Для построения занятий используется следующая схема
Каждое занятие начинается с приветствия, которое повторяется из занятия в занятие и является своеобразным ключом к переходу из обыденной жизни в игровую ситуацию. Завершается занятие также символичным ритуалом: со словами «До свидания» все участники складывают ладошки одна на другую.
Кроме этого, использованы приёмы «введения» в занятие, в волшебный лес. На поляну игр и с поляны игр есть только одна «дверь»: мостик, тоннель, радуга или канат. Это некоторый «сказочный» закон, который нормирует ребёнка.
Занятие включает в себя три фазы: психодинамическая медитация, подвижные или результативные игры, психомышечная релаксация.
I фаза - психодинамическая медитация.Этот метод связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности и получением позитивного двигательного опыта. Он также направлен на общую энергетизацию тела[2].
Выделяют несколько видов психодинамических медитаций.
Первая группа приёмов связана с перевоплощением в животных. Время перевоплощения 8-10 минут. Дети хорошо чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки, что способствует снижению эмоционального, интеллектуального и телесного напряжения. Перевоплощение в животных развивает воображение ребёнка. Кроме того, такое упражнение можно использовать и как зарядку, так как, изображая животных, дети тренируют различные группы мышц. Для гиперактивных детей – это хороший способ «разрядки», для застенчивых – такой приём поможет им почувствовать себя более свободными. Важно, чтобы ведущий принимал непосредственное участие в перевоплощениях – это улучшит взаимодействие с детьми. Дети не просто играют «в животных», а учатся чувствовать их мир и своё тело.
Вторая группа приёмов связана с погружением в различные стихии («Земля»). Упражнение, которое даёт возможность представить и «пройти» по разным видам почвы, способствует уравновешиванию психики, общей энергетизации тела и развивает воображение. Опыт хождения по разным типам почвы помогает человеку «заземлиться», сбалансировать свои чувства.
Следующая группа связана с упражнениями с тканью («Паутинка»). Такие упражнения развивают чувство опоры, стабильности, укрепляет мышцы ног, и развивают координацию движений. Упражнение с покачиванием ребёнка, сидящего в центре Паутинки, помогает ребёнку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, это сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга.
II фаза – подвижные игры.Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, интеллектуальные способности. Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать, запоминать[7;8].
Подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Не только ведущий, но и все участники игры быстро получают обратную связь. Каждый ребёнок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Ведущий стремится создать для ребёнка как можно больше ситуаций успеха. Удовлетворение, которое ребёнок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя.
При подборе игр соблюдаются следующие принципы:
· в играх создаются разнообразные возможности для экспериментирования и получения нового опыта; каждый ребёнок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным.
· Благодаря тому, что предлагаемые задания выполняются разными способами, дети могут играть в соответствии со своими возможностями.
· Игры составлены так, что опасность получить физическую или эмоциональную травму минимальна.
· Цели игр ясны и достижимы.
· Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником как нового опыта, так радости.
· Дети имеют возможность повторять свои попытки, чтобы постепенно приближаться к решению задачи.
· Игры построены так, чтобы у ребёнка развивались терпение и способность выдерживать ожидания.
· Достижение желаемой цели требует от ребёнка как самоконтроля, так и спонтанности.
· Продуманное музыкальное сопровождение способствует снижению психоэмоционального напряжения в группе, воспитывает навыки адекватного группового поведения.
· Игры построены так, что все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь, то есть социализируют ребёнка.
III фаза – психомышечная тренировка.В завершении занятия для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки А.В. Алексеева[5]. Широкое распространение аутотренинга в настоящее время объясняется эмоциональными перегрузками. Социально-биологические аритмии наблюдаются не только у взрослых, но и у детей, так как ускоренный темп жизни и сокращение периодов отдыха в течение дня коснулись и их.
Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто от того, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма детского коллектива. Содержание этого блока включает в себя игры и упражнения из курса психогимнастики М.И. Чистяковой. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребёнка.
Основополагающие принципы
Организация работы с воспитанниками предполагает опору на следующие основополагающие принципы.
1. Единство диагностики и коррекции.
2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
3. Обеспечение эмоциональной безопасности.
4. Положительная эмоциональная оценка достижений детей.
5. Открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса.