Определение свойств темперамента по речевому поведению.
В некоторых случаях испытуемый отказывается по тем или иным соображениям добровольно принять участие в обследовании, связанным с заполнением бланка.
Чтобы получить некоторую информацию о темпераменте данного испытуемого, следует прибегнуть к косвенному методу – анализу его речевого поведения.
Предлагаемый метод основан на многолетнем сопоставлении особенностей речевого поведения с результатами обследования темперамента с помощью метода ОСТ.
Данный метод является весьма ориентировочным и позволяет зафиксировать лишь те особенности темперамента, которые наиболее резко выступают в речевом поведении.
! Собеседник должен знать о вашем намерении определить его темперамент.
! Общение должно проходить в виде беседы на нейтральную тему.
! Вы должны сосредоточить свое внимание только на формальных аспектах его речевого поведения.
Формальные аспекты:
Вербальные:
- перепады интонаций
- длительность высказываний
- частота обращения к партнеру
- легкость включения в разговор
- персеверации
- громкость голоса
- плавность и легкость речи
- быстрота реакции (ответов)
- паузы-остановки
- эмоциональные характеристики
- междометия
- явные грамматические нарушения и новообразования
Невербальные:
- жесты
- мимика
- положение головы
- позы
Речевое поведение – это важная информация о коммуникативных (социальных) шкалах темперамента:
- социальная эргичность
- социальная пластичность
- социальный темп
- социальная эмоциональность
Т.о., мы получаем показатели темперамента: социальный темп (СТ) и социальная эмоциональность (СЭМ).
Учитывая высокие корреляции с соответствующими шкалами деятельностной сферы, по данным речевого поведения в какой-то мере можно судить о предметной скорости (Т) и о предметной эмоциональности (ЭМ).
Темпераментальные индексы и типы.
Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного темпераментального свойства, но и значения обобщенных характеристик, отражающих различную степень интеграции свойств темперамента.
Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами указанного теста, предложены следующие 10 индексов темперамента человека:
1. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ = ЭМ + СЭМ)
2. Индекс эмоционального дисбаланса (ИЭД = ЭМ – СЭМ)
3. Индекс общего темпа (ИОТ = Т + СТ)
4. Индекс уровня готовности к предметной деятельности (ИУГ(П) = ЭР + П)
5. Индекс уровня готовности к социальной деятельности (ИУГ(С) = СЭР + СП)
6. Индекс предметной активности (ИПА = ЭР + П + Т)
7. Индекс социальной активности (ИСА = СЭР + СП + СТ)
8. Индекс общей активности (ИОА = ИПА + ИСА)
9. Индекс активности дисбаланса (ИАД = ИПА – ИСА)
10. Индекс адаптивности (ИА = (ИПА – ИОЭ) + ИСА)
На основании этих индексов можно выделить достаточно большое количество типов темперамента.
Их классификация – дело будущих исследований.
Сейчас – 4 наиболее крайних комбинации свойств темперамента:
1. Высокоэмоционально-активный (≈ холерик)
2. Высокоэмоционально-пассивный (≈ меланхолик)
3. Низкоэмоционально-активный (≈ сангвиник)
4. Низкоэмоционально-пассивный (≈ флегматик)
Методики на изучение темперамента.
ОФДСИ Русалова.
(см. билет 41)
Опросник EPQ.
Автор: Г.Ю. Айзенк.
Цель: опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности, диагностики степени выраженности личностных свойств: нейротизм, экстра-интроверсия, прихотизм.
Общие теоретические положения: методика создана в 1967 г. Айзенк попытался соединить воззрения Павлова и Юнга.
Содержание опросника служит определению личностных черт человека по 2 основным осям: экстраверсия––интроверсия (направленность человека на других либо на себя), стабильность––нейротизм (уровень тревожности, эмоциональная устойчивость или неустойчивость).
Третьей осью выступает психотизм (бесстрастность, эгоцентричность, неконтактность; склонность к асоциальному поведению).
Область применения: с 16–17 лет.
Организация: индивидуальная или групповая.
Краткое описание: опросник состоит из 57 вопросов, касающихся обычного способа поведения испытуемого, на которые возможно 2 варианта ответа: «да» или «нет».
Обработка результатов: полученные результаты сопоставляются с ключом, за совпадение присваивается 1 балл, за несовпадение – 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
Краткое описание шкал:
1. Шкала экстра-интроверсии.
Экстраверт (Э) – общительный, обращенный вовне человек, у него широкий круг знакомств и высокая потребность в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Его чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.
Интроверт (И) – спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, серьезно относится к принятию решений, любит порядок во всем. Контролирует свои чувства.
2. Шкала нейротизма.
Эмоциональная устойчивость (У) – черта, которая выражает сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, а также склонностью к лидерству, общительности.
Эмоциональная неустойчивость/ нейротизм (Н) – выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, озабоченности, депрессивных реакциях, неустойчивости в стрессовых ситуациях.
3. Шкала психотизма – говорит о склонности к асоциальному поведению, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоистичности, равнодушию.
Особенности интерпретации: используя данные по шкалам экстраверсии––интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента по классификации Павлова.
Холерик: Н, Э
Сангвиник: У, Э
Флегматик: У, И
Меланхолик: Н, И
* EPI (то же самое, но для подростков; состоит из 57 вопросов).
* ЭИН(д) (то же самое, но для детей; состоит из 60 вопросов).