Десять правил психолога-профконсультанта
1. Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного района.
, 2. Во время профконсультации обязательно иметь показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру.
3. Во время профконсультации развивать самооценку и ука
зывать на положительные качества личности, помогать в разви
тии объективного самоопределения.
4. Все рекомендации давать тактично, консультацию прово
дить в доверительной обстановке. Необходимо направлять уси
лия личности с учетом условий и требований общества.
5. Психолог должен быть убежден, что каждый школьник
является личностью, обладающей индивидуальными интереса
ми, способностями, особенностями характера, которые необ
ходимо использовать в реализации потенциальных возможно
стей ученика.
6. Психолог может задавать вопросы, обобщая и системати
зируя ответы на них; дает советы, неся ответственность за их
последствия.
7. Психолог делает выводы на основе комплексного изуче
ния личности оптанта (данных наблюдений, биографии, исто
рии событий, ответов на вопросы анкет, медицинского диагно
за, результатов психодиагностики).
8. При консультировании необходимо учитывать в большей
степени последние данные о личности, чем предыдущие.
9. Консультант должен всесторонне и исчерпывающе прово
дить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять
свои недостатки, отрицательные черты характера и в довери
тельной форме указывать возможности их устранения.
10. Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоци
ональную сферы школьника, должен постоянно учитывать его
психологическое состояние. Его цель — понять собеседника и
быть понятым им.
КАРТА ПЕРВИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
Дата |
Класс |
Фамилия, имя, отчество
Возраст Школа
/. Состояние здоровья: а) здоров, б) функциональное отклонение, в) хроническое заболевание. Заключение подросткового врача. //. Информированность о мире профессий:
а) полная
б) недостаточная
в) отсутствует
///. Наличие профессионального плана:
профессия________________________________________
учебное заведение__________________________________
IV. Сформированность профессионального плана:
а) сформирован
б) частично сформирован
в) не сформирован
V. Осознанность выбора профессии:
VI. Ведущие мотивы:
VII. Сведения из «Анкеты оптанта»:
любимые занятия ____ ______
предпочитаемые профессии
опыт работы____________
успешность обучения по дисциплинам:
естественным точным______ ,
гуманитарным_______ труду_________
а) ярко выражены (в какой области деятельности?)
б) не выражены
VIII. Интересы и склонности ДДО: П—Т—Ч—3-Х -- карта
интересов: 1-2-3-4-5-6-7-8-9—10—11-12-13 - 14- 15-
16—17-18—19-20—21—22-23-24—25-26—27—28--29.
IX. Коммуникативные и организаторские склонности:
К - 1, 2, 3, 4, 5;
О- 1,2,3,4,5.
X. Выраженность профессиональных интересов и склонностей.
XI. Особенности поведения:
XII. Заключение профконсультанта:
а) оптант не нуждается в углубленной профконсультации
(профплан обоснован, профплан сформирован в процессе кон
сультации)___________________________________________
б) оптант нуждается в углубленной профконсультации ___
Рекомендации профконсультанта: область деятельности, профессия
Пути профессионализации___________________________
Запасной вариант профессионального выбора
Домашнее задание__________________
Противопоказанные сферы деятельности
Психолог-консультант:
(подпись)
В углубленной профконсультации необходим анализ индивидуальных особенностей каждого ученика. Результатом обобщения всех характеристик является индивидуальная психологическая карта. Приведем конкретный пример такой карты.
Ф.И.О. Гурьев Андрей Васильевич
Школа № 28 г. Северодвинска
Класс V «Б»
Возраст 10 лет
Здоровье: отклонений нет, 1-я группа, здоров
Нейродинам ика
Сила нервной системы (теипинг-тест) = 46 — среднеслабый тип нервно]'! системы для правой и левой руки.
Исследование перцептивно-мыслительной деятельности
1. Внимание:
а) корректурная проба (кольца Э. Ландольта):
А (точность) - 11 (9 — 11 ср.)
Е (продуктивность) = 4
Данные свидетельствуют о средней точности и низкой продуктивности;
б) объем внимания (таблица Ф.Д. Горбова):
А = 282 сыр. - 7 шк. ед.— низкий уровень;
в) концентрация внимания.
