Обогащение предметно-игровой среды.

Существенное значение в формировании игровой деятельности приобретает правильная организация предметно-игровой среды - третий важнейший компонент комплексного метода. Правильное сочетание игрушек предметов заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной игры. Остановимся подробнее на характеристике нового содержания предметно-игровой среды.

Поскольку дети принимают на себя различные роли, игровые уголки уместно дополнить элементами одежды людей, с трудом которых дети знакомы. Для выразительности передачи роли мамы можно предложить красивые юбки, фартуки, сумки, а также сделать простые украшения, например крупные бусы или серьги (нанизать на тесьму одну бусину, пуговицу). Мальчикам в любой роли взрослого человека (папы, шофера, летчика) нужны галстуки, фуражки.

К концу четвертого года жизни дети могут самостоятельно подобрать одежду необходимую для выбранной роли. Например, Максим надел пилотку взял из коробки, в которой хранятся предметы заместители полоску поролона, пытается ее завязать. У него не получается, и он обращается к воспитателю «Завяжите, пожалуйста, пояс».

В о с п и т а т е л ь. Ты кто?

М а к с и м. Солдат

В о с п и т а т е л . (помогает мальчику) Какой у тебя замечательный ремень!

Максим в пилотке и ремне преобразился: походка стала уверенной, лицо строгое; мальчик марширует. Затем увидел игрушечную собаку надел поводок (шнур) ходит с собакой по группе.

Как уже отмечалось в сюжетно-ролевой игре предполагается участие нескольких играющих а дети четвертого года жизни особенно тяготеют к совместным играм со сверстниками. Объединиться в игре помогают специально подобранные крупные игрушки, например, макет грузовой машины из фанеры.

Макет состоит из трех частей: передней стенки с большими окнами для шофера и пассажира — и двух низких дверей подвижно соединенных со стенкой. Низкие двери и большие окна позволяют играющим не замыкаться в отгороженном пространстве. Дети видят все, что происходит в группе. На таком плоскостном макете изображены все характерные детали машины: снаружи — фары, колеса и пр., внутри — различные кнопки. Сзади к машине можно приставить тележку, в ней дети будут перевозить грузы. Эту же тележку в повседневной жизни можно использовать для хранения строительного материала. Такая игрушка побуждает детей вступать во взаимодействие.

Постепенно, за счет внесения соответствующих игрушек, воспитатель добивается включения в игру большего количества участников. Например, после наблюдения за животными и их детенышами педагог предлагает детям несколько игрушек, изображающих этих животных, и предметы-заместители. Вначале малыши играют как бы рядом, передавая характерные особенности поведения животных, но незаметно объединяются в совместную игру. Например, после экскурсии в свинарник, где дети наблюдали за большой свиньёй и несколькими маленькими поросятами, воспитатель поместил в игровой уголок связанную из розовой пряжи и набитую ватой овальную форму (дети сразу назвали эту игрушку «хрюшкой») и еще несколько таких же форм, но меньшего размера - поросят.

С этими игрушками-заместителями дети развернули игру, в которой каждый ребенок действовал с одним «персонажем». Они пищали тоненькими голосами, просили от имени своих поросят пить, кормили их, чистили, затем Саша предложил построить домик около кормушки и поместить туда поросят. Но дети не отреагировали на слова товарища. Чтобы поддержать игру, воспитатель тоже посоветовал ребятам построить домик для поросят: «Им там будет тепло и чисто». Малыши ставят рядом с большой и маленькими овальными формами картонную коробку— дом, и игра продолжается.

Эту же задачу — объединить нескольких детей в совместной игре — помогают решить крупныеигрушки. Например, в теплое время года на участок можно вывести надувной бассейн. Игра с водой обязательно привлечет малышей. А если еще смастерить удочку, то интерес к игре значительно возрастает. Вместо рыбы можно успешно использовать природный материал: листья, сухую траву и др.

К концу учебного года, когда уже накоплен некоторый опыт совместных игр со сверстниками, когда у детей появляется стойкий интерес к таким играм, хорошо внести в группу макет автобуса, сделанный из фанеры.

Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, высказываниями, постепенно, к концу четвертого года жизни, дети вступают в ролевую беседу по поводу игры. Овладеть коммуникативными умениями помогает специально оборудованная игровая среда. Например, после занятия, на котором педагог рассказал сказку-быль о труде повара и шофёра, в игровом уголке появляется игрушечный телефон. Удобнее даже соорудить из фанеры телефонную будку с большими окнами. Такая игровая обстановка, побуждая детей к разговорам с воображаемым собеседником, дает возможность сосредоточиться, а некоторым детям — преодолеть стеснительность. Часто малыши затрудняются в выборе темы разговора. Взяв телефонную трубку, повторяют: «Алло, алло... или молчат. В таких случаях воспитатель помогает, например спрашивает: «Кому ты хочешь позвонить? О чем рассказать? — или подсказывает: «Скажи маме, как ты сегодня интересно играла с Викой». Педагог может дать образец беседы с воображаемым собеседником, например, позвонить в гараж и сказать: «Алло, алло, это гараж? Здравствуйте, у нас машина сломалась. Что-то случилось с мотором. Нет, детали не смазывали маслом. Ладно, попробуем, спасибо» и т. п.

Продуманное оформление предметно-игровой среды помогает детям поставить новые игровые задачи, обогащает содержание игры. Существенное значение имеет методика внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. А. Флерина. О.К.Зинченко изучила влияние образной игрушки на игры младших дошкольников. Автор рекомендует шире привлекать детей к созданию игровых уголков, так как это вызывает у них интерес к организации «жизни» игрушек в группе. Считает, что правильный подбор игрушек ставит ребенка перед необходимостью инициативно и самостоятельно решать игровые задачи. Например, показ театра игрушек вызывает у детей положительные эмоции, придаёт игре нужное направление без навязывания сюжета, дает наглядный пример разного использования одних и тех же предметов. Создание игровых ситуаций помогает наметить цель игры, подобрать недостающие предметы для реализации задуманного.

Умение детей заменять недостающие игрушки или предметы расширяет рамки игры. Например, Сережа складывает в мешок кубики.

В о с п и т а т е л ь. (заинтересованно). Товарищ шофер, что вы нагружаете?

С е р еж а. Картошку.

И л ь я (поясняет). Он в детский сад везет картошку.

Обогащению событийной стороны игры помогают элементы оформления, представленные на съемных панелях-картинах. Они дают возможность быстро изменить обстановку в соответствии с игровыми интересами, знаниями ребёнка об окружающем. Например, воспитатель графически изображает на фанерной или картонной панели бензоколонку, и дети, подставляя шланг, «заправляют» свои машины «бензином», «моют» их.

Многие исследователи, разрабатывающие проблемы игры, предлагают уже младших дошкольников привлекать к изготовлению простейших поделок. Это не только приучает детей подбирать нужные предметы для игры, но и изготавливать недостающие

Дети четвертого года жизни могут выполнить простые игрушки-самоделки из бумаги. Например, после экскурсии на кухню воспитатель предлагает испечь блины для кукол. Затем кладет на сковороду бумажные кружочки белого цвета, сопровождая свои действия словами: «Вот блин, а вот еще один блин. Они пока не зарумянились, пусть подрумянятся». Через некоторое время берет один кружок, закрашивает его карандашом желтого цвета и говорит: «Какой румяный блин испекся. Вкусный, душистый блин для моей дочки!». Цветные карандаши педагог оставляет на столе — ведь детям обязательно захочется закрасить оставшиеся кружочки-блины.

В индивидуальной работе по изобразительной деятельности педагог, используя контуры различных предметов (вазы, корзинки, тарелки), предлагает нарисовать овощи, фрукты, ягоды. Таким образом, дети делают простейшие игрушки-самоделки, упражняются в изображении предметов округлой формы, у них закрепляется умение подбирать цвет в соответствии с изображаемым предметом. Эти рисунки в игре могут стать консервированными помидорами, компотом из вишен, вазой с яблоками и др.

Часто необходимость в игрушках-самоделках возникает и во время игры, например дети «пьют чай», а воспитатель приносит «торт» - бумажный круг, разрезанный на секторы, и говорит: «Я вам к чаю торт купила. Сейчас я украшу этот кусочек (рисует на нём ягоду). Вот тебе, Ирочка, к чаю вкусный красивый торт. Оставшиеся части бумажного круга дети с удовольствием украшают линиями, знакомыми

формами.

В папку, где хранится бумага для самостоятельной изобразительной деятельности, можно положить бумажные квадраты, круги, овалы. В играх они становятся пирожными, тортами, банками с компотом — дети только выбирают форму и рисуют на ней.

IV. КОМПОНЕНТ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ:

Наши рекомендации