Гештальтпсихология. Основные исследования
В США Бихевиоризм «выступил» против психологии сознания, а в Германии группа молодых психологов стала ядром новой научной школы, которую они назвали гештальтпсихологией. Это одна из школ современной зарубежной психологии, отстаивающая принцип целостности при анализе психических явлений.
В ядро новой школы вошли такие ученые, как М. Вертгеймер, В.Келер, К.Кофка. В 1910 году во Франкфурте-на-Майне в психологическом институте Макс Вертгеймер (1880 – 1943) искал ответ на вопрос, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер (1887 – 1967) и Кофка (1886 – 1941) были одновременно и участниками обсуждения опытов Вертгеймера, и его испытуемыми.
Схема опытов Вертгеймера была простой: через 2 щели – вертикальную и отклоненную от нее на 20 – 30о другую щель – с разными интервалами пропускался свет. При интервале больше 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно как идущие друг за другом. При интервале меньше 30 миллисекунд раздражители воспринимались одновременно, а при интервале примерно 60 миллисекунд возникало восприятие движения.
Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом; этот термин выявлял уникальность явления и главное – его несводимость к сумме ощущений как было тогда принято.
Результат опытов был обычен: Вертгеймер испытывал давно изобретенный стробоскоп при вращении с известной скоростью отдельных изображений, позволявший создать видимость движений – принцип создания кинопроектора.
Вертгеймер видел смысл своих опытов в опровержении тогдашней догмы, ведь в составе сознания обнаружились целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы.
Гештальтпсихологи своей сверхзадачей считали преобразование психологии; они были хорошими экспериментаторами (Вертгеймер учился у Кюльпе в Вюрцбурге, Келер и Кофка - у Штумпфа в Берлине). Их недовольство вызывало то, что высшие психические процессы оставались вне экспериментального анализа, который ограничивался описанием сенсорного опыта и принципом ассоциации.
Они считали, что исходные посылки изучения высших процессов были ложными, поэтому считали своей задачей пересмотреть простейшие чувственные феномены, одним из которых и оказался целостный феномен, описанный Вертгеймером в 1912 году в статье «Экспериментальные исследования видимого движения». От этой статьи и идет родословная гештальтизма.
Главный постулат гештальтпсихологии звучит так: первичными данными психологии являются целостные структуры – гештальты, в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальты имеют свои характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят.
Интересен факт практически одновременного возникновения бихевиоризма и гештальтпсихологии в условиях нараставшей неудовлетворенности предметом и принципами психологии. Эти два направления стали своеобразным сдвигом психологии в другую сторону от стереотипов структурной и функциональной школ.
Историки психологии считают, что главной мишенью для гештальтистов был структурализм. Он трактовал сознание как сооружение «кирпичей - ощущений» и цемента между ними - ассоциаций.
Гештальтисты отвергли и функционализм, отказавшись от дополнительных элементов или актов, которые из вне якобы упорядочивают сенсорный состав сознания, придавая ему гештальт, т.е. целостный образ.
Гештальтисты – это преемники европейского функционализма, а бихевиористы – американского. Но и те, и другие должны были преодолеть противопоставление «механицизм-телеология» (философское учение о целесообразности всех явлений природы).
Это преодоление как бы роднило бихевиоризм и гештальтизм, но разделяло их отношение к проблеме сознания: бихевиористы устраняли сознание из объяснений поведения человека, а гештильтисты, наоборот, главную задачу видели в новом объяснении фактов сознания как единственной психической реальности. Чтобы выявить в сознании новые структуры или целостности нужно самонаблюдение.
Гештальтисты отвергли два прежних варианта интроспекции. Вундтовский вариант, основанный на отчете испытуемого об элементах его непосредственного опыта, и вюрцбургский – метод, основанный на членении сознания на фракции. Ими был принят третий вариант интроспекции – феноменологический, который предлагал занять позицию наивного наблюдателя без предвзятых представлений о строении души.
Идея феноменологического метода, свободного от стереотипов, была предложена профессором Гюссерлем (ум. 1938 г.). Он оказал влияние на молодых сотрудников Г.Э. Мюллера, Д.Катуа и Е. Рубина, которые перешли от атомистического подхода чувственного восприятия к целостному. Открытый Рубином феномен «фигуры и фона» занял почетное место среди основных законов гештальта.
Для бихевиористов моделью новой психологии служила биология, а для гештальтпсихологов – физика.
Понятие о гештальте относилось не только к области сознания, а стало основой системного подхода ко всем явлениям жизни, т.е. благодаря гештальтпсихологии в науке зародился новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели.
Бихевиористы, гештальтпсихологи сделали открытия не только в психологии сознания, но и в педагогической психологии. К.Кофка подчеркивал независимость двух процессов – созревания и обучения, хотя в процессе развития обучение может опережать созревание, отставать от него, идти параллельно. По Кофке обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, а процесс созревания не ускоряет обучение.
Гештальтпсихологи изучали и познавательные процессы, и развитие личности ребенка. Кофка в своей лаборатории исследовал восприятие детей и доказал, что в ходе жизни образы внешнего мира дифференцируются и становятся более точными. Он же сформулировал закон восприятия, который назвал трансдукцией и доказал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.
Развитие восприятия у детей исследовал Г.Фолькельт, он обнаружил, что, изображая похожие фигуры, дети переходят от плоскостного изображения к объемному (круг + треугольник ¦конус).
В России в школе А. В. Запорожца выявлены образы, которые могут быть сенсорными эталонами, лежащими в основе узнавания предметов. Келер доказал, что переход от схватывания общего к его разделению идет и в интеллектуальном развитии: осознание новых сочетаний предметов приводит к образованию нового гештальта, а его осознание и есть суть мышления. Этот процесс Келер назвал переструктурирование гештальта (процесс происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта). Чтобы подчеркнуть мгновенный характер мышления, Келер назвал момент переструктурирования инсайтом, т.е. озарением. Представитель вюрцбургской школы К.Бюлер, придя к такому же выводу называл такое озарение – «ага-переживанием», также подчеркивая его внезапность и одномоментность.
К подобным выводам о роли инсайта в переструктурировании образов пришел и М.Вертгеймер, который длительно исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых.
Понятие инсайта (от англ. «усмотрение») стало ключевым в гештальтпсихологии. Ему был придан универсальный характер, оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения (а Э.Торндайк и бихевиористы объясняли эти адаптивные формы принципом «проб, ошибок и случайного успеха»).
Смысл конфронтации гештальтизма и бихевиоризма психологи видят в ответе на вопрос: постепенно или мгновенно решается интеллектуальная или поведенческая задача.
Для гештальтистов инсайт означал переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно этой новой структуре должен меняться и характер приспособительных реакций. Первично понимание, т.е. сдвиг в образном поле; вторично – двигательное приспособление к этому новому образу.
А концепция «проб и ошибок» игнорировала понимание, каким бы оно ни было – мгновенным или постепенным.
Раздел между гештальтизмом и бихевиоризмом создала еще проблема части и целого. Гештальтпсихология отстаивала идею целостности в противовес взглядам бихевиористов на сложную реакцию как сумму элементарных реакций.
Бихевиористы давали фактам детерминистское объяснение: двигательная реакция всегда трактовалась ими как эффект, который производится объективно контролируемыми независимыми переменными.
Келер и его последователи считали принцип гештальта единым для разных явлений, он, якобы, приводил сознание в соответствие с физическим миром, не лишая этот мир самостоятельной ценности. Это выразилось в понятии изоморфизма (изоморфизм - идея о соответствии между физической, физиологической и психологической системами - позволял привести сознание в соответствие с физическим миром, не лишая его самостоятельной ценности).
Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно, однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой системе.
Физиологическая и психологическая системы, например, по взглядам гештальтистов, изоморфны друг к другу. Это примерно так же, как топографическая карта соответствует рельефу местности.
За работой К.Келера о физических гештальтах вышла книга К.Коффки «Основы психологии развития» (1921), потом – программная статья М.Вертгеймера, исследования, относящиеся к учению о гештальте (1923). Это и была программа нового направления. До 30-х годов XX века гештальтисты успели издать 22 тома специального журнала «Психологическое исследование». К уже известным в науке Вертгеймеру, Келлеру, Коффке в эти годы был особенно близок тогда доцент Берлинского университета, создавший самостоятельную школу в русле гештальтпсихологии, - Курт Левин.
В 20-е годы XX века у гештальтистов уже были серьезные достижения в изучении зрительного восприятия. Известны опыты Келлера с курицей, клевавшей корм с более светлой части квадрата. Было предложено 114 законов гештальта. Это не только закон «фигуры и фона», но и закон транспозиции – реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношения.