А = 13 сыр. = 7 шк. ед.— низкий уровень концентрации внимания;
г) избирательность внимания (тест X. Мюнстенрберга):
А-34 сыр.-5 шк. ед.- низкая концентрация внимания.
Данные исследования свойств внимания свидетельствуют в
целом о низком его уровне.
2. Образное мышление (исключение лишнего слова):
А = 25 сыр. = 8 шк. оц.— низкий уровень образного мышления.
3. Память образная (предъявление фигур):
А = 20 сыр. = 5 шк.— низкий уровень образной памяти.
Данные исследования памяти, мышления и внимания свидетельствуют о низком уровне перцептивно-мыслительной деятельности.
Личностные особенности
1. Опросник Айзенка:
Э-14, Н-6, Л-4.
Экстраверт, эмоционально-стабильный,
2, КОС К = 0,7, О = 0,65 — высокий уровень коммуникатив
ных склонностей, а организаторских — ниже среднего.
природа техника |
3 ДДО Е.А.Климова:
человек | знак | худ. образ | |
11. Р. В Овчарова
-е. | Гуманитарные | Вывод: поверхностные интересы, отсутствие отрицательных и положительных выборов в 7 сферах деятельности из 19 предложенных свидетельствуют о недостаточном уровне осведомленности учащегося о мире профессий, а большинство положительных выборов (транспорт, журналистика, право, астрономия) и явное отрицание сферы обслуживания свидетельствуют о влиянии возрастных и половых различий. Данные анкеты ученика: Андрей в будущем мечтает стать крановщиком, как и его отец. Любимые предметы — труд и физкультура. Нелюбимый предмет — русский язык. В свободное время предпочитает чтение художественной литературы, "-.{тает все подряд, без разбора. Сегагы и кружки не посещает. Успешность обучения (средний балл) |
-р^ | Естественные | |
LU | Мате мати чес кие | |
L/> | Н •а S i |
+ | отношение | |
математика | ||
- | астрономия | |
ю | биология | |
медицина | ||
сельское х- во | ||
- | лесное х- во | |
- | NJ | журналистика |
искусство | ||
- | география | |
~ | обществ, п. | |
ю | право | |
KJ | транспорт | |
педагогика | ||
рабочие спец. | ||
- | обслуживание | |
строительство | ||
К) | легкая нром, | |
- | техника | |
эл.техника |
<? ч а
s s тз
а я ч | s а | Ь] И у ^ т?' С^ 2 g os f3 8 g ё I -• Г ------------------------------------------------------------ i » ^- | ||||
CD | ТЗ | >— J | i i > | Q | l^ | |
О О | 4> CD О | -1 N | о | 3. ч | И Р | 1 р |
^ | С s | S J=° о | р я | Ч X | ч я | |
гп | о i | 7s I II | Ja Р а | CD | J3 CD | << |
о | 0" о | О (^ to - ё 3 | р о а | лове | Sa о | о я о |
Е | о ч | § II | тз CD Ja | « | | а о | о |
О i—1 | CD | i | о | |||
о х | а | a p | О) | X | ч | тз |
Р | i^ "Ъ>- | а | ti | " | s | |
:_! s | CD 3 » | CD | о | я о | о | |
а о | ь -^ tr- . n | •с о •9- | сстве | га Т! о | р a a Q | |
s | *5 | CD | а | О | ||
о | я | |||||
ч | С | а Е | S | |||
о | о | S: | "S | — | ||
я CD О | i | о о\ тз | CD я | о | ||
я | fo | о | CD | |||
О | о | » | a | О | ||
ТЗ | CD | w | ||||
о | сз |
ITf
с> Р
— и
4- ^ Р
I -f CD
I -J
О в) J1
CD 2 'И 1
Г * В
•£ * ко
2 к 5с a
х v тз
' Я О g
Е с S
~" р р
a 5 х
S a "
7ч а. -,_.
