Объект психодиагностики как сосубъект и система психической регуляции.
В соответствии с распространяемым на системы "человек-человек" методологическим положением о включении в реальное познавательное отношение при осуществлении диагностического процесса субъективной деятельности обследуемого [85], объект психодиагностики для практического психолога выступает как сосубъект деятельности распознавания, который, обладая правом свободного поведения в диагностической ситуации, способствует или препятствует получению психодиагностической информации при проведении обследования. В связи с этим возникает вопрос о характере взаимодействия двух субъектов диагностического процесса, установлении и поддержании непосредственного психологического контакта между ними, их неконтролируемом суггестивном влиянии друг на друга, способах вовлечения практическим психологом в реальное познавательное отношение субъективной деятельности обследуемого, ориента-
ции в консультировании на свободную диалогическую интенцию [70, 171, 173, 183, 189, 198, 203 и др. ].
Согласно другому общенаучному положению об объекте диагностики как функционирующей по законам управления системе [41], а также в связи с имеющимися в психологии положениями о регулирующей функции психики (необходимости рассмотрения деятельности и поведения в единстве с психическими компонентами их регуляции, об образовании поведенческими актами вместе с их психическими компонентами регуляции самоуправляемой системы) [15, 36, 80, 96, 102, 137, 163, 178 и др. ] в качестве объекта психодиагностики для практического психолога выступает обследуемый, рассматриваемый как функциональная система психической регуляции [4].
По содержанию элементов феноменологического уровня, имеющих непсихологическую или психологическую природу, реинтерпретируя данные А. И. Зеличенко [130. С. 24], целесообразно выделить системы психической регуляции двух типов: типа "деятельность" и типа "конфликт" ("психическое состояние"). Системы первого типа связаны с оказанием психологической помощи в оптимизации учебной, профессиональной и т. п. деятельности. Ее элементы феноменологического уровня имеют непсихологическую природу. Системы типа "конфликт" предполагают постановку психологического диагноза в целях оказания психологической помощи в преодолении различного вида внутренних конфликтов, состояний психического дискомфорта [116]. Элементы феноменологического уровня в системах этого типа имеют психологическую природу.
Опираясь на аналогию с медицинской диагностикой, рассматривающей организм человека как динамическую саморегулируемую систему и исходящую из предположения, что заболевает. Структура объекта психодиагностики. Ряд исследователей, отмечая сложное иерархическое строение объекта психодиагностики, полагают, что его содержание образуют явления различной природы, выступающие в качестве критерия выделения различных уровней [18, 34, 36, 102, 137]. В медицинской психологии принято исходить из представления об иерархии функционирования психики человека, состоящей из четырех уровней: 1) патобиологического; 2) патофизиологического; 3) пато- и нейропсихологичсского; 4) психопатологического. Первый уровень связан с состоянием морфологической структуры тканей мозга и протекающими в них биохимическими процессами, второй с физиологическими процессами, третий с психическими процессами и свойствами личности, четвертый с клиническими поведенческими проявлениями психического заболевания [18. С. 26-27]. Патобиологический является низшим уровнем, а психопатологический высшим в вертикальной иерархии. Нарушения в каждом из нижестоящих уровней оказывает влияние на вышестоящий, вследствие чего психопатологический синдром является завершающим в сложной патогенетической цепи. В связи с тем, что к области психодиагностики относятся лишь два высших уровня (без соотнесения с клиническими критериями наивысшего уровня патопсихология утрачивает свое практическое, прикладное значение) [Там же. С. 5|, В. М. Елейхер и И. Д. Крук считают необходимым мулътидисцилинарный подход при изучении психических расстройств. Многоуровневое представление о строении объекта обследования лежит в основе решения задач диагностики самосознания личности и оказания психологической помощи. В. В. Столиц, полагая, что человек представляет собой три целостные системы -организм, социальный индивид и личность, различает три уровня психической регуляции: организмический (низший уровень), индивидный (средний) и личностный (высший) психолого-педагогической диагностике также принято исходить из многоуровневого строения объекта диагностики. Так, В. И. Войтко и Ю. З. Гильбух, имея в виду школьную психодиагностику и предполагая многоуровневое строение объекта психодиагностики, отмечают, что "...психологи-ческий диагноз имеет дело с взаимосвязями между явлениями различной природы...и, следовательно, с детерминациями различных уровней" |34. С. 21]. К числу явлений различной природы авторы указанной работы относят психологические, психолого-педагогические, социально-педагогические, нейропсихофизиологические, а в другой публикации поведенческие, психологические, нейрофизиологические, педагогические, социальные явления [36. С. 17].
Феноменологический уровень и уровень причинных оснований. Опираясь на результаты методологического анализа, связанные с правомерностью применения категорий явление и сущность, внешнее и внутреннее (наблюдаемое-ненаблюдаемое), следствие и причина для характеристики объекта диагностики [54,161,176], а также на интерпретацию данных некоторых психодиагностических исследований [52., 65, 182], при понимании объекта психодиагностики, с нашей точки зрения, целесообразно исходить из его двухуровневого строения. Объект психодиагностики при таком подходе образуют феноменологический уровень и уровень причинных оснований, которые соотносятся как явление, внешнее (наблюдаемое) и внутреннее (ненаблюдаемое); объясняемое и объясняющее; следствие и причина; цель и средство; характеристики эффективности деятельности или психического состояния комфорта-дискомфорта и их психические регуляторы; верхняя и нижняя границы вертикальной иерархии объекта психодиагностики.