Организация тренингового лагеря
Тренинговый лагерь на обычный туристический лагерь похож, но это все-таки другое, и главные отличия даже не в конкретном заполнении времени, а в атмосфере, стиле жизни лагеря. Атмосфера же определяется многими факторами:
· заданными (и принятыми) целями и ценностями лагерной жизни,
· отбором и подбором участников лагеря,
· административными правилами жизни и
· правилами душевной жизни.
· Для кого-то это удивительно, но правила душевной жизни есть в любом обществе и их всегда соблюдает любой человек. "Мальчики — плачут?", "Душевная открытость — это хорошо?" — начиная с таких вопросов, те или иные правила душевной жизни вставляются в нас с детства.
Правила наших лагерей писались (то есть проходили через многочасовые обсуждения, обиды и ультиматумы) много дней... Самое главное в них, возможно, не то, как конкретно решился тот или иной вопрос, а то, что именно эти вопросы должны были быть подняты, обсуждены и так или иначе решены. И поэтому, чтобы в вашем лагере было меньше глупости и бестолковости, даю в качестве примера наши
Правила летнего лагеря "Стружаны-98"
Ценности, цели и главные принципы жизни лагеря
Задача лагеря — не развлекаться, а учиться жить наилучшим образом (что вовсе не исключает возможности жить весело и вкусно).
Правила в лагере — только одни, а не у каждого свои. Если правила разные — договариваемся до тех пор, пока не договоримся. Отношение к правилам — не выживать среди правил, формально их не нарушая, а нагружать с их помощью себя, чтобы научить себя большему.
Ошибки может совершать каждый, это естественно и у нас безопасно. Виноватых, то есть плохих и обязанных расплачиваться за ошибки, у нас — нет. Соответственно, имеется запрет на обвинения, но присутствует также и право указать на ошибку и спросить человека, как это у него получается так делать. Если же человек начинает нарушать правила намеренно, он лагерь покидает.
Мы учимся жить и работать в команде: один для всех, все для одного. Если ты позаботился о себе — посмотри, не можешь ли ты позаботиться и о другом? Если ты в команде — поддерживай лидера.
Мы соблюдаем экологичность существования во всех планах (физическом и нравственном). Бережность отношения к любому лагерному имуществу: своему, чужому, общему и даже к каше.
Административные правила
1. Поручительство: в лагерь попадает только тот, за кого кто-то из лагерных поручился. Если с кем-то возникает проблема, с ним разбирается его поручитель.
· Хороший лагерь — место привлекательное. Но если в него поедут все кому не лень (например, в качестве гостей), хорошим лагерем он быть перестанет.
2. Соблюдение Устава синтоновского общения, при этом то, что рекомендовано в Клубе, обязательно в лагере.
· Клуб — большой, люди разные, и настаивать на всех строгих пунктах — нереалистично. А лагерь — дело другое. Собственно, он за этим ведь и создавался — чтобы жить не кое-как, а по самым высоким (то есть самым строгим) меркам.
3. Соблюдение режима дня.
· Да просто потому, что в лагере мы не отдыхаем, а работаем. Логичное следствие из этого:
4. Мы против того, чтобы днем люди были невыспавшиеся из-за ночных бдений. Ночной вертеп разрешается, но за соблюдение совсем отбоя (2.00) отвечает главвертепщик, назначаемый ежедневно на общем вечернем сборе.
· По этому пункту кровавые битвы шли не одни сутки... С одной стороны, верхи точно против ночных тусовок, потому что когда народ не спит ночью, он начинает (ну, не сразу, но после третьей—четвертой ночи) спать днем. С другой стороны, низы категорически отказывались продать свое кровное: право распоряжаться ночью. Потрескивают дрова, подмигивают красными глазами угли, но два шага в темноту — и вас уже нет... И от этого — отказаться?! Когда родился разумный компромиссный вариант, предусматривающий ответственного главвертепщика, по всему лагерю пронесся общий облегченный вздох.
5. Если днем тебе необходимо отдохнуть и расслабиться в палатке, на доске объявлений тебя ждет листок, где ты отмечаешься: кто, где, и время начала отдыха. Отдохнул — отмечаешь время окончания отдыха. При необходимости лидер дня может поднять любого из отдыхающих.
· Мелочь, но когда за право расслабиться надо платить отметкой в листке, расслабляющихся стало... да почти и не стало их.
6. Питание централизованное и только в объявленное время.
· Массовое поедание ягод в лесу — не питание, а радость и разрешается в любое время.
7. Если лидер дня объявляет сбор, на сбор все бегут. Если время сбора объявлено, это время помнит каждый сам. Лидер дня имеет право реагировать на опоздавших по своему усмотрению (аквариум и пр.) Но обязанность лидера дня — за 15 минут до сбора каждые пять минут объявлять об этом так, чтобы слышали все, а последние 5 минут — ежеминутно.
· Это называется "разделенная ответственность". Работа лидера дня — о сборе оповещать так, чтобы не услышать не мог никто, работа народа — на сбор бежать. Разумно.
8. Уходишь — найди способ известить лидера дня.
· Всяко, однако, бывает. Заповедник заповедником, а группа наркоманов как-то устроила рядом с лагерем прям-таки побоище...
9. Требования лидера дня являются обязательными. Не согласен — сначала выполни, потом вынеси на общее собрание.
· Поскольку лидерами дня побывали практически все, с этим никто не спорил.
10.Если тебе что-то поручено, за выполнение отвечаешь ты, а не всякие обстоятельства.
· Да?
11.Если тренинг объявлен обязательным, по умолчанию в нем участвуют все, кроме дежурных. Уйти с тренинга можно только с разрешения ведущего или лидера дня.
· Потому что тренинг — это работа. Работа по строительству твоей личности, а что может быть важнее этого?
12.Желающие играть в карты должны вначале подойти к лидеру дня и справиться, нет ли в лагере каких дел.
· Как правило, дела в лагере всегда находятся.
13.Пока есть на что цеплять, все при бэйджиках. Имена у всех должны быть разные.
· Таня. Танечка. Танюша. Тусик.
14.Правило фокуса внимания.
· Если на волне общего гвалта кто-то поднимает руку с пальцем кверху, любой заметивший это должен сделать одновременно две вещи: замолчать и поднять руку с пальцем также. Потрясающе! Перенявшие это учителя, захлебываясь, рассказывали, что это работает даже в школе, даже со школьниками, и даже сразу получается тишина! Вот!
15.Правила относительно вредных привычек:
· употребление алкоголя — полный запрет,
· курение и жвачка — аналогично отправлению естественных потребностей (в одиночку и чтобы никто не видел).
· Хочешь покурить — отошел в сторонку, спрятался за кустиками и покурил себе. Но, естественно, без компании и трепа. Сходить пописать тебе ведь компания не нужна?
16.Режим соблюдения приличий при поездках за пределы лагеря (в одетом виде и пр.). При купании разрешается мягкий (ненавязчивый) нудизм, но запрет на нудизм при местных.
· Чтобы вставить раскомплексованному синтоновскому народу понимание, что деревня Синтона не понимает и понимать не собирается. И мы обязаны это уважать.
17.Приехали гости — им полагается полчаса всеобщей любви и внимания, и также личный заботник.
· Это человек такой. Приставили к тебе, он о тебе по всем пунктам и заботится: палаточку там установить, покормить и вообще душевно освоиться.
После этого — два часа карантина, когда гость в лагере присутствует, но и только: молчит, смотрит и во все "въезжает". Въехал — заполни анкету гостя, распишись в принятии правил, внеси денежку и начинай жить вместе с нами.
Душевные правила
1. В работе первый курс Дистанции. Одно из очевидных следствий — пока ты душевно здоров, тебе запрещены скучные, тоскливые и прочие всерьез кислые физиономии и интонации (за исключением тренингов).
· Возможно, это самое главное и самое синтоновское во всем лагерном духе: не делай вид, что ты со своей душой управляться не умеешь, и вместо дурных игр во "Все вы здесь противные!" настрой душу на радость и дело.
2. Если у тебя душевная боль, депрессия, усталость (и пр.), и ты хочешь не участвовать в занятиях или иметь другие привилегии больных, ты обязан войти в один из трех депрессивных режимов:
· Режим раз: ты объявляешь, что у тебя проблема (боль, усталость...), и чтобы к тебе никто не подходил. После этого — ты по сути вне лагеря, вне тренингов, и никто к тебе не подходит (за исключением ведущего). И ты не привлекаешь к себе внимания и не отвлекаешь от тренингов.
· Два: ты обращаешься за помощью к тому, кого ты считаешь способным тебе помочь.
· Три: ты обращаешься за помощью к группе.
· Это было гениальное изобретение: не тупой тотальный запрет на депрессию, а цивилизованное оформление разрешения на. Принял решение потосковать — объявил о своем решении и тоскуй в установленном режиме.
