Основные психологические школы. Структурализм
К окончанию XIX века в психологии происходят значительные изменения. Принято считать, что этот период был кризисным в истории психологии, т.к. появились различные школы, каждая из которых в центр своей категориальной системы ставила какую то одну категорию.
Так, направление, придававшее значение «главной единице» сознания – гештальту (психол. целостный образ, целостная структура, формирующиеся в сознании человека при восприятии объектов, при представлении о них) - утвердилась под названием гештальтпсихологии. Она считала, что психические образы – это целостности, которые только искусственным путем можно разделить или расщепить на элементы.
Изменился категориальный статус и психического действия: если раньше оно признавалось внутренним духовным актом субъекта, то теперь включало и внешнее телесное действие. Оно стало изучением бихевиоризма как направления психологии.
А когда определяющей для психической жизни вместо сознания стала сфера бессознательного (мотивы, влечения), тогда возникла школа З.Фрейда и направление с множеством ответвлений – психоанализ.
Французские психологи активно анализировали отношения между людьми, немецкие – включенность личности к культурные ценности. Так и возникали своеобразные психологические школы. Все дальнейшее развитие психологии происходило во взаимодействии этих школ.
Структурная школа, представителей которой называли структуралистами, считали, что, понятие структуры объясняет связь между ее элементами.
Именно исследование структуры сознания было главной задачей структуралистов. В основе их учения лежала идея В.Вундта, а в ней чувствовалось влияние механического естествознания.
Ученики Вундта, потерявшие веру в его идею разъехались. И только Эдвард Титченер (1867 – 1927) уезжает в США и в 1893 году в Корнуэльском университете продолжает следовать вундтовским программам. К 1905году он опубликовал четырехтомную «Экспериментальную психологию».
По Титченеру, перед психологией стоят три вопроса – Что? Как? Почему? Первый вопрос требует выявить, из каких элементов построен исследуемый предмет. Второй вопрос – как эти элементы комбинируются в предмете. Третий вопрос – почему возникает такая комбинация.
Таким образом, это означало поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаемости.
Под сознанием Титченер понимал не то, что сообщает человеку его «банальное самонаблюдение», сознание имеет свой строй, материал, скрытый за поверхностью его явлений.
Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен исправить «ошибку стимула», которая выражается в смешении психического процесса с наблюдаемым внешним объектом, стимулом этого процесса.
Знание о внешнем мире оттесняет «непосредственный опыт и материю сознания». Это знание оседает в языке. Вербальные отчеты испытуемых – это информация о событиях, явлениях внешнего мира. Титченер требовал такого языка, которым можно было бы говорить о «психической материи», причем, в этой «психической материи» он различал три категории элементов: 1) ощущение (это простейший процесс, он обладает качеством и интенсивностью, отчетливостью и длительностью); 2) образ; 3) чувства.
Никаких надстроек над этими элементами материи Э.Титченер не признавал (когда Вюрцбургская школа требовала прибавить к чувственным единицам сознания «внечувственную чистую мысль», которая свободна от образов, Титченер, был против этого и противопоставил этой идее свою «контекстную теорию значения»).
Представления о каком-либо объекте, по Титченеру, - это совокупность чувственных элементов. Часто их может покидать сознание, в сознании только остается сенсорная сердцевина. Но ее достаточно, чтобы воспроизвести всю совокупность чувств. Он верил, что сочетание интроспекции с экспериментам и с математикой приблизит психологию к стандартам естествознания. Причину упадка лаборатории Титченера и его идей следует искать в объективных обстоятельствах дальнейшего развития психологии.
Вюрцбургская школа
К началу XX века в университетах мира уже существовали десятки экспериментальных психологических лабораторий. Но существенно новых фактов для науки их работа не давала.
В журнале «Архив общей психологии» были опубликованы работы молодых стажеров профессора О.Кюльпе (1862 - 1915) из баварского города Вюрцбург. Ученик В.Вундта, О.Кюльпе, стал его ассистентом, но возглавив лабораторию в Вюрцбурге выступил против Вундта. В его лаборатории впервые (при изучении порогов чувствительности, времени реакций, ассоциативных экспериментов и т.д.), были использованы изменения в инструкции испытуемому, который должен был не только сказать, например, какой из предметов тяжелее при очередном взвешивании предметов, но и сообщить какие процессы протекали в его сознании перед тем, какое выносил суждение о весе предмета. Отчет испытуемого рассматривался как информация о простейшем элементе сознания. Экспериментаторов интересовали психические образы в виде элементарных качеств ощущений, т.е. эффекты от действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты). Эффекты считались отражением структуры интрапсихической сферы.
В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы, принятой тогда в экспериментальной психологической модели с двумя переменными: 1) раздражителем, воздействующим на испытуемого; 2) ответной реакции на испытуемого. Они вводят третью особую переменную: это то состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя. Эксперименты доказали, что во время получения инструкции у испытуемого возникает установка на решение задачи. Перед восприятием раздражителя (например, какого-либо слова, на которое нужно быстро ответить другим словом). Эта установка регулирует ход процесса, но, она не осознается. Чувственные образы в этом процессе на решение задачи не влияют.
Кроме этого положения Вюрцбургская школа стала изучать психологию мышления, вводя новые переменные: установку (мотивационную переменную); задачу (или цель), процесс (т.е. смену поисковых ситуаций), несенсорные компоненты в составе сознания (т.е. умственные, а не чувственные образы). Такая схема противостояла традиционному ассоцианистскому подходу.
Кроме того, Вюрцбургская школа разработала категорию психического действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив, цель), операционно-аффективную динамику и состав.
Представителем Вюрцбургской школы был Нарцисс Ах (ум. 1946 г.). Он реализовал идею О.Кюльпе о том, что испытуемый «преднастроен» на выполнение задачи (установка сознания); внес в лексикон школы термин «сознанность» как несенсорное содержание сознания. Основная работа 1905 г. «О волевой деятельности и мышлении».
К.Бюлер (1879-1963) проработал в Вюрцбургской школе всего два года. Ввел экспериментальную психологическую методику: перед испытуемым ставили проблему, он, не используя хроноскопа, описывал, что происходит в его сознании в процессе решения проблемы.
Отто Зельц (ум.1944?) изучал мышление, экспериментально проанализировал зависимость мышления от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие «антиципаторной схемы» для изучения роли установки и мыслительной задачи, о возможности предвидеть результат уже в начале мыслительной деятельности.
Следует отметить, что после Вюрцбургской школы мышление в науке изучали вне ее традиций.