Тесты мотивов и потребностей

При проведении психодиагностики мотивации желательно иметь в виду следующие моменты.

Наиболее подходящими для психодиагностики в этом случае являются опросные методики. Они более понятны клиенту и менее трудоемки для обработки психологу-консультанту, чем, например, проективные методики. Однако последние – проективные методики – дают, как правило, более точную и достоверную информацию о мотивах поведения клиента, чем опросные методики.

Консультант-психолог должен уметь самостоятельно выбирать такие методы психодиагностики мотивации, которые учитывали бы следующие важные обстоятельства.

Если психологу необходимо быстро получить достоверную и хотя бы приблизительную информацию о мотивации поведения клиента и если психолог-консультант уверен в том, что методика опросного типа вполне может решить эту задачу, то следует ее предпочесть другим методикам. При этом сам вопросник должен быть как можно более коротким и простым.

Если же у психолога-консультанта имеются серьезные основания сомневаться в достоверности получаемых при помощи вопросника результатов, то следует обратиться к использованию косвенных, в частности проективных, методов оценивания мотивации клиента. Проективные методы особенно необходимы, например, в том случае, когда оценке подлежат так называемые бессознательные потребности и влечения клиента, такие его мотивы, которые клиент вольно или невольно будет стараться скрыть от психолога-консультанта, отвечая на открытые вопросы.

С учетом этих замечаний мы рекомендуем пользоваться следующими методиками психодиагностики мотивации клиента в процессе проведения психологического консультирования.

При оценивании мотивации достижения успехов у детей дошкольного и младшего школьного возраста – методикой «Запомни и воспроизведи рисунок»1.

' Там же. - С. 166-172, 245-247 (124-131).

Это – методика проективного типа, достаточно сложная в плане обработки полученных результатов, но зато вполне объективная и доступная детям соответствующего возраста, интересная для них. Она является валидной и точной.

Однако психологу-консультанту или его помощнику, который проводит психологическое тестирование, необходимо заранее научиться пользоваться данной методикой. Только в случае безошибочного ее использования можно рассчитывать на получение точных и вполне валидных результатов.

Аналогичный вид мотивации у детей старше подросткового возраста, а также у взрослых людей можно определить при помощи одной из следующих методик: «Опросник для оценки потребности достижения успехов»2 и специальной методики проективного типа, предназначенной для измерения мотивов достижения успехов и избежания неудач3.

2 Там же. - С. 469-474 (496-502).

3 Там же. - С. 368-375 (371-380).

Упражнения

1. Пользуясь конкретными признаками, названными в этой главе, определите, выбрав в качестве потенциального клиента кого-либо из своих знакомых, какие проблемы, связанные с развитием коммуникативных способностей, имеются у него.

2. Припомните, опираясь на содержащиеся в этой главе рекомендации, психологические тесты, с помощью которых можно практически определить уровень развития у клиента организаторских способностей.

3. Попробуйте на себе самом психологические тесты, которые рекомендуются для оценивания уровня развития математических и лингвистических способностей у клиента.

4. Вспомните, пожалуйста, с помощью каких конкретных психодиагностических методик оцениваются свойства темперамента человека. Поработайте с этими методиками и хорошо освойте их.

5. Припомните, с помощью каких методик можно изучить характер человека. Какие стороны или черты характера человека данные методики оценивают?

6. Определите минимальный перечень необходимых психологических тестов, при помощи которых можно выяснить, есть ли у данного клиента какие-либо серьезные проблемы, связанные с развитием мотивационной сферы (потребностей и мотивов).

Практические задания

1. Оцените уровень развития собственных коммуникативных способностей с помощью методик, рекомендованных к использованию в психологическом консультировании в данной главе.

2. Определите с помощью предложенных здесь методик тип своего темперамента и черты характера.

3. Выберите в качестве потенциального клиента кого-либо из подростков или старшеклассников. Определите с помощью рекомендованных в учебнике психодиагностических методик, в какой степени у данного человека сформированы некоторые специальные способности.

Ключевые слова

Коммуникативные способности. Недостатки в развитии коммуникативных способностей. Тесты коммуникативных способностей.

Организаторские способности. Качества личности организатора. Признаки развитости организаторских способностей.

Специальные способности. Тесты специальных способностей.

Темперамент и характер. Тесты темперамента и характера. Агрессивность. Зависимость. Ответственность. Стремление к достижению успехов. Способность быть лидером. Коммуникативные черты характера. Акцентуированные черты характера.

ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО СПОСОБНОСТЯМИ

Контрольные вопросы

1. Что понимается под случаем (ситуацией) психологического консультирования?

2. Каковы типичные случаи (ситуации) психологического консультирования ?

3. Какие факторы необходимо учитывать, предлагая клиенту практические рекомендации по улучшению его способностей?

4. Когда, в какой период времени впервые обнаруживается большая часть задатков, имеющихся у ребенка?

5. Для чего необходимо проводить раннюю психодиагностику задатков ребенка?

6. Каковы основные условия максимально полного использования имеющихся у ребенка задатков для развития его способностей?

7. Можно ли при отсутствии выраженных задатков развивать у ребенка соответствующие им способности?

8. Как развитие способностей на основе задатков зависит от возраста человека?

9. Какова структура интеллектуальных способностей человека?

10. Почему, заботясь о полноценном интеллектуальном развитии человека, необходимо совершенствовать все виды его мышления ?

11. Что представляют собой основные условия и факторы, которые необходимо учитывать при развитии способностей человека?

12. Каковы общие законы развития интеллекта ребенка и каким образом их можно использовать в практике психологического консультирования?

13. Для чего при развитии способностей человека ему необходима постоянная интеллектуальная тренировка?

14. Что представляют собой мнемические способности человека?

15. Каковы основные проблемы памяти, в связи с которыми люди обычно обращаются в психологическую консультацию?

16. Что представляют собой основные законы памяти?

17. Что означает индивидуальный подход к психокоррекции памяти человека?

18. Что нужно учитывать, предлагая конкретные практические рекомендации клиенту по совершенствованию его памяти?

19. Каковы возможности развития разных видов и процессов памяти у человека?

20. Каковы возрастные особенности функционирования памяти человека и какие выводы вытекают из них для практики психокоррекции памяти?

21. Что означает комплексный подход к развитию памяти клиента и почему такой подход необходим?

22. Для чего в практике психологического консультирования желательно сочетать развитие памяти и совершенствование интеллекта у клиента?

23. Каковы пути развития процессов запоминания и узнавания?

24. Как сделать так, чтобы запоминаемый материал лучше сохранился в памяти у человека?

25. Каковы особенности функционирования и совершенствования кратковременной и оперативной памяти?

26. Как улучшить произвольную и опосредованную память человека?

27. От чего зависит продуктивность зрительной и слуховой памяти?

28. Что представляют собой коммуникативные способности человека?

29. Как определить, имеются ли у клиента какие-либо проблемы с развитием его коммуникативных способностей?

30. Что можно практически сделать для удовлетворительного решения проблем, связанных с развитием коммуникативных способностей ?

31. На что необходимо обращать особое внимание в процессе коррекции и развития коммуникативных способностей?

32. Как практически научить клиента привлекать к себе внимание людей и оказывать на них влияние?

33. Каковы основные причины антипатий, возникающих в межличностных отношениях людей? Как определить и устранить эти причины?

34. Что понимается под высокоразвитыми организаторскими способностями человека?

35. Как стать хорошим организатором какого-либо дела?

36. Что представляет собой программа развития организаторских способностей?

37. Какие знания и умения клиенту желательно иметь для того, чтобы быть хорошим организатором дела?

38. Каковы условия, обеспечивающие оптимальное развитие специальных способностей у человека?

39. Что конкретно, какие умения и навыки входят в состав математических способностей? Как практически совершенствовать эти способности у человека?

40. Какова структура физико-технических способностей и основные рекомендации по их развитию?

41. Каковы и практические советы клиенту по совершенствованию у него лингвистических способностей?

42. Как лучше всего готовить детей дошкольного возраста к быстрому освоению письма?

Наши рекомендации