О внимательном отношении к манипуляторам

Э.Л.Шостром:
Представьте себе, актуализатор может быть глупым, расточительным и упрямым. Но он никогда не может быть безрадостным, как мешок с мякиной. И хотя слабости позволяет себе довольно часто, но всегда при любых условиях остается увлекательной личностью!

Как синтоновцы!

Я предлагаю быть точным и с настоящим вниманием отнестись к тому, что главное пишет о манипуляторах Эверетт Л. Шостром. Читаем:

В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага. Трагедия нашей жизни в том, что современный человек в результате своего бесконечного манипулирования потерял всяческую возможность выражать себя прямо и творчески и низвел себя до уровня озабоченного автомата, который все свое время тратит на то, чтобы удержать прошлое и застраховать будущее. Да, он часто говорит о своих чувствах, но редко их испытывает. Он любит поговорить о своих тревогах, но честно повернуться к ним лицом и попытаться от них избавиться он не может.

Серьезные обвинения, но, чтобы это не осталось только лихим публицистическим пассажем, а поднялось до уровня тезисов научной работы, давайте остановимся на каждом из сформулированных положений и с каждым из них разберемся. Итак,

Манипулятор применяет фальшивые трюки, чтобы добиться для себя того или иного блага.

Фальшивые трюки применяют новички и дилетанты, манипуляторы-профессионалы пользуются надежным инструментарием. Добиваются же для себя — эгоисты, что категория посторонняя. К эгоистам могут принадлежать и манипуляторы, и актуализаторы, и ассенизаторы.

Потерял возможность выражать себя прямо и творчески.

Это характеристика не культурно-компетентного манипулятора, а недалекого человека. Манипулирование — это огромное творчество, и предельно прямое выражение своих чувств в нужный момент нужным людям является эффективнейшим приемом направленного манипулятивного воздействия.

Низвел себя до уровня озабоченного автомата.

Что вы, это зачем, это о ком? Настоящий, творческий манипулятор приобретает огромную свободу и над чувствами окружающих, и над своими собственными, и занимать свою душу озабоченностью будет или дурак, или человек, со своими чувствами не справляющийся. То есть — не манипулятор.

Все свое время тратится на то, чтобы удержать прошлое и застраховать будущее.

Снова — это характеристика не серьезного манипулятора, а просто недалекого и трусливого человека.

Говорит о чувствах, но их не испытывает.

Ну разве это манипулятор?! Настоящий, культурно-компетентный манипулятор искренне и с удовольствием переживает все те чувства, которые только что решил попереживать — для себя или близких.

Эверетт Л. Шостром, похоже, просто не знаком с качественными, творческими манипуляторами: я предлагаю их называть культурно-компетентными манипуляторами. Это люди, которые не прячут свои неуклюжие чувства за неуклюжими масками, а свободно творят и сами чувства (как правило, добрые и светлые), и их внешнее выражение (обычно весьма привлекательное). Настоящий, творческий, культурно-компетентный манипулятор — стопроцентно искренний человек.

· Что, к сожалению, еще мало говорит о его нравственных установках.

Искренность — одно, а порядочность и доброта — это другое.

Подготовленная жена, устраивающая истерику своему виноватому мужу, всей несчастной душой и расплывшейся косметикой переживая покинутость и горькую оскорбленность в адрес мужа, делает это стопроцентно искренне и телесно.

· И при этом мгновенно высыхает, как только вдруг почувствует, что в оскорблениях, пожалуй, перегнула и муж, пожалуй, вправду может уйти.

Опытный руководитель, если решил устроить разнос расслабившемуся подчиненному, включит себя на раз и будет объят гневом стопроцентно искренне ровно на время разноса, тут же краем глаза наблюдая: "Сейчас врезал хорошо! А вот тут надо усилить..." и устраивая очередной огненный вал своей управляемой душевной бури. Он — классный актер, глядя на его работу, любой Станиславский скажет: "Верю!"

А тот, кто орет (хвалит, интересуется — смотри по ситуации) неискренне и использует фальшивые трюки вместо того, чтобы работать всем объемом души, работает просто слабо и поэтому на повышение не пойдет.

· Квалификация не та.

