Упражнение «Говорящие рисунки»
Ведущий: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, им пользовались в древних странах — в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Мы с вами тоже поиграем в нарисованные истории».
Психолог объясняет детям, что рисунки должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Только тогда они станут «говорящими*. Можно нарисовать начало одной из историй, например, такой: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка» (рис. 51).
Рис.51
Как видно на рисунке, запись предельно схематична, но полностью отражает все, что произошло. Освоив
такое письмо, можно будет вместе с ребенком придумывать и рисовать истории о Буратино, Дюймовочке и других сказочных героях, загадывать друг другу нарисованные истории так, чтобы один рисовал, а другой, «прочитав», мог рассказать их содержание.
Спасибо всем!
На этом наше занятие завершается. До свидания!
ЗАНЯТИЕ 20
Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»
Ведущий: «Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: "Дима, я рада тебя видеть"- Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается им до своей соседки справа и говорит: "Катя, я рад тебя видеть" и т. д.»
Сказка «Больной друг»
Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»
Наступила настоящая зима. Морозы рисовали узоры на окнах, сугробами завалило всю школьную площадку, ученики в них сооружали крепости для игры, заливали горки и ледяные дорожки. На прогулке ребята веселились. С блестящими глазами, полные сил, ученики возвращались в класс, переодевались, просушивали свою обувь и одежду и принимались за уроки.
— Скоро у нас будет в школе праздник, — объявил учитель Еж. — Мы будем встречать Новый год!
— А чего его встречать, он что, дороги не знает? — удивилась Белочка.
— Конечно знает, — улыбнулся Волчонок. — Это нам важно его заметить, не пропустить!
— Я слышал, что на празднике Дед Мороз со Снегурочкой приходят в гости, надо для них песни петь и стихи читать, — вспомнил Зайчонок,
— А можно какой-нибудь мультик сыграть, то есть сказку-спектакль, — предложил Лисенок.
— Хорошо, вы как следует подумайте, а сейчас пусть каждый расскажет новогоднее стихотворение, — продолжил урок учитель.
Ученики читали стихотворения с выражением, представляя себя уже на праздничном выступлении. Когда Лисенок вышел читать стихотворение, все ребята увидели, что он не успел переодеться и одежда от растаявшего снега была мокрой. Друзья шептали ему об этом, но Лисенок ничего не слышал, какой-то туман плыл перед глазами, а уши будто заложило ватой.
— По-моему, дружок, тебе сейчас надо к врачу, — заметил его состояние учитель. — Что же ты не позаботился сам о себе? Скорее лечись, чтобы к празднику быть здоровым.
Волчонок проводил друга в кабинет доктора Филина. Когда он вернулся, то рассказал, как сердился Филин на Лисенка за мокрую одежду, как прибежала встревоженная высокой температурой мама Лисенка к своему сыночку. Всем было очень жалко больного друга.
— Что же, он теперь все уроки пропустит, что ли? — спросила Белочка учителя. — И будет после болезни с трудом нас догонять в учебе?
— Выходит, что так, — грустно ответил Еж. — Но вы можете ему помочь.
— Как это? — удивился Волчонок.
— Узнавать о его состоянии, поддерживать своим вниманием. А когда ему станет полегче, проведать его, передать домашние задания, — предложил учитель.
— Конечно! — обрадовался Зайчонок. — И Медвежонка надо проведать, он уже давно в школу не ходит.
— У него зимняя спячка началась, — объяснила Белочка. — Ноя ему все задания передавала. Его мама говорит, что между сном он их Выполняет. Так что за него не волнуйтесь. К весне он будет в полном порядке.
— Почему же ты нам ничего не говорило? — спросили ребята.
— Мне казалось, что вы знаете, — растерялась Белочка.
— Вот видите, ребята, как важно интересоваться своими друзьями, — подтвердил учитель Еж. — Каждый день Белочка брало у меня задания для Медвежонка. Но больше никто, кроме нее, и не вспомнил о своем товарище.
Ученики сидели, опустив голову, было стыдно, а некоторые представляли, что на месте забытого больного друга оказались они сами. Очень грустно болеть, да еще остаться без внимания своих товарищей.
— А давайте все вместе каждый день навещать Лисенка и Медвежонка, — сказал Зайчонок.
— Я думаю, что всем вместе не стоит, когда болеют, трудно принимать много гостей. Лучше по очереди и ненадолго, чтобы забота не была навязчивой, — объяснил учитель.
— Хорошо, кто пойдет к Лисенку и Медвежонку завтра? — спросил Волчонок. — Будем делать график посещений.
Пока ученики составляли график, Еж внимательно наблюдал за тем, как изменились его ученики, какими стали серьезными и совсем большими.
Благодаря заботам своих друзей, Лисенок выздоровел как раз к празднику.
Праздничная елка сверкала разноцветными огнями, звучали музыка, смех. Вместе с ребятами Лисенок пел песни, танцевал и читал стихи. А когда Дед Мороз со Снегурочкой подарили вкусные подарки, Лисенок не выдержал и закричал громче всех:
— Спасибо всем! Я так рад, что мы вместе!!!
Дружным хороводом вместе с Лисенком ученики закружились вокруг елки. Всем было весело, даже сонный Медвежонок приободрился и поздравлял всех с Новым годом!
— С Новым годом!!! С Новым годом!!! — раздавалось эхом по всему лесу.
После того, как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.
Упражнение «Снеговик»
Дети должны «помочь* Снеговику найти пару каждой снежинке, соединяя одинаковые снежинки линиями (рис. 52).
Рис. 52
Упражнение «Найди белку»
Дети ищут на рисунке белочек и раскрашивают их (рис. 53). Затем дорисовывают медвежонку то, чего не хватает.
Упражнение «Помоги зайчику»
Дети должны помочь зайчику добраться до вкусного обеда (рис. 54).