Были предложены следующие законы:
1. Закон прегнантности – это тенденция воспринимаемого образа принять законченную и «хорошую» форму (это целостная фигура, которую нельзя сделать более простой или более упорядоченной);
2. Константность означала постоянство образа вещи при изменении условий ее восприятия.
В исследованиях мышления к тупиковой ситуации привела идея трансформации когнитивного поля безотносительно к реальной предметной деятельности. Этой проблеме была посвящена так и не завершенная М.Вертгеймером книга «Продуктивное мышление» (издана в 1945 году, в России - в 1987).
Вертгеймер проводил опыты с детьми, со взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе интервью и с А. Энштейном, исходя из положений гештальтпсихологии об инсайтном мышлении (инсайт – это схватывание целого, например, у Вертгеймера это принцип решения мыслительных задач). Ученый выступил против традиционного обучения в школе. Он доказал, что творческое мышление зависит от той схемы или чертежа, в виде которого представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы и зависит правильность решения, причем, хорошая схема позволяет создать из элементов проблемной ситуации разные гештальты, т.е. альтернативные образы.
Этот процесс создания разных образов из постоянных элементов и является процессом творчества. Так как такое переструктурирование легче производить на образном материале (а не на вербальном), Вертгеймер говорил, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у ребенка. Кроме того, он считал, что всякое упражнение убивает творческое мышление.
Первая информация о гештальпсихологии поступила в психологию США в 1922 году. К 30-м годам XX века, когда стал складываться необихевиоризм, гештальтпсихологи, спасаясь от нацизма, иммигрировали в США, а внешне это соответствовало, якобы распаду школы, но были и внутренние причины распада школы – аналогия с физикой не расширила возможности причинного объяснения явлений психики и сознания, а такой подход к сознанию был неприемлем.
Курт Левин. Теория поля
В Берлинском университете Курт Левин сближается к Коффкой, Келлером и Вертгеймером. Их объединяет общий взгляд на природу психического и то, что как основу экспериментальной психологии они выбирали физику. После выезда в США К.Левин преподает в Стэнфордском и Корнельском университетах. С 1945 года он возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте (исследования по социальной психологии).
Теория личности К.Левина разработана в русле гештальтпсихологии и получила название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности - мнимые). Он считал потребности мотором (механизмом) человеческого поведения, содержанию потребности Левин не придавал значения, главной для него была динамическая характеристика потребности: ее сильная или слабая напряженность, ее коммуникация с другими потребностями.
Квазипотребность, по К.Левину, - это некая напряженная система или намерение, которое возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению.
К.Левин считал, что потребности в структуре личности связываются друг с другом в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. К.Левин называет этот процесс «коммуникацией заряженных систем». Эта коммуникация делает поведение человека более гибким, помогает человеку находить выход из сложных ситуаций. А гибкость возникает благодаря сложной системе замещающих действий (формирующихся на основе связанных между собой потребностей).
Б.В.Зейгарник в труде о теории личности К.Левина пишет: «Опыты с замещением привели К.Левина к выводам:
замещение зависит от степени напряженности системы, т.к. именно сила напряжения определяет эффективность замещения;
недостижимость цели приводит к символическому замещению в ирреальной сфере».
Им были выделены такие типы замещений:
1. Эквивалентные замещения, например, вместо опускания письма в ящик его передают через кого-то, напряжение устраняется.
2. Когда выполнение деятельности идет в направлении первоначальной цели, но останавливается; например, вместо покупки предмета, человек идет по нужной улице, но забывает зайти в магазин.
3. Нереальные символические решения, например, опыты Т.Дембо, когда испытуемый должен был достать предмет с расстояния, с которого сделать это невозможно. Иногда такое замещение может успокоить человека, т.к. для него важна внутренняя цель деятельности, а достичь ее можно мысленно.
Уровень реальности связан с социальным фактором: и основные и замещающие действия социальны.
Известен пример, когда детям-школьникам давали задание, но дети узнавали, что задание, порученное им, уже выполнено другими. Дети обижались, но тут же с удовольствием брались за другое задание, предложенное им.
Таким образом, человек не привязан к определенному действию или к определенному способу выхода или решения ситуаций.
