Вычисление коэффициента корреляции по Спирмену (коэффициент ранговой корреляции).
Исследовательское задание указано на с. 266. Формула ранговой корреляции такова:
6Id2
1
где d — разность рангов ряда х и ряда у т.е. (Rx - Ry).
Таблица 6
Испытуемые | X | А. | У | Щ | dRxRy | 2 " dRxR У |
А | ||||||
Б | ||||||
В | 3,5 | 0,5 | 0,25 | |||
Г | 3,5 | 4,5 | ||||
Д | 4,5 | 1.5 | 2,25 | |||
Е | 6,5 | 0,5 | 0,25 | |||
Ж | 6,5 | 0,5 | 0,25 | |||
8,5 | 9,5 | |||||
и | 8,5 | 9,5 | ||||
к | 10,5 | 9,5 | ||||
л | 10,5 | 9,5 | ||||
м | 12,5 | 0,5 | 0,25 | |||
н | 12,5 | 0,5 | 0,25 | |||
п | ||||||
п = 15 | 2(j2 | = 8,5 | ||||
п2 = 225 | х у |
fd ~ n - 2 = 15 - 2 = 13.
Производится раздельное ранжирование ряда х и ряда у. Вычисляется разность рангов d попарно. Знак разности не существенен, так как по формуле нужно возвести d в квадрат. Далее действия определяются формулой:
51 3360 |
= 1 - |
р = 1 - |
= 1 - 0,2 = 0,98.
п(п2 -1)
По таблице уровней значимости р > /30,99 (0,98 > 0,70).
Коэффициенты, вычисленные двумя разными способами, как нужно было ожидать, чрезвычайно близки друг к другу; отличаются они на 0,02, что никакого значения практически не имеет.
Нельзя трактовать коэффициент корреляции как величину, означающую процент взаимозависимых связей вариант двух коррелируемых рядов, т.е. например, коэффициент 0,50 трактовать как 50% таких связей этих рядов. Это далеко не так. Об этом проценте вообще по коэффициенту корреляции судить нельзя. Возведенный в квадрат коэффициент корреляции называется коэффициентом детерминации (г2 или р2). Он показывает, сколько процентов вариант обоих рядов оказались взаимозависимыми. При коэффициенте 0,50 процент таких взаимозависимых вариант составит 0,502, т.е. 0,25 (Heinz A., Ebner С. Grundiagen der Statistik fiir Psychologen, Pa'dagogen und Soziologen. Berlin, 1967. S. 112). Для коэффициента 0,98 коэффициент детерминации составит 0,982 = 0,9604. Следовательно, взаимозависимы примерно 96% вариант обоих рядов.
Корреляция как метод статистического анализа в психологических исследованиях применяется очень часто. Всем, кто работает с применением корреляционного анализа, т.е. выясняет посредством этого метода тесноту связи двух рядов, следует напомнить, что коэффициент, как бы высок он ни был, нельзя интерпретировать как показатель наличия причинной связи между коррелируемыми рядами. Если коэффициент и может быть как-то использован в обсуждении вопроса о возможных причинных связях, то только в том случае, когда содержательная логика исследования и выдвигаемые при этом теоретические соображения позволяют опереться как на один из аргументов и на значение коэффициента корреляции.
В изложении метода корреляции речь шла исключительно о линейных корреляциях, которые изображены на схемах №1,2, 4. Но там же приведена схема криволинейной корреляции (№ 5). Вообще говоря, вероятно, и в психике человека протекают процессы, взаимосвязь которых не имеет линейного вида. Вычисление нелинейных корреляций и, главное их истолкование не относятся к простейшим статистическим методам, о которых говорится в этой главе. Но об их существовании следует знать.
Наконец, полезно напомнить, что корреляции по Пирсону (с определенными ограничениями и в определенных сочетаниях) создают ту базу, на которой открываются возможности перехода к так называемому факторному анализу. (Наиболее ясное изложение сути факторного анализа см.: Теплое Б.М. Типологические особенности в н.д. человека. М., 1967. Т. 5. С. 239).
Метод определения меры различия между наблюдаемыми и предполагаемыми (теоретическими) численностями — хи-квадрат.
