Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Эта сторона общения (интерактивная) позволяет проанализировать организацию совместной деятельности.
Нельзя путать понятия взаимодействие и коммуникация. Коммуникация организуется по поводу совместной деятельности для обмена информацией. Существуют описания структуры взаимодействия партнеров. Одно из них представлено в трансактном анализе – направлении, предлагающем регуляцию действий участников взаимодействия через:
1) регуляцию их позиции;
2) учет характера ситуации;
3) стиля взаимодействия.
С позиции теории трансактного анализа каждый партнер может занимать первую из трех позиций, которые условно обозначены «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Названия не связаны с социальной ролью, а лишь психологически описывают стратегию поведения, взаимодействия:
Позиция «ребенок» =позиции «хочу!»
Позиция «родитель» =позиции «надо!»
Позиция «взрослый» =позиции «хочу!»+ «надо!»
Автор теории трансактного анализа – американский социальный психолог Эрик Берн; в основе его теории – различные «эго – состояния» («родитель – я», «ребенок – я», «взрослый – я»). В каждый момент времени человек пребывает в 1 из 3 «эго – состояний», что и определяет его поведение. Каждое «эго – состояние» состоит из последовательностей: мысль ® переживание®действие. «Эго – состояние» - «Я - родитель» может быть критическим (родитель хранит запреты, нормы, совокупность предрассудков), а может быть кормящее – заботливое. Оно характеризуется следующими качествами: тепло, ободрение, готовность помочь, забота.
Тот, кто здраво оценивает реальность, - «взрослый - Я».
Кто чувствует себя, как в детстве, может пребывать в трех состояниях «Я -ребенок»:
1. Приспосабливающееся состояние (ребенок повинуется, замыкается в себе, дуется, боится);
2. Бунтарское состояние (на него оказывают влияние требования окружения, которые не соответствуют желаниям ребенка).
3. Свободное состояние (ребенок естественен, нет следов влияния на него, он ни о чем не заботится, радуется, сердится, исследует мир)
Трансакт включает стимул и реакцию между двумя эго-состояниями, т.е. это любое общение минимум двух людей. Если человек грамотно прочитывает трансакт межличностного общения, то легко понимает пути конструктивного диалога и причины помех.
Формы трансантов:
Параллельный трансакт (возникает между любыми парами эго-состояний) - 1
Перекрестный трансакт - 2
Скрытые трансакты - 3
Различают три основные стиля деятельности: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль задан определенной культурой. Акт взаимодействия делится на компоненты: позиции участников, ситуации, стиль общения.
Все виды взаимодействия делятся попарно на два противоположных вида:
1. кооперация;
2. конкуренция;
согласие – конфликты;
приспособление – оппозиция.
Кооперация – это упорядочивание, суммирование сил участников. Средство соединения сил – это отношения между участниками, их вклад в степень включения во взаимодействие. Самая яркая форма конкуренции – конфликт. Схема конфликтов в социальной психологии включает следующие характеристики (по Л.А.Петровской):
1) структура конфликта;
2) динамика;
3) функции;
4) типология.
1. Структура конфликта состоит из конфликтной ситуации, позиции оппонентов, объект конфликта, инцидент как пусковой механизм, развитие, разрешение конфликта.
2. Существуют две разновидности (Мортон Дойч) конфликтов – деструктивные, разрушающие отношения, и продуктивные.
В деструктивных конфликтах постоянно расширяется число участников, усиливаются негативные установки.
Продуктивные конфликты не касаются несовместимых личностей, являются следствием разных позиций на одну проблему и способствуют выработке одинакового понимания проблемы.
Важность интерактивной стороны общения обусловила появление в социальной психологии нового направления – «символический интеракционизм» (М.Мид). Моделью взаимодействия признается игра, в которой человек выбирает «значимого другого» и ориентируется на то, как сам воспринимается этим «другим».
Стратегия взаимоотношений определяется характером общественных отношений, а тактика – представлением о партнере.
