Сборник заданий по основным темам курса

И.С. Дашкевич

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Сборник заданий по основным темам курса

Сборник заданий по основным темам курса - student2.ru

Биробиджан 2010

УДК

ББК

Печатается по решению редакционного совета Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии.

Общая психология /Сборник заданий по основным темам курса/ Учебное пособие – Биробиджан: ДВГСГА,2010. - 160 с.

Автор: Дашкевич Иван Семенович, к.п.н., доцент;

Рецензенты:

Шаповалова О.Е., д.пс.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии ДВГСГА

Галактионов И.В., к. пс. н., доцент, зав. кафедрой психологии ХГПУ

В пособии представлены задания по основным темам курса «Общая психология» с ответами на них. Назначение пособия – оказание помощи студентам факультета коррекционной педагогики и начального образования при изучении общей психологии для самоконтроля знаний студентов.

© ДВГСГА

© Дашкевич И.С.

Инструкция

Внимательно прочтите задания теста. На листе ответов напишите фамилию, имя, отчество, вариант, ниже номер задания и буквенный вариант ответа. Помните, что вариантов ответа может быть несколько! Каждое правильно выполненное задание оценивается в один балл. Для получения положительной оценки за контрольную работу Вам необходимо набрать не менее 70% баллов от их максимально возможного количества.

При ответе на тестовые задания рекомендуем использовать следующую литературу:

ОСНОВНАЯ:

1. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. М.: Изд-во «Форум»: ИНФРА, -2007. – 288 с.

2. Кравченко А.И. Общая психология/ учебное пособие. – М.: ООО «Проспект», 2009. – 429 с.

3. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов.- 2 – ое изд. – М.: Юнита – Дана, 2003. – 452 с.

4. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д Феникс, - 2003, - 480 с.

5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб: Питер, 2004. – 310 с.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. – 511 с.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для высш. пед. уч. заведений.- 2-ое изд.: М.: «Академия», 2001.- 512 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М: «Смысл», И.Ц. «Академия», 2002.- 416 с.

2. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельштейна.М., 1995.

3. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.

4. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.,1999.

5. Годфруа Дж. Что такое психология. В 2-х тт., т.т. 1,2. М., 1996.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.

7. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000.

9. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды./Под ред. Б.Ф. Ломова.М., 1990.

10. Общая психология: Учебник для ВУЗов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

11. Петровский А.В. Общая психология. - М., 1996.

12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие/ Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб: Питер, 2000.

13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.

15. Станкин М.И. Общая психология:Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.- 352 с.

16. Саблин В.С., Смоква С.П. Психология человека: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 744 с.

17. Суворова Г.А. Психология деятельности. Учебное пособие. М.: ИП РАН,2000.

Тема: «Предмет и задачи психологии. Основные направления научной психологии»

Тест№1

1. Психология - это...

а) наука, изучающая изменения в психике и поведении человека в процессе его развития;

б) наука, изучающая межличностные отношения в человеческом обществе;

в) наука, изучающая поведение человека и животных;

г) правильного варианта ответа нет.

2. Предметом изучения психологии является: …

а) формы психологической жизни человека;

б) механизмы и закономерности развития психики человека;

в) формирование особенностей личности человека;

г) все варианты ответов правильные.

3. Основания для выделения ветвей науки психологии: …

а) деятельность;

б) развитие;

в) социальность;

г)все варианты ответов правильные.

4. Древний мыслитель Аристотель считал, что …

а) душа человека находится в теле, направляет его дела и поступки, после смерти отправляется в «мир идей» и далее вновь перевоплощение в новое тело;

б) душа – это двигатель, позволяющий телу реализовать себя;

в) объяснить устройство Мира можно только с помощью разума, озаренного верой;

г) тело действует механически, им управляет душа.

5. Основная задача психологии заключается ...

а) в изучении механизмов адаптации;

б) в раскрытии психологических закономерностей и особенностей становления личности;

в) в изучении развития психических процессов в онтогенезе;

г) в вскрытии причин активности человека.

