Психологическая информация в психодиагностической работе
Клиент строит свое взаимодействие с психодиагностом по-разному в зависимости от ситуации экспертизы или психологической помощи. В ситуации экспертизы клиент предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально-одобряемых форм поведения, т.е. он всегда стремиться вести себя правильно: бывает, он пытается отказаться от своих личных, индивидуальных проявлений, всячески подстраивается под эмоциональный фон эксперта, подыгрывает ему.
Ситуация экспертизы – это всегда психологическая задача и для самого эксперта. Реальность психоэкспертизы состоит в том, что это всегда экзамен на социальную зрелость клиента и – одновременно – на умение решать психологические задачи для диагноста. В ситуации же оказания психологической помощи, когда диагност общается с таким клиентом, который уже стал формулировать психологическую задачу, со стороны клиента наблюдается открытость, сотрудничество, желание выполнять все инструкции диагноста, он просит еще и еще задания. Но это повышает ответственность диагноста, т.к. он должен суметь не путать профессиональные обязанности и личные отношения с клиентом.
Главная задача диагноста – получение достоверной информации, поэтому в работе эксперта все начинается с наблюдения за клиентом в ходе обследования по методикам.
Наблюдение психодиагноста организовано его представлением о возрастной норме поведения. Это позволяет фиксировать реальное соответствие или несоответствие. Классификация фактов поведения клиента приводит диагноста к гипотезе о том, как надо решать психологическую задачу. Например, психодиагност в ходе наблюдения отмечает двигательную расторможенность или гипердинамический синдром – неусидчивость, беспокойство. Диагност выдвигает гипотезы на основе симптоматики и сопоставляет их с содержанием заказа на свою работу, затем он принимает решение о выборе методик для исследования такого клиента. Чтобы обследование дало достоверную информацию, диагност получает более широкий спектр симптомов, признаков, задавая клиенту продуманные вопросы в виде беседы, причем, выбор этих вопросов зависит как от заказа на специальную работу, так и от предварительного наблюдения диагноста. Затем методики и их результаты позволяют уточнить уже имеющиеся данные.
Схема получения психодиагностических данных такова:
1. Принятие заказа и определение задач взаимодействия с клиентом.
2. Классификация симптомов поведения и выработка гипотез.
3. Уточнение гипотез в ходе клинической беседы.
4. Обследование с помощью методик.
5. Обработка и выводы по результатам.
6. Обсуждение результатов диагностической работы с коллегами.
Организация и этапы психодиагностического исследования.
1. Определение целей и задач.
2. Выбор методики.
3. Оценка выбранной методики, соответствующей ее целям и задачам.
4. Организация точного соблюдения инструкций и контроль за условиями предъявления методики.
5. Минимизация влияния экспериментатора на результаты испытуемого.
6. Установление контакта с испытуемым, создание мотивации к процедуре тестирования.
7. Обеспечение анонимности психодиагностической информации.
8. Обработка, интерпретация и формирование выводов. Описание заключения.
9. Этические нормы психолога (психодиагноста).
Работая с методиками, психодиагност использует не одну, а «батарею» методик, т.е. несколько, направленных на разборку одной проблемы с разных сторон. Выбор батареи методик должен отвечать таким требованиям:
1. Адекватность поставленной клиентом задачи;
2. Адекватность психологической теории, по которой работает психодиагност;
3. Интерпретация полученных результатов на основе предполагаемых многофакторных отношений между полученными данными.
Интерпретация диагностических данных может быть количественной – при сравнении индивидуального результата со среднестатистическими нормами и качественной – при сравнении результатов с рядом эталонов.
Таким образом, получение психологической информации в работе психодиагноста, это организация взаимодействия с клиентом, в ходе которого могут быть получены данные, отражающие его психическую реальность в результатах наблюдения, клинической беседы, в данных работы с батареей методик, проинтерпретированных психологом.