Ранее были рассмотрены различные отношения между выборками: количественное преобладание какого-то признака, представленного в одной из выборок, теснота связи между выборками. Но есть еще одно важное отношение между ними: количественная разница распределений, благодаря которой при сопоставлении выборок открывается возможность прийти к содержательным выводам. Это отношение обнаруживается при сопоставлении распределений чис-ленностей. Допустим, что сравниваются две выборки, выпускников двух школ. Часть выпускников каждой школы сдавали экзамены в вузы. Из первой школы сдавали экзамены 100 человек, из них 82 успешно, не сдали 18. Таково распределение численности в первой выборке. Из второй школы сдавали экзамены в вузы 87 человек, выдержали 44 человека, не сдали — 43. Таково распределение чис-ленностей во второй выборке. Достаточно ли этих данных, чтобы утверждать, что подготовленность к вузовским экзаменам выпускников этих школ неодинакова? На первый взгяд, разница налицо: лучше подготовлены выпускники первой школы. Однако при таком раскладе численностей возможно влияние случайности. Поэтому встает вопрос, можно ли, считаясь с представленными распределениями, прийти к статистически обоснованному выводу о мере подготовленности к экзаменам в вузы той и другой выборки.
Метод, с помощью которого подвергаются статистическому анализу описанные распределения численностей, получил название хи-квадрат, его обозначают греческой буквой j2 с показателем степени. Он был разработан математиком Пирсоном. Метод %* весьма универсален, применим во многих исследованиях, пригоден для статистического анализа распределения численностей разнообразных количественных материалов, относящихся ко всем статистическим шкалам, в том числе и к шкале наименований.
Техника вычисления хи-квадрата довольно проста. Рассмотрим пример со сдачей экзаменов в вузы выпускниками первой и второй школ. В условии сказано, что всего намерены были сдавать экзамены 187 человек: 100 учащихся (53,5%) из первой школы и 87 (46,5%) из второй. Предположим, что выпускники обеих школ подготовлены одинаково, тогда и доли сдавших и не сдавших будут такие же, как доли их представленности в общем числе сдающих. Всего сдало экзамены 126 выпускников (82 + 44). Согласно высказанному предположению, 53,5% от этого числа должны бы были прий-
тись на 1-ю школу — это составит 66,9 от 126 — и 46,5% на 2-ю школу, что составит 58,9 от 126. Такое же рассуждение повторяем и относительно несдавших. Их всего 61 человек (18 + 43). На 1-ю школу, как нам известно, должно, по предположению, прийтись 53,5% от этого числа, т.е. 33,0 от 61, а на долю 2-й школы — 46,5%, т.е. 28,1 от 61. Нуль-гипотеза, имеющая в данном раскладе тот смысл, что между выпускниками нет различия, при таком соотношении сдавших и несдавших подтвердилась бы. Однако в условиях этого исследования показано другое распределение. Количество выпускников 1-й школы, сдавших экзамены, составляет 82, а не 66,9, как можно было бы предположить, исходя из нуль-гипотезы. Соответственно количество выпускников 2-й школы, сдавших экзамены, составляет в действительности всего 44, а не 58,9. Точно также, сравнивая количество несдавших (по условию с предполагаемым распределением) найдем по 1-й школе 18, а не 33, а по 2-й школе — 43, а не 28,1.
Расхождения между действительными распределениями и распределениями, которые могли бы иметь место, если исходить из нуль-гипотез, налицо. Они-то и учитываются при вычислении %*. Все сказанное удобно представить в виде таблицы-графика распределения численностей (табл. 7). Количества, которые были бы получены при принятии нуль-гипотезы, заключены в скобки. В правом углу буквенное обозначение клетки.
Таблица 7
Школа | Число сдавших | Число несдавших | Всего | Долевые отношения, % | ||
Первая | А (66,9) | В (33,0) | 100 (100) | 53,5 | ||
Вторая | С (58,9) | д (28,1) | 87 (87) | 46,5 | ||
Всего |
Получены разности по клеткам (знак разности несущественен).
Клетки:
А/л = 82 — 66,9= 15,1;
В fB = 18 — 33 = 15,0;
С /с = 44 — 58,9 = 14,9;
Д i£ = 43 — 28,1 = 14,9.
Формула хи-квадрат:
где /о— наблюдаемые численности; fe — предполагаемые (теоретические) численности.
В рассмотренном материале
15,12 152 14,92
66,9 33 58,9
14,92 28,1
288 225 222 222 Q 0. Q
+ —г- + tr—г + т-г- = 3,4 + 6,8 + 3,8 + 7,9 = 21,9.
66,9 33 58,9 28,1
Для получения числа степеней свободы нужно воспользоваться формулой (только для хи-квадрат): fd = {k - 1)(с - 1) = (2 - 1)х х (2 - 1) = 1 степень свободы, где k — число столбцов, с — число строк в таблице с анализируемым материалом.
Обратимся к таблице уровней значимости для одной степени свободы для хи-квадрат: ^2о,99 = 6,6. Следовательно, полученная величина вполне достаточна для отклонения #о- Есть все основания для содержательного вывода о различной степени подготовленности выпускников обеих школ к экзаменам в вузы.
Все вычисления, приводимые в этой главе, ведутся с точностью до первого знака, т.е. вычисляются целые и десятые. Этим объясняется та, в общем-то, несущественная разница при вычислениях одной и той же величины разными способами. Никакого практического значения встречающиеся расхождения в величинах не имеют.
Полезно знать, что коэффициент хи-квадрат и коэффициент четырехпольной корреляции взаимосвязаны и, поскольку известна численность и распределение сопоставляемых выборок, указанные коэффициенты могут быть определены один через другой.
Как показывает само название этого метода, числовой материал, подлежащий статистическому анализу, может быть распределен в таблице-графике, имеющей четыре поля. Такое расположение материала облегчает все последующие действия с ним. Чтобы рассмотреть технику вычисления коэффициента четырехпольной корреляции — он обозначается символом р (фи), — можно воспользоваться тем примером, где речь шла о вычислении коэффициента %2. Выпускники двух школ сравнивались между собой по подготовленности к вузовским экзаменам.
Школы | Сдали | Не сдали | Всего |
Первая | 82 а | 18 Ь | 100 a + b |
Вторая | 44 с | 43 d | 87 c + d |
Итого: | 126 а + с | 61 b + d |
<р = |
ad - be
V + b){c + d)(a + c)(b + d) Заменив буквенные обозначения числами, получим:
82-43-18-44 3526-792 2734
Ф = .=------------- =--------- = 0,34
л/100-87 126-61 8174,9 8174,9
Для получения коэффициента х2 нужно воспользоваться формулой х2 = <Р*"П- В данном примере %2 - 0.342 • 187 = 0,1156-187 = = 21,7. Этот же коэффициент х2 вычислялся другим приемом. Получено значение 21,9. Расхождение вызвано разницей в технике вычислений.
Коэффициент четырехпольной корреляции <р может принимать значения от 0 до 1, причем знак получаемого ср не принимается во внимание.
Психологу, намеренному воспользоваться для статистического анализа своих материалов методом хи-квадрат, нужно знать о некоторых обязательных требованиях этого метода; о них не упоминалось в приведенных примерах. При вычислении коэффициента х2 необходимо брать для анализа только абсолютные численности выборок, но не относительные, в частности, не проценты. Необходимость учитывать это свойство объясняется тем, что значение коэффициента х2 зависит от абсолютных величин рассматриваемых распределений. Так, сравнение выборок с численностями 60 и 40 даст совершенно не тот результат, что сравнение выборок с численностями 6 и 4, хотя процентное отношение распределений в обоих случаях одинаково (60 и 40%).
Далее, для вычисления коэффициента х2 нужно, чтобы в каждой клетке таблицы-графика было не менее пяти наблюдений. Наконец, нужно со вниманием относиться к определению числа степеней свободы; неверное определение этого числа повлечет за собой неверное определение уровня значимости коэффициента по таблице.
Этим заканчивается рассмотрение статистических методов, относящихся ко второму типу задач.
В этих задачах независимо от того, будут ли они практического или теоретического содержания, психолог сопоставляет, сравнивает между собой несколько выборок. При этом не следует забывать, что цель исследования не всегда состоит в том, чтобы при сопоставлении отвергнуть нуль-гипотезу. Иногда конечная или промежуточная цель исследования состоит в том, чтобы, допустим, сравнивая выборки, подтвердить нуль-гипотезу. Самый простой пример: исследователь желает составить большую выборку, для чего необходимо объединить в ней учащихся нескольких школ. Естественно, решающее значение имеет доказательство того, что группы учащихся из разных школ относятся к одной совокупности, нужно, чтобы примененные критерии подтвердили это, а значит, статистика должна
подтвердить при сравнении групп нуль-гипотезу. Подтвердить или отвергнуть нуль-гипотезу при сопоставлении выборок — в этом и состоит назначение статистических критериев; наиболее простые из них были изложены в предшествующем тексте. Конечно, информация, которую выявят статистические методы, может быть противоречива утверждениям, которые намерен защищать исследователь. В таком случае ему придется внести поправки в свои утверждения или отказаться от них.
Переходим к задачам третьего типа — задачам, рассматривающим динамические, временные ряды.
Предположим, что психологу дано задание собрать информацию о состоянии умственной работоспособности школьников 8-х классов, начиная со второй недели учебного года и до девятой недели включительно. Одной из методик, с помощью которых можно фиксировать состояние умственной работоспособности, считается тест Кре-пелина. Он состоит из большого количества примеров, в каждом из них нужно складывать два двузначных числа; учитывается общее число правильно решенных примеров. Каждые 3 минуты испытуемые по сигналу экспериментатора отмечают черточкой сделанное. Общая длительность эксперимента в зависимости от возраста составит 9, 12 или 15 минут. Этой методикой и воспользовался психолог. Он начал с того, что сформировал из учащихся, средние успехи которых оценивались за предыдущее полугодие баллами 4 и 5, выборку из 10 человек. Все они изъявили желание участвовать в эксперименте. С этими учащимися психолог в течение первой недели учебного года провел по 12 тренировочных занятий; это было необходимо, иначе рост продуктивности вследствие упраж-няемости замаскировал бы изменения в динамике работоспособности. Затем начался эксперимент: по субботам после уроков учащиеся этой выборки в течение 12 минут работали с тестом Крепелина. Эксперимент, как было сказано, продолжался 8 недель. Были получены следующие данные, средние по всей выборке (рис. 4).
Визуальная оценка полученного динамического ряда свидетельствует о снижении умственной работоспособности, в чем, конечно, нет ничего удивительного. Однако снижение идет не вполне равномерно. Это ясно видно из графика.
Недели эксперимента | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Средняя продуктивность по тесту Крепелина |
Y | ||||||||||
.94 | ||||||||||
S 92 | / | V. | ||||||||
g 90 | л | л | ||||||||
£88 | \ | |||||||||
>,86 | ||||||||||
ё 84 | ||||||||||
о 82 | ||||||||||
S 80 | i | |||||||||
g 78 | I | |||||||||
s 76 | V | J | ||||||||
|74 | \ | |||||||||
§72 | \ | |||||||||
С 70 | \ | |||||||||
X | I | II | III | IV | V | VI | vn | vm |
Недели эксперимента Рис. 4 |
Основная тенденция изменения умственной работоспособности вполне ясна. Наблюдаемые, в общем, незначительные отклонения от этой тенденции могут быть на графике устранены методом сглаживания. В этом случае применим метод скользящей средней. Для сглаживания суммируются три показателя у — в данном примере это показатели продуктивности по тесту, — далее, опуская по одному показателю, суммируются одна за другой триады. Средняя каждой триады принимается за показатель сглаженной ломанной, если ориентироваться по графику. Смысл проводимого действия состоит в том, что основная тенденция выступает более отчетливо.
В только что рассмотренном примере сглаживание имеет такой вид:
92 92 88 82 11 74 — средние по триадам
92 94 90 92 81 74 78 70
Результаты сглаживания приобретают большую наглядность при нанесении их на график. Выступает основная тенденция динамики умственной работоспособности. Судя по показателям, полученным после сглаживания, в течение первых трех экспериментальных недель значительного снижения работоспособности не наблюдается, а далее идет непрерывное и резкое ее снижение. Сглаживание, как видно на графике, устранило колебания в работоспособности, отмеченные на первичном графике после V недели. При сглаживании по триадам общее число точек уменьшается на 2.
Какое значение имеет выделение посредством сглаживания основной тенденции? Если условия, благодаря которым возникла основная тенденция, сохранятся, то и эта тенденция с высокой вероятностью сохранится и, таким образом, по основной тенденции может быть построен прогноз, как будут развиваться изучаемые явления. Но такой прогноз возможен только при стабильности определенных условий. Для его построения нужен не только формальный, но и содержательный анализ; он же позволяет раскрыть значение факторов, вызвавших отклонения в ту или другую сторону от основной тенденции.
■ Техника метода скользящей средней дает возможность выбирать различные способы объединения показателей для сглаживания. Таковыми могут быть не только триады, но при достаточно большом числе показателей (порядка 30—40 и более) для выведения скользящей средней могут быть выбраны пентады (объединения пяти показателей) и даже септиды (семь показателей).
Нужно иметь в виду, что наглядный и простой метод скользящей средней малопригоден для сглаживания динамики процессов, развитие которых во времени не имеет линейной формы (см.: рис. 3, схема 5, с. 265). Сглаживание методом скользящей средней в таких случаях может привести к искажению действительной тенденции развивающегося процесса. Исследователю следует внимательно всмотреться в материал, подлежащий сглаживанию, чтобы решить, имеет ли он право воспользоваться этим методом. Если криволинейная зависимость отражена в достаточно больших отрезках кривой, то каждый из этих отрезков в отдельности может быть подвергнут сглаживанию. Таково ограничение в использовании метода скользящей средней.
Анализируя выраженную на графике основную тенденцию в ее приближении к прямой, можно заметить, что метод не дает меры наклона, угла, который образуется между полученной после сглаживания приближающейся к прямой ломаной и осью абсцисс. Между тем, узнав величину этого угла, исследователь получит информацию о том, с какой скоростью изменяются изучаемые явления во времени: чем круче наклон и соответственно чем меньше внешний угол сглаженной кривой с осью абсцисс, тем больший путь проходит за единицу времени изменяющийся процесс. Это хорошо видно на рис. 5.
Относительно | Относительно |
медленное | быстрое |
движение | движение |
Точные сведения о мере наклона отрезка прямой, полученного после сглаживания, дает метод наименьших квадратов.
Единица времени |
Для получения пара
метров отрезка прямой
нужно обратиться к от
ношению единиц време
ни Ос) и показателей раз
вивающего процесса (у). рис.
Для нахождения параметров отрезка прямой, который после сглаживания представит основную тенденцию изменяющегося ряда, проделываются вычисления по определенным формулам.
Формула прямой: у = а + Ьх, где у означает показатели ряда, х —. единицы времени, по которым прослеживаются изменения изучаемого ряда. Надлежит узнать величины а и Ь. Величина а необходима для установления точки, с которой берет свое начало отрезок прямой, Ь — необходимо для установления степени наклона отрезка прямой по отношению к оси абсцисс (оси иксов).
Для вычисления вышеуказанных параметров а и Ь имеется система двух уравнений с двумя неизвестными:
па + Zxb = Лу; Zxa + ЪхЧ - Ъху;
х и у в этой формуле рассчитываются из фактических данных изучаемого ряда.
Порядок вычислений. Шестиклассники Саня и Толя в течение пяти дней упражнялись в бросках мяча в корзину. Показатели Сани приведены в таблице (х — единица времени, у число попаданий мячом в корзину. В таблице приведены вычисления и других, требуемых формулой, величин; п = 5).
X | У | X2 | ху |
Ix = 15; ly = 26; Ix2 = 55; Zxy = 89 5a + 156 = 26; 15a + 556 = 89.
Нахождение неизвестных a и 6 производится обычным способом исключения одного неизвестного. Члены первого уравнения для этого умножаются на 3
15а + 456 = 78. Из второго уравнения вычитается первое, вычисляем 6:
106= 11; 6= 1,1.
Подставив числовое значение b в первое уравнение, можно получить числовое значение а:
Ъа + 16,5 = 26; 5а ■ 9,5; а = 1,9.
Поскольку известны оба параметра отрезка прямой, можно определить все значения параметров по пяти точкам, по формуле у = = 1,9 + 1,1*.
