Социальная психология личности. Социальные установки. Социализация личности
Проблема личности в социальной психологии. Социальная установка. Значение исследований установки в школе Д.Н. Узнадзе для изучения социальных установок. Различные подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии. Категории «отношение», «направленность», «ценностная ориентация» и т.д. Традиция исследования социальных установок – «аттитюдов» в современной социальной психологии на Западе. Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера).
Социализация личности. Социально-психологические и социологические аспекты социализации. Связь этого процесса с исследованиями социализации в возрастной психологии. Содержание процесса социализации в сфере деятельности, общения, самосознания. Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Институты социализации. Зависимость механизмов и институтов от характера общественных отношений. Социализация и детерминация социального поведения личности.
Личность как предмет исследования в социологии и психологии.
В современном обществе проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.
. Разногласие в определении личности в общей и социальной психологии существует по вопросу о том, «включаются» или нет в личность индивидуальные психологические особенности.
Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).
Отличие такого подхода от социологического заключается не в том, что для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявлялись в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Для этого в большей мере, чем в социологическом анализе, здесь делается акцент на микросреду формирования личности, хотя это не означает отказа от исследования и макросреды ее формирования. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция.
фокус социально-психологического подхода - рассмотрение личности в условиях совместной деятельности и общения. Социально- психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность.Самыми главными из них являются следующие:
1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии. Если «личность» - синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.
2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств).
3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности - рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления.
Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне - в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой - они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.
Социальные установки в социальной психологии обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
Д. Н. Узнадзе ввел представление об установке как «целостной модификации субъекта». Установка - это целостное динамические состояние субъекта, состояние готовности к определенной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов - потребности и соответствующей ей объективной ситуации удовлетворения потребностей, что определяет направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Фиксированная установка возникает в случае повторения данного сочетания (потребности и ситуации). Установка в контексте теории Д.Н.Узнадзе касается реализации простейших физиологических потребностей человека. В данной теории установка трактуется как форма проявления бессознательного.