История социальной психологии
IV курс
Экспериментальная психологи
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Экспериментальная психология как область психологического исследования.
2. Патопсихологический эксперимент.
3. Человек в сети коммуникаций.
4. Методология науки.
5. Исследование мотивации достижения.
6. Исследование единичного случая.
7. Научное исследование.
8. Исследование аттракции.
9. Индивид и группа.
10. Теория и ее структура.
11. Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля.
12. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе.
13. Научная проблема.
14. Экспериментальное исследование агрессии.
15. Индивид и подчинение.
16. Классификация гипотез.
17. Экспериментальное исследование мышления.
18. Сравнение статистических групп.
19. Классификация методов психологического исследования.
20. Экспериментальное исследование внимания.
21. Человек в большом городе.
22. Экспериментальное общение.
23. Экспериментальное исследование мнемических процессов.
24. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.
25. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.
26. Экспериментальное исследование сенсорных процессов.
27. План Соломона для четырех групп.
28. Экспериментатор: его личность и деятельность.
29. Экспериментальное исследование перцептивных процессов.
30. План, в котором нарушение непрерывности регрессии выступает как признак экспериментального эффекта.
31. Этика экспериментального исследования.
32. Примеры формирующих исследований.
33. Реккурентный институциональный цикл – «лоскутный» план.
34. Типы экспериментального исследования.
35. Метод приемных детей.
36. План с применением контрольной группы и тестирования, осуществляемого только после воздействия.
37. Основные этапы психологического экспериментального исследования.
38. Метод близнецов.
39. План с множественными сериями измерений.
40. Идеальный эксперимент, безупречный эксперимент.
41. Семейные исследования
42. Факторные планы. Взаимодействие. Нестинг.
43. Понятие валидности. Факторы, нарушающие валидность
44. Генеалогический метод.
45. План с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования.
46. Правила и методы конструирования экспериментальных групп.
47. Основные типы корреляционного исследования.
48. Эксперимент по плану временных серий.
49. Стратегии построения групп.
50. Требования к оформлению научной статьи.
51. План с предварительным и итоговым тестированием на различных выборках.
52. Рандомизация.
53. Форма представления результатов исследования.
54. План с эквивалентными временными выборками.
55. Независимая переменная.
56. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение.
57. План с неэквивалентной контрольной группой.
58. Зависимая переменная.
59. t-критерий Стьюдента, U - критерий Манна-Уитни, Т - критерий Вилкоксона.
60. План с сериями эквивалентных воздействий.
61. Отношения между переменными.
62. Статистические гипотезы.
63. Общая характеристика лонгитюдного метода.
64. Контроль переменных.
65. Типология артефактов, погрешностей, угроз валидному выводу.
66. Формирующий эксперимент.
67. Формы планирования эксперимента.
68. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи.
69. Кросскультурное исследование.
70. Типы измерительных шкал.
71. Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов.
72. Многоуровневые эксперименты.
73. Методы психологических измерений.
74. Формальное планирование как условие установления экспериментального эффекта.
75. Корреляционное исследование.