7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Термин «социальная перцепция» введен в 1977 году Дж.Брунером. Это взаимопонимание, причем, истолковывается он как:
1. Понимание целей, установок и мотивов партнеров;
2. Не только понимание, но и принятие партнера, разделение его целей и установок.
Обычно социальной перцепцией называют восприятие социальных объектов – людей, групп, а восприятие человека человеком – всего лишь часть социальной перцепции.
Механизмы взаимопонимания таковы: по внешним данным мы «прочитываем» другого человека и «расшифровываем его внешние данные» (С.Л.Рубинштейн)
Осознание себя через другого имеет две стороны:
1. Идентификацию (уподобление);
2. Рефлексию (осознание того, как ты воспринимаешься другим)
По механизму сходна с идентификацией эмпатия – умение сочувствовать, но при этом поступать по-своему.
Особая отрасль социальной психологии – каузальная (причина) атрибуция. Авторы Г.Келли, Э.Джонс. Отрасль направлена на изучение попыток человека понять причину и следствие успешного или неуспешного события, участником или наблюдателем которого он является, т.е. интерпретировать свое и чужое поведение. Если считать атрибуцию способом приписывания целого класса характеристик (намерений, чувств), то следует сказать, что этот феномен приписывания черт в межличностном восприятии зависит от:
1. Уникальности или типичности поступка;
2. Социальной желательности или нежелательности.
Г.Келливыделил 3 типа атрибуции:
1. Личностная (причина приписывается человеку, совершившему поступок);
2. Объективная (причина приписывается объекту, на который действие направлено);
3. Обстоятельственная.
Еще одна область исследования межличностного восприятия это выделение различных эффектов:
1. Эффект ореола (общее положительное впечатление ведет к постоянной положительной оценке и наоборот);
2. Эффект новизны и первичности (учитывается значимость и порядок предъявления информации);
3. Эффект стереотипизации. Термин «социальный стереотип» введен в 20-е годы XX века Липпманом. Термин связан с неточностью представлений. Эффект стереотипизации ведет к упрощению восприятия, к неприятию или принятию. При восприятии важна точность, а стереотипы мешают, сужают степень восприятия.
Межличностная аттракция – это область исследований по выявлению механизмов образования эмоциональных отношений к воспринимаемому субъекту.
Аттракция – это формирование привлекательности к личности человека для воспринимающего его. Продукт отношения – определенное качество отношения.
Аттракция – особый вид социальной установки на другого человека, основанный на эмоциональном восприятии.
Уровни аттракции: симпатия; дружба; любовь (мало изучена в социальной психологии).
8. Проблема группы в социальной психологии
Реальность общественных отношений – это и есть реальность отношений между социальными группами.
Очень важно найти критерий, по которому можно было бы вычленить группы в классы.
Группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе и объединены общим признаком – совместной деятельностью. Они осознают свою принадлежность к этому образованию. (Г.М.Андреева) Выполняя социальные функции, человек является одновременно членом многих групп, он формируется как бы на пересечении этих групп.
Предметом анализа социальной психологии становится содержательная характеристика групп и специфика их воздействия на личность (а не только механизмы воздействия)
Группа – субъект социальной деятельности. К психологическим характеристикам группы как субъекта социальной деятельности относятся интересы группы, групповые ценности, потребности, мнение, цели.
Шерковин Ю.А.(1975) дает определение группы: «... это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, объективно выступающая как субъект деятельности».
Чтобы определить влияние общества на личность через группу, надо рассматривать группу как ячейку общества. В социальной психологии США применяют групповые и индивидуальные подходы, но не рассматривают групповую деятельность, обращаются к малым группам и не акцентируют их связь с общественными отношениями.
Параметры группы – это ее композиция (состав), структура, групповые процессы, нормы и ценности, система санкций.