3. Каждый должен пройти через обязательные личностные тренинги: побывать в положении Слепого, Немого, отыграть игру Хозяин и Раб, а также отработать роль Ругателя и Восторженного комплиментщика.
· Суть не в том, что на эти роли никто не стремится, — нет, иногда даже очередь выстраивалась! — суть в том, чтобы каждый прошел все эти тренинги. А не только некоторые, по желанию и настроению.
4. Обозначение намерений и отслеживание мотивов: если тебя не в шутку спрашивают, зачем ты это сказал или сделал, ты должен быть готов — и обязан — это объяснить.
· И тогда делать глупости оказывается уже не совсем бесплатно...
5. У нас приняты не говорение за всех, а "Я-высказывания". Адресность — к кому обращаешься. Учись ответственности даже в речи и убери пассивные залоги.
· Если соблюдать только это, исчезает более половины самых традиционных манипуляций. "Надо принести дрова!" — это обращено к кому? И это просьба, предложение или требование?
6. У каждого должен быть по крайней мере один Свидетель, который отслеживает его жизнь и дает ему содержательную обратную связь — по крайней мере один раз в день.
· Чтобы присматривали за ним — таких желающих всегда куча. Трудность в том, чтобы самому в течение дня помнить не только о себе, а еще и внимательно отслеживать жизнь другого, думать о нем и стараться его понимать.
Жизнь как тренинг
Если поздно вечером Он и Она втихую забрались в палатку, плотно ее закрыли, потом зажгли свечку, посмотрели друг другу в глаза и... начали с аппетитом поедать заранее припасенную жареную курицу — это, конечно, разврат. А если Он, закрывшись ночью в палатке, в одиночку жадно поедает копченую колбасу — это уже извращение.
Синтон — против!
Тренинги тренингами, а чем жил лагерь?
Лагерь жил обычной жизнью: костер, дрова, привезти воду, искупаться, комары, помыть посуду... Впрочем, народ был с фантазией, и за едой мы оказывались то в импровизированном ресторане с танцевальной музыкой и настоящими услужливыми официантами с салфетками через руку, то в хозяйской таверне с нещадно гоняемой прислугой...
Более всего лагерь бурлил, кипел и стоял на ушах, когда была объявлена Женская республика с идеей примитивной до дальше некуда: все мужчины поступили в распоряжение женщин на двое суток.
· Все. Вы все поняли? Наши девушки в этом разобрались достаточно быстро.
Быстро сформированный Верховный Женсовет конкретизировал распределение мужских экземпляров по запросам Хозяек и в торжественной обстановке всех оприходовал: ну, девушки быстро соорудили театральную постановку с музыкой, костюмами и оригинальным текстом где-то на полчасика, в процессе чего взяли с очарованных (то есть совершенно обалдевших) мужчин клятвы в любви и преданности своим Властительницам. Правда, некоторые Властительницы то ли со страху, то ли от великого лукавства сразу же назначили прикрепленных к ним мужчин на роль своих Властителей, оп!, чем себя практически полностью из-под ответственности вывели, а мужчин этой же ответственностью загрузили.
· Так им и надо.
В любом случае, при некоторых неизбежных глупостях и перегибах, польза от игры была велика: женщины начали размышлять, что им на самом деле от мужчин нужно, мужчины начали практически осваивать науку ухаживания за женщиной.
· Под ее же руководством.
К концу второго дня в лагере поползли напряженные слухи сразу по двум направлениям: во-первых, мужчины готовят восстание, во-вторых, они же требуют Мужской республики... Дрожали листья и девушки, после чего было принято решение об организации куда как более демократичной Республики Любви.
· Впрочем, накал страстей оказался не меньшим. Любовь, сами понимаете...
Разные были дни, и некоторые крутые тренинги устраивала сама погода. Запомнился ливень со шквальным, срывающим тенты над палатками, ветром. Под молниями и в ручьях воды, в насквозь промокшей одежде или уже без нее, народ спасал, держа на поднятых руках, наполненный водой огромный полиэтиленовый тент над тренинговой площадкой: мужчины изображали полуобнаженных Гераклов, девушки — кариатид.
· И то и другое было зрелищно. Тент — спасли.
Другая картинка: Жара. Под русские народные напевы "Люли, люли, забодаю" наши мужчины на церковном дворе таскают поленья батюшке, священнику местного православного храма, девушки стайками пропалывают огороды позабытым Богом бабушкам. Курлыкают журавли, скрипят кузнечики, в воде клонится длинная зеленая трава, под небом плывет медленная Пра. Мы вместе с ней плывем в очарованном мире...
Не забывайте очаровываться...