Межличностного психологического консультирования
Основные проблемы в межличностных отношениях людей и их причины. Взаимосвязь психологических проблем личностного и межличностного характера, необходимость проведения совместного консультирования по этим проблемам. Общее и различное в проблемах личностного и межличностного характера. Общие и частные причины затруднений в межличностных отношениях людей.
Проблемы в сфере личных взаимоотношений клиента с людьми. Понятие о сверстниках применительно к людям разного возраста. Особенности взаимоотношений людей разного возраста, специфика их психологического консультирования.
Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях. Факты, которые нужно знать и учитывать при консультировании по данной проблеме. Возможные субъективные (зависящие от человека) и объективные (обусловленные обстоятельствами) причины отсутствия взаимных симпатий между людьми. Психодиагностика, направленная на выявление причин отсутствия взаимных симпатий между клиентом и значимыми для него людьми. Вопросы, которые в связи с этой проблемой психолог-консультант может задать клиенту. Практические рекомендации психолога-консультанта клиенту в разных случаях и при различных причинах возникновения данной проблемы.
Наличие антипатии в общении клиента с людьми. Общие замечания о связи симпатии и антипатии между людьми. Условия превращения антипатичных отношений между людьми в отношения симпатии, закономерности перехода антипатии в симпатию. Типичные причины возникновения антипатии между людьми. Жизненные случаи, в которых психологическое консультирование может оказать реальную помощь клиенту в устранении антипатии между ним и другими людьми. Объективные и субъективные причины антипатии, действия психолога-консультанта при разных причинах. Конкретные шаги, которые может предпринять психолог-консультант в каждом из подобных случаев. Действия психолога-консультанта тогда, когда клиент проецирует на других людей собственные личностные недостатки.
Неспособность клиента быть самим собой. Что такое неспособность человека быть самим собой. Какие действия может предпринять психолог-консультант, столкнувшись с такой проблемой у клиента. Что следует сделать психологу-консультанту на диагностическом этапе работы с клиентом по данной проблеме. Заключительный этап психологического консультирования по проблеме неспособности клиента быть самим собой.
Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми. Типичные проблемы, возникающие у людей в сфере деловых взаимоотношений. Способы доказательства клиенту того, что У него есть проблемы в сфере деловых взаимоотношений. Решение данной проблемы и трудности, возникающие при психологическом консультировании на данную тему. Практические рекомендации клиенту при отсутствии у него достаточного опыта делового взаимодействия с людьми. Действия психолога-консультанта, если у клиента обнаруживаются отрицательные черты характера, препятствующие нормальному деловому общению. Рекомендации психолога-консультанта клиенту в случае его психологической несовместимости с теми людьми, с которыми приходится вступать в деловые взаимоотношения.
Неспособность клиента быть лидером. Разные проявления и способы практического решения данной проблемы в русле харизматической и ситуационной теории лидерства. Кто и когда чаще всего не способен быть лидером. Типичные случаи обращения клиентов в психологическую консультацию по данному поводу. Действия психолога-консультанта и практические рекомендации, которые он может предложить клиенту в каждом случае. Типичные ошибки, допускаемые начинающим лидером. Рекомендации психолога-консультанта клиенту при его неудачах стать лидером.
Неспособность клиента подчиняться другим. Связь неспособности клиента подчиняться другим людям с его неумением быть хорошим лидером. Типичные проявления неумения человека подчиняться другим, диагностика причин этого неумения. Практические рекомендации психолога-консультанта клиенту при разных причинах его неспособности подчиняться другим.
Неумение клиента предупреждать и решать межличностные конфликты. Типичные случаи в жизни человека и признаки проявления этого неумения. Практические рекомендации психолога-консультанта клиенту в каждом случае. Наиболее разумное поведение клиента тогда, когда он сам является источником межличностных конфликтов, рекомендации психолога-консультанта клиенту в этом случае. Действия психолога-консультанта в случае непризнания клиентом того, что он сам является причиной возникновения межличностных конфликтов. Основные этапы работы психолога-консультанта с клиентом в данной ситуации. Действия психолога-консультанта, если сам клиент не является источником конфликта, а его провоцируют на конфликты другие люди. Как вести психологическое консультирование, когда сам клиент лично участвует в тех конфликтах, из-за которых он переживает.
Тема 15. Практические рекомендации по проблемам
Семейного консультирования
Основные вопросы семейного консультирования. Проблемы и вопросы, которые чаще всего обсуждаются в практике семейного консультирования.