Состав группы в каждом конкретном случае может быть возрастным, профессиональным или основанным на какой-либо характеристике членов группы. Структура группы может быть: структура предпочтений, структура власти, структура коммуникаций, структура групповой деятельности, структура эмоциональная (= структура межличностных отношений).
Групповые процессы – это процессы организации разных видов групповой деятельности.
Другая часть параметров касается положения индивида в группе как ее члена. Например, это статус или позиция как место индивида в группе.
Динамическим аспектом статуса является роль, т.е. функции, заданные индивиду группой. Если собрать набор функций, которые приписываются каждой из позиций индивида в группе, то получится роль матери, отца и т.д.
Система «групповых ожиданий» - это тоже характеристика индивида в группе, это ожидаемые образцы поведения, соответствующие роли.
Существуют групповые нормы и санкции для контроля поведения индивида. Нормы – установленные обществом модели, эталоны должного поведения. (Л.П.Буева). Санкции – механизмы, с помощью которых группа возвращает индивида на путь соблюдения групповых норм.
Общей чертой всех классификаций групп можно считать формы жизнедеятельности групп, но в социальной психологии следует учитывать место группы в общественных отношениях.
Для социальной психологии характерно деление групп на: условные и реальные, причем, все основные исследования сосредоточены на реальных группах (реальные лабораторные и реальные естественные).
Малые группы делятся на становящиеся и уже сложившиеся. Таким образом, все группы, начиная с реальных естественных, и являются объектом исследования социальной психологии.
9. Проблема больших социальных групп
Большие образования людей делят на два вида:
1. Случайно, стихийно возникающие и достаточно кратковременно существующие (толпа, публика, аудитория);
2. Сложившиеся в ходе исторического развития общества долговременные устойчивые группы (классы, этнические группы, нации, половозрастные группы – молодежь, пожилые люди, профессиональные группы).
Регуляторами социального поведения служат нравы, обычаи, традиции (в отличие от малых групп).
Еще одна характеристика – образ жизни группы, т.е. интересы, ценности, потребности.
Для большой группы, в особенности для этнической, важно наличие специфического языка.
В других больших группах он может быть в виде жаргона (в профессиональной группе, возрастной)
Все сквозные характеристики группы наполнены определенным содержанием. Большинство психологов выделяет две части содержания большой группы:
1. Психический склад как устойчивое образование (характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы)
2. Эмоциональная сфера большой группы. Это подвижное динамическое состояние (потребности, интересы, настроения).
Психический склад группы и психический склад личностей, входящих в нее, не совпадают.
Для исследования больших социальных групп используются межкультурные, сравнительные исследования (методы социологии, этнографии, языкознания). Социально-психологический анализ большой социальной группы состоит в выявлении связей между психологическими характеристиками группы, образцами поведения ее членов.
Классы. В них наиболее исследована эмоциональная динамическая сфера. В классовой психологии одни из значимых ее элементов - классовые потребности, интересы и так называемые социальные чувства (это характеристика эмоционального состояния группы). Некий психологический облик класса может проявляться в социальном характере, который, по неофрейдистам и Э.Фромму, является связующим звеном между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера у Э.Фромма не связаны с определенным социальным классом, а связаны с историческими типами самоотчуждения человека (накопительский тип, рыночный тип).
К психологическим характеристикам класса относятся такие регуляторы поведения, как привычки, обычаи, традиции.
Этнические группы до социальной психологии изучались в этнографии. Традиция исследования национальной этнической группы идет от В.Вундта, который исследовал мифы, обычаи, язык народа, считая его этнической общностью.
Сегодня в социальной психологии используются понятия «национальный характер, национальное самосознание, национальная психология» как синонимы психического склада нации.
Так же, как в психологии классов, в психологии этнических групп различают и психический склад, и эмоциональную сферу. Национальный характер следует рассматривать всего лишь как фиксацию наиболее отчетливо проявляющихся национальных черт. Но это фиксация условна уже потому, что национальное и социальное переплетаются.
Основной сферой проявления национального характера считается деятельность, поэтому, наряду с обычаями, изучается народное искусство и язык, поскольку именно через язык происходит и передача национальных черт, и социализация личности. Существуют этнические стереотипы, например, чувство «мы», которое фиксирует осознание особенностей свей группы в отличие от других. Стереотипы, чаще всего, возникают из-за ограниченности межэтнического общения.
Явление этноцентризма опасно, т.к. признает эталоном все жизненные явления только своей этнической группы. Ученые так и не пришли к выявлению причин национальных особенностей людей.
Рассмотрим стихийные группы и массовидные движения – это кратковременные объединения большого число лиц. Среди них выделяют толпу, массу, публику.
Один из главных факторов формирования этих групп – общественное мнение как выражение массового сознания.
Толпа образуется на улице по поводу различных событий (ДТП и т.п.). Длительность ее существования зависит от значительности инцидента: толпа зевак быстро растворяется, но толпа может перейти в действие (беспорядки), т.е. стихия – это всегда основной фон толпы, который может привести к агрессивности.
Масса – наиболее стабильное образование с нечеткими границами; это определенные слои общества, сознательно собравшиеся для определенной акции: манифестации, демонстрации, митинги. Лидеры обычно известны заранее, а в массовидных действиях принимают участие представители групп и движений.
Толпа и масса обычно разнородны по составу.
Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем (болельщики на трибунах стадионов и т.п.). Публика в замкнутых помещениях – аудитория. Но и в публике действуют законы массы, поэтому если возник инцидент, то неуправляемость публики гарантирована.
В подобных группах источником информации, кроме СМИ, часто могут быть слухи и сплетни, у которых свои законы распространения: например, возникает так называемый «эффект доверия» без потребности проверки, личность не контролирует ситуацию. Существуют специальные способы воздействия в стихийный группах: заражение, подражание, внушение.
Заражение – это бессознательная подверженность индивида психическим состояниям. Передается через эмоциональное состояние и ведет к бессознательному подчинению образцу поведения. Существует реакция заражения, она подобна цепной реакции. Особая ситуация заражения - паника.
Заражение может происходить и в условиях массовых зрелищ (на концерте рок-группы экстаз артистов стимулируют аплодисменты).
Лидеры партий, общественные деятели, как правило, используют эффекты воздействия на массы: известны факты заражения личным примером в бою, в производстве. Заражение опасно в периоды нестабильного развития общества (Чечня).
Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие человека на другого человека или на группу. В зависимости от меры активности коммуникатора различают сообщение, убеждение, внушение. Считают, что во внушении работает невозможность критичной оценки внушаемого тем, кому внушается нечто. В 1903 году впервые М.В.Бехтерев ввел понятие «социальной суггестии»: тот, кто внушает – суггестор, тот, кому внушается, - суггеренд. Сопротивление внушению – контрсуггестия. Внушение носит вербальный характер и односторонне. Доказана зависимость суггестии от возраста: дети более суггестивны, чем взрослые. Эффект зависит от авторитета суггестора (Кашпировский прошел лишь освидетельствование, но не подтверждение результатов в институте мозга, а на телевидении его приняли).
Этот метод психологического программирования аудитории часто применяется в рекламе (имидж как концепция создает образ воспринимаемого телеведущего, умышленно смещаемый в определенную сторону, например, как в телепередаче – «Слабое звено»).
Подражание - механизм воздействия в условиях массового поведения, обозначающий воспроизведение индивидуальных черт или образцов поведения. Известна теория подражания Г.Тарда, идея которой такова: фундаментальный принцип развития и существования общества – подражание, оно – источник прогресса, оно действует по законам: от внутреннего к внешнему, от низшего к высшему. Следует помнить, что подражание ребенка взрослому не равно подражанию индивида нормам социального поведения.
Несмотря на кажущуюся односторонность, подражание обладает и обратной связью.
