Оценочный формуляр для методики «Конструктивная ссора»
Стиль ссоры: | ||||
Параметр оценки ссоры | II. Конструктивное Поведение | + | - | III. Деструктивное поведение |
Конкретность | Атака или защита направлены на определенные и конкретные поступки в настоящее время | Разговор неконкретный, поведение можно назвать типичным; говорят о прежних поступках или о вещах, не имеющих отношения к решаемой проблеме | ||
Включенность супругов во взаимодействие | Оба партнера активно включаются во взаимодействие, «бьют и получают сдачи» | Один из участников не включается в ссору, уклоняется от нее, обижается и раньше времени ее заканчивает | ||
IV. Стиль общения | Ясные и открытые сообщения, каждый говорит за себя, обдумывает свои слова; другой его понимает и отвечает | Излишне частое повторение своего, плохо слушают друг друга, скрытые намеки и неясности, укрываются за высказываниями и словами других лиц | ||
«Честная игра» | Не используются удары «ниже пояса», принимается во внимание, что может вы-нести партнер | Аргументы не относятся к предмету ссоры, но больно бьют партнера по его слабым местам | ||
Результаты ссоры | ||||
Информативность взаимодействия | Что-либо узнал или понял, научился чему-то новому | + | - | Не узнал ничего, о чем не слышал бы раньше |
Насколько супруги смогли отреагировать накопившиеся у них эмоции | Уменьшилась напряженность, высказывались жалобы, претензии, дан выход эмоциям, снизилось раздражение | Разговор не привел к уменьшению напряженности, она осталась или даже повысилась | ||
Несколько супруги сблизились в результате взаимодействия | Ссора привела к взаимопониманию и сближению, супруги чувствуют, что зависят друг от друга, и правильно себя оценивают | Супруги еще более отдалились друг от друга, не понимают друг друга или чувствуют какую-то несправедливость | ||
Привело ли взаимодействие к улучшению ситуации | Ссора привела к решению проблемы, выходу из конфликтной ситуации, к пониманию и взаимным уступкам; обдумано и обсуждено дальнейшее поведение | Решение не найдено, партнер не старался улучшить ситуацию или не поддерживал такое стремление у другого, не идет на уступки и не желает в себе что-либо изменить |
Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значения от-8 до+8.
После заполнения оценочного формуляра целесообразно обсудить с супругами, что они могли бы сделать, чтобы повысить результативность своего взаимодействия, и предложить им проиграть новую конфликтную ситуацию с большей эффективностью.
Другой известной методикой для выработки у супругов навыков согласования и приспособления в конфликтной ситуации является методика «Супружеский договор» [см., напр., Кратох-вил, 1991, с. 197-201] или, как ее порой называют, «Техника списка».
Методика «Супружеский договор»
(«Техника списка»)
Существует множество модификаций этой методики. Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отношению к другу. Далее психолог-консультант помогает супругам сделать их требования друг по отношению к другу максимально конкретными. После этого по пунктам требова-
ний между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность. В табл. 3 представлен образец такого супружеского договора, взятый из книги С. Кратохвила [1991, с. 199].
Через неделю супруги вновь встречаются с психологом и обсуждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо дополнить. Обсуждаются причины незапланированных нарушений, как их избежать в будущем.
Порой строятся графики освоения навыков: клиенты получают формуляры, в которых отмечают частоту желаемого (или нежелательного) поведения по отдельным дням. На основе этих формуляров потом строится график освоения навыков решения проблем.
Вместо графиков можно использовать дневниковые формы записей- ежедневные отметки о стремлении партнера достигнуть положительных изменений поведения. Например, клиент получает задание ежедневно отмечать, «что сегодня партнер сделал мне приятного» или «что из сделанного сегодня партнером мне понравилось».