История социальной психологии
Вопросы к экзамену
1. История социальной психологии: предмет и научный статус
2. Связь социальной психологии с другими науками
3. Этапы развития социальной психологии
4. Описательный этап: зарождение социально-психологического знания
5. Развитие социальной психологии в Античный период: социоцентрическая теория Платона, эгоцентрическая теория Аристотеля
6. Развитие социальной психологии в эпоху Средневековья
7. Развитие социальной психологии в эпоху Возрождения и Нового времени: психологические воззрения Макиавелли, Ж. Руссо, И Канта, Д. Дидро
8. Теория эволюции Ч.Дарвина как предпосылка преобразования социальной психологии
9. Этап становления социально-психологического знания: теоретические подходы в развитии западной социальной психологии: научные труды
Х. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта
10.Теория «доминирующего фактора» в исследованиях Г. Тарда, Г. Лебона, Э. Дюркгейма
11.Теория инстинктов социального поведения У. Макдугалла
12.Методологический кризис в социальной психологии: новые концепции, направления, взгляды
13.Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии: психодинамический подход З. Фрейда
14.Неофрейдизм: концепции Э. Фромма, К. Хорни
15.Гештальтподход в социальной психологии. Основные положения
16.Сущность теории поведенческого подхода в социальной психологии
17.Бихевиоризм: социально-когнитивное направление в работах А. Бандуры и Дж. Роттера
18.Когнитивизм в социальной психологии. Теории Миллера, Найссера
19.Основные идеи теории поля К. Левина как основы формирования когнитивной ориентации в социальной психологии
20.Понятие когнитивного стиля в исследованиях А. Адлера и Г. Олпорта
21.Сущность теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера
22.Экзистенциально-гуманистический подход: теоретические концепции В. Франкла, Р. Мея
23.Клиентоцентрированный подход К. Роджерса
24.Гуманистический подход: учение о самоактуализации личности А. Маслоу
25.Факторно-аналитические теории личности Г. Айзенка и Р. Кеттелла
26.Манипулирование как способ общения в работах Э. Берна и Э.Шострома
27.Теоретические подходы в развитии отечественной социальной психологии. Исследуемые проблемы. Представители
28.Культурно-историческая теория развития психики Л. Выготского
29.Теория установки Д. Узнадзе
30.Развитие отечественной социальной психологии во второй половине ХХ века
31.Основные факторы, определяющие развитие социальной психологии
32.Принципы развития социальной психологии
Психолингвистика
Вопросы к зачету
1. Предмет, цель, задачи психолингвистики.
2. Трехчленная психолингвистическая модель.
3. Связь психолингвистики с другими науками.
4. История возникновения и развития психолингвистики.
5. Лингвистические основы психолингвистики.
6. Психологические основы психолингвистики.
7. Нейропсихологические основы психолингвистики.
8. Язык, речь, речевая деятельность.
9. Язык как универсальная система знаков.
10. Строение слова как речевого знака.
11. Функции языка.
12. Понятие системности в языке. Уровни языка.
13. Синтагматические отношения единиц языка.
14. Парадигматические отношения единиц языка.
15. Деривационные отношения единиц языка.
16. Лингвистическая структура языковой способности.
18. Теории овладения языком.
19. Понятие языковой нормы.
20. Основные функции речи и их характеристика.
21. Психологическая организация речевой деятельности.
22. Структура речевой деятельности.
23. Виды речевой деятельности.
24. Единицы речевой деятельности.
25. Механизмы речевой деятельности.
26. Устная речь. Диалог и монолог.
27. Письменная речь и ее психологические характеристики.
28. Психологическая организация внутренней речи.
29. Концепции порождения речи.
30. Процесс порождения речи, его фазовая структура.
31. Мотив как исходное звено речепорождения.
32. Внутреннее программирование речевого высказывания.
33. Уровень моторной организации речи.
34. Внутренняя организация процесса понимания речи.
35. Соотношение устной и письменной речи.
36. Психологическая организация процесса письма.
37. Этапы формирования навыка письма у детей.
38. Психологическая характеристика процесса чтения.
39. Этапы формирования навыка чтения у детей.
40. Развитие фонологии в онтогенезе.
41. Развитие грамматики в онтогенезе.
42. Развитие лексики в онтогенезе.
43. Развитие связной речи в онтогенезе.
44. Развитие речи в норме и недоразвитие речи.
III КУРС
Психология рекламы (зачет)
1. Предмет и методы психологической рекламы.
2. Актуальные проблемы и задачи курса «психологическая реклама».
3. История рекламы.
4. Рекламная деятельность как явление экономики, психологии и культуры.
5. Цели, задачи и функции рекламы.
6. Личность и самореклама.
7. Самореклама в примитивных культурах.
8. Стратегии поведения человека в условиях саморекламы.
9. Методы психологического воздействия, используемые в рекламе.
10. Мотивы и потребности в рекламе.
