Тема: Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии.

План:

1. Понятие контроля и его функции;

2. Виды и формы контроля;

3. Тестовый контроль знаний по психологии и его дидактические функции.

Вопрос.

Контроль – это проверка качества усвоения учебного материала, установление обратной связи между преподавателем и студентами.

Функции:

1. Для учащихся контроль обеспечивает качество усвоения знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя их исправить, лучше понять учебный материал и формировать способность к самоконтролю.

2. Для преподавателя контроль дает информацию о ходе и качестве усвоения материала, типичных ошибках, внимании и интересе учащихся, это помогает видеть и свои дидактические промахи, своевременно внося свои коррективы в обучение.

Вопрос.

В зависимости от объема и характера контроля различают 2 вида:

1. Контроль промежуточных результатов усвоения;

2. Итоговый контроль.

Промежуточный контроль не имеет формальных ограничений, он осуществляется по замыслу преподавателя. В качестве форм промежуточного контроля можно предложить: 1. Оперативный контроль на лекции: за 5 минут до окончания лекции студентам задаются 2-3 вопроса по всему прочитанному материалу, ответ полагается дать в письменном виде, а замечания и оценивание делаются на следующей лекции.

2.Блиц-контроль: за 5 минут до окончания занятия по конкретной теме студентам предлагается написать все новые слова (термины), которые они запомнили по этой теме (анализ проводится на следующем занятии).

3. Контрольное задание с письменным отчетом: любой вид задания (перечислить, сравнить, составить, решить психологическую задачу)

Все эти формы предложенные формы контроля групповые.

Итоговый контроль – это проверка конечного результата изучения курса, поэтому, чаще всего к нему относят семестровые или курсовые зачеты и экзамены, имеющие разные дидактические функции.

Основные дидактические функции зачета – обучающая и контрольная. Вопросы к зачету должны быть максимально дробными, чтобы студенты не упустили ни одного элемента знаний по курсу. На зачете преподаватель уточняет знания студентов.

Виды зачета:

1. Традиционный – индивидуальная вопрос – ответная форма по вопросам или билетам (полное выслушивание ответов) или опрос – интервью в присутствии всей группы по очереди (по тезаурусу (лексический, терминологический) или по вопросам, требующим краткого ответа).

2. Мозговой штурм (групповая форма, когда в микрогруппах студенты обсуждают вопросы с использованием любой информации, любых источников).

3. Игра как групповая форма. Это может быть защита концепции группы с подведением итогов и оценивания.

Виды экзамена:

1. Традиционный – как собеседование по билетам (вопросов к экзамену должно быть немного, но все они обобщающего характера). В билеты нужно включить психологические задачи или вопросы по монографиям или первоисточникам. При ответе на экзаменационный вопрос учитывается обобщенность, логичность в преподнесении знания психологических законов, персоналий, учитывается культура речи студента. Преподаватель обязан обратить внимание при оценивании ответа на положительные и отрицательные стороны студента перед выставлением отметки.

2. Письменный экзамен (письменные ответы на вопросы).

3. Тестирование (тест учебных достижений студентов или уровень обученности).

К итоговому контролю относят также разного рода контрольные работы, курсовые работы, государственный экзамен.

Условия эффективности контроля это: 1. Объективность (проявляется в единых требованиях, критической оценки всех); 2. Незыблемость оценок; 3.Гласность.

Основные принципы контроля:

= профессиональная направленность;

= надежность;

= валидность;

= системность (логичность);

= систематичность (периодичность).

Вопрос.

Одним из популярных в настоящее время методов контроля знаний стал тестовый контроль. В учебном процессе тест – это стандартное задание, по результатам которого выносятся суждения о степени усвоения материала и обучающемуся присваивается индивидуальный балл.

Существуют тесты успешности или тесты учебных достижений. Как средство анализа и оценки усвоения тестовая методика имеет ряд преимуществ перед другими способами проверки знания.

определенное и более объективное представление о качестве знаний студента, об их единстве с навыками. Грамотно составленные тесты выполняют и контрольную и обучающую функцию. Задания должны быть рассчитаны не только на знание литературы, не только на память, а на процесс живого мышления. В. И. Коган не считает, как большинство ВУЗовских педагогов, что тестовая технология выхолащивает подготовку и подрывает творческий потенциал профессии. Он считает, что тестирование можно выполнять в виде собеседования, коллоквиума, раскрывающих особенности научных школ, творческих подходов, учитывающих индивидуальность экзаменующихся студентов.

Требования к тестам:

1. Тест должен быть адекватным, валидным, то есть его задания должны соответствовать изучаемому материалу по содержанию, по объему, по уровню усвоения.

2. Тест должен быть надежным, то есть измерять степень усвоенности материалов.

3. Тест должен быть понятным, то есть студент обязан понимать задание и объем его выполнения.

4. Тест должен быть простым, то есть задания формулируются в нем коротко и четко.

