультативные. Вводные лекции используют в начале изучения большой темы, нового предмета, ее задача – целостное содержание материала. Обзорная лекция проводится по завершении темы или курса, ее задача – инструктировать студентов в учебно-образовательной деятельности, характер лекции репродуктивный. Повторно-обобщающие лекции проводятся в тех случаях, когда необходимо перевести студентов с одного уровня познания на другой, для такой лекции отбирается главное в содержании разделов, называются логические связи и движение понятий. Семинарское занятие представляет собой форму процесса обучения, характеризующуюся групповым обсуждением студентами темы, учебной программы под руководством преподавателя. Различают три типа семинарских занятий – углубленно-познавательные, конкретизирующие, исследовательские. По форме проведения семинарские занятия могут быть могут быть организованы как беседа по плану, заранее сообщенному студентам, защита рефератов, презентация выполненных зданий и т.д. В любом семинаре выделяют: самостоятельный поиск студентами решения учебной программы во время подготовки; возможность относительно самостоятельного изучения вопросов и проблем; направляющая и корректирующая помощь педагога при подготовке студентов к семинару.
Наиболее эффективно при преподавании данного учебного курса является использование активных методов обучения, ориентированных на самостоятельное добывание знаний учащимися, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических знаний, умений, навыков (проблемно-поисковые и творческие воспроизводящие методы). В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы применяются имитационные (игровые и неигровые), связанные с моделированием профессиональной деятельности (деловая игра, организационная игра, анализ педагогических ситуаций и т.д.), и неимитационные методы (учебная дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», разные виды самостоятельных работ). Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при закреплении и совершенствование знаний, при формировании умений и навыков; быть связаны непосредственно с изучаемым материалом, включаться в разные этапы учебного занятия (проверка знаний, изучение нового учебного материала, закрепление знаний, самостоятельная работа на учебном занятии, задание для самостоятельной внеаудиторной работы).
При организации изучения дисциплины должны предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится бакалавр (научно-исследовательской, проектно-технологической).