На основе анализа закономерностей и особенностей развития подростка 15-17 лет выделите направления диагностической и коррекционной работы с обучающимися данного возраста.
На основе анализа закономерностей и особенностей развития подростка 15-17 лет выделите направления диагностической и коррекционной работы с обучающимися данного возраста.
Диагностика профессионально - ориентированных интересов с помощью опросника «Карта интересов» А.Е.Голомштока (14-17лет)
Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Диагностика профессиональной готовности - опросник Л.Н. Кабардовой.
В основу положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
Диагностика профессиональных предпочтений личности «Дифференциально-диагностический опросник» - автор Е.А. Климов.
Назначение: для диагностики профессиональной направленности личности. Позволяет определить склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности. Название типов профессий: «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, «Человек-техника» - все технические профессии, «Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, «Человек-знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, «Человек-художественный образ» - все творческие специальности. Стимульный материал: 20 пар утверждений «а» и «б». В каждой из них обследуемый должен выбрать «а» или «б» как наиболее предпочитаемое. Сами утверждения сформированы как описания действий, соответствующих определенному типу профессий. Разработаны также модификации данного теста, например вариант из 30 пар утверждений.
Общая характеристика возраста.
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости.
Официальные сроки зрелости (16 лет - получение паспорта, 18 – совершеннолетие) не всегда совпадают с биологическим и особенно социальным созреванием.
10 (11) – 15 (16) лет – подростковый возраст (по периодизации Д.Б. Эльконина).
Для этого сложного периода показательны: негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.
Но с другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, расширяется сфера его деятельности.
Данный период отличается выходом подростка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Современный подросток – выше, сильнее, выносливее, чем 20 лет назад (акселерация). Акселерация - неравномерность развития и роста организма.
Однако современным подросткам присущ инфантилизм – отсталость в развитии (сохранение во взрослом состоянии черт, свойственных детям).
Подростковый кризис
В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса», который является пиком переходного периода от детства к взрослости. Внешне это проявляется: в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.
Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью.
Это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные.
Факторы, влияющие на подростковый кризис:
Внешние факторы | Внутренние факторы |
Состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. | Состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.). |
Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, которое становится социальным. Характерной чертой сознания подростка является появление способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка ряд стремлений:
- стремление к самоутверждению;
- стремление самовыражению (проявление себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными);
- стремление самовоспитанию.
Однако не все особенности кризиса подросткового возраста связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить как «самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества.
Бескризисное развитие подростка
Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности.
Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.
Когнитивные процессы
К числу основных когнитивных процессов относятся память, внимание, мышление.
Память — запоминание, сохранение, последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.
Мышление есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Оценка образного мышления
Для проведения исследования потребуются наборы из пяти картинок, на каждой из которых изображены четыре предмета; секундомер и протокол для регистрации ответов;
Тест Замбачавицене.
Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Эмоциональная сфера-
Проективные методики: рисунок «Человек», «ДДЧ», «Несуществующее
животное», «Человек под дождем», «Кактус».
Проективные: хенд-тест, тест тревожности Филлипса, метод экспертных
оценок.
Коррекционно-развивающая работа:
Психофизиология- моторные задания, упражнения на развитие памяти,
мышления, внимания;
библиотерапия, сказкотерапия (умение рассуждать, система отношение, усвоение моральных норм);
массаж, релаксации, сенттерапия, куклотерапия, игротерапия;
тренинговые занятия (развитие коммуникативных навыков, стрессоустойчивость,фототерапия);
психологические клубы, секции;
индивидуальные консультации.
Групповая дискуссия-
Метод анализа конкретных ситуаций- занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. За рубежом он чаще всего называется кейс-метод (keys-случай), или метод инцидента. На начальном этапе использования данный метод сводился к описанию индивидом случая из своей повседневной или профессиональной практики. Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемые в рабочих группах анализируют и решают конкретные проблемные ситуации, взятые в основном из профессиональной практики. Достоинство метода состоит в том, что в процессе анализа и решения конкретной ситуации обучаемые обычно действуют по аналогии с реальной профессиональной практикой, т.е. опираются на свой опыт, используют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе обучения. Главное же - обучаемые не только получают нужные теоретические знания, но и учатся применять их на практике.
«Мозговая атака»-
Метод «мозговой атаки» возник в 30-е гг. XX в. как способ коллективного продуцирования новых идей. Еще в 1938 г. А. Осборн предложил использовать «мозговую атаку», или «мозговой штурм», как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль. В настоящее время различные модификации метода широко используются в научных и производственных коллективах, в вузах. Метод способствует развитию динамичности мыслительных процессов, абстрагирования от существующих ограничений и привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиваться на какой-либо узкой и актуальной цели.
Сущность метода «мозговой атаки» состоит в коллективной творческой работе по обсуждению и разрешению какой-то сложной проблемы. Участники все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот метод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмоциональный подъем участников - обязательный спутник творческой деятельности. От простой дискуссии метод отличается новизной проблемы и отсутствием готовых решений, большой самостоятельностью и творческой активностью его участников, обязательным комплексным подходом к решению проблемы. При этом проблема не должна иметь сложную структуру, т.е. не должна разлагаться на многочисленные мелкие проблемы и отдельные вопросы. При проведении «мозговой атаки» необходимо получить как можно больше идей и ни в коем случае не оценивать идеи и их авторов. Участники не должны прерывать друг друга, так как идея, высказанная одним, может навести на мысль другого.
«Круглый стол».
Цель использования метода «круглого стола» - всесторонне глубокое рассмотрение актуальной проблемы путем ее свободного группового обсуждения. Отличие метода «круглого стола» от метода групповой дискуссии в том, что на обсуждение первым методом выносят, как правило, проблемы междисциплинарного характера с участием приглашенных ведущих специалистов. Рассматриваемые темы обычно носят многоаспектный характер: политический, экономический, юридический, нравственный и т.д. Вопросы приглашенным специалистам для подготовки к выступлению и ответам передаются заранее.
«Интеллектуальная разминка»
Метод «интеллектуальной разминки» применяется, как правило, на семинарских и практических занятиях для приведения обучаемых в активное состояние путем группового обсуждения базовых знаний. Так как чаще всего предметом рассмотрения на «интеллектуальной разминке» выступают исходные категории и теоретические понятия, то иногда такую учебную разминку называют категориальной. Задачи «интеллектуальной разминки»:
- активизация умственной деятельности обучаемых, «разогрев» их перед рассмотрением основных вопросов занятия;
- повторение прописных истин изучаемых вопросов семинарского (практического) занятия: понятий, определений и т.д.;
- осуществление текущего контроля знаний обучаемых;
- выявление наиболее сложных и плохо усвоенных обучаемыми во-просов темы;
- проверка уровня усвоения лекционного материала;
- развитие организаторских и дидактических навыков (когда разминку проводят обучаемые).
По времени «интеллектуальная разминка» занимает 20- 25 мин, в ходе ее проведения задается 10-15 четко сформулированных вопросов; ответы на них должны быть однозначны. У ведущих ответ на вопрос должен содержать ссылку на используемый источник. На разминке недопустимы дискуссионные вопросы.-
сократическая беседа
(ролевая игра-
Деловая игра.
Деловая игра - это игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, заключающий в своей структуре форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.
Деловая игра предполагает создание модели, способом работы с которой является имитация, осуществляемая в игровой форме. Деловая игра аккумулирует элементы различных форм и методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевую игру, дискуссию и др.). В отличие от игрового проектирования, имитационного тренинга, ролевой игры деловая игра обладает более гибкой структурой, не ограничивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций.
К игровым методам активного социально-психологического обучения относятся ролевые и операциональные игры. Операциональные игры, в свою очередь, подразделяются на деловые и организационно-деятельностные.
Ролевые игры- род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им.
Операциональные игры- род игровых методов обучения, основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности.
Операциональные игры как метод активного социально-психологического обучения по своим психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) во многом аналогичны методу анализа конкретных ситуаций. Однако в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой ведущего, операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.
В операциональных играх, в отличие от ролевых, более подчеркнут аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности и, в то же время, формализован и упрощен аспект межличностных отношений. Хотя игры по основному замыслу сталкивают обучаемого с практическими задачами, игровая имитационная модель неизбежно упрощает действительность, главным образом в констатации статичности межличностных отношений.
На основе анализа закономерностей и особенностей развития подростка 15-17 лет выделите направления диагностической и коррекционной работы с обучающимися данного возраста.