Социальные движения – особый класс социальных явлений; это достаточно организованное единство людей, которых объединяет цель изменить социальную действительность.
Социальное движение может быть:
1) широким движением с глобальными целями (борьба за мир);
2) локальным движением (территориально ограниченным – движение против использования полигонов);
3) социальное движение с прагматичными целями в отдельном регионе (движение за смещение администрации в районе).
Импульсом социального движения является проблемная ситуация. Оно имеет план и разработанные способы достижения цели. Для социального движения важны вопросы:
1. Механизмы присоединения к движению (могут быть фундаментальными и сиюминутными). Рекрутация сторонников может происходить на улицах, в группах, как механизм присоединения может работать теория относительной депривации, которая имеет идею: человек, испытывает потребность в достижении цели не тогда, когда он лишен чего-либо полностью, а тогда, когда лишен чего-то частично или лишен чего-то в сравнении с другими.
2. Соотношение позиций меньшинства и большинства. В концепции С.Московиси утверждается, что в каждом движении актуальна проблема несогласных с этим движением, поэтому надо учитывать и их позиции. Эта концепция указывает условия, в которых большинство может рассчитывать на основное влияние в движении.
3. Проблема лидера в социальном движении. Лидер должен обладать определенным имиджем, выражать и отстаивать цели социального движения.
10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Проблемы малой группы наиболее традиционны в социальной психологии.
Малая группа – та первичная среда, в которой личность делает свои первые шаги как социальное существо.
Первые исследования малой группы в 20 годы XX века фиксировали не взаимодействие между индивидами внутри группы, а лишь факт одновременного присутствия людей рядом (коакция).
Оказалось, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивидов.
Этот эффект был назван социальной фасилитацией, т.е. возрастающей сенсорной стимуляцией.
Торможение действий индивида под влиянием присутствующих – эффект социальной ингибиции.
Второй этап развития исследований – переход к изучению взаимодействия людей в группе. Важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто присутствие членов группы.
Европейская традиция изучения малой группы отличалась от американской. Социальная жизнь, ее сложность вызывала интерес к малой группе. Малая группа стоит на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии. Успехи в диагностике также стали причиной изучения малой группы.
Но к 30 годам XX века в США абсолютизировали малую группу как идеальный объект исследования.
Наиболее общее определение малой группы таково: это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (таким образом, общественные отношения в нейпроявляются в личных контактах.)
Пределы малой группы – от 2-3 человек до 30-40 человек. Споры о количестве ведутся до сих пор.
Диада – простейшая первичная форма общения на эмоциональном контакте.
По Г.М.Андреевой, логично не устанавливать, не принимать верхнего предела малой группы.
Наиболее приняты три классификации малой группы.
1. Ч.Кули – делит все группы на первичные (это группы с непосредственным контактом) и вторичные (в них используются посредники или средства связи).
Когда стали отождествлять с малой группой первичные группы, эта классификация потеряла смысл.
2. Э.Мэйо – разделил группы на формальные (четко заданы позиции членов, их роли, система подчинения, т.е. в них отношения строятся по вертикали) и неформальные (существуют внутри формальных групп, нет заданных отношений по вертикали, могут возникать сами по себе вне формальных групп).
3. Г.Хаймен – выделил группы членства (реальная группа) и референтные группы. Он открыл феномен референтных групп – те группы, в которые индивиды реально не включены, но нормы которых принимают. В дальнейшем Г.Келли выделил две функции референтных групп: сравнительную и нормативную, т.е. он подтвердил, что референтная группа нужна индивиду для сравнения своего поведения с ней или с нормами, на которые стоит равняться.
Если референтная группа входит в группу членства, т.е. в реальную группу, то она обозначается как значимый круг общения, т.е. выбран из реальной группы круг значимых людей.
В социальной психологии существуют три основных направления исследования малой группы:
1) социометрическое;
2) социологическое;
3) школа «групповой динамики».
