Направления диагностической работы с обучающимися данного периода.
Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.
Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.).
Диагностика будет направлена в основном на изучение направленности личности ("Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ), выбор профессии ("Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой, "Матрица выбора профессии". С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого), интеллектуальные способности, ценностные ориентации(Методика "Ценностные ориентации" М. Рокич, методика Дембо – Рубинштейн).
Коррекционная работа соответственно будет строится по следующим направлениям: формирование мотивации к профессиональной деятельности в юношеском возрасте, коррекция эмоционального состояния (тревожности) по поводу будущей жизни, и т.д.
В целом, необходимо заметить, что практически диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой — собственно, по ее влиянию на личность.
Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию консультационного и коррекционного воздействия. В противном случае, если планируемые изменения оказываются слишком обширными и опережающими возможности старшеклассника, он может оказаться не готовым к их принятию или же эффект воздействия окажется слишком кратковременным.
Оценка личностных особенностей.
Исследование личности с помощью Фрайбургского личностного опросника (FPI), методика «Автопортрет», методика «Несуществующее животное»
определение акцентуации – методика аутоидентификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера.
Выявление мотивов поведения у старших школьников.
Оценка уровня притязаний.
Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз.
Тест юмористических фраз (ТЮФ), предложенный А.Г.Шмелевым и В.С.Бабиной, представляет собой оригинальную компактную методику диагностики мотивационной сферы личности.
Определение локализации контроля.
Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р.Пантелеева и В.В.Столина .
Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения
Характеристика типа нервной деятельности
Опросник нервно-психического напряжения (нпн)
Измерение степени выраженности астенического состояния
Шкала астенического состояния (ШАС) разработана Л.Д.Майковой
Определение уровня тревожности.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
(Бланк шкал самооценки Спилбергера, шкала ситуативной тревожности ).
Изучение свойств нервной системы учащихся.
Свойства нервной системы человека не являются, строго говоря, определяющим фактором в выборе профессии, поскольку любой человек обладает широкими компенсаторными возможностями по отношению к тем своим свойствам, которые затрудняют ему выполнение конкретной деятельности.
Приспосабливаясь к условиям трудовой деятельности, человек вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, позволяющий успешно выполнять одну и ту же работу людям с различными свойствами нервной системы.
Однако в тех случаях, когда учащийся испытывает склонности одно-временно к нескольким профессиональным областям и затрудняется в окончательном выборе, изучение свойств его нервной системы может помочь педагогу (консультанту) рекомендовать учащемуся ту профессиональную область, к условиям труда в которой он привыкнет быстрее и легче.
При изучении свойств нервной системы обычно говорят о том или ином типе темперамента. Мы используем в материале методики характеристики различных типов темперамента, однако нашей задачей является изучение свойств нервной системы детей, поскольку анализ данных свойств более актуален для соотнесения с содержанием и условиями труда в конкретной профессии.
(Определение типов высшей нервной деятельности человека (по Павлову) методика разработана ,используя предложения А.А.Полежаева)
Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации.
В условиях школы, ПТУ, других учебных заведений профориентационная работа должна быть направлена на формирование психологической готовности учащихся к трудовой деятельности. При этом выбору учащимися своей будущей профессии должно уделяться особое внимание. Чаще всего вопросами их профессиональной ориентации занимаются классные руководители, особенно в выпускных классах. Прежде всего они обращают внимание на наличие у учащегося определенных трудовых установок, доминирование интересов в учебной деятельности, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора продолжения учебы. Кроме того, отмечается снижение у учащихся интереса к учебе и ориентация на внеучебную деятельность.
Изучение профессиональных намерений старшеклассников.
Метод позволяет определить готовность к выбору профессии (Л.М.Фридман)
Определение направленности личности.
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б.Бассом в 1967 г.
Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (кос)
Для проведения исследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов.
Профориентационная работа психолога с лицами юношеского возраста состоит из следующих направлений:
- профессиональная просвещение - вооружение старшеклассника знаниями о разных профессиях;
- профессиональная психодиагностика - изучение психических особенностей школьника;
- профессиональная консультация - установление соответствия инди-видуально-психологических особенностей старшеклассника той или иной профессии;
- развитие интересов, склонностей старшеклассника к различным видам деятельности
Для достижения поставленных целей используются следующие психодиагностические методики:
Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Климова;
Методика «Профессиональная направленность личности» Голланда;
Методика модификации и адаптации Азбеля;
Методика изучения факторов привлекательности профессии Ядова;
Методика «Мотивы выбора профессии» Овчаровой.