В целом воздействие всех социальных факторов производства на его экономические результаты тесно связано и носит интегральный характер.

Рассмотренная совокупность социальных параметров организации, выступающих в качестве факторов социального развития, служит средством описания социальной общности работников организации. Оценивая (измеряя) конкретные значения данных факторов, можно судить о качестве социальной общности организации как хозяйственной целевой группы.

Очевидно, что оно (качество) может быть разным с точки зрения оценки уровня социального развития конкретной социальной общности. От этой оценки зависит выбор целей социального управления. Аморфная социальная общность организации (псевдоколлектив), характеризующаяся нестабильным, постоянно сменяющимся составом персонала, нуждается (с позиции социального управления) в укреплении внутренних социальных связей, повышении сплоченности. В такой организации главной целью управления социальным развитием должно стать формирование трудового коллектива.

Дело в том, что не каждая совокупность работников организации фактически представляет собой трудовой коллектив. Трудовой коллектив – это особая социальная общность или объединение людей, отличающееся тем, что основным предметом отношений между ее членами или большинством их являются цели и задачи организации как хозяйственного субъекта. Иными словами, трудовой коллектив принципиально отличается от других трудовых общностей тем, что большинство его участников воспринимают цели организации как свои собственные, всячески стремятся содействовать их достижению, постоянно проявляют интерес к работе своего подразделения и организации в целом. Поэтому создание условий для того, чтобы цели организации стали существенной частью личных целей работников, можно считать одной из главных задач социального управления организацией.

Социальные изменения и процессы в организации могут носить как стихийный, так и упорядоченный характер.

Упорядоченность социальные изменений определяется обоснованностью и целенаправленностью управленческого воздействия. В небольших организациях в качестве субъектов социального управления вольно или невольно, сознательно или неосознанно выступает руководящий состав. В связи с этим следует отметить важность установок руководства относительно учета и использования социальных факторов в ходе принятия стратегических решений. В крупных организациях с этой целью создаются соответствующие функциональные подразделения – службы персонала или отделы человеческих отношений. Но и здесь роль социальных установок руководителей как фактора социальных изменений, как правило, является решающей.

Система управления персоналом организации, точнее, ее действие, выступает (в силу характера функций, выполняемых данной системой в общей системе управления организацией) как главный официальный фактор целенаправленных социальных изменений организации. В системе управления персоналом организации формулируются цели социального управления, ею обеспечивается реализация данных целей. Поэтому совершенствование системы управления персоналом следует рассматривать как одно из главных условий целенаправленных социальных изменений в организации. Подробнее об этом будет идти речь при освещении раздела 9.

Вопросы и задания

1. В чем состоит суть социальных целей организации?

2. Как соотносятся социальные цели организации с ее другими целями?

3. В чем состоит различие между общими и частными социальными целями организации?

4. Опишите соотношение между целями и факторами социального развития организации.

5. Назовите основные группы факторов социального развития организации и дайте их характеристику.

6. Приведите конкретные примеры факторов социального развития организации.

7. В чем проявляется действие различных факторов социального развития?

8. Каково содержание социальных изменений и процессов в организациях деловой сферы?

9. Назовите основные технические, экономические и социальные параметры организации.

10. Дайте характеристику организации как социальной среды личности работника.

11. Что означает понятие "социальная среда"?

12. Назовите основные материальные и социально-психологические компоненты социальной среды организации.

13. Какова связь между социальными параметрами и факторами социального развития организации?

14. Назовите основные группы социальных параметров организации.

15. Как вы понимаете значение термина "социальная инфраструктура организации"?

16. Что означает термин "трудовой коллектив"?

17. Что дает основание рассматривать управление персоналом организации в качестве фактора социальных изменений?

Наши рекомендации