11. Индивидуально-типологические особенности как база восприятия рекламы.
12. Методы психологического воздействия, используемые в рекламе.
13. Применение различных форм гипноза в рекламе.
14. Применение внушения в рекламе.
15. Феномен подражания в рекламе.
16. Феномен психологического заражения, как метод рекламного воздействия.
17. Роль психических процессов в рекламе восприятия.
18. Роль мышления в рекламе.
19. Роль воображения в восприятии рекламного образа.
20. Роль внимания в восприятии информации в рекламе.
21. Роль памяти в восприятии информации в рекламе.
22. Влияние эмоций и отношение к рекламе у потребителей.
23. Пропаганда как вид рекламной деятельности.
24. Психологические особенности размещения рекламы в средствах массовой информации.
25. Специфика социальных стереотипов в рекламе.
26. Психология мотивации потребителей в рекламе.
27. Психология цвета в рекламе.
28. Отношение общества к рекламе.
29. Реклама как элемент культуры.
30. Специфика международной рекламы.
31. Использование модели нейролингвистических уровней при создании рекламного продукта.
32. Использование психология цвета в рекламе.
33. Психотехнологии создания имиджевой рекламы.
34. Исследование манипулятивных приемов в детской рекламе.
35. Установка и стереотипы в рекламе.
36. Специфика специальных стереотипов в рекламе.
37. Использование Эриксоновского гипноза в рекламе.
38. Формирование покупательской мотивации в рекламе.
39. Использование защитных механизмов и психоаналитических феноменов в рекламе.
40. Формирование установки в процессе восприятия рекламной информации.
41. Психологическое воздействие в рекламе и проблема выбора.
42. Психология рекламного образа.
43. Психология рекламы в маркетинге.
II курс
Психология рекламы (зачет)
1. Предмет и методы психологической рекламы.
2. Актуальные проблемы и задачи курса «психологическая реклама».
3. История рекламы.
4. Рекламная деятельность как явление экономики, психологии и культуры.
5. Цели, задачи и функции рекламы.
6. Личность и самореклама.
7. Самореклама в примитивных культурах.
8. Стратегии поведения человека в условиях саморекламы.
9. Методы психологического воздействия, используемые в рекламе.
10. Мотивы и потребности в рекламе.
11. Индивидуально-типологические особенности как база восприятия рекламы.
12. Методы психологического воздействия, используемые в рекламе.
13. Применение различных форм гипноза в рекламе.
14. Применение внушения в рекламе.
15. Феномен подражания в рекламе.
16. Феномен психологического заражения, как метод рекламного воздействия.
17. Роль психических процессов в рекламе восприятия.
18. Роль мышления в рекламе.
19. Роль воображения в восприятии рекламного образа.
20. Роль внимания в восприятии информации в рекламе.
21. Роль памяти в восприятии информации в рекламе.
22. Влияние эмоций и отношение к рекламе у потребителей.
23. Пропаганда как вид рекламной деятельности.
24. Психологические особенности размещения рекламы в средствах массовой информации.
25. Специфика социальных стереотипов в рекламе.
26. Психология мотивации потребителей в рекламе.
27. Психология цвета в рекламе.
28. Отношение общества к рекламе.
29. Реклама как элемент культуры.
30. Специфика международной рекламы.
31. Использование модели нейролингвистических уровней при создании рекламного продукта.
32. Использование психология цвета в рекламе.
33. Психотехнологии создания имиджевой рекламы.
34. Исследование манипулятивных приемов в детской рекламе.
35. Установка и стереотипы в рекламе.
36. Специфика специальных стереотипов в рекламе.
37. Использование Эриксоновского гипноза в рекламе.
38. Формирование покупательской мотивации в рекламе.
39. Использование защитных механизмов и психоаналитических феноменов в рекламе.
40. Формирование установки в процессе восприятия рекламной информации.
41. Психологическое воздействие в рекламе и проблема выбора.
42. Психология рекламного образа.
43. Психология рекламы в маркетинге.
