Включенность клиента в процесс консультирования.
Имеется в виду то, что клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы:
■ развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным;
■ клиенту было интересно.
Ю.Е. Алешина (1994) в свое время сформулировала еще один принцип - анонимность.Имеется в виду, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Однако за последнее время выяснилось, что это правило может иметь исключения. Психолог в ряде случаев должен иметь право разглашать информацию, полученную от клиента, например, в случае угрозы жизни и здоровью кого-либо. Подробнее мы обсудим этот вопрос в следующем разделе.
Этические аспекты психологического консультирования
Р.-А.Б. Кочюнас [1999, с. 227-233], проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
1. Консультант ответственен в своей работе: ' \
- перед своим клиентом,
- перед членами семьи клиента,
- перед организацией, в которой он работает,
- вообще перед общественностью, ,
- перед своей профессией.
2. Клиентдолжен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно,поэтому до начала процесса консультирования консультант обя-
зан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
- об основных целях консультирования,
- о своей квалификации,
- об оплате за консультирование,
- о приблизительной продолжительности консультирования,
- о целесообразности консультирования в данной ситуации,
- о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования,
- о границах конфиденциальности.
Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио- и видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.
Правила конфиденциальности
1. Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.
2. Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности. Они не подпадают под требование конфиденциальности.
3. Ориентируясь на право клиента на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.
4. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
5. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Р.-А.Б. Кочюнас [1999] приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено:
1. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними.
2. Необходимость госпитализации клиента.
3. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
4. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан:
■ принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв,
■ проинформировать об опасности ее саму (или их),
■ проинформировать родителей или близких этого человека,
■ проинформировать правоохранительные органы.
Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.
Требования к личности психолога-консультанта. Модель эффективного психолога-консультанта
Существуют поверхностные и более глубокие взгляды на этот предмет.
Н.Н. Обозов [1993,с. 20-26]обращает внимание на следующие качества:
1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находитсярядом. В психологическом консультировании эта чуткость может выглядеть как профессиональный такт. Например, психолог-консультант избегает доводить до клиента информацию в той форме, которая может его травмировать.
3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью). Имеется в виду способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения при рассмотрении того или иного вопроса.
4. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Имеется в виду способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, его успокоить - терпимость к возможным невротическим срывам с его стороны.
5. Поддержание общей культуры поведения возможно только при многочисленных и разнообразных контактах психолога с другими людьми. В результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости - дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции и мимики. Необходимо иметь и навыки переписки для ситуации дистантного письма. Психолог-консультант должен знать лучшие образцы культурного наследия, но не замыкаться на них.
6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения. Имеется в виду, что если клиент нервничает и перескакивает с одной темы на другую, то психолог-консультант сможет своевременно возвратить беседу к заданной теме. Если обсуждение других людей начнет выходить за рамки объективности, то психолог-консультант сумеет сохранить эти рамки.
7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах. Имеется в виду, что интравертирован-ному, застенчивому индивиду бывает сложно порой выйти из напряженной ситуации, он не всегда легко говорит «нет», а оказавшись в зависимости от другого, использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включается в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.
Р.-А.Б. Кочюнас [1999, с. 25-32] пишет о следующих чертах:
1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.
2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.
3. Эмоциональная стабильность и объективность. Имеется в виду способность уважать права других людей, восприятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.
Но наиболее значимыми, соответствующими западной парадигме консультативной психологии, из черт, рассмотренных Р.-А.Б. Кочюнасом, нам представляются следующие:
1. Аутентичность.Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42-43] отождествляет слово «аутентичность» с близким ему «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:
1) доступность - степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него;
2) экспрессивность ~ степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.
2. Открытость собственному опыту.Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
3. Развитое самопознание.Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри.