А чтобы не путаться, я предлагаю не валить всех манипуляторов в одну кучу, а аккуратно их разделить на манипуляторов механических и манипуляторов творческих, культурно-компетентных. Первых описывал Эверетт Л. Шостром, вторых мы воспитываем в Синтоне. Первый — неуклюжий, неэффективный, фальшивый и больной, второй — подвижный, успешный, здоровый и искренний.

Говоря о том, что в Синтоне мы воспитываем манипуляторов, мы говорим лишь о привитии некоторого определенного навыка, стиля душевной жизни, а не о формировании ценностных ориентаций. Манипулятор для нас — это не оценка, а объективная характеристика человека, такая же, как: русский, блондин, христианин, демократ, среди которых есть светлые, умные и порядочные люди, а есть которые вам совсем не понравятся. Точно так же все творческие манипуляторы делятся на людей порядочных и нет. Первые свою искренность и творчество направляют на то, чтобы, сделав богатой и светлой жизнь свою, подарить радость другим людям и жизни, вторым дела до других и жизни в целом дела нет.

· Манипулятор — это просто человек, хорошо вооруженный. А отношение к вооруженному человеку может быть очень разное: если он вас охраняет, вы его любите, а если он вас подкарауливает, вы кричите "Караул!".

Может быть, это и имел в виду Эверетт Л.Шостром, когда писал:

"Все мы манипуляторы. Но прежде чем отвергать, ампутировать наше манипулятивное поведение, следует постараться переделать или модернизировать его в актуализационное поведение. Вкратце — нам надо более творчески манипулировать, поскольку актуализационное поведение — это то же манипулирование, только выраженное более творчески[44].

Да здравствует самоактуализация, то есть
творческое манипулирование!

Исповедь манипулятора

– У тебя нет своего лица. Посмотри на себя: еще вчера ты была в зеленых листьях, сегодня — в желтых, а завтра, глядишь, и вообще выйдешь голышом! У тебя то цветочки, то ягодки! Какая беспринципность! Какая аморфность жизненной позиции! Ты перекрашиваешься, ты подлаживаешься под обстоятельства и пляшешь под чужую дудку! Надо не метаться из крайности в крайность, а в любой ситуации оставаться самим собой!

Говорил пень яблоне

Одним из главных условий успешной работы психолога (и, шире, успешной жизни вообще) Карл Роджерс считал состояние "быть самим собой". Я совершенно с этим согласен, проблема только в том, что под этим понимать? Особенно если я — манипулятор?

Я — манипулятор, то есть человек, легко и с удовольствием управляющий собой. И, через это, — управляющий другими, когда это нужно и служит добру. Манипулировать — это просто чем-то напрямую управлять, а управлять собой, как мне представляется, столь же естественно, как управлять, например, машиной. Я это и делаю. Так же легко, как поднимаю свою руку, я поднимаю свое настроение (когда надо), и так же свободно, как меняю выражение своего лица, я меняю свои чувства к разным людям и обстоятельствам.

Тогда что это значит: "быть самим собой"? Каким — собой?

"Быть самим собой" — задача, понятная для тех, чье внутреннее Я единственно и малоподвижно или, по крайней мере, устойчиво. Есть стабильное и одно Я — и надо быть этим Я. А если этих Я у меня десяток, все разные, все живые, и любое торопится воплотиться в мое тело и душу, то когда я буду "самим собой"?

По факту я очень разный на людях и в повседневности, но не лучше в каком-то случае или хуже, а просто — другой.

Как-то (уже достаточно давно) на семейном клубе было задание: сделайте рисунок, отражающий ваше видение своего супруга. Я на Аллочку рисую всякие зигзаги, вместе с солнышком тут же прыгают лягушки (потому что всякое бывает), а она взяла простой карандашик и начала ровно заштриховывать лист серым цветом от края до края. Я как увидел, опешил: "Неужели я такой серый?" Да нет, идея рисунка оказалась в другом: "Солнышко, ты такой ровный, у тебя не бывает неожиданных всплесков и всяких бурь".