5. Тест должен быть однозначным, то есть при оценки качества его выполнения разными экспертами не должно быть противоречий.

6. Тест должен быть полным, то есть охватывать все элементы знания по курсу (понятия, функции, виды, диагностика и т.д.)

В структуру теста должны входить такие элементы: = указания, какие знания тест выявляет, то есть что имеет в виду составитель; = описание условий задания; = инструкция испытуемому, то есть, как следует представить результат (выбрать из нескольких ответов, как отметить решение, самому сконструировать ответ); = эталон решения.

Тесты подвергаются экспериментальной статистической проверки.

Виды тестов успешности открытые (ответ конструирует сам студент) и закрытые (отличается наличием вариантов ответов (при двух альтернативных ответах % угадывания – 50, при множественном выборе – 5 вариантов ответа - % угадывания 20)).

При составлении таких тестов испытуемого важно предупредить сколько неверных ответов: это достигается инструкцией «выбрать номер правильных ответов».

В заданиях, содержится требование найти связь между объектами, используя матрицу: по горизонтали указать признаки, а по вертикали сами объекты или предметы.

Качество тестирования может быть улучшено при предъявлении испытуемым вопросов из тестов разного уровня (тест - лестница), когда следующий тест дается после успешного решения предыдущего: 1 уровень – тест требующий узнавания и припоминания без преобразования; 2 уровень – тест требует использование известной информации в типовых ситуациях, при решении типовых задач; 3 уровень – тест требует переноса знаний в нетипичную ситуацию; 4 уровень – тест требует самостоятельно находить решения, создавая новые для испытуемого правила и алгоритмы решения.

Недостатки тестового контроля:

1. Тест не дает возможности проверить умения, последовательно излагая материал;

2. Нельзя проверить им и речевые умения;

3. Тест дает лишь конечный результат, при этом неясно каким способом он получен;

4. Тестом нельзя проверить весь учебный материал, все умения и навыки, то есть сущность теоретических концепций, целостность представлений о диагностике;

5. При тестовом контроле знания носят «точечный» характер;

6. Тест предполагает особый метод обучения – бихевиористский, так как знания в нем отрабатываются по типу стимул – реакция.

Тема: Руководство самостоятельной работы студента.

План:

1. Самостоятельная работа на лекции и других видах занятий;

2. Самостоятельная работа студентов вне аудитории.

Вопрос.

Усвоение учебного материала не возможно без самостоятельной работы студентов: в ходе такой работы происходит перевод содержания в соответствии с индивидуальным стилем мышления, опытом студента. К сожалению, не у всех студентов к моменту обучения в ВУЗе имеется адекватная собственная модель обучения, поэтому представляется необходимым специальное обучение студентов способам освоения информации по психологии.

Самостоятельная работа студента начинается уже на лекции, а задача педагога – помочь вырабатывать им для себя продуктивные методы поиска и освоения информация.

Прежде всего, студенты должны научиться грамотно, работать с конспектами, например, составить опорные конспекты. Такой конспект включает основные теоретические положения, факты. Подготовка опорного конспекта приучит любого студента выделять существенное в тексте лекции, осмысливать иллюстративный материал к ней, кратко или схематично записать содержание лекции. Суть работы с такими конспектами на лекции такова: за 10-15 минут до ее окончания студенты должны составить схему описания конспекта по всей записи. Задача преподавателя контроль за процессом составить схемы в первый раз, в дальнейшем студенты проявляют индивидуальность в составлении схемы. Подготовка таких конспектов может быть задана на дом. Результаты должны оглашаться с комментарием преподавателя для демонстрации образца.

Учебный материал сохраняется в такой самостоятельно структурированной форме и может быть использован студентами на зачете и экзамене.

Другой эффективной формой самостоятельной работы студентов служит решение так называемых учебных задач: используется при этом как репродуктивные, так и творческие задачи; их решение осуществляется первоначально в совместной деятельности.

Задача, специально подобранная или сконструированная для цели обучения, называется учебной. Задание же это требует выполнения какого-либо действия; у него менее строгая, чем у задачи, логическая формулировка, но требования похожи: ответить на вопрос, выполнить действия (составить схему, таблицу, выявить параметры, характеристики, сделать конспект и т.д.). Исследование мышления всегда считается лучшим способом побудить человека думать постановку перед ним задач.

Одна из известных в науке классификаций учебных задач принадлежит Д. Г. Талленгеровой, которая выделяла 5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам:

1. Задачи на восприятие знаний;

2. Задачи на простые мыслительные операции;

3. Задачи на сложные мыслительные операции;

4. Задачи, предполагающие обобщение знание;

5. Задачи на продуктивное мышление.

