Результаты исследования саморегуляции

Психической деятельности у младших

Школьников с СДВГ

1. Проба «Кулак-Ребро-Ладонь» направлена на исследование выполнения двигательной программы деятельности.

Средний показатель выполнения пробы 1,18 балла. Стан­дартное отклонение 0,37 балла. Детьми были допущены сле­дующие ошибки: неусвоение программы - один человек, пять человек путали последовательность движений или пропускали некоторые из них. Двум человекам включение речи помогало ре­гулировать правильность выполнения действия. В этом случае можно говорить о возможной дисфункции лобных долей моз­га, о поражении двигательных систем (преимущественно пре-моторных их отделов) и модально неспецифическом дефиците сУкцессивных функций. При обработке данных были получены следующие результаты (см. Табл. 1):

Таблица 1. Результаты обследования детей по пробе «кулак-ребро-ладонь»

№ обследуе­мого Имя ребенка К-Р-Л, нейропсихоло-гический балл № обсле­дуемого Имя ребенка К-Р-Л, нейропсихоло-гический ба.и
Максим С. Степа Б. (левша)
Сережа С. Юлий Щ.
Дима 3. (левша) Миша Т.
Руслан С. И Дима Г. (левша)
Саша П. Ваня Т.
Артем Б. (левша) Георгий Р. (левша)
Вова Ч. Дима Н. (левша)

2. В графической пробе «Забор» исследовалась кинетиче­ская структура движения и возможность правильно распреде­лить двигательные импульсы во времени.

Средний показатель выполнения пробы правой рукой 1,16 балла, левой рукой - 1,38 балла, стандартное отклонение выпол­нения пробы правой рукой 0,68 балла, левой рукой - 0,55 балла. В выполнении пробы правой рукой правшами и левшами были отмечены контаминации, неудержание программы, левой рукой правшами - рисование забора из одного повторяющегося звена, левой рукой левшами - персеверации, контаминации. В этих случаях у детей возможна дисфункция задне-лобных зон коры левого полушария. При обработке данных были получены сле­дующие результаты (см. Табл. 2):

Таблица 2. Результаты обследования детей по пробе

«Забор»

Имя ребенка Забор
Правой рукой Левой рукой
Максим С. 1,5 1,5
Сережа С. 1,5 1,5
Дима 3. (левша)
Руслан С. 1,5 2,5
Саша П. 1,5
Артем Б. (левша) 1,5 1,5
Вова Ч.
Степа Б. (левша) 1,5
Юлий Щ. 0,5
Миша Т. 0,5 1,5
Дима Г. (левша) 1,5
Ваня Т. 1,5
Георгий Р. (левша)
Дима Н. (левша) 1,5 1,5

3. В методике копирования куба по образцу исследовалась произвольная деятельность. Средний показатель выполнения пробы 2,25 балла. Стандартное отклонение 0,96 балла. Оцени­валось воспроизведение формы (квадратной), плоскостной или пространственный характер рисунка, адекватность соотношения частей рисунка и адекватность размеров по соответствующим па­раметрам. У детей наблюдались плоскостные рисунки, которые говорят о несформированности пространственного восприятия

Таблица 5. Результаты обследования детей по пробе

«Поднимание руки на стимул»

№ обсле­дуемого Имя ребенка Рука-стимул, нейропсихоло-гический балл до­обсле­дуемого Имя ребенка Рука-стимул, нейропсихоло-гический балл
1 Максим С. 0,5 8 Степа Б. (левша) 0
2 Сережа С. 0,5 9 Юлий Щ. 0
3 Дима 3. (левша) 0,5 10 Миша Т. 0
4 Руслан С. 0,5 И Дима Г. (левша) 0
5 Саша П. 0 12 Ваня Т. 0
6 Артем Б. (левша) 0 13 Георгий Р. (левша) 0
7 Вова Ч. 0 14 Дима Н. (левша)

6. Методика «Пиктограмма» предназначена для выявления особенностей опосредованного запоминания, специфики мысли­тельной деятельности и ассоциативных процессов. При обработ­ке данных мы оценивали умственное развитие и воспроизведе­ние заданных слов. Средний показатель выполнения методики по умственному развитию 2,79 балла, стандартное отклонение 1,25 балла. Средний показатель воспроизведения слов 8,14 бал­ла, стандартное отклонение 2,46 балла. У четырех детей реги­стрируется воспроизведение количества слов ниже нормы. При обработке данных были получены следующие результаты (см. Табл. 6):

Таблица 6. Результаты обследования детей по пробе «Пиктограмма»

Имя ребенка Пиктограмма
Кол-во слов Баллы
Максим С.
Сережа С.
Дима 3. (левша)
Руслан С.
Саша П.
Артем Б. (левша)
Вова Ч.
Степа Б. (левша)
Юлий Щ.
Миша Т.
И Дима Г. (левша)
Ваня Т.
Георгий Р. (левша)
Дима Н. (левша)

7. При проведении методики «Шифровка» исследовалась зрительно-моторная координация, уровень произвольного вни­мания. Подсчитывался общий темп работы и количество пра­вильно перешифрованных символов. Средний показатель вы­полнения пробы за общий темп 13,86 балла, стандартное от­клонение 5,71 балла. Средний показатель за правильность пере-шифровывания символов 12,43 балла, стандартное отклонение »07 балла. При обработке данных были получены следующие Результаты (см. Табл. 7):

Таблица 7. Результаты обследования детей по пробе «Перешифровка символов»

Имя ребенка Шифровка
Общий темп Правильно
Максим С.
Сережа С. 4 -
Дима 3. (левша)
Руслан С.
Саша П.
Артем Б. (левша)
Вова Ч.
Степа Б. (левша)
Юлий Щ.
Миша Т.
Дима Г. (левша)
Ваня Т.
Георгий Р. (левша)
Дима Н. (левша)

8. Методика «Рисунок человека» позволяет оценить как ког­нитивные особенности ребенка (восприятие, способы построе­ния целостного зрительного образа, координацию глаз-рука, сформированность общих представлений о строении человече­ского тела и другие), так и образов-представлений. При оценке умственного развития мы опирались на следующие показатели: для 6-летнего возраста считается нормальным наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног. К 7-летнему возрасту руки

ноги должны изображаться двойными линиями; должны по-вляться также пальцы, шея, волосы, одежда. С 8-летнего воз-аста к этому добавляются уши. Начиная с 9 лет должны иметься ступни и по 5 пальцев на руках. За основные части тела (тулови­ще голова, руки, ноги) начислялось по 2 балла и за дополнитель­ные (уши, волосы, глаза, нос, рот, пальцы, ступни) - по 1 баллу. Средний показатель выполнения пробы за общий темп 26,87 балла, стандартное отклонение 3,98 балла. При обработке дан­ных были получены следующие результаты (см. Табл. 8):

Таблица 8. Результаты обследования детей по методике

«Рисунок человека»

№ обсле­дуемого Имя ребенка Рисунок человека, нейро-психоло-гический балл № обсле­дуемого Имя ребенка Рисунок человека, нейро-психоло-гический балл
1 Максим С. 31 8 Степа Б. (левша) 30
2 Сережа С. 25 9 Юлий Щ. 30
3 Дима 3. (левша) 21 10 Миша Т. 28
4 Руслан С. 24 11 Дима Г. (левша) 30
---------- ------------------ 6 Саша П. 17 12 Ваня Т.
Артем Б. (левша) 29 13 Георгий Р. (левша) 27
7 Вова Ч. 26 14 Дима Н. (левша)

Таким образом, анализ выполнения заданий, направленных

а исследование особенностей саморегуляции, показал, что у

еи с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на-

\

блюдается снижение уровня произвольной деятельности (это говорит о слабости или дисфункции коры лобных зон мозга), в достаточной мере сформирован образ-представление, снижение сформированности зрительно-моторной координации, сложно­сти в формировании произвольного внимания, неустойчивость, отвлекаемость, трудности с концентрацией внимания.

При этом критичность к результатам своей деятельности относительно сохранна, а действия контроля страдают вторич­но из-за импульсивности, стремления переключиться на другую деятельность.

Наши рекомендации