Брачно-семейные отношения. Функционально-ролевая структура семьи.
Понятие семьи и брака, их соотношение. (Харчев) Брак – это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья – исторически возникшая система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, члены которой обязаны брачными и родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физической и духовной воспроизведении населения.
Типологии семьи. В зависимости от состава семьи: - нуклеарная (состоит из двух поколений – родитель, дети), - расширенная (более трех поколений – бабушки, дедушки, дети, внуки). В зависимости от количества детей: - бездетные, малодетные, многодетные. От характеристик супружества: - моногамные, полигамные. По критериям власти: - патриархальная, эголитарная, матриархальная. Существует 3 психологических типа семьи: Патриархальная (традиционная) семья – мужчина отвечает за материальное обеспечение членов семьи, женщина включает функции рождения и воспитания детей, домохозяйство. Решающее слово за мужчиной. Детоцентрическая семья – современный тип семьи. Все лучшее детям. Приоритет – воспитание. Опасность – дети вырастают - семья распадается. Супружеский тип семьи (пришел из Америки) – кооперация супругов (родителей, детей) основная направленность – способствовать самореализации каждого члена семьи, как автономной семьи (воспитание ставят на первое место). Приоритет равенства, доверие. Современные формы брачно-семейных отношений, их характеристика. Альтернативные семье формы отношений. 1) Моновариант – одиночество (человек осознано не вступает в брак). 2) Сожительство. 3) Свингерство – обмен брачными партнерами – образование Швецкой семьи (инициатор мужчины). 4) Гостевой брак – официальный брак, но в силу самореализации, экономического достатка. Психологические особенности современной российской семьи. – сохраняется расширенная семья, состоит из несколько поколений, - высокая степень психоэмоциональной и материальной зависимости членов семьи друг от друга, - борьба за власть между поколениями вследствие неясности границ, - дистанция и низкая эмоциональность включения в семью и воспитании детей, - утрата мужчины, социальных и экономических возможностей обеспечения семьи, реализую всю полноту ответственности за семью, - тенденция ухода от семьецентризма к эгоцентризму. – переход от расширенной семьи к нуклеарным семьям, в которой супружеские отношения выше родственников.- развод по инициативе мужчины вытесняет развод по инициативе женщины. – многодетная семья изживает себя. – возрастает уровень взаимных агрессий в семье. – ответственность за семью на женщине, она и доминирует и воспитывает детей.
Понятие семейной функции. Это жизнедеятельность семьи, непосредственно связано с удовлетворением его членов семьи (их столько, сколько потребностей семью удовлетворяет). Группы семейных потребностей. Семейные потребности: - создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи, - потребность в любви и опеке. – потребность в психологической и физической близости. – в общении. – в счастье. Функции семьи. 1) Репродуктивная (рождение детей). 2) Воспитательная (социализация детей). 3) Хозяйствено-бытовая. 4) Сексуально-эротические. 5) Психотерапевтическая. 6) Духовное общение. 7) Рекреативная (организация отдыха, досуга). 8) Регенеративная (наследие фамилии, имущества). 9) Фелицитологическая (счастье). Деформации семейного функционирования и их причины. Понятие семейной роли. Роль – способ поведения людей в системе межличностных отношений. Значение ролевой структуры семьи. Ролевая структура отражает, какие обязанности в семье выполняет каждый из супругов и член семьи, на сколько жестко они связаны с полом и какими факторами определяются. Классификация семейных ролей. (Алешина) – хозяин/хозяйка – покупка продуктов, порядок в доме, готовка. – ответственность за материальное обеспечение семьи (мужская роль). – ответственность по уходу за младенцем (женская роль). – воспитатель 50 на 50 (от типа семьи) – сексуальный партнер, проявление своего рода активности – организатор досуга (в основном женщины) – ответственность за поддержку родственных связей. – организатор семейной субкультуры определения семейной культуры ценностей, интересов, развлечений.
Жизненный цикл семьи.
