Тема: психодиагностика мотивации, самосознания личности и межличностных отношений
1. Мотивация личности как объект психодиагностики.
2. Понятие об индикаторах мотивации.
3. Методы исследования мотивационно сферы личности
4. Самосознание как объект психодиагностики.
5. Методы диагностического исследования самосознания.
6. Межличностные отношения как объект психодиагностики.
7. Методы диагностики межличностных отношений.
8. Индивидуальное сознание как объект психодиагностики.
9. Методы диагностического исследования индивидуального сознания.
Задания:
1. Проанализировать доступную учебную и справочную литературу по психодиагностике и составить и составить таблицы
Индикаторы мотивации | Методики диагностики |
Свойства самосознания | Методики диагностики |
Свойства межличностных отношений, подлежащие психологической диагностике | Методики диагностики |
2 Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих мотивационную сферу:
· Опросник терминальных ценностей Сенина (ОТеЦ);
· Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова);
· Измерение мотивации аффилиации А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова);
· Шкала самооценки мотивации одобрения Д Марлоу и Д. Крауна.
· Тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелёва и В.С. Бабиной;
· Тест временной перспективы Ж. Нюттена
· Мотивационный тест Хекхаузена ;
· Методика «Несуществующее животное».
3Осуществить психологическую диагностику мотивационной сферы личности одного испытуемого с помощью одной или более вышеперечисленных методик.
4 Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих самосознание личности:
· Тест Т. Лири (модификация Л.Н. Собчик);
· Тест двадцати утверждений на самоотношение «Кто Я?» М, Куна, Т. Мак-Партланда;
· Методика Q-сортировки В. Стефенсона;
· Изучение структуры частных самооценок Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн;
· Опросник субъективной локализации контроля С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;
· Опросник самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;
· Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Е.О. Федотова
5.Осуществить психологическую диагностику самосознания личности одного испытуемого с помощью одной или более вышеперечисленных методик.
6. Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих межличностные отношения:
· Контактометрия;
· Социометрия;
· Оценочные шкалы для наблюдений (метод полярных профилей);
· Оценка уровня общительности (опросник В.М. Ряховского);
· Проксемический тест изучения межличностных отношений;
· Определение стиля поведения в конфликте К. Томаса;
· Совместный тест Роршаха
7.Осуществить психологическую диагностику межличностных отношений в коллективе одного испытуемого с помощью одной или более вышеперечисленных методик.
8 Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих супружеские взаимоотношения:
· Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис);
· Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)
· Тест Т. Лири;
· Методика «Несуществующее животное».
9 Составить психометрическую характеристику следующих методик, изучающих детско-родительские и сиблинговые взаимоотношения:
· «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»;
· Фильм-тест Рене-Жиля;
· Опросник родительского отношения ( А.Я. Варга, В.В. Столин);
10 Осуществить психологическую диагностику супружеских взаимоотношений одного испытуемого с помощью двух или более вышеперечисленных методик. На занятие представить протокол исследования.
11 Осуществить психологическую диагностику детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений одного испытуемого с помощью одной или более вышеперечисленных методик. На занятие представить протокол исследования.
Литература:
1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
5. Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
6. Анастази А. Психологические тестирование. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1982. - Гл. 19.
7. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию.- Киев: «Ника-Центр», 1997. – С.5-34.
1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
1. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике.- СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37
4. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.
5. Касьяник, Е.Л. Психологическая диагностика самосознания личности / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224с.
6. Амельков, А,А, Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 108с.
7. Слепкова, В.И. Психолгическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2010. – 196 с.