Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, в беседе и характер альянса
Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду то, насколько специалист, оказывающий воздействие, своим собственным присутствием способен оказать клиенту помощь вдостижении большей глубины субъективности, большего присутствия. От этого зависит качество альянса психолога и клиента. Слово «альянс» (от франц. alliance) означает «союз, объединение». В работе по удержанию глубины отношений психологу могут помочь следующие шаги, которые в свою очередь могут задавать параметры шкал для оценки качества деятельности специалиста, оказывающего воздействие, в плане его присутствия:
v Передача клиенту ответственности за ход интервью. Имеется в виду то, что психолог объясняет клиенту, что и зачем он должен делать. В результате клиент работает осознанно; если он отклоняется от предложенного алгоритма, то сам несет за это ответственность.
v Делать явным то, что демонстрируется, но пока не осознается. Психолог помогает клиенту осознавать свои чувства, эмоции, желания, которые он не осознает.
v Проникновение в субъективное.Проявления истинного субъективного почти всегда имеют следующие характерныечерты:
§ выражаются от первого лица;
§ имеют настоящее время;
§ в них привносятся чувства; ч . <
§ в них присутствует интенциональность, направленность;
§ содержание соответствует непосредственному переживанию;
§ при выражении чувств и ощущений используется меньше вводных слов и определений;
§ меньше абстрактного и больше конкретного.
Клиенту указывают на отсутствие в его словах этих характерных моментов.
v Поддержание необходимой продолжительности и непрерывности. Имеется в виду, что в разговоре важно придер-живаться обсуждаемой темы или переживаний и не «расползаться ». Обсуждаемой темой могут стать:
- забота, которую клиент в данный момент осознает наиболее полно;
- чувства, которые требуют выражения и проработки; - ■ проблема;
- характерный пример сопротивления, который необходимо подвергнуть анализу.
З. Межличностное давление
Когда говорят об этом измерении беседы, то имеют в виду те способы, которыми один человек может влиять на другого так, чтобы тот при этом чувствовал, думал, говорил или действовал по-другому.
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 76] полагает, что давление, которое мы используем в общении с кем-то, является показателем значимости для нас этого человека. У нас нет намерения как-то повлиять на человека лишь тогда, когда мы к нему равнодушны.
Дж. Бьюдженталь [2001]создал своеобразную классификацию форм давления - от самых слабых и незаметных до наиболее интенсивных, назвав ее клавиатурой межличностного давления. Он выделил в ней четыре основные октавы:
1.Слушание.
2.Руководство.
3.Инструктирование. .■•■;;■ 4. Требование.
Рассмотрим теперь подробнее каждую из этих октав:
I. Слушание.Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
v Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: «Мне интересно то, что ты хотел бы сказать. Я пытаюсь понять это полностью. Я принимаю сейчас твои слова без того, чтобы обязательно согласиться или не согласиться. Просто скажи все это так, как ты хочешь».
v Соотношение количества высказываний: клиента побуждают говорить значительно больше, чем говорит психолог. Последний в основном старается поддержать наиболее полное самовыражение клиента и редко привносит в разговор свои собственные взгляды и размышления.
v Ориентация на субъективность: клиент с подачи психо-, г лога сам определяет, насколько глубоко ему погружаться
v в субъективное, хотя и психолог может выборочно подкреплять возникающие моменты погружения.
v Избегание психологом открытых убеждений, что демонстрирует признание за клиентом права на свободу продолжать то, что он избрал.
v Роль, которую принимает на себя психолог. Сущность этой роли заключается в том, чтобы:
- стимулировать самовыражение клиента, добиваться, чтобы оно было как можно более подробным;
- показывать искреннее принятие права клиента на собственные взгляды;
- показывать искреннее принятие права клиента на получение такой информации и составление о себе такого впечатления, которые могли бы быть полезными на других этапах работы.
Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Слушание», расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:
1. Молчание. Консультант не говорит, но всем своим поведением старается передать принятие и понимание, которые должны помочь самовыражению клиента.
2. «Наведение мостов». Это звуки, которые консультант произносит, когда он внимательно слушает, и которые дают говорящему понять, что его поддерживают: «Угу», «Ммм», «Японимаю» , «Да» (не как ответ на вопрос).