4. Сильная идентичность.Понятие «идентичность» - относительно новое для отечественного контекста, поэтому остановимся на нем подробнее. В данном изложении мы будем опираться на результаты анализа зарубежных и отечественных публикаций по проблемам, связанным с идентичностью, осуществленным Н.В. Антоновой [1995]. Идентичность - сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение - некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий (преждевременная идентичность) или преодоления кризиса идентичности (достигнутая идентичность). Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора, начиная от выбора школы, работы и кончая поиском и выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности - самоопределений. Возможен также деструктивный вариант последствий кризиса. Это происходит, когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся в его распоряжении альтернатив выбора. В таком случае человек может испытывать ряд негативных состояний:
1) высокий уровень тревожности;
2) ощущение собственной беспомощности; ,,,
3) неверие в будущее;
4) пониженный эмоциональный фон;
5) ощущение потери смысла в жизни вплоть до депрессиии склонности к самоубийству.
Незнание причин своего состояния у такого человека тем не менее может выражаться в утверждениях, что у него все в порядке, ему не нужно что-либо менять в своей жизни. Описанный выше конструктивный путь достижения идентичности (вследствие личностного поиска и выбора) приводит к формированию того, что принято называть личностной идентичностью. Но возможен и другой путь. Столкнувшись с кризисом идентичности, пытаясь избавиться от негативных эмоциональных состояний, связанных с деструктивным вариантом послед -
ствий кризиса, человек пытается приобрести идентичность, присоединившись к группе, имеющей позитивный статус в обществе, и присвоить себе ее нормы и ценности, спрятаться за социальной ролью от необходимости личностного выбора. Такой путь характерен для формирования социальной идентичности. Н.В. Антонова [1995] описала две основные шкалы для измерения степени развития у человека качеств, связанных с идентичностью:
1) сила-слабость идентичности; ,
2) открытость-закрытость идентичности.
Исходя из этих двух шкал, можно выделить четыре крайнихварианта развития идентичности:
v Открытая сильная идентичность — сложившееся в результате личностного выбора в ситуации кризиса идентичности представление о себе и своей жизни. При этом человек не теряет возможности воспринимать новое, изменяться, в чем, собственно, и проявляется открытость идентичности. Но, меняясь, он не теряет лучшего из своего «прошлого Я», ощущает единство своего прошлого с настоящим и будущим, что создает у него ощущение це-I ленаправленности, осмысленности своей жизни. В этом и проявляется сила его идентичности.
v Закрытая сильная идентичность - человек характеризуется раз и навсегда сложившимся, жестким, не меняющимся « образом Я ». Он предпочитает оставаться в рамках стереотипов и не желает меняться. Возможно, это связано со страхом вновь пережить кризис идентичности, потерять идентичность. Такой страх, видимо, определяется тем, что выход из ситуации кризиса был не совсем сознательным. Возможно, идентичность была приобретена путем идентификации с группой.
v Открытая слабая (диффузная) идентичность - люди ощущают смысл своих страданий и активно идут путем приобретения идентичности. Пробуют различные способы поведения и общения, ищут литературу и т. д.
v Закрытая слабая (диффузная) идентичность - люди смутно ощущают, что делают что-то не так, но не знают,
как надо, и не видят перспектив для самоизменения. Возможно, закрытость определяется неудачными, травмирующими последствиями некоей поисковой активности, бывшей в прошлом. Можно предположить, что это связано с рудиментами преждевременной идентичности, усво-t,?- енной от родителей, когда в образе мира и себя в этом мире упор делался на том, что самостоятельный личностный поиск неэтичен, греховен. Другие компоненты идентичности практически не сформировались, что и объясняет страдания. Путь же к личностному поиску закрыт. Такие люди идут путем деструктивного кризиса. В нашей кон-:. сультативной практике мы наблюдали стимуляцию у клиента изменений в ситуации подобного рода психосоматической симптоматикой.
Сильная личностная идентичность нужна психологу-консультанту для того, чтобы в консультировании иметь свою внутреннюю позицию, не быть простым отражением надежд других людей.
5. Толерантность к неопределенности.Ситуации неопределенности составляют ткань консультирования, поэтому психолог-консультант должен уметь без значительного дискомфорта переносить их. Достигается это через:
1) уверенность в своей интуиции и адекватности чувств;
2) убежденность в правильности принимаемых решений;
3) способность рисковать.
Все эти качества приобретаются по мере личного ипрофессионального опыта.
6. Принятие личной ответственности.Имеется в виду то, что критика не вызывает у такого человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.