Понятие жизненного цикла семьи. (Дюваль и Хилл) Это периодические изменения происхождения в семье, в зависимости от ее стажа брака. Цели и задачи стадий жизненного цикла семьи (Э. Картер и М. Макголдрик). 1) Стадия монады/добрачный союз. Подготовка к семье. Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности, принятие ответственности за себя и свою дальнейшую жизнь. Задачи: приобрести опыт общения с противоположным полом, выбор брачного партнера (приобретение опыта эмоционального и делового взаимоотношения). 2) Стадия молодая семья (заключение брака, образование семейной пары – диада с момента заключения брака – до 5 лет) Формирование новой семейной системы на основе формирования брака. Задачи: выработка и согласование семейных ценностей и семейного уклада, решение вопроса главенства в семье и установление лидерства, распределение семейных ролей и принятие ответственности за это, определение финансово-экономического статуса семьи и организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи, организация досуга, обработка общей позиции в отношении будущего семьи, планы на будущее, установление отношений с расширенной семьей, брачно-семейная адаптация супругов к семейной жизни. 3) Стадия с маленькими детьми/до подросткового возраста/ - начало расширенной семейной системы, включение новых членов, функции родительства. Задачи: формирование родительско-детской подсистемы, формирование родительской позиции – матери и отца, выработка стратегии и методы воспитания, реализуя их установление, новых отношений с родительской семьей. Переход к этой стадии начинается с желания иметь детей. Проблем – дефицит самореализации у молодой матери, вынуждена заботится о ребенке и очень часто возникает неудовлетворение семейной жизни/либо наоборот не хотят в дальнейшем выходить на работу забывают о своих других функций. 4) Семья с детьми подросткового возраста. Цель: семейная система с учетом независимости детей, включение заботы о старшем поколении. Проблемы: специфическое переживание кризиса середины лет жизни, утрата любви разочарования в супруге, обесценивание. Очень часто супружеские измены. 5) Семья со взрослыми детьми (когда они уже отдаляются) Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами. Задача: реконструкция семейной системы, как диады, формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «Взрослый-Взрослый», включение новых в семью членов, повышение заботы о старшем поколении, принятие их недееспособности и конечной смерти. Проблема: потребность в уважении и признании их значимости. 6) Семья супругов старческого возраста. Цель: перестройки системы отношений между поколениями, в рамках расширенной семьи с учетом возрастных изменений. Семейные трудности на каждой из стадий. Нормативные кризисы жизненного цикла семьи, время их наступления. Кризис наступает в зависимости от стажа брака: 1) от 3 - 7 лет продолжается примерно 1 гол – утрата и снижение взаимопонимания, конфликты, неудовлетворенность браком, теряются романтические отношения, обостряет прохождение этого кризиса неадекватный мотив брака. 2) от 17 – 25 лет выражается не столь ярко но более продолжительно – несколько лет. Семья переживает ненормативные кризисы (смерть, потеря работы, развод).
37. Организация и содержание семейного психологического консультирования.
Основные проблемы семьи. Формы семейного консультирования. 1) проблема взаимоотношений детей и родителей между всеми членами семьи. 2) супружеские. 3) добрачное. Основные этапы семейного консультирования, их цели и задачи. Структура семейного консультирования: 1) Установление эмоционального контакта/доверительные отношения. 2) диагностический. 3) Уточнение запроса. 4) поиск решение. 5) решение проблемы.I Этап высказываний: предложить высказаться всем/каждому из супругов. II Этап аргументации: каждому предложить обосновать свою позицию. III Этап замечаний: выслушав аргументы друг друга супругам предлагается высказать критические замечания в адрес высказывания партнера. IV Этап поиск компромисса: добиться согласия обоих супругов на какое то промежуточное решение на их взгляды. Содержание работы семейного консультанта: добрачное консультирование, консультирование супружеской пары по поводу семейных конфликтов и детско-родительских отношений. Добрачное консультирование – консультирование носит информационный характер. Психолог выступает в качестве просветителя, обсуждается: - специфика добрачного ухаживания, - ошибки в межличностном отношении, - основные психические тенденции готовности к браку, - динамика психологических отношений в паре, - предложить взаимоотношения. Целесообразно поставить следующие вопросы: 1. Какими идеальными качествами для вас должен обладать супруг? 2. Задавались ли вы вопросом, существует ли в действительности такой человек? 3. В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы хотите создать брак? 4. Если какие-то качества, которые вы категорически не хотели бы видеть в супруге? 5. Имеется ли признаки проявления тех качеств у того с кем вы бы хотели создать свою семью? 6) Пытались ли вы изменить себя в лучшую сторону? Какие результаты? 7) Пытались ли вы как-то повлиять на супруга? Если да, то, что получилось? 8) Что важно в супружеской жизни, кроме уже названных качеств? 9) Как ко всему этому относится ваш избранник? Консультирование брачной пары – первоначально необходимо понять, что свело супругов вместе, каким образом проходил процесс формирования пары, как выбирали друг друга, что до настоящего времени их поддерживает брак.
Психологическая служба