ух = 1,9+ 1,1 =3,0; у2 = 1,9 + 2,2 = 4,1; г/з = 1,9 + 3,3 = 5,2; 2/4 = 1,9 + 4,4 = 6,3;
Как было сказано ранее, сверстник Сани Толя упражнялся в том же умении. Так же, как и у Сани, количество дней упражнения было равно 5. Ниже приводятся результаты Толи и показаны все другие величины, которые необходимы для вычисления величин, требуемых формулой.
X | У | X2 | ху |
Ex = 15; Zy = 32; Их2 = 55; Ъху =112.
Обозначения здесь такие же, что и в предыдущем примере. Буквы заменяются их числовыми значениями.
5а + 156 = 32; 15а + 556= 112. Члены первого уравнения умножаются на 3
15а + 456 = 96. Из второго уравнения вычитается первое, получим значение 6:
106= 16; 6= 1,6.
Из первого уравнения получаем значение а:
5а + 24 = 32; 5а = 8; а = 1,6.
Можно получить сглаженные показатели по дням упражнений у Толи, г/, = 1,6+ 1,6 = 3,2; у2= 1,6 + 3,2 = 4,8; у3 = 1,6 + 4,8 = 6,4; уА = 1,6 + 6,4 = 8,0; z/5 = 1,6 + 8,0 = 9,6.
*1 | 2 Рис. | 3 4 5 б |
На рис. 6 показаны только результаты ^ сглаживания. Следует обратить внимание на jq то, как различаются отрезки прямой по их g наклону по отношению к оси абсцисс. Дан- g ные Толи изображены пунктирной прямой. А
Таковы способы обработки задач третьего типа.
Задачи, встающие перед психологом, который работает в области психологи- х ческой диагностики, составляют четвертый тип задач.Они относятся к конструированию диагностических методик, к их применению и обработке. Американская психологическая ассоциация (АПА) периодически издает «Стандартные требования к педагогическим и психологическим тестам», специальный кодекс
требований к диагностическим методикам; это пособие полезно как для авторов методик, так и для тех, кто методиками пользуется.
Некоторые из этих требований могут считаться дискуссионными, но полезность кодекса в целом несомненна. Его выполнение, с одной стороны, обеспечивает объективность методик и их обоснованность, а с другой — препятствует проникновению в арсенал методик психологической диагностики дилетантских поделок, произвольных наборов всевозможных заданий, заимствованных из популярных журналов или сочиненных самим автором. Самые общие и самые необходимые к исполнению требования можно было бы свести всего к двум: диагностические методики должны быть надежными и валидными. Значение этих терминов было дано в предыдущих главах. Реализация этих требований осуществляется посредством прочно вошедших в психологическую диагностику статистических методов1.
Чтобы получить коэффициент надежности, характеризующий гомогенность методики, ее внутреннюю согласованность, прибегают к приему, называемому расщеплением. Эксперимент проводится с выборкой желательно порядка 100, но не менее 50 испытуемых. Полученные от каждого участника выборки ответы на вопросы или решения заданий делятся на четные и нечетные — по их нумерации в методике. По каждой половинке методики выписывается число правильно выполненных каждым испытуемым заданий. Два эти ряда коррелируют между собой.
Допустим, что методика состоит из 24 заданий. Тогда максимальное число выполненных заданий в каждой половинке будет равно 12. Приводим результаты первых 16 испытуемых и технику вычисления коэффициента надежности (гомогенности) р (табл. 8).
Таблица 8
ВЫЧИСЛЕНИЕ КОЭФФИЦИ] | НАДЕЖНОСТИ | |||||
МЕТОДИКИ | А (ГОМОГЕННОСТЬ) | |||||
Правильно решены | Ранг заданий | |||||
Испыту- | задания | d | d2 | |||
емые | четные | нечетные | четных | нечетных | ||
А | 10,5 | 13,5 | ||||
Б | 8,5 | 0,5 | 0,25 | |||
В | 6,5 | 3,5 | 12,25 | |||
Г | ||||||
д | 12,5 | 15,5 | ||||
Е | ||||||
Ж | 15,5 | 0,5 | 0,25 | |||
8,5 | 0,5 | 0,25 |
1 Как было показано в гл. XI, при работе с критериально-ориентированными методиками при их конструировании и проверке возможны другие подходы.
Продолжение табл. 8
Правильно решены | Ранг заданий | |||||
Испыту- | задания | d | d2 | |||
емые | четные | нечетные | четных | нечетных | ||
И | 6,5 | 6,5 | ||||
К | ||||||
Л | 6,5 | 2,5 | 6,25 | |||
М | 12,5 | 1,5 | 2,25 | |||
н | ||||||
п | 10,5 | 13,5 | ||||
р |
= 82,5
= 1 - 0,12 = |
П = 16; Д)99 - 1 ~ |
_ 6"82'5 _ 495
п(п2 -1) 16-255 4080
Проделана обычная ранговая корреляция. По таблице уровней значимости ро$$ = 0,64; полученный коэффициент превышает эту величину. Принято считать, что коэффициент надежности не должен быть ниже 0,8. Полученный коэффициент удовлетворяет этому требованию1.
Есть поправочная формула Спирмена—Брауна к коэффициенту надежности-гомогенности, получаемому путем расщепления. Поскольку при прочих равных условиях получаемый коэффициент будет тем выше, чем больше заданий содержится в методике, следует принять во внимание, что прием расщепления уменьшает число заданий вдвое — на этом основывается данный прием. Поправочная формула
2 т,
211
в нашем примере
г =
2 ■ 0,88 _ 1,76 1 + 0,88 " 1,88
= 0,94,
1 Применение коэффициента корреляции для нахождения коэффициента надежности-гомогенности путем сопоставления числа правильных решений по четным заданиям и числа правильных решений по нечетным заданиям некоторые авторы находят недостаточно корректным, поскольку порядок, в котором представлены коррелируемые ряды, может быть случайным, он может быть произвольно изменен. Однако никакого другого приема для установления этого вида надежности в «Стандартных требованиях к педагогическим и психологическим тестам» не дается. Нахождение коэффициента надежности-стабильности указанной недостаточной корректностью не грешит.
где rsg — коэффициент с учетом поправки, а г1( — коэффициент
211
вычисленный при коррелировании двух половинок методики. Если этот последний равен 0,88, то после поправки Спирмена—Брауна коэффициент будет равен 0,94.
Поправочную формулу Спирмена—Брауна можно применять только в тех случаях, когда методика делится на половинки (расщепление). Если же в методике в процессе обработки не меняют число заданий, то поправочная формула не применяется.
Величина коэффициента надежности-гомогенности зависит от социально-психологических особенностей той выборки, по результатам испытания которой этот коэффициент устанавливался. Поэтому при опубликовании методики, приводя ее основные характеристики, автору следует указать, на каком контингенте проводилась проверка надежности.
При вычислении коэффициента надежности методики, характеризующего стабильность данных, получаемых с помощью этой методики, первый коррелируемый ряд представляет собой результаты первого, а второй — повторного испытания: его рекомендуют проводить примерно через шесть недель после первого. При необходимости этот срок может изменяться. Эти два ряда коррелируют между собой. Корреляция проводится по обычным правилам, о них сообщалось выше. Это прием «тест-ретест».
Для установления надежности методики существуют и некоторые другие приемы. Так, для получения коэффициента надежности практикуется прием параллельных форм. Авторы, конструирующие методику, создают две ее формы; условно назовем их формой А и формой Б. Обе формы должны быть однородны по психологической направленности, по доступности содержания заданий и по их трудности. В одном варианте формы А и Б предъявляются испытуемым одна за другой, причем в одной половине выборки испытуемым сначала предлагается форма А, а за ней форма Б, а в другой половине выборки, наоборот, сначала форма Б, а затем А. Результаты, полученные по той и другой форме, коррелируют между собой, и полученный коэффициент трактуется как коэффициент надежности. Нетрудно заметить, что этот прием близок приему расщепления с той разницей, что методика как бы удвоена и сравниваются не четные и нечетные задания, а две половины этой удвоенной методики. Это дает право трактовать получаемый коэффициент скорее как коэффициент надежности-гомогенности, а не надежности-стабильности. Поскольку проверке подвергается набор заданий в целом, поправочную формулу Спирмена—Брауна применять не следует.
Другой вариант использования приема параллельных форм состоит- в том,