6. В.Вунд является основоположником ...

а) структуралистического подхода;

б) функционалистического подхода;

в) психоаналитического подхода;

г) гештальтпсихологии.

7. Кому принадлежит изречение: «Душа не имеет ничего общего сматерией, в отличие от материи душа идеальна»?

а) Платону;

б) Аристотелю;

в) Августину;

г) Демокриту.

8. Ответная реакция организма на воздействие внешней среды - это …

а) инстинкт;

б) навык;

в) рефлекс;

г) интеллект.

Тест №2

1. Психология – это наука о (об) …

а) развитии психики человека в онтогенезе;

б) особенностях проявления психической деятельности человека в связи с его профессиональной деятельностью;

в) болезненных расстройствах психики человека;

г) психике и закономерностях ее проявления и развития.

2. Выберите неправильный ответ. С позиций диалектического материализма …

а) психика является продуктом длительного развития материи;

б) психическая жизнь – особое свойство высокоорганизованной материи;

в) материя первична, а психика, сознание – вторичны, производны от материи;

г)психика первична, материя вторична. Вечно существует только духовное начало (в виде идеи, бога, души), а затем была сотворена окружающая нас природа.

3. Основная задача психологии - …

а) изучение развития психики в онтогенезе;

б) изучение развития психики в филогенезе;

в) изучение развития психики в процессе обучения;

г) изучение законов психической деятельности человека.

4. Древний мыслитель Аристотель считал, что …

а) душа человека находится в теле, направляет его дела и поступки, после смерти отправляется в «мир идей» и далее вновь перевоплощение в новое тело;

б) душа первична, материя вторична;

в) объяснить устройство Мира можно только с помощью разума, озаренного верой;

г) правильного варианта ответа нет.

Тест №1

1. Изучение мозга человека приводит к выводу о том, что ...

а) связь между количеством мозгового вещества и степенью психического развития индивида отсутствует;

б) психическое развитие индивида зависит от количества мозгового вещества;

в) психическое развитие индивида зависит от соотношения количества мозгового вещества к общему весу тела;

г) психическое развитие индивида зависит от количества серого мозгового вещества.

2. Отдел головного мозга, отвечающий за условные рефлексы, - …

а) мозжечок;

б) передний мозг;

в) продолговатый мозг;

г) средний мозг.

3. Свойство высокоорганизованной материи - нервной системы отражать объективную действительность – это …

а) психика;

б) навык;

в) интеллект;

г) инстинкт.

4. Представители материалистического течения считают, что...

а) психические явления - есть проявление души;

б) душа при рождении ребенка вселяется в него;

в) материя первична, душа вторична;

г) душа первична, материя вторична.

5. Нервный процесс, направленный на уменьшение активной деятельности коры больших полушарий, - это …

а) торможение;

б) возбуждение;

в) образование нервной связи;

г) правильного варианта ответа нет.

Одновременно на границе распространения очага возбуждения возникает другой процесс - торможение, который ограничивает и направляет процесс возбуждения в определенное русло. К каким ниже перечисленным явлениям относится этот процесс?

а) иррадиация возбуждения;

б) отрицательная индукция;

в) концентрация возбуждения;

г) положительная индукция.

7. Маленький ребенок капризничает перед сном, вертится, плачет. Это проявление …

а) закона концентрации;

б) отрицательной индукции;

в) охранительного торможения;

г) положительной индукции.

8. Присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью, - это …

а) инстинкт;

б) поведение;

в) рефлекс;

г) деятельность.

9. За координацию движений человека отвечает …

а) средний мозг;

б) продолговатый мозг;

в) мозжечок;

г) промежуточный мозг.

10. Центры, регулирующие дыхание, сердечно-сосудистую деятельность, деятельность органов пищеварения расположены в …

а) продолговатом мозгу;

б) мозжечке;

в) среднем мозге;

г) промежуточном мозге.

11. Процесс возникновения и исторического развития (эволюции) поведения и психики тождественен понятию ...

а) «социогенез»;

б) «онтогенез»;

в) «антропогенез»;

г) «филогенез».