На основе экспериментов К.Левин приходит к выводу, что не только неврозы, но и когнитивные процессы (сохранение или забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребности. Ему удалось доказать: не только ситуация данного момента, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определить его деятельность.
Наличие идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолевать непосредственное влияние поля окружающих предметов, т.е. человек может «встать над полем». Такое поведение Левин называет волевым, в отличие от полевого поведения, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения.
К.Левин считал важным понятие временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Временная перспектива дает возможность преодолевать давление окружающего поля, что особенно важно в ситуации выбора для человека. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, т.к. для этого нужно было повернуться к нему спиной.
Эти исследования легли в основу разработанной им теории конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление - стремление», «избегание - избегание», «стремление - избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии – против себя, других, ситуации.
Работы К.Левина раскрывали и значение системы воспитательных приемов для формирования личности ребенка, развития у него способности к разрешению этих конфликтов. Он рассматривал системы применяемых взрослым наказаний и поощрений. При наказании за невыполнение неприятного для ребенка задания дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Чтобы произошла разрядка (удовлетворение потребности), ребенок мог или принять наказание, или выполнить неприятное для него задание. Но намного легче для него постараться «выйти из поля», пусть даже это произойдет в идеальном плане, т.е. на уровне фантазии. По К.Левину, система наказаний не способствует развитию волевого поведения, но увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, т.к. за барьером, т.е. предметом с отрицательной валентностью следует предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает выполнить неприятное задание. Оптимальной считается та система, при которой дети строят временную перспективу, чтобы снять барьеры данного поля (предмета с отрицательной валентностью) и показать им значение трудного в данный момент задания, превратив тем самым отрицательную валентность в положительную.
Левин создал серию психологических методик, например, после случая в берлинском ресторане, где Левин обедал со студентами, и официант лучше запомнил сумму, заплаченную только что, чем ту, которую оплатили уже вышедшие из ресторана посетители (ведь он забывал счет, как только тот был оплачен) ученый предложил Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (пока напряжение сохраняется, а потребность не реализована) и завершенных действий. Оказалось, что незавершенные действия запоминались в два раза лучше законченных. Позже это явление получило название «коэффициент Зейгарник» или «эффект Зейгарник».
Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял несколько психологических школ, он лежал и в основе бихевиоризма, и в основе психоанализа, в его представлении о присущем организму «квантууме», т.е. стремящейся к разрядке психической энергии.
У К.Левина было два подхода к объяснению принципа разрядки напряжения. Во-первых, он перешел от мысли, что энергия мотива замкнута в пределах организма к мысли о системе «организм – среда», в котором индивид и его окружение были нераздельным динамическим целым. Во-вторых, он считал, что мотивация – это не биологическая константа, что мотивационное напряжение может быть создано и самим индивидом, и другими людьми, например, экспериментатором, который требует выполнить задание. Таким образом, он признавал за мотивацией собственно психологический статус, она не сводилась к биопотребностям, исчерпав которые организм может исчерпывать свой мотивационный потенциал.
Такой подход открыл путь новым методикам к изучению мотивации. Например, была создана методика изучения уровня притязаний, которые определяются трудностью целей. Удалось проанализировать ряд психологических феноменов: принятие решения, реакцию на успех (неуспех), поведение в конфликтах. Левин показал необходимость целостного и адекватного понимания себя человеком.
Большую роль в психологии личности и в понимании причин отклоняющегося поведения сыграло открытие Левиным таких понятий, как «уровень притязаний», «эффект неадекватности» (он проявляется в попытках доказать человеку неправильность его представлений о себе).
К.Левин показал, что отрицательно на поведение влияет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, т.к. нарушается равновесие со средой.
Открытие им временной перспективы и уровня притязаний сближает его с А.Адлером и гуманистической психологией по вопросам сохранения целостности личности. Изложенные выше взгляды К.Левина зафиксированы в таких его книгах: «Динамическая теория личности» (1935), «Принципы топологической психологии» (1936), опубликованные уже в США. Там же К.Левин перенес свои прежние схемы на новый объект изучения – группы: «группа – это динамическое целое». В американский период жизни он занимался групповой динамикой, групповой дифференциацией, типологией стилей общения (демократический, попустительский, авторитарный), условиями выделения лидеров, «звезд», отверженных в группе. Таким образом, его последние исследования были социально-психологическими.