3. Перефразирование. Психолог возвращает клиенту некоторые из его последних высказываний, перефразируя их, чтобы помочь клиенту лучше услышать себя.
4. Подведение итога. Психолог сводит воедино несколько связанных предложений из того, что рассказал клиент, и возвращает клиенту результат, чтобы продемонстрировать понимание.
5. Побуждение говорить. Психолог произносит общие подбадривающие комментарии, которые побуждают собеседника продолжить процесс. Например: «Я понимаю вас, вы выражаетесь отчетливо и ясно».
6. Отражение очевидного. Консультант понятными словами выражает чувства и отношения клиента, которые были видны вего поведении, но до последнего момента лишь подразумевались, а не выражались явно. Речь идет лишь о тех переживаниях, которые проявляются настолько явственно, что клиент с готовностью признает их, если консультант о них заговорил.
7. Предложение расширить высказывание. Психолог обращается к тому, что клиент уже затронул в разговоре, и просит его больше рассказать по этой теме или об этом чувстве.
8. Открытые вопросы - вопросы, которые почти не ограничивают ответ клиента. Например: «Скажите, о чем вы думали с тех пор, как мы с вами разговаривали впоследний раз? »
II. Руководство. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
v Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: «Я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что заботит тебя, о чем ты хочешь, чтобы я знал. Ты будешь вести наш разговор, но я буду время от времени делать предложения относительно того, как это будет происходить».
v Соотношение количества высказываний: чем чаще происходят вмешательства консультанта, тем выше давление независимо от формы вмешательства.
v Стимулирование субъективности клиента с помощью самораскрытия психолога-консультанта. Самораскрытие психолога допускается только с этой целью.
v Открытое убеждение: усилия психолога повлиять здесь являются относительно мягкими и отчетливо связанными с тем, что уже предоставил клиент.
v Роль, которую принимает на себя психолог:
§ искренний интерес к тому, что хочет сказать клиент;
§ руководящие высказывания, чтобы углубить и расширить этот отчет.
Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Руководство», расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:
1. Открытые вопросы. Та же форма работы, что описана в конце октавы «Слушание».
2. Выбор части. Специалист выбирает из того, что говорит клиент, один из аспектов, требующий дальнейшей проработки.
3. Фактическое информирование. Психолог дает клиенту информацию, которая имеет отношение к тому, что он сказал, но прямо не говорит о том, что клиент должен делать с этой информацией.
4. Непосредственное структурирование. Структурирование - это такие высказывания, в которых психолог предлагает способ использования самого разговора. Непофедствей&ое структурирование относится к тому, что происходит в момедат, когда делается предложение.
5. Равноценные альтернативы. Психолог выделяет открытые для клиента возможности, не выдвигая аргументов в пользу какой-либо из них.
6. Общее структурирование. Психолог предлагает способ использования всей консультации или даже нескольких.
7. Предложение тем. Психолог предлагает тему, которую клиент, может быть, хочет обсудить.
8. Мягко сфокусированные вопросы. Это такие вопросы, в которых на то, что можно считать приемлемым ответом, накладываются некоторые ограничения. Например: «Какими были ваши сестры, когда вы были молоды?»
III. Инструктирование.Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
v Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие:«Я хочу, чтобы ты усвоил некоторые объективные и важные моменты, которые имеют отношение к тому, о чем мы уже говорили».
v Соотношение количества высказываний: интенсивное вмешательство психолога перемежается с переходами на первую и вторую октавы. Конкретное соотношение зависит от личностного стиля и теоретической ориентации.
v Отношение к субъективности: в своем собственном вмешательстве психолог, в основном, полагается на субъективное, но в том, что он стремится получить от клиента, психолог сосредоточен прежде всего на субъективном. Субъективное - внутренняя, особая, интимная реальность, в которой мы живем максимально подлинно: образы восприятия, мысли, чувства, эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии и сны.
v Открытое убеждение: усилия психолога проявляются в том, что он говорит, и в том, как он говорит. Доказательства и объективная информация используются для того,
94, 95
чтобы «подтолкнуть» клиента к чувствам и мыслям, словам и действиям, которых иначе не добиться.
v Роль, которую принимает на себя психолог: учит, . указывает и использует авторитет знаний и своей позиции. Эти действия направлены на то, чтобы добиться от клиента понимания и сотрудничества, причем не только такого, которое возникает в обычном общении между людьми, но и такого, которое, по крайней мере, имплицитно, включает профессиональную роль психолога.
Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Инструктирование», расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:
1. Мягко сфокусированные вопросы. Это совпадает с высшей ступенью октавы «Руководство».
2. Рациональные советы. Психолог обращается к здравому смыслу, профессиональной информации или специальным знаниям клиента, чтобы усилить некоторые предложения или указания.
3. Поддержка. Психолог, отказываясь от относительно нейтральной позиции, типичной для октав «Слушание» и «Руководство», ясно выражает свое суждение по некоторому вопросу. Однако эта аргументация здесь объективная и рациональная, а не личностная и эмоциональная.
4. Разубеждение. Более жесткое продолжение предыдущего приема.
5. Обучение. Психолог старается помочь клиенту освоить информацию, умения, навыки, понять новые перспективы или что-либо подобное.
6. Неравноценные альтернативы. Хотя у клиента есть разные возможности, при этой форме давления психолог ясно показывает, что в данном случае он отдает предпочтение одной из них.
7. Указания.Психолог дает клиенту указания, назначения или информацию, которая призывает к некоторым действиям. ,.
8. Узкие вопросы. Это такие вопросы, в которых психолог четко определяет, что ему подойдет в виде ответа. Например: «У вас заметно изменилось выражение лица - что сейчас произошло? »
IV. Требование.Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
v Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие:«Я намерен убедить тебя - или, если это необходимо и возможно, заставить тебя - некоторым образом изменить то, что я считаю важным. Для этого я применю все силы, которые смогу привлечь».
v Соотношение количества высказываний: широко варьирует, включая те случаи, в которых психолог «захватывает» почти всю сессию, и случаи, в которых он делает лишь редкие (но чрезвычайно веские) интервенции.
v Отношение к субъективности: психолог честно, но избирательно говорит о своих чувствах, эмоциях, ценностях и суждениях. Он готов взять на себя ответственность за это и использует этот ресурс осмысленно. Фактически, суть этой октавы состоит в мобилизации субъективно-, сти психолога. В крайних случаях при этом возможно ,;:', даже несколько упустить из вида чувства и точку зрения клиента.
v Открытое убеждение. Это и есть суть данной октавы.
Слово «открытое» упоминается здесь к тому, что если психолог использует свои собственные ценности, эмоции и суждения, но претендует на то, что они объективно обоснованны, может возникнуть ситуация предательства клиента. Психолог должен быть готов к принятию на себя ответственности за привнесение в беседу своей субъективности.
v Роль, которую принимает на себя психолог:
§ использование авторитета,
§ использование открытых директив,
§ постановка границ,
§ настойчивое требование результата,
§ проявление своих собственных эмоций.
Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Инструктирование», расположенные по мере нараспщния содержащегося в них давления:
1. Узкие вопросы. Это совпадает с высшей ступенью октавы «Руководство».
2. Настоятельная просьба. Представляет собой эмоциональный личностный призыв, который выражает субъективное побуждение и может быть дополнен объективными и рациональными материалами.
3. Одобрение. Психолог хвалит высказывание или действие клиента с личностных позиций.
4. Вызов. Консультант вступает в конфронтацию с клиентом, высказывая взгляды, противоречащие его взглядам или опровергающие их.
5. Подкрепление или неодобрение. Консультант использует авторитет, ценностные суждения или другие сильные средства поддержки в защиту или против взглядов клиента, его действий, намерений.
6. Подстановка. Консультант использует авторитет, чтобы в целом или частично принять на себя ответственность, например, обязать клиента обратиться в психиатрическую лечебницу.
7. Команды. Консультант отдает распоряжения, однозначно воздействующие на клиента, в которых нет ни единого намека, на возможность дискутировать или жаловаться.
8. Отвержение. Консультант однозначно отказывается от клиента, так что отрицание распространяется на него как на личность.