Супружеский договор Вацлаваи Кветы (по С. Кратохвилу)
Таблица 3
Пункты разногласий | Обязательства мужа | Обязательства жены |
Домашний бюджет | Буду ежемесячно вносить в семейный бюджет 800крон, уплачивать налоги - 850 крон, делать сбережения в размере 700 крон, а также покупать бензин для автомобиля; оставлять на карманные расходы 500крон | Буду самостоятельно вести семейный бюджет и вносить в него свою долю в размере 1200крон; оставлять на карманные расходы 400 крон |
Секс и душевный разговор | По возвращении домой не менее 10 мин разговаривать с женой; ежедневно говорить ей какой-то комплимент; не буду использовать грубых выражений; не буду принуждать жену к исполнению супружеских обязанностей | Создать в доме атмосферу нежности, половые отношения 3 раза в неделю (дни по собственному выбору); в сексе проявлять инициативу не эеже 1 раза в неделю |
Свободное время | По крайней мере, один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно. | |
Другое | Всегда убирать свои вещи на место. Заниматься детьми и домашним хозяйством, когда жена задерживается на работе | При обсуждении возникающих проблем (1-2 раза в неделю по 10-20 мин) буду сотрудничать и использовать в споре логические доводы |
В случае, если супруги не умеют слушать друг друга и редко обращают внимание на позитивные аспекты чужого сообщения, целесообразно предложить им технику «Супружеская конференция» [Шерман, Фредман, 1997, с. 181-184].
3.5.3. Методика «Супружеская конференция»
Супруги встречаются в условленное время в условленном месте в период между визитами к психологу. Необходимо проводить, как минимум, одну подобную встречу в неделю.
Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких
влияний извне.
Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного времени (обычно получаса) или (по своему усмотрению) молчит. Можно рассказывать о чем угодно - о снах, планах, болезнях, желаниях, потребностях. Другой партнер должен очень внимательно слушать и ни в коем случае не перебивать, не курить, не ходить взад и вперед по комнате и не делать ничего такого, что могло бы нарушить процесс общения. Точно в определенное время первый партнер останавливается.
Второй партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает отом, что он услышал в монологе первого, и что, как он полагает, первый имел в виду. Позиция говорившего признается имеющей право на существование и на данном этапе встречи никак не атакуется и не критикуется.
После этого второй партнер говорит в течение положенного ему получаса, а первый его внимательно слушает. И все повторяется сначала.
Обсуждение следует закончить в строго определенное время.
Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься вплоть до следующей встречи.
Когда супруги приходят к психологу, последний может модифицировать правила проведения конференций с целью формирования у супругов навыков конструктивного поведения.
Техникой конструктивного разрешения назревающих конфликтных ситуаций является процедура «Семейный совет» [Шерман, Фредман, 1997, с. 184-186].
3.5.4. Методика «Семейный совет»
Место и время для совета выбирается такое, чтобы ничто не могло ему помешать.
Совет формально включает всех членов семьи, однако никого нельзя заставлять присутствовать на нем насильно. Вместе с тем все те, кто участвуют в семейном совете, должны согласиться следовать тем решениям, которые будут на нем приняты. Необходимо стремиться к тому, чтобы все члены семьи присутствовали на совете.
Решения, принятые на совете, не могут быть в одностороннем порядке нарушены или же проигнорированы. Если же такой инцидент происходит, он должен обсуждаться на следующей встрече.
Каждый может предложить вопросы для обсуждения. Листок бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения, помещается в удобное для просмотра всех членов семьи место, например, прикрепляется к холодильнику магнитной кнопкой. Другие члены семьи знакомятся с предложенным списком, фиксируют свои мнения, комментарии и т. д. Так реально совет начинается еще до его официального начала.
Список вопросов может включать все, что связано с благополучием детей, семейными прогулками, что имеет отношение к семье как целому. Родители обсуждают с детьми такие
вопросы, как уборка квартиры, время возвращения домой, визиты друзей. Дети могут включать в список такие вопросы, как возможность уединения, предоставление им большей независимости, время просмотра телевизионных передач, а также просить помощи в улаживании различного рода конфликтов друг с другом. Можно просто делиться своими мыслями, чувствами, надеждами, достижениями, опытом решения проблем.
Место председателя совета переходит от одного члена семьи к другому из числа тех, кто эти обязанности в состоянии выполнять. Член семьи, выполняющий обязанности председателя, должен делать все возможное для того, чтобы соответствовать роли демократического лидера семейной группы. При этом родители не имеют право занимать позицию Верховной Власти. Семейный совет осуществляется на основе общеизвестных правил проведения любого демократического собрания. Однако нужно иметь в виду, что достижение единогласия более приемлемо, чем решение на основе большинства голосов.
Как родители, так и дети должны быть уверены, что у них в семье есть право голоса, что сказанное ими будет услышано, принято и со всей серьезностью рассмотрено.
Семейный совет проводится для того, чтобы решать проблемы, а не для того, чтобы нападать на конкретных людей.
3.5.5. Методика психологической диагностики
и коррекции конфликтного общения в семьеВ.А. Смехова
Если можно предполагать, что супруги обладают богатыми внутренними ресурсами для самостоятельного разрешения конфликтной ситуации (высокий уровень образования, духовные ценностные ориентации), но повседневная динамика конфликтного взаимодействия не дает им включить в действие эти ресурсы из-за активизации защитных механизмов, то для преобразования типичных образцов поведения в супружеском конфликте можно использовать методику психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова[1985].
Методика предполагает в процессе работы с клиентом анализ 11 рефлексивных планов, которые помогают клиенту осознать динамику психических явлений:
1. Краткое содержание конфликтной ситуации.
2. Как реально я себя вел.
3. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации.
4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации.
5. Как реально он себя вел.
6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.
7. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации.
8. Каким он видел меня в этой ситуации.
9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуа* ции.
10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.
11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего происшедшего.
3.5.6. Методика «Реакция супругов на конфликт»
Супруги могут долгое время конфликтовать не только потому, что у них отсутствуют навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации, но и по иным, более глубинным причинам. Для исследования этих причин и последующей работы с ними можно использовать психодиагностическую методику «Реакции супругов на конфликт», разработанную украинским психологом А.С. Качаряном [см. Фурманов, Аладьин, Фурма-нова,1999, с. 175-178; 216-220].
Данный тест содержит 89 утверждений и дает информацию по 8 шкалам:
1. Неконструктивные установки супругов на брак(НУ), связанные с нежеланием обсуждать возникшие проблемы, совместно искать решения, что-то менять в своем поведении. Работа с этими установками может заключаться в исследовании вместе с клиентом условий и факторов их генезиса.
2. Шкала депрессии (Д)выявляет классическую, астеническую, апатическую (снижение интереса, безразличие) депрессии. В значительном большинстве случаев депрессия возникает как реакция на ситуацию, когда человек не имеет и не видит в будущем возможностей для удовлетворения своих наиболее значимых потребностей. Если помочь человеку осознать наличие реальных путей для удовлетворения его потребностей, то депрессия в значительном количестве случаев сходит на нет.
3. Шкала протективных механизмов(ПМ), препятствующих проникновению в сознание психотравмирующей информации - вытеснение, отрицание затруднений, регрессия.
4. Шкала дефензивных механизмов(ДМ) диагностирует тип защит, который можно охарактеризовать как «реинтер-претативная активность» - психотравмирующая информация допускается в сознание за счет ее искаженной реинтерпре-тации (рационализация, изоляция, интеллектуализация и т.д.). Применительно к нарушениям, выявляемым с помощью данной и предыдущей шкал, необходимо использовать методы психоанализа (например, метод свободных ассоциаций), клиент-центрированного подхода (способствовать увеличению уровня самопринятия).
5. Шкала агрессии (А),в том числе измеряет и смещенную агрессию. Важно проанализировать источники агрессивности личности. В настоящее время существует много методик для работы с этим явлением (например, в рамках искусст-вотерапии).
6. Шкала соматизации тревоги (СТ)— нездоровые ощущения в области головы, сердца, желудка, общая озабоченность здоровьем. Работа может вестись как в направлении снижения тревожности личности (различные техники релаксации и десенсибилизации), так и в плане обучения формам приемлемого выражения любых отличных от тревоги эмоций в ситуации, которая раньше вызывала тревогу (тренинг ассертивности) [см. Нельсон-Джоунс, 2000, с. 256-271].
7. Фиксация на психотравме (Ф)— человек долго не может простить обиду. Работа ведется, исходя из причин этого нарушения поведения - та или иная степень выраженности опреде-
ленных черт характера или неправильные установки относительно ошибок людей.
8. Контрольная шкалаобеспечивает защиту от столь некритичного отношения к ситуации опроса, что интерпретация результатов теряет смысл.