Психофизиология (экзамен)
1. Возникновение и формирование психофизиологии как самостоятельной научной дисциплины.
2. Предмет и задачи психофизиологии
3. Методы психофизиологии.
4. История изучения психической деятельности и строения головного мозга.
5. Понятие и схема работы концептуальной рефлекторной дуги.
6. Состав и работа афферентной системы в концептуальной рефлекторной дуге.
7. Эфферентная система в концептуальной рефлекторной дуге.
8. Модулирующая система в концептуальной рефлекторной дуге.
9. Принцип функциональной организации человеческого мозга. Теория А.Р. Лурии о трехблочном строении и функционировании головного мозга.
10. Энергетический блок мозга.
11. Блок приема, переработки и хранения информации.
12. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
13. Общая организация работы функциональных систем мозга. Принципы работы.
14. Узловой механизм Афферентный синтез.
15. Узловой механизм Акцептор результатов действия.
16. Обратная афферентация в работе акцептора результатов действия. Рассогласование между целью и результатом действия.
17. Двигательное обучение и основные теории двигательного обучения.
18. Ассоциативная теория двигательного обучения.
19. Теория инсайта в двигательном обучении.
20. Теория функциональных систем П.К. Анохина в объяснении механизмов двигательного обучения.
21. Понятие, структура рефлекторного кольца и движение.
22. Принцип сенсорных коррекций, факторы влияющие на движения, обратная связь.
23. Уровневая теория построения движений Н.А. Бернштейна. Правила построения сложного движения.
24. Формирование двигательного навыка.
25. Принцип активности Н.А. Бернштейна.
26. Понятие эмоций и потребности, функции эмоций, стресс.
27. Морфологический субстрат эмоций и физиологические основы их функций.
28. Основные теории эмоций.
29. История учений о состоянии сна и бодрствования.
30. Современное представление о физиологических механизма сна (физиологические, нейронные и химические механизмы).
31. Фазы сна и их специфика.
32. Вегетативные и двигательные феномены во сне.
33. Психическая деятельность во сне. Значение сновидений.
34. Возникновение теории доминантного полушария, современные исследования.
35. Доминантность полушария и психические функции. Функциональная асимметрия.
36. Половые различия в межполушарной асимметрии.
37. Психофизиология мышления и сознания.
38. Принципы работы сознания В. Маунткасла.
39. Болезни мозга и расстройства поведения. Классификация и причины.
40. Возрастные изменения в работе мозга и психических функций.
IV курс
Экспериментальная психологи
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Экспериментальная психология как область психологического исследования.
2. Патопсихологический эксперимент.
3. Человек в сети коммуникаций.
4. Методология науки.
5. Исследование мотивации достижения.
6. Исследование единичного случая.
7. Научное исследование.
8. Исследование аттракции.
9. Индивид и группа.
10. Теория и ее структура.
11. Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля.
12. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе.
13. Научная проблема.
14. Экспериментальное исследование агрессии.
15. Индивид и подчинение.
16. Классификация гипотез.
17. Экспериментальное исследование мышления.
18. Сравнение статистических групп.
19. Классификация методов психологического исследования.
20. Экспериментальное исследование внимания.
21. Человек в большом городе.
22. Экспериментальное общение.
23. Экспериментальное исследование мнемических процессов.
24. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.
25. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.
26. Экспериментальное исследование сенсорных процессов.
27. План Соломона для четырех групп.
28. Экспериментатор: его личность и деятельность.
29. Экспериментальное исследование перцептивных процессов.
30. План, в котором нарушение непрерывности регрессии выступает как признак экспериментального эффекта.
31. Этика экспериментального исследования.
32. Примеры формирующих исследований.
33. Реккурентный институциональный цикл – «лоскутный» план.
34. Типы экспериментального исследования.
35. Метод приемных детей.
36. План с применением контрольной группы и тестирования, осуществляемого только после воздействия.
37. Основные этапы психологического экспериментального исследования.