12. Человек - единственное существо, способное ...

а) передавать информацию о прошлых и настоящих событиях при помощи речи;

б) изготавливать орудия труда и пользоваться ими;

в) говорить и абстрактно мыслить;

г) все варианты ответов правильные.

13. Нервная система человека состоит из: …

а) головного и спинного мозга;

б) центральной нервной системы и соматической;

в) периферической и вегетативной нервных систем;

г)центральной нервной системы и периферической.

14. Центральная нервная система подразделяется на …

а) симпатическую и парасимпатическую;

б) соматическую и вегетативную;

в) спинной мозг и головной мозг;

г) симпатическую и автономную;

15. Экстериоризация – это …

а) реализация умственного действия во внешние в виде действий с предметами;

б) перевод внешнего действия во внутренний план;

в) отрицательное влияние выработанных ранее навыков на овладение новыми;

г) перенос старых схем поведения в новые ситуации.

16. Короткие, сильноветвящиеся отростки нервных клеток – это …

а) аксоны;

б) дендриты;

в) синапсы;

г) нейроны.

17. Функция спинного мозга – …

а) накопление информации;

б) переработка информации, поступающей из внешней среды;

в) рефлекторная, проводниковая.

г) все варианты ответа правильные.

18. Отдел (часть) головного мозга, отвечающая за образование динамических стереотипов - …

а) стволовая часть;

б) подкорковая область;

в) кора больших полушарий;

г) нет правильного ответа.

19. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным на сегодняшний день предполагают, что человек произошел от …

а) современных человекообразных обезьян;

б) шимпанзе;

в) лемуров;

г) от древних человекообразных обезьян.

Тест №2

1. Какой отдел головного мозга человека отвечает за образование условных рефлексов?

а) мозжечок;

б) передний мозг;

в) продолговатый мозг;

г) средний мозг.

2. Нервный процесс, направленный на ослабление активной деятельности коры больших полушарий - …

а) торможение;

б) возбуждение;

в) иррадиация;

г) концентрация.

3. Нейрон – это ...

а) нервная ткань;

б) нервная клетка;

в) афферентный нерв;

г) длинный отросток нервной клетки.

4. Основные функции центральной нервной системы: …

а) отражательная функция;

б) регуляторная функция;

в) образование условнорефлекторных нервных связей;

г) проведение нервных импульсов.

5. Белое вещество спинного мозга обеспечивает …

а) проводниковую функцию;

б) связь и согласованную работу всех отделов центральной нервной системы;

в) согласованную работу головного и спинного мозга;

г) выполнение специфических психических функций, таких, как память, речь, мышление, регуляция поведения.

6. Нерв представляет собой …

а) скопление нейронов;

б) скопление дендритов;

в) скоплением нервных волокон;

г) скопление дендритов и синапсов.

Тест №1

1. Многократное повторение действий для их сознательного совершенства – это ...

а) навык;

б) умение;

в) упражнение;

г) движение.

Тест №2

Тест №1

1. Группа людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями, – это …

а) контактная группа;

б) условная группа;

в) корпорация;

г) ассоциация.

К какому виду группы больше подходит следующее определение: организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узких интересов?

а) диффузорная группа;

б) референтная группа;

в) корпорация;

г) ассоциация.

Тест №2

1. Группа, людей, являющаяся частью общества, объединенная общими целями совместной деятельности, подчиненной целям этого общества, - это определение …

а) диффузная группа;

б) корпорация;

в) коллектив;

г) ассоциация.

2. Неосознаваемая установка, выражающаяся в непроизвольно возникающей податливости индивида к мнению и позиции группы в целом, – это …

а) коллективное самоопределение;

б) внутригрупповая внушаемость;

в) конформность;

г) сплоченность.

3. . Относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами, называется ...

а) первичной группой;

б) ассоциацией;

в) формальной группой;

г) корпорацией.

4. К параметрам поверхностного слоя взаимоотношений в группе относятся: …

а) эмоциональная привлекательность индивида;

б) групповая совместимость;

в) преобладания феноменов коллективистского самоопределения личности;

г) слаженность действий.

5. Основной метод изучения групп и коллективов - …

а) метод интроспекции;

б) наблюдение;

в) лабораторный эксперимент;

г) эксперимент в естественных условиях.

6. Группа людей, не имеющая ни прямых, ни косвенных взаимоотношений - …

а) контактная;

б) условная;

в) референтная;

г) корпорация.

7. Группа, как правило, не бывает паритетной. Это означает …

а) в группе всегда присутствуют элементы руководства и подчинения;

б) группа не может быть построена на равных межличностных отношениях;

в) любая группа всегда имеет лидера, вожака, руководителя;

г) все варианты ответа правильные.

8. Подчинение мнения личности групповому мнению во избежание конфликта, - это - …

а) внушаемость;

б) коллективистическое самоопределение;

в) конформизм;

г) сплоченность.

9. Функции лидера группы: …

а) планирует деятельность;

б) определяет пути достижения целей группы;

в) распределяет ответственность между членами группы;

г) все варианты ответа правильные.

10. Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом – это показатель ...

а) сплоченности;

б) ценностно-ориентировочного единства;

в) конформизма;

г) действенной эмпатии.

11. В зависимости от характера межличностных взаимоотношение может быть представлена определенная иерархия контактных групп, которая предполагает постепенное усложнение и изменение взаимоотношений и возрастание уровня опосредованности взаимодействия индивидов.

Расставьте индексы в порядке этого усложнения и изменения взаимоотношений и возрастания уровня опосредованности взаимодействия индивидов.

а) корпорация;

б) ассоциация;

в) диффузная группа

г) коллектив.

12. Межличностные отношения в диффузной группе …

а) существуют, но не опосредствуются содержанием групповой деятельности;

б) опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием групповой деятельности;

в) опосредствуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;

г) опосредствуются в незначительной степени личностно значимым для каждого содержанием групповой деятельности.

.

13. При анализе межличностных отношений отмечают их различные слои в коллективе. Один из них образует совокупность межличностных отношений опосредованной зависимости, составляющих характеристику коллектива как группы, объединенной общественно ценными и личностно значимыми целями и ценностями. Это …

а) поверхностный слой;

б) 2-ой глубинный слой;

в) слой отношений непосредственной зависимости;

г) третий, глубинный слой.

Тема: «Внимание»

Тест №1.

1. Внимание – это ...

а) внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности;

б) это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность;

в) это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности;

г) это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних раздражителей на соответствующие рецепторы.

2. Концентрация внимания – это ...

а) удержание в поле зрения определенного числа одновременно отражаемых объектов;

б) длительность сохранения интенсивного внимания на объекте;

в) отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, углубление в деятельность, торможение побочной деятельности;

г) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.

3. Колебание внимания – это ...

а) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания;

б) свойство внимания, которое обуславливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности;

в) длительность сохранения интенсивного внимания на объекте;

г) непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы.

4. Произвольное внимание – это …

а) сосредоточение сознания на объекте в силу особенности его раздражителя;

б) сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности;

в) сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение;

г) длительное сохранение интенсивного внимания на объекте.

5. Непроизвольное внимание – это ...

а) сосредоточение сознания на объекте в силу особенностей его раздражителя;

б) сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности;

в) сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение;

г) длительное сохранение интенсивного внимания на объекте.

6. Ученик читает наизусть стихотворение и одновременно на бумаге решает примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 2-х десятков. Какое свойство внимания здесь имеет место?

а) концентрация;

б) распределение;

в) устойчивость;

г) переключение.

7. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой – это ...

а) концентрация внимания;

б) переключение внимания;

в) рассеянность внимания;

г) объем внимания.

8. Длительность интенсивного сосредоточения внимания зависит от ...

а) характера и содержания деятельности;

б) отношения к объекту внимания;

в) степени интереса к объекту или деятельности;

г) все варианты ответа правильные.

9. Непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы, – это …

а) отвлечение;

б) распределение;

в) концентрация;

г) рассеянность.

10. Причинами возникновения, пробуждения непроизвольного внимания могут быть: …

а) степень интенсивности раздражителя;

б) новизна раздражителя;

в) соответствие раздражителя потребностям человека, влияние прежнего опыта, общая направленность личности человека;

г) все варианты ответа правильные.

11. Отвлечение – это …

а) одновременное выполнение двух и более видов деятельности ;

б) неумение сосредоточиться на предмете (объекте), непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты;

в) быстрый переход от одной деятельности к другой;

г) следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он кроме своей работы ничего не замечает и порой не реагирует на другие раздражители.

12. Одновременное удержание определенного числа отражаемых объектов в поле зрения – это …

а) концентрация внимания;

б) распределение внимания;

в) рассеивание внимания;

г) объем внимания.

13. Свойство внимания, которое обуславливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности, - это …

а) концентрация внимания;

б) распределение внимания;

в) рассеивание внимания;

г) объем внимания.

14. Распределение внимания – это …

а) перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи;

б) одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними;

в) частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты;

г) одновременное удержание определенного числа отражаемых объектов в поле зрения.

15. Кому принадлежит следующее высказывание, характеризующее физиологический механизм внимания:

«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью»?

а) А.А.Ухтомскому;

б) П.Я.Гальперину;

в) И.П.Павлову;

г) И.М.Сеченову.

16. В регуляции высших форм внимания большую роль играют доли …

а) височные;

б) затылочные;

в) лобные;

г) теменные.

Тест №2

1. Направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности, – это …

а) цель деятельности;

б) мотив поведения;

в) стремление;

г) внимание.

2. В отличие от познавательных процессов (память, мышление и пр.) внимание характеризуется тем, что …

а) не имеет своего особого содержания;

б) проявляется как бы изнутри этих процессов, неотделимо от них;

в) определяет избирательный, направленный характер психической деятельности;

г) все варианты ответа правильные.

3. Внутреннее внимание – это …

а) волевое (произвольное) внимание;

б) сосредоточение внимания на конкретном задании;

в) намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;

г) внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания.

4. Отвлечение – это …:

а) возможность одновременного выполнения двух и более видов деятельности;

б) непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты;

в) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания;

г) следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он кроме своей работы ничего не замечает и порой не реагирует на другие раздражители.

5. Особенности раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания – это ...

а) сила раздражителя;

б) новизна раздражителя;

в) контраст;

г) все варианты ответа правильные.

6. Согласно научным исследованиям (исследования Е.Д. Хомской и др.), в регуляции высших произвольных форм внимания большую роль играют …

а) височныедоли коры больших полушарий;

б) ретикулярная формация;

в) лобные доликоры больших полушарий;

г) гипоталамус.

7. Сосредоточенность внимания - это:

а) длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности;

б) одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними;

в) удерживание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального;

г) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.

8. Психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения, в результате которого что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое - менее отчетливо (направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте), – это …

а) ощущение;

б) отражение;

в) восприятие;

г) правильного варианта ответа нет.

9. Отвлекаемость и очень малая интенсивность внимания, чрезмерно легкое и непроизвольное переключение с объекта на объект, – это показатель ...

а) непроизвольности внимания;

б) рассеянности;

в) устойчивости внимания;

г) сосредоточенности внимания.

10. Сензитивный период развития произвольного внимания - …

а) преддошкольный период;

б) дошкольный период;

в) младший школьный возраст;

г) подростковый возраст.

11. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой – это ...

а) концентрация внимания;

б) переключение внимания;

в) рассеянность внимания;

г) объем внимания.

12. Свойство внимания, которое обуславливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности - …

а) концентрация внимания;

б) распределение внимания;

в) рассеивание внимания;

г) объем внимания.

Тест №2.

1. Ощущение – это …

а) выражение чувств, выступающих в тех или иных внешних проявлениях;

б) отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на органы чувств человека;

в) отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на наши органы чувств;

г) совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей нашим поведением.

