Использование психодиагностических данных при оказании психологической помощи.

Психодиагност использует в своей работе категории нормы.

Для того чтобы суметь получить, обработать, сообщить результаты психодиагностической работы для оказания психологической помощи, психодиагносту требуется четко представить себе следующие особенности психической реальности клиента:

1. Степень ее структурированности, которая выражается в содержании рефлексии клиента на психическую реальность.

2. Отношение клиента к своей психической реальности, т.е. отношение клиента к своей индивидуальности.

3. Особенности восприятия психолога как источника психодиагностической информации.

Область оказания психологической помощи в работе психодиагноста может быть описана в виде следующих вопросов, обращенных к психической реальности:

1. Что происходит?

2. Чем это вызвано?

3. Что будет дальше?

Ответ на первый вопрос предполагает работу психодиагноста по описанию психической реальности клиента и сообщению ему описания. Клиент сам будет отвечать за использование этой информации и степень ее включенности в свои рефлексивные переживания. Психолог должен подготовить клиента к восприятию этой информации. При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь.

Предполагается использование стандартизированных методик. Эти методики, как известно, предполагают соблюдение строгих и сформулированных в явном виде правил. Но при их применении всегда надо пояснить, что они обеспечивают лишь с вероятной точностью постановку психологического диагноза и оказываются надежными в большей степени по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному клиенту.

Эту особенность стандартных измерительных методов психологу надо постоянно иметь в виду. Когда он использует полученную психологическую информацию для оказания психологической помощи. В этом плане стандартизированные измерительные методы-тесты используются как средство оказания психологической помощи, если психолог уверен, что клиент в состоянии адекватно воспринимать получаемую информацию.

В общем виде можно утверждать, что оказание психологической помощи через сообщение объективной достоверной психологической информации позволяет клиенту самому структурировать свои переживания.

При этом применение с этой целью клинических методов, а не стандартизированных, к которым, как мы уже отмечали, относятся проективные и диалоговые методы, дает возможность в большей степени получить индивидуализированные данные.

Достоинства и недостатки применения как стандартизированных, так и клинических методов при оказании с их помощью психологической помощи должны контролироваться психологом.

Так, к бесспорным достоинствам тестов относится объективный характер процедуры, возможность перепроверки результатов, которая основывается на выполнении составителем тестов требований психометрии: репрезентативности, надежности, валидности.

Репрезентативность – соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам популяции, на которой применяется тест.

Надежность – устойчивость процедуры измерения, независимость от случайных величин.

Валидность – соответствие методики измеряемому концепту.

Психологи считают, если тест не обладает репрезентативностью, надежностью, валидностью, его использование не рационально и не научно.

Рассмотрим особенности работы психодиагноста с задачей психологического прогноза «Что будет дальше?».

Психологический прогноз – один из видов оказания психологической помощи при сообщении клиенту психодиагностической информации. Чтобы осуществить прогноз, психолог должен для себя очень четко решить вопрос о содержании педагогического оптимизма, т.е. вопрос о возможности целенаправленного изменения свойств и качеств личности ребенка и взрослого человека. Длительный прогноз определяет представление психолога об устойчивых характеристиках личности. А кратковременный прогноз основан на его представлении об изменчивых характеристиках личности.

Кроме задач классификации событий и их прогноза, психодиагност решает еще аналитические задачи на исследование факторов, вызывающих то или иное явление «Чем это вызвано?». Следует использовать данные других наук – общей психологии, дифференциальной, нейропсихологии и др. Результаты аналитической диагностики сообщаются клиенту и используются возможности клиента самостоятельно двигаться дальше. При работе с коллегами (невропатологом, психиатром, нейропсихологом) повышается достоверность выделенных факторов.

Наши рекомендации