ё |
р р ^
ч о я
g 2 s
й 8 |
•1 Ч *
р а I тз я |
а •с о |
1^5
D II i | п оз > fa II II il a nj о\ Е Н + о | :а ы л a a s я Р CD К CD О CD 0" а а ч -к , со у} 5* tj Р Ш >— I CD >< £ aC3CDXCD>r3C_ 1 £ о | 9 $ S 1 '-' Хч ^ ш ^ СС CJ1 s» ,3 етчЗ £ И о о .£ тз — о р ;J w тз н°оо;~йрс п ^ ° g ^ ' и • | Можно пок шение личное- | ем родителей i ний о професс | Р ^"ct 3 §| |Т^ §рс^1 w Z -1 > Sc х * -а от « ^Я8^ р о "9- 2 3 | |||||
о | li x n 75 | ,— >-1 ,— Г1 О | Г" i> | 3 К | S | р "®" о S | CD | |||
щее большинство п сдержанны, облада | чень непоказательнс туемых спокойств» | ков характерна з\ ность). | эттелу следующие: )бщительность высо] орошо развитые уме (моциональная стаб( | нчила музыкальную >в при музее изобра: in театра, живописи южественный образ> 1ческий тип (А ~ 10 | нна С. хочет работат «Карта интересов» | !ать на примере одн 1ых характеристик с | учителей. Необходи; их. | тно здоров. Плохо и сионалъный план н; армированы. НапраЕ льных интересов и с | р о о о тз s Sc | и> |
одростков нетерпеливы, не-1ют завышенной самооцен- | ie для данной группы испы-ie, благодушие. Подавляю- | кая. твенные способности, шьность (хотя для подрост-моциональная нестабнль- | школу, занимается в труп-зительных искусств, много . Ее выбор на 100% опреде ->. Показатель по тесту Гол-'). | ь в области искусства, быть показывает, что выбор не | ой из испытуемых соотно-будущим професс иональ- | мо также расширение зна- | [Нформирован о мире про-а данный период имеется, шение работы -- формиро-;клонностей с привлечени- | балл школьной успеваемо- | ||
S
S
l
0
Х
I s
s о
o?"
о 5 3 ° =
7* Н -_р Cd S 111
чй е о
^ Q ?>
» в С
Е *< ^
| 3 И
о ь
о О а
» от х
о а
о Ьз о
3 Т"
G = 5------- коллективист, любит внимание к себе, любит
совместную деятельность.
Кроме того, по фактору Q4 = 12+ мы видим высокую старательность, стремление к достижению цели.
В данном случае личностные характеристики прекрасно соотносятся с пониманием своего места в жизни,
Владислав В. свой выбор конкретно не назвал, сформулировал его так: «в области науки». Испытуемый очень нелегко пошел на разговор, но был чрезвычайно удивлен точностью данных по тесту Кэттела. После этого он сказал, что хотел бы работать в области прикладной математики, как он сам говорит, быть «кабинетным работником».
По Голланду — это яркий интеллектуальный тип - - 13. Такой же высокий интеллектуальный показатель по Кэттелу (8 +). В то же время фактор А (общительность -- замкнутость) = 2 —. Показатели С (эмоциональная стабильность — нестабильность), D (фактор темперамента) — в пределах средних данных. Фактор Т7 (озабоченность — беспечность) отрицательный, что говорит о серьезности, рассудительности, высоком самоконтроле. По отрицательному фактору У (сензи-тивность) — это человек независимый, жесткий, самоуверенный, реалистичный. Очень высокий фактор (>(коллективизм — индивидуализм) говорит о нестандартности внутреннего мира, разумности, осторожности. Высокий показатель по фактору G (самодостаточность -- приверженность группе) — такой человек независим, самостоятелен, может самостоятельно принимать важные решения. С этим показателем коррелирует показатель по фактору Q3 (высокий — низкий контроль «Я») — не считается с общественным мнением, конфликтен, поступает как хочет. В то же время положительный показатель по фактору Q4 (расслабленность — высокое рабочее напряжение) дает информацию о высокой старательности, стремлении в достижении цели, энергичности, некоторой раздражительности.
В данном случае личный выбор подростка также очень гармонично сочетается с психическими особенностями личности. Таким образом, профессиональное консультирование учащихся требует от психолога глубокого знания професснограмм (какие квалификационные требования существуют н каждой профессии) и психограмм (какие психофизиологические качества необходимы человеку для овладения той или иной профессией).
Задача формирования или коррекции профплана учащегося должна решаться совместными усилиями самого подростка, педагогов, родителей и школьного психолога с учетом сильных и слабых сторон его личности.