Наиболее «частые и признанные» защитные механизмы

1. Отрицание- это стремление избежать новой информации, несовме­стимой со сложившимися представлениями о себе. Данная защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы.

2. Вытеснение— это активное выключения из сознания (забывания) ис­тинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Вытеснение направлено на то, что раньше было осознано хотя бы частично, а запрещенным стало вто­рично, и поэтому удерживается в памяти. Оно означает, что в дальнейшем этому побуждению не позволяется вступать в область сознания. Исключение мотива данного переживания из сознания равносильно его забыванию.

3. Подавление(репрессии), как и при вытеснении, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание.

4. Изоляцияявляется одним га способов преодоления страха и других бо­лезненных психических составляющих, при котором аффективный аспект пе­реживания или идеи может быть отделен от своей когнитивной составляю­щей, то есть изолируется чувство от понимания. Суть изоляции состоит в отделении одной части личности (неприемлемой и травмирующей индивида) от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. При таком отделении событие почти не вызывает эмоциональной реакции.

5. Интеллектуализация— вариант более высокого уровня изоляции аф­фекта от интеллекта. Когда человек может действовать рационально в си­туации, насыщенной эмоциональным значением, это свидетельствует о значи­тельной силе Эго, и в данном случае защита действует эффективно.

6. Рационализация— это защита, связанная с осознанием и использо­ванием в мышлении только той части воспринимаемой информации, бла­годаря которой собственное поведение предстает как хорошо контро­лируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.

7. Проекция- это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых фор­мах она служит основой эмпатии, а в пагубных - несет опасное непонимание и большой ущерб межличностным отношениям

8. Идентификация-разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого путем расширения границ «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия.

9. Реактивное образование (формирование реакций)— это замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные (так называемая инверсия желаний), когда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его по­давления сознательно поддерживаемым мотивом противоположного типа:бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочи­том, контролирующем внимании к нему; отвергнутая любовь часто выражается к ненависти к бывшему объекту любви; мальчики стараются обидеть нравящихся им девочек;

тайные завистники часто вполне искренне причисляют себя к предан­ным поклонникам того, кому завидуют.

10. Замещение— это вид психологической защиты от нестерпимой ситуа­ции, с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой-«доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое

11. Регрессия- это возвращение к примитивным, ранним, связанным с детством, формам реагирования и типам поведения; переход на предшест­вующие уровни психического развития и актуализация успешных в прошлом способов реагирования.

12. Компенсация способность человека избавляться от переживаний по поводу собст­венных недостатков (способностей, знаний, умений и навыков) за счет раз­вития других качеств.

13. СублимацияСублимация- это замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями. Сублимация - защита путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом - творчество.

14. Катарсис -изменение ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фак­тора.

Возрастная психология

11. Проблема детерминант психического развития ребѐнка.

Подходы к исследованию психического развития ребѐнка в зарубежной психологии. Биогенетический подход. Концепция рекапитуляции (С. Холл). Нормативный подход к развитию психики ребѐнка (А. Гезелл, А. Бине, Л. Термен). Теория трѐх ступеней развития К. Бюлера. Проблема развития поведения в бихевиоризме (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерна. Психоанализ о проблеме психического развития ребѐнка (З. Фрейд). Концепция интеллектуального развития ребѐнка Ж. Пиаже. Проблема условий и движущих сил психического развития в отечественной психологии. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций. Основной генетический закон развития высших психических функций. Роль обучения в психическом развитии ребѐнка. Понятия «уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития». Проблема сензитивных периодов в развитии. Роль деятельности в психическом развитии ребѐнка (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Теория и метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Роль общения в психическом развитии ребѐнка. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М.И. Лисина). Современный взгляд на проблему детерминант (факторов наследственности и среды) психического развития человека. Саморазвитие как фактор психического и личностного развития человека.

В мировой психологии существуют различные подходы к пониманию и исследованию психики человека.

Есть 2 общих положения характерных для большинства зарубежных и отечественных концепций.

- развитие психики обусловлено факторами наследственности и среды

- существуют некоторые универсальные законы развития психики.

Условно все теории можно разделить на социогенетические и биогенетические. Социогенетические – Джон Локк считал, что человек появляется на свет с душой подобной чистой восковой дощечке, на которой воспитатель может сделать все, что захочет.

Биогенетические – Джон Уотсон, Жан Жак Руссо – дети подготовлены к жизни и живут и развиваются согласно естественным природным условиям.

Концепция рекапитуляции Стенли Холла – отказ от дихотомии объяснительных подходов в пользу диалектического анализа. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Например, то, что ребенок часто просыпается ночью в страхе Холл объяснял атавизмом: ребенок попадает в прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь опасности, и часто пробуждался. А развитие детского рисунка, по мнению Холла, отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества. Порядок и скорость прохождения каждой стадии врождены и заданы генетически, а потому при формировании индивидуальной психики невозможно ни миновать какую-то стадию, ни перейти на следующую ступень раньше определенного времени. На этом основании Холл делает вывод о том, что именно уровень психического развития должен определять содержание и форму обучения, которое полностью от него зависит.

Теория 3 ступеней детского развития Карла Бюллера. Инстинкт – дрессура – интеллект. В рамках этой теории обнаруживается сочетание внутренних биологических факторов (задатков) и внешних условий.

К. Бюллер считал, что определяющими для развития человека являются:

1) усложнение взаимодействия с окружающей средой;

2) развитие аффективных процессов;

3) созревание мозга.

Под развитием аффективных процессов Бюллер понимал возникновение и переживание человеком удовольствия.

На первой ступени удовольствие приносит выполненная деятельность. Например, младенец получает удовольствие после кормления.

На второй ступени (дрессура) ребенок получает удовольствие в процессе деятельности. Например, ребенок получает удовольствие от сюжетно-ролевой игры.

На третьей ступени (интеллект) человек получает удовольствие от предвосхищения деятельности. Основная тенденция: в процессе развития наблюдается переход удовольствия от конца к началу действия.

Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна - созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая - развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью). Но теория конвергенции не рассматривала:

-внутренние причины психического развития;

-активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается)

Бихевиоризм - поведение как сов-ть реакций.

Классическое научение (Уотсон) - формир.условных рефлексов на базе безусловных. оперантное научение (Скиннер) - реакция выр-ся самим человеком (позитивное и негативное подкрепление, наказание тормозит реакцию).

Подражание - имитационное поведение.

Генетическая теория Ж.Пиаже

Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей. Ребенок, по мнению Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. В свою очередь, внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия. В результате этого ребенок начинает воспринимать среду как нечто чуждое для себя. Развитие мышления детей в теории Пиаже делится на досоциальный и социальный периоды. Первоначально у ребенка имеется ряд особенностей, отличающих его эгоцентрическое мышление от рационального мышления взрослого человека, что определяется биологическими особенностями детской природы. Социализируется детское мышление с шести - семилетнего возраста под влиянием авторитета взрослых, принуждения, сотрудничества. Пиаже не отрицает влияния обучения на психическое развитие, но считает, что оно не может изменить содержания или последовательности его стадий, а способно лишь несколько замедлить их или ускорить. Пиаже выделяет и детально исследует четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторную (от рождения ребенка до 2 лет), дооперациональную (от 2 до 7-8 лет), конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет) и формальных операций (от 11-12 до 15 лет). Стадии следуют одна за другой, последовательность неизменна, след.стадия наступает после завершения предидущей, стадии культурно универсальны, стадии связаны с процессом созревания мозга.

Направления в развитии:

1. Движение от эгоцентризма к децентрации.

Условия преодоления эгоцентризма: разные виды познав.опыта (практич, логический), социализация (отношения подчинения, кооперация)

2. Движение от действия к операции. Действие - круговые реакции, группировка, образ действия.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

Уровни психики: низшая (обладают чел и животные), высшая (свойственна только человеку).

Особенности высшей психики: произвольность, осознанность, системность (иерархич.система, главные и второстеп.функции), опосредованность (осущ.с помощью особых псих.средств).

В основе присвоения лежит процесс интериоризации - переход вн.действия во внутр.план.

Стадии: 1. реакция ребенка на знак, 2. реб начинает исп-ть знак для воздействия на др.чел-ка. 3. знак исп-ся в своих целях.

в основе культ-историч.теории лежат гипотезы: о механизме интериоризации в процессе присвоения знаков.

Согласно Л. С. Выготскому два типа психического развития - биологическое и историческое (культурное), -представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.

Выготский сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды;

2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами);

3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник - память, 3-4 г - исправление дефектов речи);

4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются другие качества - слух, тактильные ощущения, обоняние)

Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:

1) Зона актуального развития (ЗАР) - те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.

2) Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра - самостоятельно.

Маркова выделяла третий уровень развития - уровень саморазвития (самообучаемость).

ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие "тянет" его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Социальное наследование

Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Понятие социального наследования ввел в научный оборот известный российский генетик М. П. Дубинин. Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение, что эти качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожденного, говорили древние, — «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Ведущая деятельность

Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятелдьности, в одном возрастном периоде (см. Возраст), обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — развитие операционально-технической сферы.
При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность:
1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;
2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства;
3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;
4) учебная деятельность школьников;
5) интимно-личностное общение подростков;
6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.
Считается, что ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, а возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.

Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). Роль общения в психическом развитии ребенка.

Наши рекомендации