Существует классификация учебных задач Г. А. Балла. В зависимости от познавательных операций используется при решении задачи, выделяется 5 видов задач: 1. Перцептивные задачи: рассмотреть рисунок, найти части объекта и т.д.; 2. Мыслительные задачи (сравнение, анализ, классификация объектов с использованием разных мыслительных операций); 3. Имажинативные задачи (образные). Если надо такие задачи опираются на уже имеющиеся знания у студента, а в таких задачах надо представить и описать события в сослагательном наклонении (представьте себе, что, чтобы было, если ….); 4. Мнемические задачи (запомнить, вспомнить, припомнить и прочее); 5. Коммуникативные задачи – на установление контакта, на поддержание общения или прекращение.

Если за основу классификации учебных задач принимать цели профессионального обучения, то можно выделить такие 2 группы учебных задач: 1. Задачи, целью которых является овладение учебной информации; 2. Задачи, целью которых является овладение не только профессиональными знаниями, но и выработки умений и навыков.

Каждая группа задач (последняя классификация) может содержать следующие вопросы: 1. Прямые вопросы требуют знание учебного материала и способность его припомнить. Такие вопросы актуализирует учебный материал, и дают возможность понять, какие знания наиболее существенны в освоении науки: основные понятия, функции, механизмы, свойства, виды, закономерности, например, психические явления; второй вид вопросов – это косвенные вопросы, на которые нельзя ответить через простое запоминание, косвенные вопросы требуют интерпретации психических фактов, особенности трактовки законов, сравнительный анализ разных концепций, точек зрения, представлений; проблемы, требуют продуктивного мышления.

Задачи первой группы могут быть такими вопросами-требованиями: какая память называется опосредованной; дайте определение вниманию, какими методами его можно изучить.

Вопросы второй группы (косвенные): какие цветы выглядят ярче в сумерках – маки или васильки; в чем сходны и различны ощущение и восприятие.

Вопросы проблемы: каковыми могут быть научные проблемы из диссертационных исследований.

Для задач второй группы применение вопросов, например, в психологии консультирования, могут быть следующие вопросы – требование: выберете правильный ответ из приведенных ниже. Косвенный вопрос на понимание профессиональных знаний, например, что из перечисленного является барьером для клиента и требованием для консультанта, умение их преодолевать, а варианты ответов прилагаются (В. Е Коган Практическая психология для психологов и врачей: обучающий тестовый контроль. – М., 1999)

Задачи-проблемы – реальные запросы клиентов, которые психолог решает в своей профессиональной деятельности. Проанализировать отрывок из художественного произведения по схеме, по вопросам.

Для обеспечения эффективности познания материала важно не только качество задач, но их набор, система: оптимальное количество учебных задач должно охватывать все основные понятия и закономерности по изучаемой теме; учебные задачи должны быть разнообразны по виду; задачи должны быть привлекательны по содержанию для студента: они должны быть минимальны по тексту, очень кратко сформулированы. Использование учебных задач в процессе подготовки студента обеспечивает результативность в освоении курсов психологии.

Весьма полезным оказывается использование в лекционном курсе фрагмента лекции, подготовленной студентами. Подготовка их заранее планируется, а изложение ведется студентами по очереди, причем содержание объектов должно дополнять материал преподавателя. Это может быть примером иллюстрации теоретических положений, исторические факты, описание экспериментов и другие варианты, которые могли бы украсить и дополнить текст лекции. В выборе видов самостоятельной работы студента на лекции должно проявляться педагогическое творчество.

Вопрос.

Самостоятельная работа может осуществляться и без преподавателя, но, как показывает опыт, студенты не склонны загружать себя работой, если она не регламентирована, они не чувствуют в этом нужды, особенно на младших курсах. Это приводит к слишком позднему осознанию необходимости самостоятельно постигать учебный материал. Такие студенты, как правило, к окончанию учебы не успевает приобрести навыки работы с научной литературой, ослабляя профессиональную подготовку.

Самостоятельная работа студентов обычно регламентируется преподавателем, контролирующих выполнение задания внеаудиторных занятий. Этот контроль осуществляется на коллоквиумах, зачетах, экзаменах. Это могут быть такие виды задания:

1. Специальные задания для осмысления пройденного материала (составить схемы, таблицы, подобрать примеры, термины, иллюстрации);

2. Самостоятельно изучить некоторые темы по нескольким учебникам по предлагаемому преподавателем плану, в котором он вносит все компоненты структуры, пройденного курса;

3. Мини исследование. Диагностика 1-3 испытуемых, результаты которой могли бы подтвердить уже имеющуюся у студентов теоретическую информац2ию. Это может быть повторение известного описанного опыта.

4. Описание эксперимента – для вырабатывания навыка анализа, интерпретации данных конкретных эмпирических исследований как подготовка к написанию курсовых и дипломных работ.

Кроме этого можно использовать:

5. Конспектирование первоисточников или составление тезисов лекций по курсу. Обычно для конспектирования предлагаются отдельные разделы, параграфы, фрагменты большого текста (как правило, монографий или учебников);

6. Написание и оформление курсовых работ и ВКР.

Наши рекомендации