Психология больших социальных групп. Массовидные явления
Проблематика психологии больших социальных групп, их классификация.
Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений. Структура психологии больших социальных групп. Особенности исследования психологии больших социальных групп. Тесная связь социальной психологии с социологией при исследовании психологии больших социальных групп. Специфика подхода рассмотрения социальных классов в разных культурах. Структура классовой психологии: классовые потребности, классовые интересы. Этнические группы. Массовидные явления. Толпа, масса, публика. Формы массового поведения. Паника. Массовые социальные движения.
Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп. Проблема исследования больших социальных групп сложилась прежде всего из-за сложности их исследования эмпирическими методами. Горячева, Порыгин, Дилигенский.
Большие социальные группы- это «большие» в количественном выражении образования людей , отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. БСГ разделяются на два вида: стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (с этой т.зр. в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).
Большие организованные группы.Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.
Особый интерес представляют социальные классы.
Под классамив социальной психологии обычно понимаются большие, организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов.). Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми.
Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сфера классовой психологии: это классовые потребности, классовые интересы, набор социальных ролей.
Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.
Потребности класса — это побудительные силы его активности и развития. Специфика деятельности класса развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. Например, предпринимательская деятельность буржуазии формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли.
Интересы класса — Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Ценности (ценностные ориентации) класса – это выработанные его общественным сознанием идеалы, обусловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса.
Нормы поведения класса — определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его представителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, которым должно удовлетворять их поведение и которые регулируют, контролируют, направляют и оценивают их поступки и действия
Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и организованную общность людей.
Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определённую цель, связанную с выражением коллективного недовольства, поддержки или сопротивления каким- либо социальным изменениям. Соц. движения обладают различным уровнем:
- широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды),
- локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определённой социальной группой (против захоронения ядерных отходов на территории региона, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.),
- движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном пространстве ( за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
Общие черты:
- всякое общественное движение базируется всегда на определённом общественном мнении;
- имеет цель: изменение ситуации в зависимости от его уровня (в обществе, регионе, группе);
- в ходе организации движения формулируется его программа;
- отдаёт себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей;
- реализуется в той или иной степени в разных проявлениях массового поведения (манифестации).
Психология толпы — раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов. (Лебон, Московиси)
Виды толпы
· 1. Окказиональная толпа (возникает на основе - любопытство).
· 2. Конвенциональная (в основе - интерес)
· 3. Экспрессивная толпа(в основе - эмоции)
· 4. Экстатическая толпа (экстаз, люди могут истязать себя, срывать одежу и т.д.
· 5. Действующая толпа — наиболее опасная разновидность, в рамках которой в свою очередь можно выделить следующие подвиды: агрессивная толпа, паническая, стяжательная(в основе – жадность, обладание некоторой ценностью), повстанческая толпа (сходна с агрессивной но отличается от нее справедливым характером возмущения)
· Основные признаки толпы
Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
· многочисленность — как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы;
· высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;
· эмоциональная возбужденность — типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.;
· неорганизованность (стихийность) — эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;
· неустойчивость цели — наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельность—бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п. (поэтому когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие обшей, всеми осознаваемой цели).
Г. М. Андреева называет 3 основных типа толпы:
1. Толпа— образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости.
2. Масса — стабильное образование с довольно нечеткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа, но все еще достаточно разнородна и поэтому не слишком устойчива.
3. Публика— кратковременное образование для просмотра зрелища, она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.
Формы массового поведения.
Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенньм психическим состояниям.
Внушениепредставляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика.