Программа игровой психокоррекции

ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель программы: устранение искажений эмоционального ре­агирования и стереотипов поведения, реконструкция полноцен­ных контактов ребенка со сверстниками.

Задачи программы:

1. Развитие внутренней активности детей.

2. Формирование социального доверия.

3. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

4. Формирование адекватной самооценки детей.

5. Развитие социальных эмоций.

6. Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.

Средства коррекции: детская игра, элементы психогимнасти­ки, специальные приемы неигрового типа, направленные на по­вышение сплоченности группы, развитие навыков общения, спо­собности к эмоциональной децентрации.

Этапы коррекции:

I этап — ориентировочный (3—4 занятия),

II этап — реконструктивный (6—7 занятий),

III этап — закрепляющий (2—3 занятия).

Содержание программы

I э т а п — ориентировочный

Занятие 1

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети сели полукругомчна стульчики вместе с психологом. Всем уча­стникам взрослый предложил назвать себя любым именем, ко­торое сохраняется за ребенком на все время занятий. Психолог предлагает выбрать детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.

Коррекционный смыслсостоит в том, что ребенок может та­ким путем как бы выйти из своего старого Я и надеть на себя Другую личину. Дети часто выбирают имя друзей, название жи­вотного, которое бывает глубоко символичным.



5- Р. В. Овчарова



 

В диагностическом смыслевыбор не своего имени — признак неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собст­венного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени слу­жит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называет себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок на­звал себя по-другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначальную на­стороженность ребенка. В то же время эта игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень само­стоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т. е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказыва­ет, значит, группа действительно активна, и психолог занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась сти­хийная групповая структура.

Затем психолог предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры:создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, формирование произвольного контроля, умения под­чиняться требованиям одного.

Ход игры.Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объ­единяющая. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окон­чания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.

Занятие 2

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как пра­вило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихий­но сложившаяся иерархия поддерживает других и таким обра­зом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстри­руя его положительные и отрицательные стороны детям.

Психолог находится в групповой комнате, но никак не вме­шивается в детские игры.

Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

1) лидер;

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся оппозиционер;

4) покорный конформист (баран);

5) «козел отпущения».

Значит, первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается, так как окончание этого уровня отличают 3 при­знака:

укрепившиеся роли,

стереотипные интеракции,

появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа — это этап направленных игр, форми­рование осознаваемых навыков и действий; целенаправленно задается ведущим. Тем не менее необходимо включать спон­танные игры на определенное время в каждое занятие. Это на­зывается «свободное время». Обычно на него отводится 20 ми­нут в конце занятия.

Занятие 3

1. Игра «Жмурки».

Цель:создание положительного эмоционального фона, уст­ранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры.Все дети идут, приплясывая и напевая какую-ни­будь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Под­водят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

— Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, На развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то Дернут за одежду.

2. Игра «Жучок».

Цель:раскрытие групповых отношений.

Ход игры.Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий сто­ит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с рас­крытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотро­нулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбира­ют с помощью считалки.

Свободное время.

Предложить дсгям сюжетно-ролевые игры, настольные игры.

3. «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на установление равенства и пересечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуе­мая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начи­нают чувствовать направленную на них агрессию, которая хо­рошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вто­рых, возникают спонтанные тактильные ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, ува­жительное отношение к ритуалу окончания занятия.

Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, II этапу груп­пового курса, в котором большое внимание уделяется индивиду­альной работе в форме ролевых игр и других приемов.

II э т а п — реконструктивный.

К моменту начала II этапа психологу уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсатор­ные способы поведения каждого.

Индивидуальная психологическая коррекция происходит тог­да, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и на­капливает новый опыт общения. Это становится возможным тогда, когда ребенок удовлетворил свои фрустрированные по­требности (они часто служат источниками и обусловливают его неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в без­опасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребно­стей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры.

Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения полного образа самого себя.Чтобы это реализовать, и используют методические приемы, такие, например, как об­ратная связь.Каждый ребенок получает обратную связь в спе­циально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Умело организуя обратную связь, психолог помогает сфор­мировать более продуктивный образ Я. Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи, с осо­бенным акцентом на положительные стороны ребенка.

Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, по­могающие преодолевать неприятные для ребенка свойства ха­рактера, например трусость. Это игры «Необитаемый остров», «Страшные сказки».

После этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой, не всегда, конечно, хороший, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте, сам их выдумать, я могу играть в необитае­мый остров, владеть собой».

Ключевой момент II этапа — это игра «День рождения». Во время этой игры и происходит усвоение требуемых качеств, «спу­скание» нужной характеристики личности, т. е. авансом сверху. Таким образом очерчивается зона ближайшего развития ребенка.

Отработка новых навыков общения особенно целенаправ­ленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать.

Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каж­дого ребенка, который ставится постепенно, в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет.

Занятие 4

1. Игра «Ассоциации».

Цель:воспитывается наблюдательность, воображение, уме­ние жестами изобразить человека.

Ход игры.Ребенок жестами, мимикой изображает другого ре­бенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные Дети отгадывают, кого он изображает.

2. Игра «Страшные сказки».

Цель:развивается смелость, уверенность в себе, снимается тревога. Игра направлена на объединение группы.

Ход игры.Гасится свет или зашторены шторами окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, так­же в темноте.

Гимнастика.

3. Спортивная игра «Турнир».

Цель:воспитывается произвольный контроль, корректиру­ется аффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок становится в разные позиции: соревнующегося; судьи; зрителя.

Ход игры.Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:

а) «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться
руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он
должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги Так, чтобы попасть
мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3—4 шагов.

б) «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо
попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сза­
ди. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская.

в) «Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из
равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо
правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется
земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держать­
ся одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто
дольше удержится, прыгая на одной ноге.

г) «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо
приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать,
не помогая себе руками.

4. Игра «Хоровод».

Занятие 5

1. Игра «Бип».

Цель:создание положительного эмоционального фона, уст­ранение страхов, сплочение группы.

Ход игры.Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».

Гимнастика.

2. «Семейный портрет».

Цель:игра служит социометрии детской игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимоотношение.

Ход игры.В семью приходит фотограф, чтобы сделать семей­ный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

3. Игра «Зеркало».

Цель:дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры.Выбирается один водящий, остальные дети — зер­кала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Психолог следит за правильностью отражения.

Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.

4. «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Занятие 6

1. Игра «День рождения».

Цель:для сплочения группы детям дается возможность вы­сказать все обиды, снять разочарование.

Ход игры.Выбирается именинник. Все дети дарят ему подар­ки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается по­фантазировать и придумать будущее имениннику.

2. Игра «Путаница».

Цель:игра поддерживает групповое единство.

Ход игры.Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и рас­путывает, также не разнимая рук у детей.

Гимнастика.

3. Игра «Мальчик (девочка) — наоборот».

Цель:в игре развивается произвольный контроль за своими дей­ствиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.

Ход игры.Участники встают в круг. Ведущий показывает дей­ствия, все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен де­лать не так, как все.

Свободное время (забавы за столом).

а) «Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от на­
стольного тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глу­
бокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно,
чтобы шарик вылетел из чашки.

б) «Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соеди­
няют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища,
стараясь положить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая
локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол.

в) Различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие
колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры,
надо соблюдать правила.

4. «Хоровод». Можно предложить одновременное легкое по­качивание вправо, влево.

Занятие 7

1. Игра «Крепость».

Цель:игра дает детям возможность проявить агрессию. Ин­тересна диагностика — кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры.Группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость.

Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие — надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

Гимнастика.

2. Игра «Изображение предметов».

Цель:воспитывается наблюдательность, воображение, уме­ние видеть другого.

Ход занятия.Ребенок мимикой, жестами изображает пред­мет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, ста­новится ведущим.

3. Игра «Щит и меч».

Цель:выход агрессии, эмоционального напряжения. Ход игры.Психолог держит щит, дети бьют об него мечами. Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, стро­ительный материал.

4. «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся за руки.

Занятие 8

1. Игра «Чунга-Чанга».

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого чело­века и умение адекватно выразить свое.

Ход игры. Путешественник (психолог) пристал на своем ко­рабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного ос­трова — маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на де­вочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на шее — бусы, а в волосах — перья. С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В.Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественни­ка и петь:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове. Гимнастика.

1) Попугай.

2) Лебеди.

3) Тюлень на суше.

4) Тюлень в воде.

5) Мартышка.

6) Змея.

2. Игра «Баба Яга».

Цель:коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры.Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к дру­гу. Психолог просит показать, какое бывает выражение лица, по­за, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2—3 сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята гово­рят и показывают.) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, Деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2—3 сценки.)

3. Спортивные игры.

а) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за дру­гом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит Музыка Д.Нуриева «Восточный танец», первый играющий пы­тается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Осталь-

ные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые
медведи. Двое детей берутся за руки — это белые медведи. Со
словами «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить
и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охо­
ту. Когда переловят всех, игра кончается.

в) «Расставить посты». Дети маршируют под музыку Ф.Шу­
берта «Марш» друг за другом. Впереди идет командир. Когда
командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок дол­
жен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех
детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

4. «Хоровод».

Дети берутся за руки и встают в круг, улыбаются друг другу.

Занятие 9

1. Игра «Узнай по голосу».

Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.

Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он вста­ет в центр круга и старается узнать детей по голосу.

2. Игра «Передай по кругу».

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности. Ход игры. Дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой). Гимнастика.

1) Фокусник.

2) Силач с гирями.

3) Клоуны с гирями.

4) Змея.

5) Клоун и змея.

6) Воздушные акробаты.

7) Акробаты на батуте.

8) Клоун на батуте.

9) Йог ходит по разбитому стеклу, углям.

3. Игра «Два друга».

Цель: игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние дру­гого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмо­циональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают в исполнении психолога стихотво­рение Т.Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться — стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли зимой два друга кататься на коньках. Один стрелою мчится — румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду. «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу. Один пробежку сделал — согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи: Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»

Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют ро­ли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимиче­ски его иллюстрируют.

4. Этюд «Так будет справедливо».

Цель: эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учить понимать, какое поведение какой чер-

характера соответствует и как оно оценивается.

Ход этюда. Психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить .поступок братьев.

«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись,

кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.

Вдруг щелкнул замок — это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А млад-1ий не заметил маминого прихода и продолжал играть с по­кой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люст-?а стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила про­винившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

- Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала! — сказала мама. - Так будет справедливо, — серьезно ответил ей старший *ьш. — Ведь это я придумал кидаться подушкой.





Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев». 5. «Хоровод».

Дети встают в крут, берутся за руки. Ребята совершают одно­временно плавные движения вправо, влево.

III э т а п — закрепляющий

Важное место в психокоррекционной работе занимает задача по развитию навыков произвольности. Это решается на III этапе.

Новый опыт общения со сверстниками в группе складывает­ся на основе доверительной атмосферы открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Созда­ется возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми.

Эффекты детской игровой психокоррекции можно разделить на специфические и неспецифические.

Неспецифические эффекты проявляются прежде всего в из­менениях самооценки, приведении ее в соответствие с реаль­ными возможностями, расширении представления о себе, в уве­личении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эф­фектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ре­бенка. Коррекции подвергаются мучительные для самого ре­бенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.

На III этапе, заключительном, проводятся три последних за­нятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к. сверстникам, к самому себе, ко взрослому; закреп­ляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками.

Занятие 10

1. Игра «Разведчики».

Цель:развивать моторно-слуховую память, снять двигатель­ную расторможенность, негативизм.

Ход игры.В комнате расставлены стулья в произвольном по­рядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запом­нив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем развед­чиком и командиром отряда становятся другие дети.

Гимнастика.

Детям показывают картинки с изображением веселых чело­вечков, их движения надо повторить.

2. Игра «Дружная семья».

Цель:развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, отразить сложившиеся вза­имоотношения в игровой группе.

Ход игры.Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует или вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р.Паулса «Золотой клубочек».

Свободное время.

Для эмоционального сближения и взаимодействия детей психо­лог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рису­нок на большом листе бумаги, который расстилается на полу.

Тема рисования:«Наша дружная группа».

Цель рисования:влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляется в рисунке впечатление, полученное от игры, вы­являются страхи.

3. «Хоровод».

Дети встают в крут, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передавая мимикой свое настроение.

Занятие 11

1. Игра «Четыре стихии».

Цель:развивать внимание, связанное с координацией слухо­вого аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры.Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. . Гимнастика.

Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра — дети ста­новятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слег­ка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «то­поля»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.

2. Этюд «Встреча с другом».

Цель:развивать способность понимать эмоциональное со­стояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.

Ход этюда.Психолог рассказывает детям историю:

«У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родите­лями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однаж­ды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

3. Игра «Кораблик».

Цель:повышение самооценки, уверенности в себе.

Ход игры.Двое ^рослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло — это кораблик. При словах «Тихая, спокойная по­года, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду.

При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, дол­жен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно от­править игрушку.

4. «Хоровод».

Занятие 12

1. Игра «В магазине зеркал».

Цель:развивать наблюдательность, внимание, память. Созда­ние положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.

Ход игры.В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала — дети) и поду­мала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезь­янки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности по­вторяли ее движения.

Гимнастика.

1) Ледышки.

2) Ручейки.

3) Дождик.

4) Фонтанчик.

5) Холод, лед.

6) Жара, солнце.

2. Этюд «Очень худой ребенок».

Цель:умение выразить страдание и печаль.

Ход этюда.Психолог объясняет детям: ребенок плохо ест, он '

очень худым и слабым, даже муравей может его повалить с юг. Послушайте:

Это кто там печально идет

И печальную песню поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног.

Митя из дому шел, до калитки дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног!

(Э.Мошковская)

Психолог предлагает детям показать по очереди, какое худое 1ицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли ба­бушки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, оде­вает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня ЗЛевиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калит­ке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает му­равей и трогает его усиком (пальцем) — Митя падает (приседает).

3. Игра «Три характера».

Цель:игра на сопоставление различных характеров. Коррек­ция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры.Дети слушают три музыкальные пьесы Д.Кабалев­ского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с психологом да­ют моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей дого­вариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные Дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.



 


Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

4. «Хоровод».

Психолог предлагает детям:

«Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами до­брые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, друж­ные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры».

Дети водят хоровод под музыку польки из кинофильма «Зо­лушка» (или любую другую музыку):

Станьте, дети, станьте в круг, Станьте в круг, станьте в круг. Я твой друг, и ты мой друг, Самый добрый друг. Ля-ля-ля...

Наши рекомендации