Первое связано с именем Дж. Морено, который считал, что в обществе есть две структуры: макро- и микро-. Все конфликты и напряжения в обществе обусловлены их несовпадением. Например, система симпатий - антипатий индивида не вмещается в макроструктуру, и наоборот, ближнее окружение индивида – не обязательно то, какое ему нравится, поэтому нужно гармонизировать отношения макро- и микроструктур (1958). Это наивное предположение, но методика Морено стала популярной в выявлении межличностных отношений, сегодня она не может быть использована как основной метод изучения малых групп, т.к. в ней нет аспекта деятельности и мотивации выборов.
Второе направление связано с именем Э.Мэйо и его так называемыми «хоторнскими экспериментами». С 1924 по 1936 год в Америке в компании Western Electric шло снижение производительности труда сборщиц моторов. Сначала Э.Мэйо изучал влияние освещения на производительность, на следующем этапе эксперимента, улучшив условия труда, ввел перерывы в работе, изменил оплату труда, но самое главное – открыл новую переменную – осознание рабочим важности происходящего, потребности ощутить себя членом группы (т.е. эта переменная – социабельность). Таким образом, возникновение неформальных отношений на производстве повысило производительность труда. Это открытие Э.Мэйо воплотил в «доктрине человеческих отношений», в которой он и открыл два типа структуры в группе – формальную и неформальную.
Третье – «школа групповой динамики». Курт Левин – переехал из Германии в США в 40-гг., открыл в Мичиганском университете лабораторию по изучению групповой динамики. Опираясь на его «теорию поля», стали изучать динамику социального поведения. Через познание психических и социальных сил, влияющих на поведение, эта идея была применена к анализу психических и социальных сил и их изменение в лабораторных условиях в группах с заданными характеристиками.
Вся совокупность этих исследований стала называться групповой динамикой. Сотрудники К.Левина исследовали внутригрупповые конфликты, эффект групповой деятельности, в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения решений. И если основа групповой динамики – «теория поля» Курта Левина уже устарела, то методики исследования малой группы все еще работают сегодня.
Всякая малая группа, как и большая, имеет ряд статических (границы, состав, композицию) и динамических (процессы внутри группы) характеристик. Именно они – главная задача анализа в социальной психологии.
В процесс образования малых групп входят не только способы формирования малых групп, но и психологические механизмы:
1. Феномен группового давления на индивида (конформизм - нонконформизм).
2. Процесс групповой сплоченности.
3. Проблема лидерства.
4. Процесс принятия групповых решений.
5. Становление коллектива как стадии развития группы.
В социальной психологии всегда имеется в виду лишь процесс формирования реальных естественных малых групп.
Феномен «группового давления» называется иначе феноменом конформизма или конформного поведения – это психологическая характеристика личности, ее позиции по отношению к группе, принятию – неприятию групповых стандартов. Мера конформизма равна мере подчинения группе. Существует внешняя конформность (только внешнее приспособительство) и внутренняя конформность (индивид усваивает мнение большинства). Экспериментально доказана позиция негативизма, т.е. полное отрицание стандартов группы.
По А.В.Петровскому, в реальной группе существуют три типа поведения:
1. Групповая внушаемость – бесконфликтное приятие мнения группы.
2. Конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.
3. Коллективизм или коллективистическое самоопределение (единообразие поведения как результат сознательной солидарности личности с группой).
Американский социальный психолог М.Дойч выделил в проблеме конформизма два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, а члены группы воспринимают это как норму) и информативное групповое влияние (давление оказывает меньшинство, а член группы воспринимает его лишь как мнение, на основе которого он может сделать свой выбор).
Проблема влияния большинства и меньшинства проанализирована С. Московиси в контексте малой группы.
При изучении групповой сплоченности, прежде всего, учитывают эмоциональную основу межличностных отношений.
Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности» вычисляемый как отношение числа взаимных выборов к общему числу возможных выборов – это формальная характеристика малой группы.
