Техники пс. консультирования
1) т. активного слушания, кот. подразумевает постоянное отражение информации от клиента.
Перефраз, интерпретация, отражение чувств клиента, прояснение, конфронтация, логическая последовательность, логическая связка, повтор или эхо-реакция, парадоксальная интенция, поддержка, резюме или обобщение, ссылка на авторитет, апелляция к литературным источникам.
2) Пассивное слушание, эмпатическое слушание
В литературе описываются разные модели: 2-3-4-5-6-7 этапные, трад-но – 5. Этапы К. процесса:
1 этап: знакомство (настроечный), длит. 5-10 мин. Осн. цель–настроить клиента на совместную работу.
Задачи: - установить эмоциональный контакт с клиентом, - познакомиться с ним, - рассказать кл. о функциональных обязанностях консультанта и возможностях консультирования, - выяснить цель прихода с фиксацией первичной проблемы и запроса, - договориться о дальнейшей работе, - установление эмоционального контакта (начинается с визуального контакта).
2-й этап: диагностический (примерно 25 минут, но не более 30 мин. при первой консультации). Осн. цель: помочь кл-ту понять суть проблемы. Задачи: - выслушать исповедь клиента, - выдвинуть гипотезы о происхождении трудностей; - проверить гипотезы; - работа по расширению и изменению сознания клиента; - нащупывание возможностей способов решения проблемы
3-й этап: уточнение запроса. Уточнить первичный запрос (примерно 1 минута). - Теперь, когда вы поняли суть проблемы, что вы от меня как от консультанта ожидаете?
4-й этап: поиск и выработка способов решения проблемы (примерно 15-20 минут). Осн. цель: помочь кл-ту найти альтернативные способы решения проблемы. – Помочь кл-ту генерировать идеи относительно способов решения проблемы, - помочь кл-ту проанализировать найденные способы и выбрать наиболее подходящие ему – конкретизировать найденные способы, помочь составить прог-му.
5-й этап: прощание. Осн. цель: подведение итогов проделанной работы. Задачи: обобщение проделанной работы. Помочь кл-ту эмоционально рассоединиться с консультантом. Дать номер тел., предложить через пару недель позвонить и сообщить о результатах, предупредить, что не будет немедленных результатов, что если он будет выполнять программу, то все получится.
Методы психологического консультирования.
Определение консультативной беседы; ее основная цель. Отличие консультативной беседы от житейского разговора. Техники активного слушания.
Определение консультативной беседы; ее основная цель.
Консультативная беседа – метод, представляющий собой специально организованный процесс общения, который направляет внимание личности клиента на область его ограничений проясняя их, а также на увеличение осознанием клиента себя, других и своих ресурсов.
Основной целью консультативной беседы является помощь человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Отличие консультативной беседы от житейского разговора.
-у психолога-консультанта четкие цели беседы
-изменение клиента к лучшему после общения с консультантом
-разворачивание темы клиента
-беседа носит преобразующий характер
-предназначена для оказания помощи клиенту в разрешении его проблемы
Техники активного слушания.
техники активного слушания – перефразирование, повторение своими словами в более короткой форме сказанного клиентом
Основы социально-психологического тренинга
43. Организация и содержание психологического тренинга.
Правила тренинговой работы.
Требования, предъявляемые к организационной стороне проведения психологических тренингов. Требования к личности группового тренера.
Назовите требования к личности группового тренера. Требования к составлению программы психологического тренинга.
Структурные компоненты программы психологического тренинга.
Правила тренинговой работы.
Общение по принципу «здесь и теперь»
На тренинге участники общаются «здесь и теперь», т. е. обсуждают не прошлое или возможное поведение, а только то, что делается и говорится во время занятий. Считается, что таким образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается психологическая безопасность.
Принцип и правило персонификации высказываний
Суть его состоит в отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях.