Тесты мотивов и потребностей
При проведении психодиагностики мотивации желательно иметь в виду следующие моменты.
Наиболее подходящими для психодиагностики в этом случае являются опросные методики. Они более понятны клиенту и менее трудоемки для обработки психологу-консультанту, чем, например, проективные методики. Однако последние – проективные методики – дают, как правило, более точную и достоверную информацию о мотивах поведения клиента, чем опросные методики.
Консультант-психолог должен уметь самостоятельно выбирать такие методы психодиагностики мотивации, которые учитывали бы следующие важные обстоятельства.
Если психологу необходимо быстро получить достоверную и хотя бы приблизительную информацию о мотивации поведения клиента и если психолог-консультант уверен в том, что методика опросного типа вполне может решить эту задачу, то следует ее предпочесть другим методикам. При этом сам вопросник должен быть как можно более коротким и простым.
Если же у психолога-консультанта имеются серьезные основания сомневаться в достоверности получаемых при помощи вопросника результатов, то следует обратиться к использованию косвенных, в частности проективных, методов оценивания мотивации клиента. Проективные методы особенно необходимы, например, в том случае, когда оценке подлежат так называемые бессознательные потребности и влечения клиента, такие его мотивы, которые клиент вольно или невольно будет стараться скрыть от психолога-консультанта, отвечая на открытые вопросы.
С учетом этих замечаний мы рекомендуем пользоваться следующими методиками психодиагностики мотивации клиента в процессе проведения психологического консультирования.
При оценивании мотивации достижения успехов у детей дошкольного и младшего школьного возраста – методикой «Запомни и воспроизведи рисунок»1.
' Там же. - С. 166-172, 245-247 (124-131).
Это – методика проективного типа, достаточно сложная в плане обработки полученных результатов, но зато вполне объективная и доступная детям соответствующего возраста, интересная для них. Она является валидной и точной.
Однако психологу-консультанту или его помощнику, который проводит психологическое тестирование, необходимо заранее научиться пользоваться данной методикой. Только в случае безошибочного ее использования можно рассчитывать на получение точных и вполне валидных результатов.
Аналогичный вид мотивации у детей старше подросткового возраста, а также у взрослых людей можно определить при помощи одной из следующих методик: «Опросник для оценки потребности достижения успехов»2 и специальной методики проективного типа, предназначенной для измерения мотивов достижения успехов и избежания неудач3.
2 Там же. - С. 469-474 (496-502).
3 Там же. - С. 368-375 (371-380).
Упражнения
1. Пользуясь конкретными признаками, названными в этой главе, определите, выбрав в качестве потенциального клиента кого-либо из своих знакомых, какие проблемы, связанные с развитием коммуникативных способностей, имеются у него.
2. Припомните, опираясь на содержащиеся в этой главе рекомендации, психологические тесты, с помощью которых можно практически определить уровень развития у клиента организаторских способностей.
3. Попробуйте на себе самом психологические тесты, которые рекомендуются для оценивания уровня развития математических и лингвистических способностей у клиента.
4. Вспомните, пожалуйста, с помощью каких конкретных психодиагностических методик оцениваются свойства темперамента человека. Поработайте с этими методиками и хорошо освойте их.
5. Припомните, с помощью каких методик можно изучить характер человека. Какие стороны или черты характера человека данные методики оценивают?
6. Определите минимальный перечень необходимых психологических тестов, при помощи которых можно выяснить, есть ли у данного клиента какие-либо серьезные проблемы, связанные с развитием мотивационной сферы (потребностей и мотивов).
Практические задания
1. Оцените уровень развития собственных коммуникативных способностей с помощью методик, рекомендованных к использованию в психологическом консультировании в данной главе.
2. Определите с помощью предложенных здесь методик тип своего темперамента и черты характера.
3. Выберите в качестве потенциального клиента кого-либо из подростков или старшеклассников. Определите с помощью рекомендованных в учебнике психодиагностических методик, в какой степени у данного человека сформированы некоторые специальные способности.
Ключевые слова
Коммуникативные способности. Недостатки в развитии коммуникативных способностей. Тесты коммуникативных способностей.
Организаторские способности. Качества личности организатора. Признаки развитости организаторских способностей.
Специальные способности. Тесты специальных способностей.
Темперамент и характер. Тесты темперамента и характера. Агрессивность. Зависимость. Ответственность. Стремление к достижению успехов. Способность быть лидером. Коммуникативные черты характера. Акцентуированные черты характера.
ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО СПОСОБНОСТЯМИ
Контрольные вопросы
1. Что понимается под случаем (ситуацией) психологического консультирования?
2. Каковы типичные случаи (ситуации) психологического консультирования ?
3. Какие факторы необходимо учитывать, предлагая клиенту практические рекомендации по улучшению его способностей?
4. Когда, в какой период времени впервые обнаруживается большая часть задатков, имеющихся у ребенка?
5. Для чего необходимо проводить раннюю психодиагностику задатков ребенка?
6. Каковы основные условия максимально полного использования имеющихся у ребенка задатков для развития его способностей?
7. Можно ли при отсутствии выраженных задатков развивать у ребенка соответствующие им способности?
8. Как развитие способностей на основе задатков зависит от возраста человека?
9. Какова структура интеллектуальных способностей человека?
10. Почему, заботясь о полноценном интеллектуальном развитии человека, необходимо совершенствовать все виды его мышления ?
11. Что представляют собой основные условия и факторы, которые необходимо учитывать при развитии способностей человека?
12. Каковы общие законы развития интеллекта ребенка и каким образом их можно использовать в практике психологического консультирования?
13. Для чего при развитии способностей человека ему необходима постоянная интеллектуальная тренировка?
14. Что представляют собой мнемические способности человека?
15. Каковы основные проблемы памяти, в связи с которыми люди обычно обращаются в психологическую консультацию?
16. Что представляют собой основные законы памяти?
17. Что означает индивидуальный подход к психокоррекции памяти человека?
18. Что нужно учитывать, предлагая конкретные практические рекомендации клиенту по совершенствованию его памяти?
19. Каковы возможности развития разных видов и процессов памяти у человека?
20. Каковы возрастные особенности функционирования памяти человека и какие выводы вытекают из них для практики психокоррекции памяти?
21. Что означает комплексный подход к развитию памяти клиента и почему такой подход необходим?
22. Для чего в практике психологического консультирования желательно сочетать развитие памяти и совершенствование интеллекта у клиента?
23. Каковы пути развития процессов запоминания и узнавания?
24. Как сделать так, чтобы запоминаемый материал лучше сохранился в памяти у человека?
25. Каковы особенности функционирования и совершенствования кратковременной и оперативной памяти?
26. Как улучшить произвольную и опосредованную память человека?
27. От чего зависит продуктивность зрительной и слуховой памяти?
28. Что представляют собой коммуникативные способности человека?
29. Как определить, имеются ли у клиента какие-либо проблемы с развитием его коммуникативных способностей?
30. Что можно практически сделать для удовлетворительного решения проблем, связанных с развитием коммуникативных способностей ?
31. На что необходимо обращать особое внимание в процессе коррекции и развития коммуникативных способностей?
32. Как практически научить клиента привлекать к себе внимание людей и оказывать на них влияние?
33. Каковы основные причины антипатий, возникающих в межличностных отношениях людей? Как определить и устранить эти причины?
34. Что понимается под высокоразвитыми организаторскими способностями человека?
35. Как стать хорошим организатором какого-либо дела?
36. Что представляет собой программа развития организаторских способностей?
37. Какие знания и умения клиенту желательно иметь для того, чтобы быть хорошим организатором дела?
38. Каковы условия, обеспечивающие оптимальное развитие специальных способностей у человека?
39. Что конкретно, какие умения и навыки входят в состав математических способностей? Как практически совершенствовать эти способности у человека?
40. Какова структура физико-технических способностей и основные рекомендации по их развитию?
41. Каковы и практические советы клиенту по совершенствованию у него лингвистических способностей?
42. Как лучше всего готовить детей дошкольного возраста к быстрому освоению письма?