Новый подход к проблеме сплоченности состоит в том, что главный интегратор группы – это совместная деятельность всех членов. Сплоченность группы означает, что состав ее объединен наилучшим образом.
В рамках отечественной психологии проблема групповой сплоченности разработана А.В.Петровским на основе «стратометрической концепции групповой активности», а позже на основе тории деятельностного опосредования межличностных отношений в группе.
Главная идея его теории: всю структуру группы можно представить состоящей из 3-х (позже их 4-х) слоев (страт).
эмоциональные контакты, межличностные отношения
ЦОЕ – ценностно-ориентационное единство
«ядро», цели группы
А, Б, В - это одновременно и уровни развития групповой сплоченности и три уровня развития группы.
На уровне В – поверхностный слой, групповые отношения строятся только на уровне эмоциональных контактов;
На уровне Б – дальнейшее сплочение группы в ходе совместной деятельности;
А – ядерный слой внутренних отношений, интеграция группы, ее сплоченность, общие для всех цели.
Что касается лидерства в малой группе, – это одна из кардинальных проблем социальной психологии; шире – это проблема руководства (оно не равно по смыслу лидерству).
Д.Б. Парыгин назвал семь пар отличий лидера от руководителя:
Лидер | Руководитель |
1) осуществляет в группе межличностные отношения; 2) организует микросреду; 3) возникает стихийно; 4) психологическая характеристика одного из членов. | 1) официальные отношения; 2) макросреда (общественные отношения); 3) назначают; 4) социальная характеристика. и другие. |
Но они часто сталкиваются с одинаковыми проблемами.
Лидер – это такой член малой группы, который выдвигается группой для организации ее при решении конкретных задач; остальные члены группы принимают его. Ведь он не только защитник, но и лицо группы.
Лидера считают элементом групповой структуры.
Существует несколько теорий происхождения лидерства.
Особое качество группы, связанное в общей деятельностью и указывающее на высший уровень ее развития, называется коллективом.
По А.С.Макаренко, важный признак коллектива – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная, отвечающая потребностям общества. Первый признак коллектива – это его направленность, которая обеспечивает такое качество личностей, которые в него входят, как целеустремленность. Каждый член коллектива должен признавать совместную деятельность как фактор образования коллектива, его развитие. В коллективе у большинства обрисована перспективная линия развития.
Существуют несколько моделей развития групп по стадиям, наиболее удачная попытка – это психологическая теория коллектива А.В.Петровского (1979). Главная идея его концепции – «деятельностное опосредование – это системообразующий признак коллектива». В последней редакции уровни структуры группы (их уже не 3, а 4) развиваются в обратном порядке, т.е. от ядерного уровня А. Идея стадий, по А.В.Петровскому, сочетается в разработке этой концепции с идеями Л.И.Уманского (1971) об обязательных параметрах группы, применительно к которым и замеряется уровень развития группы:
1) направленность коллектива,
2) организованность,
3) подготовленность и психологическая коммуникабельность.
Типология групп А.В.Петровского имеет два вектора:
1) вектор X – наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений с содержанием групповой деятельности;
2) вектор Y – общественно-значимая деятельность групп.
Векторы образуют пространство, в котором расположены все группы, функционирующие в обществе.
содержание деятельности
|
|
|
опосредование межличностных
Х отношений групповой деятельностью
| |
Гр.№1 – коллектив;
Гр.№2 – общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования межличностных отношений деятельностью, т.е. это группа еще не доросшая до уровня коллектива;
Гр.№3 – антиобщественная группа, но степень опосредования межличностных отношений совместной деятельностью высока (это преступная группа, банда);
Гр.№4 – антиобщественная группа со слабой степенью опосредованности антисоциальной деятельностью (т.е. она менее опасна, чем гр.№3, но прогрессу все равно препятствует);
Гр.№5 – группа с очень слабой степенью выраженности содержания деятельности и такой же слабой степенью значимости деятельности для групповых процессов.