38. Метод близнецов.
39. План с множественными сериями измерений.
40. Идеальный эксперимент, безупречный эксперимент.
41. Семейные исследования
42. Факторные планы. Взаимодействие. Нестинг.
43. Понятие валидности. Факторы, нарушающие валидность
44. Генеалогический метод.
45. План с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования.
46. Правила и методы конструирования экспериментальных групп.
47. Основные типы корреляционного исследования.
48. Эксперимент по плану временных серий.
49. Стратегии построения групп.
50. Требования к оформлению научной статьи.
51. План с предварительным и итоговым тестированием на различных выборках.
52. Рандомизация.
53. Форма представления результатов исследования.
54. План с эквивалентными временными выборками.
55. Независимая переменная.
56. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение.
57. План с неэквивалентной контрольной группой.
58. Зависимая переменная.
59. t-критерий Стьюдента, U - критерий Манна-Уитни, Т - критерий Вилкоксона.
60. План с сериями эквивалентных воздействий.
61. Отношения между переменными.
62. Статистические гипотезы.
63. Общая характеристика лонгитюдного метода.
64. Контроль переменных.
65. Типология артефактов, погрешностей, угроз валидному выводу.
66. Формирующий эксперимент.
67. Формы планирования эксперимента.
68. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи.
69. Кросскультурное исследование.
70. Типы измерительных шкал.
71. Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов.
72. Многоуровневые эксперименты.
73. Методы психологических измерений.
74. Формальное планирование как условие установления экспериментального эффекта.
75. Корреляционное исследование.
История социальной психологии
Вопросы к экзамену
1. История социальной психологии: предмет и научный статус
2. Связь социальной психологии с другими науками
3. Этапы развития социальной психологии
4. Описательный этап: зарождение социально-психологического знания
5. Развитие социальной психологии в Античный период: социоцентрическая теория Платона, эгоцентрическая теория Аристотеля
6. Развитие социальной психологии в эпоху Средневековья
7. Развитие социальной психологии в эпоху Возрождения и Нового времени: психологические воззрения Макиавелли, Ж. Руссо, И Канта, Д. Дидро
8. Теория эволюции Ч.Дарвина как предпосылка преобразования социальной психологии
9. Этап становления социально-психологического знания: теоретические подходы в развитии западной социальной психологии: научные труды
Х. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта
10.Теория «доминирующего фактора» в исследованиях Г. Тарда, Г. Лебона, Э. Дюркгейма
11.Теория инстинктов социального поведения У. Макдугалла
12.Методологический кризис в социальной психологии: новые концепции, направления, взгляды
13.Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии: психодинамический подход З. Фрейда
14.Неофрейдизм: концепции Э. Фромма, К. Хорни
15.Гештальтподход в социальной психологии. Основные положения
16.Сущность теории поведенческого подхода в социальной психологии
17.Бихевиоризм: социально-когнитивное направление в работах А. Бандуры и Дж. Роттера
18.Когнитивизм в социальной психологии. Теории Миллера, Найссера
19.Основные идеи теории поля К. Левина как основы формирования когнитивной ориентации в социальной психологии
20.Понятие когнитивного стиля в исследованиях А. Адлера и Г. Олпорта
21.Сущность теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера
22.Экзистенциально-гуманистический подход: теоретические концепции В. Франкла, Р. Мея
23.Клиентоцентрированный подход К. Роджерса
24.Гуманистический подход: учение о самоактуализации личности А. Маслоу
25.Факторно-аналитические теории личности Г. Айзенка и Р. Кеттелла
26.Манипулирование как способ общения в работах Э. Берна и Э.Шострома
27.Теоретические подходы в развитии отечественной социальной психологии. Исследуемые проблемы. Представители
28.Культурно-историческая теория развития психики Л. Выготского
29.Теория установки Д. Узнадзе
30.Развитие отечественной социальной психологии во второй половине ХХ века
31.Основные факторы, определяющие развитие социальной психологии
32.Принципы развития социальной психологии