Взаимоотношения с будущим супругом. Люди, которые чаще всего обращаются за помощью к психологу-консультанту в связи с
данной проблемой, и типичные случаи такой проблемы. Ситуация, возникающая в общении психолога-консультанта и клиента в начале консультирования на данную тему. Первые вопросы психолога клиенту при проведении консультирования по проблеме взаимоотношений клиента со своим будущим супругом. Шаги, которые далее следует предпринять в процессе консультирования на данную тему.
Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье. Взаимоотношения между супругами в начальный период становления семьи. Типичные проблемы, по поводу которых члены молодой семьи могут обращаться в психологическую консультацию. Частные вопросы, связанные с решением каждой из этих проблем. Возможные причины возникновения подобных проблем и вопросов в семейных взаимоотношениях. Несовместимость характеров супругов как одна из основных причин трудностей в семейных взаимоотношениях. Несовместимость привычек, поступков, взглядов супругов, формы выражения несовместимости во внутрисемейных отношениях. Взаимосвязь внутрисемейных проблем, необходимость их комплексной диагностики и совместного решения. Главные и второстепенные вопросы внутрисемейной жизни. Действия, которые следует предпринять психологу-консультанту и клиенту, если главной проблемой неурегулированности внутрисемейных отношений является отсутствие взаимопонимания между супругами. Умение слушать, его практическое проявление в отношениях между супругами. Способы доказательства того, что клиент действительно не умеет слушать других людей. Признаки сформированности такого умения у клиента. Основные шаги по выработке у клиента умения правильно вести дискуссию, доказывать супругу свою правоту. Признаки и последствия недопонимания одним супругом другого, способы преодоления трудностей на пути к достижению согласия между супругами. Пути практического решения проблемы психологической несовместимости характеров супругов. Обстоятельства, которые надо принимать во внимание, пытаясь как-то повлиять на характер другого человека. Помощь, которую один супруг может оказать другому в изменении его характера. Способы решения проблемы несовместимости привычек, поступков и действий супругов. Шаги, которые следует предпринять при расхождении супругов во взглядах.
Взаимоотношения супругов с их родителями. Разновидности и особенности взаимоотношений супругов с их родителями. Типичные проблемы, возникающие в этих взаимоотношениях, варианты конфликтов супругов со своими родителями. Частные внутрисемейные проблемы, касающиеся личных взаимоотношений одного из супругов с родителями другого. Общие рекомендации, которые психолог может дать клиенту, вовлеченному во внутрисемейные конфликты. Способы решения проблемы неудовлетворенности так называемыми патриархальными отношениями в семье. Действия, предпринимаемые психологом-консультантом в случае ревнивого отношения отца дочери к ее мужу. Решение внутрисемейной проблемы в том случае, если оба родителя обвиняют свою дочь в возникновении проблем в ее взаимоотношениях с мужем. Конфликт – разногласие между родителями в их отношении к поведению своего сына в его собственной семье, пути решения этой внутрисемейной проблемы. Ситуация, при которой в конфликте сына с невесткой его мать и отец занимают прямо противоположные позиции. Способы разрешения этой конфликтной ситуации. Конфликты типа «свекровь – невестка», «теща – зять», способы их разрешения. Действия конфликтующих сторон в случае разногласия между родителями сына и невестки, вызванного тем, что невестка или ее родственники не очень хорошо относятся к сыну. Решение внутрисемейного конфликта, возникшего между отцом, матерью, дочерью, с одной стороны, и мужем дочери, с другой, когда неправильную позицию в конфликте занимает только отец или только мать. Пути разрешения конфликтной ситуации, в которой дочери (сыну) фактически противостоят оба ее (его) родителя. Решение межличностного конфликта, возникшего между родителями и дочерью в том случае, если дочь защищает своего мужа перед своими родителями. Пути разрешения конфликта между матерью и дочерью, если мать считает, что в семье дочери не все благополучно, а дочь и ее муж придерживаются прямо противоположной позиции (отец дочери в этом конфликте играет нейтральную роль). Пути выхода из межсемейного конфликта между родительской и молодой семьей. Ведение консультирования в случае конфликта между родителями и молодыми супругами по поводу состояния дел в молодой семье. Типы внутрисемейных конфликтов, возникающих между родителями одного из супругов и другим супругом, способы разрешения таких конфликтов в следующих частных жизненных ситуациях: а) конфликт молодой жены с матерью мужа (муж поддерживает жену, а отец занимает нейтральную позицию; отец и сын поддерживают невестку); б) муж поддерживает жену, но оба родителя мужа настроены против нее; в) все члены семьи (муж и его родители) настроены против невестки.
Тема 16. Рекомендации по вопросам