2. Аккомодация – это …

а) изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны;

б) искажение отражения действительности при восприятии;

в) изменение чувствительности раздражителей под влиянием их приспособления к действующим раздражителям;

г) зависимость восприятия от содержания психической деятельности человека.

3. Нервный аппарат, производящий анализ окружающей среды - …

а) рецептор;

б) рефлекторная дуга;

в) анализатор;

г) кора больших полушарий головного мозга.

4. Способность глаза приспосабливаться к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью механизмов …

а) конвергенции;

б) адаптации;

в) зрительной иллюзии;

г) правильного варианта ответа нет.

Тема: «Память»

Тест №1

1. Память – это ...

а) совокупность информации, приобретенная мозгом и управляющая поведением;

б) запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта;

в) отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств;

г) психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

2. Память состоит из следующих частных процессов, связанных друг с другом: …

а) анализа, синтеза, систематизации, сохранения;

б) запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения (узнавания);

в) сенсорной памяти, кратковременной памяти, долговременной памяти;

г) эпизодической памяти, семантической памяти..

3. Выделяют следующие виды памяти: …

а) двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая;

б) произвольная и непроизвольная;

в) кратковременная и долговременная;

г) все варианты ответов правильные, но приведены разные классификации видов памяти.

4. Память, проявляющаяся в запоминании и воспроизведении движений и их систем, - это память ...

а) двигательная;

б) сенсорная;

в) образная;

г) эмоциональная.

Тест №2

1. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его жизненного опыта называется …

а) памятью;

б) восприятием;

в) ощущением;

г) правильного варианта ответа нет.

2. Временное забывание, вызываемое отрицательной индукцией и запредельным торможением, где отсроченное воспроизведение более полное, нежели то, что осуществляется сразу после запоминания, – это явление называется …

а) иррадиацией;

б) реминисценцией;

в) ретроактивным забыванием;

г) проактивным забыванием.

3. Вид памяти, выделяемый в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании, - это память…

а) наглядно-образная;

б) словесно-логическая;

в) двигательная;

г) генетическая.

4. Для лучшего и быстрого запоминания последовательности цветов в спектре применяется следующая фраза:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где каждая начальная буква слова обозначает название цвета. Фраза дает нам правильную, легкую для быстрого запоминания последовательность цветов в спектре.

Как называется система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций?

а) ассоциация;

б) интерференция;

в) дифракция;

г) мнемоника.

5. Существуют несколько классификаций видов памяти в соответствии со следующими критериями: ...

а) по характеру психической активности;

б) по характеру целей деятельности;

в) по продолжительности закрепления и сохранения материала;

г) все варианты ответа правильные.

6. К психологическим теориям памяти относятся: …

а) нейронная и молекулярная теории;

б) ассоциативные теории;

в) теория деятельности;

г) теория гештальта.

7. Биохимическая теория памяти, объясняющая, как сохраняется информация в памяти, основывается на том, что …

а) движение нервного импульса по группе нервных клеток оставляет после себя след, что облегчает вторичное прохождение импульса по «знакомому» пути;

б) под действием возбуждения нервной клетки в ней происходят изменения белковых молекул и РНК (биохимические следы), сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей;

в) протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта;

г) в основе - гештальт, целостная организация, структура, не сводимая к сумме составляющих частей хранящейся информации.

8. Ассоциативная теория памяти выделяет следующие типы ассоциаций: …

а) ассоциации по смежности, по сходству, по контрасту;

б) ассоциации временные, по сходству и контрасту;

в) ассоциации по цвету, размеру и форме;

г) ассоциации по внешнему сходству объектов, размерам, форме.

Тема: «Мышление»

Тест №1.

1. Дайте определение мышлению. Мышление - это...

а) индивидуальные психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием успешного ее выполнения;

б) социально-обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью, процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза;

в) построение образов продуктов труда, а также создание программы поведения в тех случаях,

Наши рекомендации