Да, верно, дома я обычно никакой: события жизни вокруг меня — лишь любопытные задачки, которые я решаю в порядке поступления, и эмоциональные реакции мне нужны мало. Сижу, как всегда работаю, одно дело сменяю другим. Когда я включаюсь эмоционально? Только на людей. На людей я включаюсь всегда: я им нужен. Телефонный звонок, или вопрос секретаря, или кто-то из домашних: я нужен — я себя по запросу даю. Внимание, тепло, успокоил, помог, сколько нужно напряг, сколько можно развлек. Все? Все. Значит, выключаюсь снова, погружаюсь в работу. До следующего человека меня снова нет.

Нечто важное начинает происходить в душе ближе к вечеру, перед Клубом. За полчаса до группы мое внутреннее состояние точнее всего отражает эпизод из фильма "Коммандос", где Шварценеггер перед последним штурмом с уже отсутствующим лицом упаковывает себя боеприпасами: ствол, еще ствол, гранаты по поясу, нож, застегнуть. Все. Вперед.

На группе я самое живое и теплое солнышко, искрящееся гирляндами шуток и заводящее своей энергией самых заспанных — я становлюсь таким и есть такой, потому что группу надо кормить радостью. Точнее, по дороге я моделирую свое душевное состояние, соответствующее тематике занятия, и в занятие вступаю с той душой, которая нужна сегодня.

Наверное, для меня "быть самим собой" значит быть действительно тем, каким я себя заказываю. Я, "я как живущий", в большей мере осуществление задуманного мною личностного проекта, нежели отражение того, что я есть как данность здесь и сейчас.

"Быть самим собой" — это не просто субъективное самоощущение внутренней гармонии. Для душевно развитого человека душевную гармонию выстроить легко: если ты себя принимаешь, тогда любое твое состояние и любая твоя роль будет твоей искренностью. Ощущение (как любое ощущение!) — это легко и дешево, важнее и дороже "быть самим собой" в реальности, перед лицом жизни.

Не ощущать себя гармоничным, а делать то, что я считаю правильным, — вот что для меня значит "быть самим собой". "Я" есть то, что я делаю, то есть — что оставляю за собой по жизни. Если я оставил за собой то, что нужно, чем горжусь, что ценю, — я был самим собой, даже если внутри, в моей душе, были конфликты и недоразумения. Если же я прожил душевно благостно, но за мной осталась пустота — я был не самим собой.

· Я был дураком или лентяем, а это — не я.

Я — манипулятор, то есть человек, поставивший свою личность себе на службу.

Впечатления от Козлова после встречи со студентами Московского государственного педагогического университета

Он произвел впечатление приятного человека, но интересно, это он настоящий? Или его лицемерие могло достичь таких поражающих размеров? Хочется верить, что такие мамонты все-таки бывают…

Во-первых, поразило само появление очень даже не старого человека и его не занудная речь. Было на удивление интересно и что самое главное — не только познавательно, но и жутко весело. Заряд положительной энергии я получила точно.

Мне кажется, что если он действительно так проигрывает каждую жизненную ситуацию, то окружающие его люди могут почувствовать себя очень ущербными (так как он видит насквозь их сущность).

Общаться с таким человеком одно удовольствие. Эта встреча позволила мне понять, что я не умею общаться с людьми.

Мне очень понравилась встреча с Козловым. Такое впечатление, что побывала в театре. Отдохнула душой. Но, когда я вышла из Университета, я поняла, что все, что он говорил — сказка.

В поисках личностной правды

Свою личность я собирал из очень многих, виденных и прожитых мною, и это коллекционирование жизней меня увлекает исключительно.

В частности, мое любимое развлечение — копировать походки. Когда мы гуляли с Владимиром Львовичем Леви, он (по-моему, даже не заметив) подарил мне образец, как на улице походкой можно совершенно потрясающе придуриваться: руки за спину, спинка прямая, глаза задумчивые, а немного присогнутые ноги плавно чертят дуги по асфальту, имитируя конькобежца.

· А что? Два интеллигента с бородками синхронно скользят по асфальту и мирно беседуют.

