Сборник заданий по основным темам курса
И.С. Дашкевич
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Сборник заданий по основным темам курса
Биробиджан 2010
УДК
ББК
Печатается по решению редакционного совета Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии.
Общая психология /Сборник заданий по основным темам курса/ Учебное пособие – Биробиджан: ДВГСГА,2010. - 160 с.
Автор: Дашкевич Иван Семенович, к.п.н., доцент;
Рецензенты:
Шаповалова О.Е., д.пс.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии ДВГСГА
Галактионов И.В., к. пс. н., доцент, зав. кафедрой психологии ХГПУ
В пособии представлены задания по основным темам курса «Общая психология» с ответами на них. Назначение пособия – оказание помощи студентам факультета коррекционной педагогики и начального образования при изучении общей психологии для самоконтроля знаний студентов.
© ДВГСГА
© Дашкевич И.С.
Инструкция
Внимательно прочтите задания теста. На листе ответов напишите фамилию, имя, отчество, вариант, ниже номер задания и буквенный вариант ответа. Помните, что вариантов ответа может быть несколько! Каждое правильно выполненное задание оценивается в один балл. Для получения положительной оценки за контрольную работу Вам необходимо набрать не менее 70% баллов от их максимально возможного количества.
При ответе на тестовые задания рекомендуем использовать следующую литературу:
ОСНОВНАЯ:
1. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. М.: Изд-во «Форум»: ИНФРА, -2007. – 288 с.
2. Кравченко А.И. Общая психология/ учебное пособие. – М.: ООО «Проспект», 2009. – 429 с.
3. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов.- 2 – ое изд. – М.: Юнита – Дана, 2003. – 452 с.
4. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д Феникс, - 2003, - 480 с.
5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб: Питер, 2004. – 310 с.
6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. – 511 с.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для высш. пед. уч. заведений.- 2-ое изд.: М.: «Академия», 2001.- 512 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М: «Смысл», И.Ц. «Академия», 2002.- 416 с.
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельштейна.М., 1995.
3. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.
4. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.,1999.
5. Годфруа Дж. Что такое психология. В 2-х тт., т.т. 1,2. М., 1996.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
7. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000.
9. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды./Под ред. Б.Ф. Ломова.М., 1990.
10. Общая психология: Учебник для ВУЗов/ А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.
11. Петровский А.В. Общая психология. - М., 1996.
12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие/ Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб: Питер, 2000.
13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
15. Станкин М.И. Общая психология:Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.- 352 с.
16. Саблин В.С., Смоква С.П. Психология человека: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 744 с.
17. Суворова Г.А. Психология деятельности. Учебное пособие. М.: ИП РАН,2000.
Тема: «Предмет и задачи психологии. Основные направления научной психологии»
Тест№1
1. Психология - это...
а) наука, изучающая изменения в психике и поведении человека в процессе его развития;
б) наука, изучающая межличностные отношения в человеческом обществе;
в) наука, изучающая поведение человека и животных;
г) правильного варианта ответа нет.
2. Предметом изучения психологии является: …
а) формы психологической жизни человека;
б) механизмы и закономерности развития психики человека;
в) формирование особенностей личности человека;
г) все варианты ответов правильные.
3. Основания для выделения ветвей науки психологии: …
а) деятельность;
б) развитие;
в) социальность;
г)все варианты ответов правильные.
4. Древний мыслитель Аристотель считал, что …
а) душа человека находится в теле, направляет его дела и поступки, после смерти отправляется в «мир идей» и далее вновь перевоплощение в новое тело;
б) душа – это двигатель, позволяющий телу реализовать себя;
в) объяснить устройство Мира можно только с помощью разума, озаренного верой;
г) тело действует механически, им управляет душа.
5. Основная задача психологии заключается ...
а) в изучении механизмов адаптации;
б) в раскрытии психологических закономерностей и особенностей становления личности;
в) в изучении развития психических процессов в онтогенезе;
г) в вскрытии причин активности человека.
6. В.Вунд является основоположником ...
а) структуралистического подхода;
б) функционалистического подхода;
в) психоаналитического подхода;
г) гештальтпсихологии.
7. Кому принадлежит изречение: «Душа не имеет ничего общего сматерией, в отличие от материи душа идеальна»?
а) Платону;
б) Аристотелю;
в) Августину;
г) Демокриту.
8. Ответная реакция организма на воздействие внешней среды - это …
а) инстинкт;
б) навык;
в) рефлекс;
г) интеллект.
Тест №2
1. Психология – это наука о (об) …
а) развитии психики человека в онтогенезе;
б) особенностях проявления психической деятельности человека в связи с его профессиональной деятельностью;
в) болезненных расстройствах психики человека;
г) психике и закономерностях ее проявления и развития.
2. Выберите неправильный ответ. С позиций диалектического материализма …
а) психика является продуктом длительного развития материи;
б) психическая жизнь – особое свойство высокоорганизованной материи;
в) материя первична, а психика, сознание – вторичны, производны от материи;
г)психика первична, материя вторична. Вечно существует только духовное начало (в виде идеи, бога, души), а затем была сотворена окружающая нас природа.
3. Основная задача психологии - …
а) изучение развития психики в онтогенезе;
б) изучение развития психики в филогенезе;
в) изучение развития психики в процессе обучения;
г) изучение законов психической деятельности человека.
4. Древний мыслитель Аристотель считал, что …
а) душа человека находится в теле, направляет его дела и поступки, после смерти отправляется в «мир идей» и далее вновь перевоплощение в новое тело;
б) душа первична, материя вторична;
в) объяснить устройство Мира можно только с помощью разума, озаренного верой;
г) правильного варианта ответа нет.
Тест №1
1. Изучение мозга человека приводит к выводу о том, что ...
а) связь между количеством мозгового вещества и степенью психического развития индивида отсутствует;
б) психическое развитие индивида зависит от количества мозгового вещества;
в) психическое развитие индивида зависит от соотношения количества мозгового вещества к общему весу тела;
г) психическое развитие индивида зависит от количества серого мозгового вещества.
2. Отдел головного мозга, отвечающий за условные рефлексы, - …
а) мозжечок;
б) передний мозг;
в) продолговатый мозг;
г) средний мозг.
3. Свойство высокоорганизованной материи - нервной системы отражать объективную действительность – это …
а) психика;
б) навык;
в) интеллект;
г) инстинкт.
4. Представители материалистического течения считают, что...
а) психические явления - есть проявление души;
б) душа при рождении ребенка вселяется в него;
в) материя первична, душа вторична;
г) душа первична, материя вторична.
5. Нервный процесс, направленный на уменьшение активной деятельности коры больших полушарий, - это …
а) торможение;
б) возбуждение;
в) образование нервной связи;
г) правильного варианта ответа нет.
Одновременно на границе распространения очага возбуждения возникает другой процесс - торможение, который ограничивает и направляет процесс возбуждения в определенное русло. К каким ниже перечисленным явлениям относится этот процесс?
а) иррадиация возбуждения;
б) отрицательная индукция;
в) концентрация возбуждения;
г) положительная индукция.
7. Маленький ребенок капризничает перед сном, вертится, плачет. Это проявление …
а) закона концентрации;
б) отрицательной индукции;
в) охранительного торможения;
г) положительной индукции.
8. Присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью, - это …
а) инстинкт;
б) поведение;
в) рефлекс;
г) деятельность.
9. За координацию движений человека отвечает …
а) средний мозг;
б) продолговатый мозг;
в) мозжечок;
г) промежуточный мозг.
10. Центры, регулирующие дыхание, сердечно-сосудистую деятельность, деятельность органов пищеварения расположены в …
а) продолговатом мозгу;
б) мозжечке;
в) среднем мозге;
г) промежуточном мозге.
11. Процесс возникновения и исторического развития (эволюции) поведения и психики тождественен понятию ...
а) «социогенез»;
б) «онтогенез»;
в) «антропогенез»;
г) «филогенез».
12. Человек - единственное существо, способное ...
а) передавать информацию о прошлых и настоящих событиях при помощи речи;
б) изготавливать орудия труда и пользоваться ими;
в) говорить и абстрактно мыслить;
г) все варианты ответов правильные.
13. Нервная система человека состоит из: …
а) головного и спинного мозга;
б) центральной нервной системы и соматической;
в) периферической и вегетативной нервных систем;
г)центральной нервной системы и периферической.
14. Центральная нервная система подразделяется на …
а) симпатическую и парасимпатическую;
б) соматическую и вегетативную;
в) спинной мозг и головной мозг;
г) симпатическую и автономную;
15. Экстериоризация – это …
а) реализация умственного действия во внешние в виде действий с предметами;
б) перевод внешнего действия во внутренний план;
в) отрицательное влияние выработанных ранее навыков на овладение новыми;
г) перенос старых схем поведения в новые ситуации.
16. Короткие, сильноветвящиеся отростки нервных клеток – это …
а) аксоны;
б) дендриты;
в) синапсы;
г) нейроны.
17. Функция спинного мозга – …
а) накопление информации;
б) переработка информации, поступающей из внешней среды;
в) рефлекторная, проводниковая.
г) все варианты ответа правильные.
18. Отдел (часть) головного мозга, отвечающая за образование динамических стереотипов - …
а) стволовая часть;
б) подкорковая область;
в) кора больших полушарий;
г) нет правильного ответа.
19. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным на сегодняшний день предполагают, что человек произошел от …
а) современных человекообразных обезьян;
б) шимпанзе;
в) лемуров;
г) от древних человекообразных обезьян.
Тест №2
1. Какой отдел головного мозга человека отвечает за образование условных рефлексов?
а) мозжечок;
б) передний мозг;
в) продолговатый мозг;
г) средний мозг.
2. Нервный процесс, направленный на ослабление активной деятельности коры больших полушарий - …
а) торможение;
б) возбуждение;
в) иррадиация;
г) концентрация.
3. Нейрон – это ...
а) нервная ткань;
б) нервная клетка;
в) афферентный нерв;
г) длинный отросток нервной клетки.
4. Основные функции центральной нервной системы: …
а) отражательная функция;
б) регуляторная функция;
в) образование условнорефлекторных нервных связей;
г) проведение нервных импульсов.
5. Белое вещество спинного мозга обеспечивает …
а) проводниковую функцию;
б) связь и согласованную работу всех отделов центральной нервной системы;
в) согласованную работу головного и спинного мозга;
г) выполнение специфических психических функций, таких, как память, речь, мышление, регуляция поведения.
6. Нерв представляет собой …
а) скопление нейронов;
б) скопление дендритов;
в) скоплением нервных волокон;
г) скопление дендритов и синапсов.
Тест №1
1. Многократное повторение действий для их сознательного совершенства – это ...
а) навык;
б) умение;
в) упражнение;
г) движение.
Тест №2
Тест №1
1. Группа людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями, – это …
а) контактная группа;
б) условная группа;
в) корпорация;
г) ассоциация.
К какому виду группы больше подходит следующее определение: организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узких интересов?
а) диффузорная группа;
б) референтная группа;
в) корпорация;
г) ассоциация.
Тест №2
1. Группа, людей, являющаяся частью общества, объединенная общими целями совместной деятельности, подчиненной целям этого общества, - это определение …
а) диффузная группа;
б) корпорация;
в) коллектив;
г) ассоциация.
2. Неосознаваемая установка, выражающаяся в непроизвольно возникающей податливости индивида к мнению и позиции группы в целом, – это …
а) коллективное самоопределение;
б) внутригрупповая внушаемость;
в) конформность;
г) сплоченность.
3. . Относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами, называется ...
а) первичной группой;
б) ассоциацией;
в) формальной группой;
г) корпорацией.
4. К параметрам поверхностного слоя взаимоотношений в группе относятся: …
а) эмоциональная привлекательность индивида;
б) групповая совместимость;
в) преобладания феноменов коллективистского самоопределения личности;
г) слаженность действий.
5. Основной метод изучения групп и коллективов - …
а) метод интроспекции;
б) наблюдение;
в) лабораторный эксперимент;
г) эксперимент в естественных условиях.
6. Группа людей, не имеющая ни прямых, ни косвенных взаимоотношений - …
а) контактная;
б) условная;
в) референтная;
г) корпорация.
7. Группа, как правило, не бывает паритетной. Это означает …
а) в группе всегда присутствуют элементы руководства и подчинения;
б) группа не может быть построена на равных межличностных отношениях;
в) любая группа всегда имеет лидера, вожака, руководителя;
г) все варианты ответа правильные.
8. Подчинение мнения личности групповому мнению во избежание конфликта, - это - …
а) внушаемость;
б) коллективистическое самоопределение;
в) конформизм;
г) сплоченность.
9. Функции лидера группы: …
а) планирует деятельность;
б) определяет пути достижения целей группы;
в) распределяет ответственность между членами группы;
г) все варианты ответа правильные.
10. Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом – это показатель ...
а) сплоченности;
б) ценностно-ориентировочного единства;
в) конформизма;
г) действенной эмпатии.
11. В зависимости от характера межличностных взаимоотношение может быть представлена определенная иерархия контактных групп, которая предполагает постепенное усложнение и изменение взаимоотношений и возрастание уровня опосредованности взаимодействия индивидов.
Расставьте индексы в порядке этого усложнения и изменения взаимоотношений и возрастания уровня опосредованности взаимодействия индивидов.
а) корпорация;
б) ассоциация;
в) диффузная группа
г) коллектив.
12. Межличностные отношения в диффузной группе …
а) существуют, но не опосредствуются содержанием групповой деятельности;
б) опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием групповой деятельности;
в) опосредствуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;
г) опосредствуются в незначительной степени личностно значимым для каждого содержанием групповой деятельности.
.
13. При анализе межличностных отношений отмечают их различные слои в коллективе. Один из них образует совокупность межличностных отношений опосредованной зависимости, составляющих характеристику коллектива как группы, объединенной общественно ценными и личностно значимыми целями и ценностями. Это …
а) поверхностный слой;
б) 2-ой глубинный слой;
в) слой отношений непосредственной зависимости;
г) третий, глубинный слой.
Тема: «Внимание»
Тест №1.
1. Внимание – это ...
а) внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности;
б) это побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность;
в) это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности;
г) это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних раздражителей на соответствующие рецепторы.
2. Концентрация внимания – это ...
а) удержание в поле зрения определенного числа одновременно отражаемых объектов;
б) длительность сохранения интенсивного внимания на объекте;
в) отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, углубление в деятельность, торможение побочной деятельности;
г) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.
3. Колебание внимания – это ...
а) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания;
б) свойство внимания, которое обуславливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности;
в) длительность сохранения интенсивного внимания на объекте;
г) непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы.
4. Произвольное внимание – это …
а) сосредоточение сознания на объекте в силу особенности его раздражителя;
б) сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности;
в) сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение;
г) длительное сохранение интенсивного внимания на объекте.
5. Непроизвольное внимание – это ...
а) сосредоточение сознания на объекте в силу особенностей его раздражителя;
б) сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности;
в) сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение;
г) длительное сохранение интенсивного внимания на объекте.
6. Ученик читает наизусть стихотворение и одновременно на бумаге решает примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 2-х десятков. Какое свойство внимания здесь имеет место?
а) концентрация;
б) распределение;
в) устойчивость;
г) переключение.
7. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой – это ...
а) концентрация внимания;
б) переключение внимания;
в) рассеянность внимания;
г) объем внимания.
8. Длительность интенсивного сосредоточения внимания зависит от ...
а) характера и содержания деятельности;
б) отношения к объекту внимания;
в) степени интереса к объекту или деятельности;
г) все варианты ответа правильные.
9. Непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы, – это …
а) отвлечение;
б) распределение;
в) концентрация;
г) рассеянность.
10. Причинами возникновения, пробуждения непроизвольного внимания могут быть: …
а) степень интенсивности раздражителя;
б) новизна раздражителя;
в) соответствие раздражителя потребностям человека, влияние прежнего опыта, общая направленность личности человека;
г) все варианты ответа правильные.
11. Отвлечение – это …
а) одновременное выполнение двух и более видов деятельности ;
б) неумение сосредоточиться на предмете (объекте), непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты;
в) быстрый переход от одной деятельности к другой;
г) следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он кроме своей работы ничего не замечает и порой не реагирует на другие раздражители.
12. Одновременное удержание определенного числа отражаемых объектов в поле зрения – это …
а) концентрация внимания;
б) распределение внимания;
в) рассеивание внимания;
г) объем внимания.
13. Свойство внимания, которое обуславливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности, - это …
а) концентрация внимания;
б) распределение внимания;
в) рассеивание внимания;
г) объем внимания.
14. Распределение внимания – это …
а) перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи;
б) одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними;
в) частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты;
г) одновременное удержание определенного числа отражаемых объектов в поле зрения.
15. Кому принадлежит следующее высказывание, характеризующее физиологический механизм внимания:
«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью»?
а) А.А.Ухтомскому;
б) П.Я.Гальперину;
в) И.П.Павлову;
г) И.М.Сеченову.
16. В регуляции высших форм внимания большую роль играют доли …
а) височные;
б) затылочные;
в) лобные;
г) теменные.
Тест №2
1. Направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности, – это …
а) цель деятельности;
б) мотив поведения;
в) стремление;
г) внимание.
2. В отличие от познавательных процессов (память, мышление и пр.) внимание характеризуется тем, что …
а) не имеет своего особого содержания;
б) проявляется как бы изнутри этих процессов, неотделимо от них;
в) определяет избирательный, направленный характер психической деятельности;
г) все варианты ответа правильные.
3. Внутреннее внимание – это …
а) волевое (произвольное) внимание;
б) сосредоточение внимания на конкретном задании;
в) намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;
г) внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания.
4. Отвлечение – это …:
а) возможность одновременного выполнения двух и более видов деятельности;
б) непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты;
в) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания;
г) следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он кроме своей работы ничего не замечает и порой не реагирует на другие раздражители.
5. Особенности раздражителей, вызывающих пробуждение непроизвольного внимания – это ...
а) сила раздражителя;
б) новизна раздражителя;
в) контраст;
г) все варианты ответа правильные.
6. Согласно научным исследованиям (исследования Е.Д. Хомской и др.), в регуляции высших произвольных форм внимания большую роль играют …
а) височныедоли коры больших полушарий;
б) ретикулярная формация;
в) лобные доликоры больших полушарий;
г) гипоталамус.
7. Сосредоточенность внимания - это:
а) длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности;
б) одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними;
в) удерживание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального;
г) периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.
8. Психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения, в результате которого что-то отражается в сознании более отчетливо, а другое - менее отчетливо (направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте), – это …
а) ощущение;
б) отражение;
в) восприятие;
г) правильного варианта ответа нет.
9. Отвлекаемость и очень малая интенсивность внимания, чрезмерно легкое и непроизвольное переключение с объекта на объект, – это показатель ...
а) непроизвольности внимания;
б) рассеянности;
в) устойчивости внимания;
г) сосредоточенности внимания.
10. Сензитивный период развития произвольного внимания - …
а) преддошкольный период;
б) дошкольный период;
в) младший школьный возраст;
г) подростковый возраст.
11. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой – это ...
а) концентрация внимания;
б) переключение внимания;
в) рассеянность внимания;
г) объем внимания.
12. Свойство внимания, которое обуславливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности - …
а) концентрация внимания;
б) распределение внимания;
в) рассеивание внимания;
г) объем внимания.
Тест №2.
1. Ощущение – это …
а) выражение чувств, выступающих в тех или иных внешних проявлениях;
б) отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на органы чувств человека;
в) отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на наши органы чувств;
г) совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей нашим поведением.
2. Аккомодация – это …
а) изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны;
б) искажение отражения действительности при восприятии;
в) изменение чувствительности раздражителей под влиянием их приспособления к действующим раздражителям;
г) зависимость восприятия от содержания психической деятельности человека.
3. Нервный аппарат, производящий анализ окружающей среды - …
а) рецептор;
б) рефлекторная дуга;
в) анализатор;
г) кора больших полушарий головного мозга.
4. Способность глаза приспосабливаться к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью механизмов …
а) конвергенции;
б) адаптации;
в) зрительной иллюзии;
г) правильного варианта ответа нет.
Тема: «Память»
Тест №1
1. Память – это ...
а) совокупность информации, приобретенная мозгом и управляющая поведением;
б) запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта;
в) отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств;
г) психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
2. Память состоит из следующих частных процессов, связанных друг с другом: …
а) анализа, синтеза, систематизации, сохранения;
б) запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения (узнавания);
в) сенсорной памяти, кратковременной памяти, долговременной памяти;
г) эпизодической памяти, семантической памяти..
3. Выделяют следующие виды памяти: …
а) двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая;
б) произвольная и непроизвольная;
в) кратковременная и долговременная;
г) все варианты ответов правильные, но приведены разные классификации видов памяти.
4. Память, проявляющаяся в запоминании и воспроизведении движений и их систем, - это память ...
а) двигательная;
б) сенсорная;
в) образная;
г) эмоциональная.
Тест №2
1. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его жизненного опыта называется …
а) памятью;
б) восприятием;
в) ощущением;
г) правильного варианта ответа нет.
2. Временное забывание, вызываемое отрицательной индукцией и запредельным торможением, где отсроченное воспроизведение более полное, нежели то, что осуществляется сразу после запоминания, – это явление называется …
а) иррадиацией;
б) реминисценцией;
в) ретроактивным забыванием;
г) проактивным забыванием.
3. Вид памяти, выделяемый в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании, - это память…
а) наглядно-образная;
б) словесно-логическая;
в) двигательная;
г) генетическая.
4. Для лучшего и быстрого запоминания последовательности цветов в спектре применяется следующая фраза:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где каждая начальная буква слова обозначает название цвета. Фраза дает нам правильную, легкую для быстрого запоминания последовательность цветов в спектре.
Как называется система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций?
а) ассоциация;
б) интерференция;
в) дифракция;
г) мнемоника.
5. Существуют несколько классификаций видов памяти в соответствии со следующими критериями: ...
а) по характеру психической активности;
б) по характеру целей деятельности;
в) по продолжительности закрепления и сохранения материала;
г) все варианты ответа правильные.
6. К психологическим теориям памяти относятся: …
а) нейронная и молекулярная теории;
б) ассоциативные теории;
в) теория деятельности;
г) теория гештальта.
7. Биохимическая теория памяти, объясняющая, как сохраняется информация в памяти, основывается на том, что …
а) движение нервного импульса по группе нервных клеток оставляет после себя след, что облегчает вторичное прохождение импульса по «знакомому» пути;
б) под действием возбуждения нервной клетки в ней происходят изменения белковых молекул и РНК (биохимические следы), сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей;
в) протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта;
г) в основе - гештальт, целостная организация, структура, не сводимая к сумме составляющих частей хранящейся информации.
8. Ассоциативная теория памяти выделяет следующие типы ассоциаций: …
а) ассоциации по смежности, по сходству, по контрасту;
б) ассоциации временные, по сходству и контрасту;
в) ассоциации по цвету, размеру и форме;
г) ассоциации по внешнему сходству объектов, размерам, форме.
Тема: «Мышление»
Тест №1.
1. Дайте определение мышлению. Мышление - это...
а) индивидуальные психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием успешного ее выполнения;
б) социально-обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью, процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза;
в) построение образов продуктов труда, а также создание программы поведения в тех случаях,