Чаще, однако, я чужими походками не развлекаюсь, а примеряю их к себе. Пристроившись за толстой тетей с авоськой и войдя в ее ход, тяжелый и немного враскоряку, я понял, что тоже хочу есть колбасу для тела и посмотреть для души серию про красивую любовь не у нас. Подпрыгивая за ребенком то левым, то правым боком и нетерпеливо подергивая так же плечом и запрокидывая вертящуюся голову к маме, я понял, что душой я еще в детском саду и до метро ужасно длинный путь. Ссутулившись за группой подростков, также резко пихаясь и делая выпады локтями, я почувствовал, как будет клево набить кому-то морду, после сплюнуть и закурить, держа сигарету между двумя пальцами. Куда прешь, харя, ну ты, долбанутый! Все, душевная разминка закончена: разогнулся, собрал нормального легкого и делового Козлова, развернул царственную осанку и расслабил лицо улыбкой потеплее.

Четыре личности за четыре минуты. Четыре правды. Какая — истинная?

Говорят (да что там "говорят", я сам это прекрасно знаю!), я хороший актер, особенно мне удаются интеллигентные психопаты, воспаленные истероиды, садисты шизоиды и вообще женские роли.

· Наверное, мои коллеги-психоаналитики даже подпрыгнули от восторга: так вот по какой сублимации я проводник мужского шовинизма и проповедник нравственной психологии!!!

Конечно, коллеги, других причин просто не бывает.

Так вот, идет как-то занятие по технике общения с представителями службы быта, кому на Руси жить хорошо, я сел и сыграл директора магазина, отъявленную сволочь — группа затихла, потом аплодировала, в конце занятия подошел Виктор и, запинаясь, поблагодарил: "Наконец-то, Николай Иванович, мы увидели вас настоящего!"

· ...Без комментариев.

Я давно понял и хорошо знаю, что я — это не моя душа. Моя душа — мой инструмент, которым я решаю задачи в первую очередь взаимопонимания с людьми.

Например, с вами.

Вспомните, как мы с вами познакомились. Скорее всего, вы взяли в руки эту книгу, с обложкой, облитой слезами, и скоро ваше внимание привлек Текст. А потом, за текстом, вы увидели Автора. В настоящее время, полагаю, автор стал вам вполне родным человеком.

· Ну столько вместе пережить, передумать!

Однако нашей встречи могло и не произойти. Книга начинается с начала, с предисловия, а настоящее — мое! — предисловие вам понравиться не могло. Дело вот в чем.

Пишу я предисловие к этой книге, читаю друзьям, мнение единодушно: вышла жуткая похвальбушка себе великому. Факт. Не дурак, жизнь проходили, знаю: в нашей культуре это вызовет резкое неприятие, и никто не будет проверять, правда тут писана или реклама уличная. Душевный протест читателя, тем более на первых же страницах, мне не нужен, значит, надо предисловие переписать — благообразно. Надо — а не пишется. Надо чинно, а я как всегда. Что делать?

Если бы я был самоактуализирующимся человеком, я бы уперся рогом, настоял и пропихнул бы свой искренний текст и — и что? А то, что вы, очень возможно, этих строк уже бы не читали. Потому что вы не захотели бы читать эту книгу — она вам как-то не понравилась.

· Ну не легла на душу!

Вместо этого я дождался утра, когда оказался не выспавшимся, но не стал делать зарядку и не пошел обливаться, а — тупо засел за компьютер, ссутулился, почувствовал себя усталым, старым и совсем покойным Академиком, глаза неподвижно в одном направлении, вошел в поток... — и после этого абсолютно искренне из меня вылился совершенно не мой текст.

"То, что меня пригласили печататься в серии "Мастера психологии" — для меня, не скрою, очень лестно. Думаю, что этим приглашением я обязан..."

Полился гомеровский эпос и прочие долгоговоримые слова на слабом старческом дыхании...

То есть это текст, написанный мной, и даже рожденный искренне — и, тем не менее, совершенно не мой, а тот, который был нужен вам на первых страницах солидного издания. В общем, социальные ожидания значимых индивидуумов и референтной группы в целокупности потребовали перестроить не только перцептивные паттерны восприятия ситуативных доминант статусного характера, но и сущностные, экзистенциальные характеристики субъективного самоощущения личности.

· Все, запишите меня в академики.

Наши рекомендации